На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социальнопрофессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.03.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
1.1 Система учреждений начального профессионального образования
1.2 Содержание работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
1.3 Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Глава 2. Формирование социально - профессиональной компетентности учащихся начального профессионального образования как критерий качества образования
2.1 Сущность понятия социально - профессиональная компетенция
2.2 Социально - профессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования
Глава 3. Эмпирическое исследование аспектов формирования социально - профессиональной компетенция в учреждениях начального профессионального образования
3.1 Методологические основы исследования аспектов формирования социально - профессиональной компетенция в учреждениях начального профессионального образования
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально - профессиональной компетенция в учреждениях начального профессионального образования
3.3 Социально - педагогическая программа формирования социально - профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность исследования. «Федеральной целевой программой развития образования в 2006-2010 гг.», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», современной моделью образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, предусмотрено существенное обновление содержания и структуры профессионального образования, опережающее развитие начального профессионального образования, требующее новых подходов в научном осмыслении, конструировании и организации образовательного процесса. Политический аспект инновационного пути развития для Российской Федерации резко обостряет проблему качества образования. В связи с этим, важным основанием для обновления целей, содержания и результатов начального профессионального образования является компетентностный подход, цель которого состоит в обеспечении качества подготовки конкурентоспособных рабочих, где критерием образовательных результатов выступает его успешная социальная и профессиональная деятельность.
За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования (УНПО) со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного рабочего. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умения анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.
Отмеченное предполагает проведение специального исследования и подчеркивает его актуальность.
В этой связи главным результатом подготовки выпускника учреждения начального профессионального образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько универсальная интегральная характеристика, включающая результаты обучения, систему сформированных ценностей, побудительные силы и мобилизационную готовность к тому или иному виду деятельности, общению; социальные нормы поведения и освоенные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Такой интегральной характеристикой является целостная социально-профессиональная компетентность, которая по нашему мнению на может развиться без создания социального партнёрства, как условие обеспечения качества начального профессионального образования..
Анализ социально-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что идея формирования социально-профессиональной активной личности учащихся в последние годы находит свое воплощение в разработке субъектного подхода в процессе обучения (В.В. Давыдов, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, Н.Н. Михайлова, С.Н. Митин, М.А. Чошанов, Д. Б. Эльконин, Н.Е. Эрганова, И.А. Якиманская и др.).
Различные аспекты проблемы формирования и становления социально и профессионально подготовленной личности будущего рабочего отражены в работах: С.Я. Батышева, В.С. Безруковой, А.П. Беляевой, Э.Ф. Зеера, Г.М. Ильмушкина, А.Н. Лейбовича, А.М. Новикова, К.К. Платонова, Г.М. Романцева, В.А. Скакуна, Л.Д.Федотовой, О.Б. Читаевой, Ю.А. Якубы и др.
Большое значение для разработки и теоретического обоснования проблемы формирования социально-профессиональной компетентности имеют труды по методологии социальной обусловленности образования (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, В.В. Краевский, В.С. Леднев, С.И. Шацкий и др.); концепции социализации и воспитания социально-ориентированной личности (А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова и др.).
В настоящее время изучением вопросов психологии становления и развития профессионализма активно занимаются специалисты в различных научных областях: Г.В. Безюлева, Ю.В. Варданян, А.А. Деркач, О.И. Донина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Н.Б. Шмелева и др.
Системно-структурное построение целостной профессиональной деятельности рабочего отражено в исследованиях И.Н. Мошковой, С.Л. Малова и др.
Формированию профессиональных образовательных программ, основанных на компетенциях, посвящены исследования О.Н. Олейниковой, А.А. Муравьевой, Ю.В. Коноваловой и др.
Различные аспекты реализации компетентностного подхода представляют сферу научных интересов многих специалистов (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Т.В. Гериш, Г.И. Ибрагимов, Д.А. Иванов, И.В. Непрокина, Т.М. Матвеева, Н.Н. Никитина, Л.А. Петровская, В.Д. Шадриков, И.Д. Фрумин и др.).
Более широко и на современном уровне, теоретические и практические аспекты изучения и проектирования компетентностей представлены в исследованиях зарубежных авторов (А. Бандура, В. Ландшеер, Д. Макклеланд, Дж. Кулаган, Жан-Франсуа Перре, Бернар Рей, Дж. Равен, Г. Халаш, Дж. Фланаган и др.).
Серьезное теоретическое обоснование и модельное представление социально-профессиональной компетентности как единой результирующей образования и формируемое личностное качество человека приведено в исследованиях И.А. Зимней.
Большой вклад в становление концепции компетентностного подхода к целям, содержанию, результатам обучения на различных ступенях общего и профессионального образования вносят исследования: И.Г. Агапова, В.А. Адольфа, А.Н. Дахина, Н.И. Калакова, Н.В. Кузьминой, М.А. Петухова, М.А. Холодной, С.Е. Шишова и др.
Вопросам технологии конструирования ключевых компетенций посвящены исследования: В.И. Байденко, О.Е. Лебедева, А.А. Пинского, Е.А. Рыковой, В.В. Серикова, А.В. Хуторского и др.
Актуальность исследования обуславливается также выявленными противоречиями: между необходимостью использования в образовательной практике понятия «социально-профессиональная компетентность» и недостаточной разработанностью его содержания; между необходимостью формирования у будущих рабочих социально-профессиональной компетентности и отсутствием для этого достаточного теоретико-методологического обоснования; между необходимостью исследования сущности социально-профессиональной компетентности и недостаточной разработанности и обоснованности ее структуры как феномена в педагогической науке; между необходимостью использования системы критериев и показателей оценки сформированности социально-про- фессиональной компетентности и отсутствием соответствующего критериального аппарата.
Объект исследования: особенности деятельности социального педагога в учреждениях начального профессионального образования.
Предмет исследования: формирование социально-профессиональной компетентности будущих специалистов, через создание социального партнерства в учреждениях начального профессионального образования.
Гипотеза исследования: социально - профессиональная компетентность формируется под воздействием как социально-педагогической, так и педагогической и психологической работы коллектива преподавателей и мастеров профессионального образования. Поэтому уровень сформированности СПК в учреждениях НПО выше у старших курсов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предстоит решить следующие задачи:
- провести анализ проблемы формирования социально-профессиональной компетентности будущих рабочих в учреждении начального профессионального образования (УНПО);
- определить содержание понятия «социально-профессиональная компетентность» как целостного новообразования личности будущего рабочего, его место в ряду понятий: «компетенция/компетентность», «социальная компетентность», «профессиональная компетентность»;
- раскрыть и обосновать целостную структуру социально-профессиональной компетентности будущих рабочих, определить ее сущность;
Методологическую основу исследования составляют:
Психологические основания исследования составили: основные положения теории активности и надситуативной активности личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); основы социально-когнитивной теории личности викарному научению (Ал. Бандура); психологические подходы к формированию социальной и профессиональной компетентности (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, Л.А. Петровская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.); психологические основы теории целостной личности и ее развития (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн др.); социальные основы личности, профессии (О.И. Донина, А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова и др.); концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); акмеологические основы развития профессионала и психология профессионализма (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.И. Калаков, А.К. Маркова, Н.Б. Шмелева и др.).
Педагогическими основами исследования являются: теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.); концепция начального профессионального образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, А.П.Беляева, А.Н. Лейбович, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, А.М.Новиков, Г.М. Романцев и др.); теоретические основы профессионального и профессионально-ориентированного обучения (А.А. Вербицкий, М.И. Махмутов, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, О.Б. Читаева, П.М. Эрдниев, Н.Е. Эрганова и др.); идеи профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.).
Методологические основы педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, A.M. Новиков и др.) явились исходными положениями для разработки категориального аппарата теоретического и экспериментального исследования, выбора методов моделирования опытно-экспериментальной работы по формированию социально-профессиональной компетентности в процессе обучения в УНПО.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная в ходе исследования социально-педагогическая программа формирования социально- профессиональной компетентности позволяет использовать ее взаимосвязи для прогнозирования и построения результативного образовательного цикла каждого учебного занятия, обеспечивающего самостоятельную деятельность обучающихся - будущих рабочих на этапах процессов теоретического и практического обучения, опосредованного активными организационными формами, методами и средствами; практическую ценность имеют комплекс диагностических методик измерения сформированности компонентов исследуемой компетентности.
В работе использовались следующие методы исследования:
· теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-едагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта);
· эмпирические (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение);
· методы математической статистики (t-критерий Стъюдента);
· методы моделирования в работе социального педагога;
В исследовании использовались следующие методики: Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; Методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)»; Выявление коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС - 1); Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов).
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж.
В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А».
Основное исследование прошло в три этапа:
Первый (с 1. 06.09 по 15. 09. 09.) заключался в изучении специальной литературы по теме «Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования», выявлении проблемы, определении объекта, предмета, цели и задач, формулировании рабочей гипотезы и разработке плана эмпирического исследования.
Второй этап (с 15.09.09 по 1.10.09) связан с осуществлением основной социально-педагогической работы по теме «Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования».
Третий этап (с 1.11.09 по 31.12.09). На данном этапе проводилась исследовательская работа, анализ и обобщение полученных результатов, разработка и внедрение социально-педагогической программы на базе КТЭК.
Четвертый этап (с 15.01.10 по 1.04.10) заключался в написании, редактировании и оформлении текста выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (46 источников) и приложений. В работе представлены девяти таблиц, тринадцати рисунков.
Глава 1. Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
1.1 Система учреждений начального профессионального образования
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развитияБутко Е. Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» //Экономика образования. - №4. - 2004. - С. 36..
Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.
Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование. - №10. - 2002. С. 15-27..
Система начального профессионального образования призвана:
- удовлетворить потребности личности в профессиональных образовательных учреждениях;
- обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование. - №9. - 2000. - С. 25-28..
К современным учреждениям начального профессионального образования относятся:
· профессиональные училища;
· профессиональные лицеи;
· технические школы.
Профессиональные училища:
осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.
Профессиональные училища являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.
Профессиональный лицей:
центр непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.
Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования: осуществляют программу переподготовки, а также подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» // Профессиональное образование. - №10. - 2002. С. 15-27..
Первым условием в достижении проектируемого результата, является учет специфики контингента обучающихся в УНПО.
За десятилетие социокультурной трансформации России и ее переходом к демократической модели рыночной экономики существенно изменился социальный облик учащихся системы начального профессионального образования, который необходимо учитывать при осуществлении воспитательной работы в учреждениях данного вида Болотов, В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование. - №9. - 2000. - С. 25-28..
Сегодня необходимы глубокие измерения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса. Для системы НПО это имеет особое значение. Эта система обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные слои населения.
Социальный облик учащегося системы НПО на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального образования Минобразования РФ, который провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося системы НПО» (2008 г.) Бутко Е. Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования. - №4. - 2004. - С. 36..
Большинство опрошенных отрицают какое-либо участие в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых привела к тому, что сейчас примечательной характеристикой учащейся молодежи стала общественная пассивность. Характер использования свободного времени носит пассивно-развлекательную форму (более 2 ч в день смотрят телевизор ѕ учащихся, а 44% - более 3 ч. Это при том, что 40% учащихся еще и регулярно ходят на «тусовки»). Т.о., в основном все внеучебное время учащихся приходится на «тусовки» и телевизор.
Вряд ли удастся, решить проблему «телемании» путем восстановления когда-то существовавшего на телевидении образовательного канала или предоставления просветительным программам определенного объема времени на телевидении. Непродуктивное противостояние систем образования и телевидения необходимо сменить стимулированием лучших воспитывающих программп. Возможно, часть средств, идущих сейчас в платное образование, следует переадресовать на поддержку СМИ, содействующих педагогическому сообществу. Телевидение должно быть, на мой взгляд, партнером системы образования.
Данные исследования также свидетельствуют о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%) Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с..
Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы НПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.
В целом вопросы воспитания требуют новой, более активной трактовки в образовательной политике. Не отрицая воспитывающей роли самих преподавателей и мастеров производственного обучения, следует, тем не менее, определить структурные звенья, ответственные за воспитательную работу на всех уровнях системы образования. Возможно, начать следует с восстановления во всех учреждениях НПО должности заместителя директора по воспитательной работе.
1.2 Содержание работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, учащимся с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции, социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся Василькова Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций -М.: Академический проект, 2001. - 327 с..
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля учащигося, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с молодежью в системе УНПО.
В системе УНПО авторами социальной инициативы выступают социальный педагог, психолог, преподаватель (мастера производственного обучения), объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России Бутко Е. Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование. - №10. - 2003. - С. 34-36..
Таким образом, социальный педагог в УНПО имеет очень широкий спектр деятельности.
Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкретные виды услуг:
* помогает в адаптации детей при поступлении в УНПО;
* предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в коллективе, помогает разрешить конфликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся УНПО в формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их социальным навыкам и др.;
* выступает посредником между УНПО и семьей;
* служит связующим звеном между родителями и коллективом УНПО;
* помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать УНПО и успевать на занятиях;
* предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь учащихся как в стенах УНПО, так и вне их.
Кроме того, вместе с коллективом УНПО социальный педагог:
* участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных школьной жизни;
* проводит консультации с прекподователями и мастерами по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учащихся в УНПО;
* организует сотрудничество с педагогического коллектива УНПО с другими специалистами;
* оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учащихся УНПО Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) - М.: ГФ « Полиграфресурсы», 2000. - 424 с..
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив студентов и взрослых является гражданское становление учащихся, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в учреждении НПО, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:
· разъяснению государственной политики в области молодежного движения, оказанию помощи в программировании и проектировании деятельности молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;
· организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсорами, неправительственными организациями, средствами массовой информации;
· разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися УНПО;
· созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в УНПО; обеспечение бюджетного финансирования организации и координации молодежного движения;
· установлению и развитию контактов с молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями молодежного движения;
· решению вопросов занятости молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
· созданию системы подготовки лидеров молодежных общественных объединений;
· содействию молодежному предпринимательству;
· совершенствованию системы эстетического воспитания молодежи, развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи;
· поддержке талантливой молодежи в реализации их собственной художественной и созидательной природы Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с..
Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам общественности и взрослым в этом сложном деле.
Следует отметить, что программирование -- один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности Начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников в России // Образование граждан мира: Тезисы докладов международной конференции. -М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. - С.90..
Таким образом, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся и сотрудников учреждения НПО, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.
1.3 Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
При планировании социально - педагогической работы следует: отражать результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программы действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики - М.: Академический проект, 2001. - 290с..
На основании целей выделим группу стратегических задач социально-педагогической службы УНПО:
1. Организация внеучебной деятельности учащихся;
2. Стимулирование здорового образа жизни;
3. Приобщение учащихся к культуре;
4. Создание учебно-производственного коллектива;
5. Воспитание культуры общения;
6. Формирование социально-профессиональной компетентности будущих рабочих.
Объективную картину эффективности социально - педагогической деятельности при решении стратегических задач помогут получить следующие источники информации: итоговые материалы диагностики учебно-воспитательного процесса, показатели психологических обследований студентов, их родителей, педагогов; результаты проверки документации, статистические данные.
Все требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, педагог определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, их родители, педагоги, а также будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики /Ф. А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001. - 290с..
Главным объектом социально-педагогической деятельности в учреждениях НПО являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения учащигося в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Повышение эффективности социально - педагогической работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников, что наиболее эффективно реализуется в процессе создание социального партнерства учащегося и педагога.
Вовлеченность клиента в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание -- это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Социально - педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» // Профессиональное образование. - №9. - 2000. - С. 25-28..
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:
· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;
· ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
· осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Еще одной особенностью работы социального педагога в УНПО является вовлеченность большого количества учащихся в неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» // Профессиональное образование. - №9. - 2000. - С. 25-28..
В настоящее время основными формами социально - педагогической деятельности в системе УНПО являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников, формы взаимодействия социально - педагогической службы со смежными службами (КПДН, семейных и молодёжных служб занятости и т. д.).
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с..
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.
К специфическим особенностям организации социально-педагогической деятельности учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику - М.: МПСИ, 2008. - 200 с.:
1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения начального профессионального образования предлагают своим абитуриентам и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.
2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогический коллектив и социально-педагогическая служба работают над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников НПО в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.
Социально - педагогическая деятельность в начальных профессиональных учебных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной России, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику - М.: МПСИ, 2008. - 200 с..
К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.
Анализ социально - педагогической системы позволил выявить следующие тенденции:
1) Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России (в связи с глобальным экономическим кризисом), выражающаяся в реструктуризации экономики и свертывания ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников училищ, лицеев. И как следствие на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия, проблемы трудоустройства.
Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности социально - педагогической деятельности в системе начального профессионального образования, в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.
Формирование у выпускника позиции активного игрока на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе начального профессионального образования.
2) Сохранение демографического неблагополучия, снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с молодежью и педагогических работников НПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений НПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы начального специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в НПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с..
3) Следующая тенденция - это изменения в средствах воспитания деятельности осуществляемой социальным педагогом. Новые средства воспитательной деятельности как Интернет и современные компьютерные технологии, видео- , аудио- продукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того же события. В этих условиях готовность социальных педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.
4) В качестве негативных тенденций современного этапа развития воспитательной деятельности в НПО является снижение роли самоуправления как одного из метода воспитательного процесса. В то же время участие студентов в общественных организациях является одним из факторов социализации молодежи, важнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.
5) Наблюдается тенденция несовпадения между готовностью студентов быть активными субъектами воспитательной деятельности и их удовлетворенностью организацией в НПО. В настоящее время ухудшается состояние, как материально-технической базы, так и социальной инфраструктуры города, региона для организации молодежного досуга.
6) Резко уменьшилась доступность культурных центров, музеев, выставок, театров. Образовательные учреждения не имеют необходимых финансовых возможностей на организацию строительных, педагогических отрядов и т.д. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что имеет место тенденция сворачивания видов воспитательной деятельности, требующих значительных материальных вложений Маслова Ф. Н. Рабочая книга социального педагога - Орёл: Прогресс, 2005. - 245 с..
В заключении первой главы отметим, что начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.
Основной целью системы УНПО является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования. Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности.
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, учащимся с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения- М.: Академия, 2004. - 304с..
Принципами социально-педагогической работы в УНПО клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Глава 2. Формирование социально - профессиональной компетентности учащихся начального профессионального образования как критерий качества образования
2.1 Сущность понятия социально - профессиональная компетенция
Для более эффективного раскрытия темы выпускной квалификационной работы мы рассмотрим такой аспект деятельности социального педагога в УНПО, как формирование социально - профессиональной компетенции учащихся. Это новое направления в теории и методики профессионального образование, и в эмпирическом исследовании мы попытаемся адаптировать комплекс методов и методик по формированию СПК, разработанный Нагимовой Н. И. к современным реалиям системы НПО и деятельности социального педагога в УНПО, а также проследим связь СПК с качеством НПО.
Анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время категория «социально-профессиональная компетентность» характеризуется неопределенностью понятийного поля.
Социально-профессиональная компетентность - это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности Нагимова Н.И. Программа специального курса «Основы социально-про- фессиональной компетентности будущего рабочего, специалиста»: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 43 с..
В контексте нашего исследования данное новообразование обучающихся проявляется в профессиональной среде и обеспечивает продуктивное выполнение социально-профессиональной деятельности. Оно обуславливает готовность к решению социальных и профессиональных задач в контексте будущей деятельности рабочего.
Социальные задачи: выбор и определение значимых социальных ценностей и ценностных ориентаций; реализация социальной активности на основе мотивации, целеполагания и инструментальной основе; взаимодействие в профессиональных группах, на основе навыков общения.
Профессиональные задачи: успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками как профессиональными ценностями; реализация профессиональной активности в приемах, операциях, действиях, целостной профессиональной деятельности; готовность к быстрой адаптации, самоорганизации и самореализации в профессиональной деятельности на рабочем месте Нагимова Н.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании - новый интегральный взгляд на результат образования // Управление результативностью образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования: Сборник статей / Под ред. М.А. Фахретдиновой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - С. 15-20..
В педагогической науке процесс профессиональной адаптации рассматривается в двух аспектах: с одной стороны выделяется собственно профессиональная адаптация, определяющаяся достигнутым уровнем профессионального мастерства, а с другой стороны - социально-психологическая адаптация, которая характеризует включенность в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых норм поведения и ценностей. Адаптированность - это важный этап процесса профессионального становления личности будущего рабочего, характеристика успешности его вхождения в социально-профессиональную и профессионально-деятельностную сферы.
Понимание сущностной характеристики и специфики СПК является для нас основанием для системного представления ее структуры и содержания, позволяющим рассматривать феномен социально-профессиональной компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования Нагимова Н.И. Формирование и развитие у учащихся базовых компетентностей // Профессиональное образование. - 2003. - № 3. - С. 21..
В работе Нагимовой Н. И. определен ряд понятий Нагимова Н.И. Процесс формирования социально-профессиональной компетентности у обучающихся, как условие повышения качества профессионального образования // Управление качеством профессионального образования: Сборник статей. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - С. 86-89.:
функциональные компоненты СПК - это единицы социально-профессиональной компетентности, определяющие ее интегральность, целостность и отражающие содержание профессиональной деятельности и личностных отношений. Их выделение раскрывает процессуальные стороны социально-профессиональной компетентности;
структурные компоненты СПК - содержательные элементы функциональных единиц социально-профессиональной компетентности, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы учения и поведения, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.
Понятие об общей структуре и содержании социально- профессиональной компетентности послужило отправной точкой при разработке модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО (рис.1).
В качестве структурных элементов модели выступают следующие характеристики: цель, задачи, принципы, этапы, формы, методы, средства и технологии, обеспечивающие формирование компонентов социально-профессиональной компетентности, совокупность критериев и показателей, как интегративный оценочный комплекс, результат, как сформированный уровень социально-професиональной компетентности Нагимова Н.И. Ценностные ориентации обучающихся учреждений начального профессионального образования // Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: Сборник научных статей / Под ред. Л.Б. Набатовой, А.В. Черных. - Ульяновск: УлГПУ, 2008.- С. 296-301.. При построении модели формирования СПК Нагимова Н. И. Нагимова Н.И. Ценностные ориентации обучающихся учреждений начального профессионального образования // Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: Сборник научных статей / Под ред. Л.Б. Набатовой, А.В. Черных. - Ульяновск: УлГПУ, 2008.- С. 296-301. опиралась на системный подход, который позволил рассматривать элементы и части в целостности, во взаимодействии и связи.
Основные характеристики в структуре модели определяют два вектора: вертикальный-формирующий и горизонтальный-согласующий.
Вертикальный формирующий вектор, обеспечивающий целостность процесса формирования социально-профессиональной компетентности, представлен системообразующими связями субординации, как процесс движения от заданной цели: формирования социально-профессиональной компетентности, решения соответствующих задач, до результата их реализации, т.е. сформированности определенного уровня социально- профессиональной компетентности. Горизонтальный согласующий вектор в модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего представлен связями координации и согласования ее элементов.
Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование социально-профессиональной компетентности будущего рабочего, обуславливающая его готовность к успешному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности.
В качестве задач по формированию социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО Нагимова Н. И. Нагимова Н.И. Программа специального курса «Основы социально-про- фессиональной компетентности будущего рабочего, специалиста»: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 43 с. рассматривает:
- формирование ценностно-мотивационного компонента социально- профессиональной компетентности;
- формирование познавательного компонента социально- профессиональной компетентности;
- формирование операционально-деятельностного компонента социально- профессиональной компетентности.
Освоение будущими рабочими целостной социально-профессиональной компетентности проводится поэтапно, определяя на каждом этапе задачи, содержание и результаты.
Первый мотивационный этап направлен на формирования осознанной профессиональной мотивации будущих рабочих, становление интересов и склонностей к выбранной профессии, освоение социальных и профессиональных ценностных ориентаций в процессе теоретического и производственного обучения. На данном этапе обучающийся выступает как субъект ценностного самоопределения в профессиональной деятельности рабочего.
Результатом первого этапа являются осознанная направленность на выбранную профессию; сформированность мотивации к профессиональной деятельности и самореализации в современных социально-экономических условиях производства; позитивное отношение к значимым аспектам будущей профессиональной деятельности и межличностного общения в профессиональных группах.
Второй этап формирования социально-профессиональной компетентности направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в процессе теоретического и производственного обучения в ходе решения учебно-профессиональных задач. На этом этапе обучающийся выступает как субъект целостной профессиональной деятельности рабочего.
webkursovik.ru/
Размещено на webkursovik.ru/
Рис. 1. Модель формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего
Результатом второго этапа является сформированность познавательного компонента целостной профессиональной деятельности будущего рабочего.
На третьем этапе решаются задачи совершенствования целостной профессиональной деятельности будущего рабочего, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности; достижение высокого уровня операционально-деятельностного компонента социально-профессиональной компетентности, через апробирование себя как профессионала в реальных профессиональных условиях в процессе производственной практики, в работе на современном оборудовании с использованием новых производственных технологий.
Обучающийся на данном этапе выступает в качестве субъекта саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности и деятельности профессионального общения Начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников в России // Образование граждан мира: Тезисы докладов международной конференции. -М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. - С.90..
Результатом третьего этапа является готовность будущего рабочего к успешной самореализации в профессиональной деятельности, решению типовых и нетиповых профессиональных задач, построению взаимоотношений в профессиональных группах.
В качестве критериев в модели выступают: сформированность ценностно-мотивационного, познавательного и операционально-деятельностного компонентов социально-профессиональной компетентности. В качестве дополнительного критерия социально-профессиональной компетентности нами рассматривается социально-психологическая адаптированность личности будущего рабочего.
Интегральным результатом процесса формирования социально-профес- сиональной компетентности выступает сформированность данного новообразования личности будущего рабочего.
Адаптируя все выше сказанное к деятельности социального педагога в УНПО отметим, что деятельность СПС по формирования СПК сводиться к определению мотивов выбора профессии, стимулирования получения учащимся системы ЗУН, самореализации в практической деятельности каждого учащегося и адаптация и мобильность выпускников УНПО.
2.2 СПК как критерий определения качества начального профессионального образования
педагог профессиональный образование компетентность
В настоящее время тенденции развития экономики страны существенно влияют на процесс формирования и модернизации системы начального профессионального образования, а так же ставят перед учебными заведениями новую задачу - готовить специалистов в соответствии с запросами работодателей в компетенциях (профессиональных, сквозных, ключевых). Кроме решения проблем экономического плана, это позволит повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования (ОУ НПО). Решение обозначенной выше задачи возможно при наличии хорошо отлаженной и эффективно работающей системы социального партнерства.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», особое внимание обращено на опережающее развитие НПО: «Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества…». Актуальность ориентации отечественной системы начального профессионального образования на международные стандарты качества, в основе которых обучение, основанное на компетенциях, обусловлена интеграционными процессами в международном образовательном пространстве Концепция модернизации российского образования на период до 2010г // Профессиональное образование. - №4. - 2001. - С. 5-15..
Так, в Копенгагене, в ноябре 2002 года была принята Декларация Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе, в которой среди множества задач как важнейшие рассматривались проблемы обеспечения качества образования в контексте обучения, основанного на компетенциях. Ключевым вопросом, рассматриваемым в рамках Болонского процесса, является так же качество образования. В Болонской Декларации (1999г.) оно трактуется как совокупность компетенций, позволяющих устанавливать сбалансированность между спросом и предложением квалифицированных кадров на рынке труда.
Ориентация образовательных учреждений на формирование компетенций в процессе обучения, на развитие социального партнерства с предприятиями не только крупного, среднего, но и малого бизнеса приобретают все большее значение, как в практической деятельности профессиональных учебных заведений, так и в государственной образовательной политике Российской Федерации (РФ) на современном этапе Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие- М.: Московский психолого - социальный институт, 2002. - 236 с..
С началом экономического подъема в России проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров во всех отраслях промышленности становится все более острой. Если ранее развитие экономики сдерживалось отсутствием заказов предприятиям, то в настоящее время таким сдерживающим фактором является нехватка рабочих, обладающих необходимыми профессиональными квалификациями и компетенциями.
В Национальной доктрине образования отражены новые условия функционирования системы образования, ответственность социальных партнеров в части достижения высокого качества образования. В числе основных задач государства в области образования выдвигается следующая: привлечение работодателей к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах.
Современный уровень развития науки и техники, а также жесткая конкуренция на рынке труда заставляют работодателей проводить переоснащение предприятий высокотехнологичными оборудованием и технологиями. Это, в свою очередь, требует от образовательных учреждений НПО более высокого качества профессиональной подготовки выпускников. Однако требования к качеству профессионального образования выпускников системы НПО в основном регламентируются государственными образовательными стандартами (ГОС), содержание которых до сих пор ориентировано на освоение дидактических единиц, а не компетенций (профессиональных, сквозных, ключевых). То есть, содержание ГОС НПО не учитывает быстро меняющихся на рынке труда потребностей в профессионально компетентных рабочих Баранникова А. В. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования- М.: АСТ Астрель, 2002. - 221 с..
Высокие требования современного производства к качеству профессионального образования квалифицированных рабочих кадров, с одной стороны, и невозможность обеспечения этих требований только за счёт выполнения государственных образовательных стандартов НПО, с другой.
Исследование СПК как условия обеспечения качества начального профессионального образования НПО приобретает сегодня актуальность по целому ряду причин. Начиная с конца 80-х годов, интенсивное развитие получает идея всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Эта концепция предусматривает всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности. Всеобщее управление качеством является стратегией руководства процессом обеспечения качества. Данная система с начала 90-х годов активно проецируется и на сферу образования (Г.Е.Герасимова, В.В.Губарев, И.Исикова, Е.Н.Кишкель, А.И.Субетто, В.Г.Шипунов, И.В.Мешкова, Е.Г.Сафонова, О.А.Фищукова, Н.А.Селезнёва) Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с..
Нами выявлено, что категория «качество образования» до настоящего времени остаётся активно обсуждаемой. Её рассматривают как определённый уровень знаний, умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями (Г.М.Коджаспиров и А.Ю Коджаспирова); соотношение цели и результата, мера достижения цели (М.М. Поташник, Е.А.Суховиенко); интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить» (Т.И.Березина, С.В.Иванова); степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг, или степень достижения поставленных в образовании целей и задач (С.Е.Шишов, В.А. Кальней) Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с..
Вместе с тем, очевидно, что в условиях рыночной экономики сложные аспекты проблем качества образования необходимо исследовать, используя богатый опыт управления качеством в сфере производства, а также концепцию международных стандартов качества ISO - 9000.
Анализ позволил выявить, что наиболее созвучны современному подходу определения понятия «качество образования», данные в трудах исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, под научной редакцией Н.А. Селезневой и А.И. Субетто, так как они позволяют представить качество образования во всей его многогранности. «Качество образования как социальной системы относится к роду системно-социальных качеств. Оно есть соответствие (адекватность) принятым доктрине, требованиям, социальным нормам (стандартам)». Комментируя качество образовательной системы, Н.А. Селезнева и А.И. Субетто особо подчеркивают, что «В качестве образовательной системы отражается качество образовательного процесса: качество обучения, воспитания и образования в узком смысле» Бутко Е. Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» // Экономика образования. - №4. - 2004. - С. 36.. А качество образовательного процесса «синтезируется» из следующих качеств:
· качество образовательной (учебной) программы;
· качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;
· качества учащихся (на входе учебного заведения - качества абитуриентов, на выходе учебного заведения - качества выпускников);
· качества средств образовательного процесса: качества материально-технической, экспериментальной базы, качества учебно-методического обеспечения, качества учебных аудиторий, качества транслируемых знаний и др.;
· качества образовательной технологии.
На современном этапе социально-экономического развития общества под качеством профессионального образования понимают, как правило, степень соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям профессиональной среды, где он должен работать. Рыночная система отношений, с одной стороны, резко подняла требования к уровню профессионализма и надпрофессиональных компетенций выпускников учебных заведений, с другой,- обусловила необходимость их готовности к смене объекта деятельности и места работы.
«Компетенция - это интегрированное сочетание знаний, умений, опыта и установок, позволяющих человеку выполнять определённую деятельность в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях». Для выявления сущности современного понятия «качество профессионального образования» важно различать три основных типа компетенций: профессиональные (технические), сквозные (мобильные) и ключевые (базовые) (В.И.Байденко, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьёва, Дж. ван Зантворт) Секретёв М. А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» // Профессиональное образование. - №2. - 2006. - С. 12-15.. Профессиональные или технические компетенции относятся к сфере профессиональной деятельности. Сквозные (мобильные) компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным и иным компетенциям, необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности. Ключевые (базовые) компетенции начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека. К ним относятся: грамота и счёт, умение учиться, умение осуществлять поиск и интерпретацию информации, ответственность за качество труда и обучение, умение решать проблемы, умение сотрудничать и работать в команде, коммуникативные умения, включая умение активно слушать, умение общаться на иностранном языке. При анализе содержания профессиональных, ключевых и сквозных компетенции нами установлено их диалектическое единство: в зависимости от специфики профессиональной деятельности ключевые компетенции могут переходить в разряд сквозных, а сквозные в разряд профессиональных.
Исходя из выше сказанного определим что социально - профессиональная компетенция является квинтэссенцией все трех перечисленных компетенций.
Исходя из анализа определений и оценки понятий «качество», «качество образования», «компетенции» как показатель качества образования, в своем исследовании мы пришли к выводу о том, что качество профессионального образования - это комплекс компетенций, определяющих способность выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями рынка труда, а также сбалансированное соответствие профессионального образования как:
· результата, выраженного через компетенции (профессиональные, сквозные (мобильные), ключевые);
· процесса, ориентированного на формирование компетенций;
· образовательной системы, отвечающей многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам.
Задача подготовки квалифицированных рабочих кадров, качество профессионального образования которых учитывает потребности работодателей в актуальных компетенциях, может быть решена только на основе социального партнёрства. В процессе анализа нормативных документов, касающихся задач социального партнёрства (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Новосибирской области «О социальном партнёрстве в Новосибирской области»), мы выявили, что эти задачи недостаточно конкретно отражают сущность социального партнёрства относительно сферы профессионального образования. Они сформулированы лишь в общем виде, и их содержание касается, в основном, сферы труда Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с..
Переход России к рыночной экономике обострил основное противоречие между спросом на качество профессионального образования и его предложением. Для этого периода характерна тенденция сохранения контингента учащихся дневных учреждений НПО, что обусловлено задачей социальной защиты молодёжи, не имеющей гарантий трудоустройства. Несмотря на общий характер задач, стоящих перед социальными партнёрами ранее и сейчас (высококачественная подготовка молодых рабочих, совершенствование учебно-материальной базы, выдвижение лучших производственников в качестве инженерно-педагогических работников учебных заведений, гарантированное трудоустройство выпускников училищ), содержательное наполнение в процессе их решения значительно отличается. Так, образовательный процесс был ориентирован на знания, умения, а не на актуальные для конкретного предприятия компетенции; совершенствование учебно-материальной базы ОУ НПО зачастую сводилось к передаче предприятиями не самого современного оборудования. В конечном итоге, это приводило к недостаточно высокому уровню профессиональной подготовки выпускников к отсутствию гарантии трудоустройства значительной части выпускников Чугаев К.А. Обеспечение качества профессионального образования в условиях социального // Профессиональное образование.- 2004. - №9.-С. 25-26..
Введение в 1993 году Государственных образовательных стандартов на профессии НПО в ситуации спада производства и экономических преобразований не позволило системе НПО, зажатой действующими стандартами, гибко реагировать на меняющиеся требования производства. Анализ перечня профессий, по которым наблюдался рост числа безработных выпускников, показал, что среди них есть не только те профессии, которыми перенасыщен региональный рынок труда), но и остродефицитные: мастер отделочно-строительных работ, токарь, сварщик, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, что объясняется недостаточным совершенством региональной системы менеджмента качества. Дисбаланс между спросом и предложением квалифицированных рабочих кадров может быть ликвидирован единством требований внешних оценок качества профессионального образования со стороны государства, работодателей и направленностью образовательной деятельности педагогов на их реализацию.
В качестве потенциала формирования системы обеспечения качества профессионального образования педагогами КТЭК, при соучастии социальных партнёров и обучающихся, была выработана, адаптирована к НПО и реализована система принципов, в основе которой положения, изложенные в международных стандартах ИСО-9000: ориентация на потребителя; процессный подход; вовлечённость высшего руководства; вовлечённость всех; принятие решения на основе конкретных фактов, а не мнений; постоянное улучшение.
В заключении второй главы отметим, что анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время категория «социально-профессиональная компетентность» характеризуется неопределенностью понятийного поля, поэтому определим понятие СПК.
Социально-профессиональная компетентность - это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.
Функциональные компоненты СПК - это единицы социально-профессиональной компетентности, определяющие ее интегральность, целостность и отражающие содержание профессиональной деятельности и личностных отношений. Их выделение раскрывает процессуальные стороны социально-профессиональной компетентности.
Структурные компоненты СПК - содержательные элементы функциональных единиц социально-профессиональной компетентности, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы учения и поведения, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.
В качестве задач по формированию социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО рассматриваются:
- формирование ценностно-мотивационного компонента социально- профессиональной компетентности;
- формирование познавательного компонента социально- профессиональной компетентности;
- формирование операционально-деятельностного компонента социально- профессиональной компетентности.
Интегральным результатом процесса формирования социально-профес- сиональной компетентности выступает сформированность данного новообразования личности будущего рабочего.
Адаптируя все выше сказанное к деятельности социального педагога в УНПО отметим, что деятельность СПС по формирования СПК сводиться к определению мотивов выбора профессии, стимулирования получения учащимся системы ЗУН, самореализации в практической деятельности каждого учащегося и адаптация и мобильность выпускников УНПО.
Исследование СПК как условия обеспечения качества начального профессионального образования НПО приобретает сегодня актуальность по целому ряду причин. Начиная с конца 80-х годов, интенсивное развитие получает идея всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Эта концепция предусматривает всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности. Всеобщее управление качеством является стратегией руководства процессом обеспечения качества.
Глава 3. Эмпирическое исследование аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
3.1 Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Опытно-экспериментальная работа, направленная на выявления аспектов формирования СПК в учреждениях НПО, проводилась на базе Курского Торгово-Экономического колледжа г. Курска. В исследовании приняли участие человек, так как учащиеся данного колледжа до третьего курса относятся к студентам НПО, а на 4-5 курсе к учреждениям СПО. Поэтому в исследование задействованы студенты 1-3 курса.
В нашем исследовании мы попытаемся определить уровень сформированности СПК у учащихся КТЭК первого и второго курса и проведем сравнительный анализ полученных данных. В данном исследовании использовались следующие методики.
1. Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов -- «да», «иногда» и «нет» Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Эксмо, 2006. - 416 с..
2. Методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)» Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Эксмо, 2006. - 416 с. цель данной методики определить направленность личности студента на одно из трех направлений (на дело, на себя, на общение).
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности личности. Респондент должен выбрать 1 ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще 1, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» -- 0 баллов, оставшийся невыбранным -- 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности.
Направленность на себя (Я) -- ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) -- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) -- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
3. Выявление коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС - 1) Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.. В процессе исследования испытуемому предъявляется лист вопросов методики «КОС - 1». Коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек -- человек». Методика «КОС - 1» базируется на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом. Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в «Листе вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие -- к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания:
а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; б) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;
д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;
е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;
ж)легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей.
В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов относительно реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:
а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;
б) находчивость, настойчивость, требовательность;
б) склонность к организаторской деятельности;
г) самостоятельность, самокритичность;
д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность.
На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какото мере характеризует организаторские склонности учащихся. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный лист ответов, в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.
Для количественной обработки данных консультант использует дешифраторы, в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на лист ответов, подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу: К = n / 20, где К -- величина оценочного коэффициента; n -- количество совпадающих с дешифратором ответов. Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 -- о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) -- это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.
Испытуемые, получившие оценку 1 (=1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно - организаторской деятельности. У испытуемых, получивших оценку 2 (=2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, в нее знакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне редко, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Для испытуемых, получивших о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.