Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности и личностные черты детей дошкольного возраста, этапы формирования у них трудовых навыков в ходе выполнения различных поручений воспитателя, проведение соответствующего эксперимента. Анализ передового педагогического опыта по данной проблеме.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 07.08.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
Введение
Тема моей работы звучит как «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».
В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В. Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно - бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.
Научный аппарат исследования.
Цель исследования - обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.
Гипотеза - формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
А) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;
Б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе);
В) руководящей роли воспитателя.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.
3. Провести 3 этапа эксперимента по изучению и формированию у детей младшей группы трудовых навыков и умений.
1. Теоретическое исследование поручений как формы организации труда детей

1.1 Своеобразие труда детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.
Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как - будто ведут машину, как - будто готовят обед).
У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу - дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.
Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.
Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.
Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй.
При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.
В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.
1.2 Задачи трудового воспитания в ДОУ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.
Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете все возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
1.3 Виды детского труда

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т.п. - осуществляется старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки - лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, наглядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно - волевые качества.
1.4 Характеристики поручений как формы организации труда дошкольников

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).
Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.
1.5. Анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности

Анализ статьи Черкасовой показал, что для начала нужно изучить возможности детей. Затем организовать трудовые поручения с простых заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность определенного поручения.
В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение выполнять задание, независимо от того нравиться оно или нет.
Если ребенок не хочет выполнять поручение, предложить ребенку посмотреть, как это делает другой ребенок. В итоге, ребенок сам изъявляет желание.
Давать оценку труда детей, применяя разнообразные приемы: поощрение, привлечение внимания всего коллектива, использование игровых приемов. При оценки всегда находил что-то положительное, даже если ребенок самостоятельно не справляется с заданием. Знал, что игровой прием заинтересовывает ребенка, стараться использовать его чаще.
Организовывая трудовое поручение, подбирать такие поручения, которые способствовали бы нравственному воспитанию детей. В нравственном воспитание огромное значение имеет труд в природе, где дети сами ухаживают за растениями, за рыбками, птицами. Поощрять проявление трудолюбия, стремление действовать самостоятельно.
Я согласна с ней, что работа в детском саду, должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такие качества, как желание трудиться, готовность сделать что-нибудь хорошее для окружающих, ведь во многом воспитание трудолюбия зависит и от семьи.
Исследовательская работа Крулехт показала, что занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослых. Более подробно она описывает методику занятия по трудовому воспитанию. Согласна с ней, что начинать занятие следует с проблемной ситуации, так как игровой прием заинтересовывает детей, и в конце можно подвести итог, например: «Мы помогли кукле Почемучке накрыть на стол, теперь он будет расставлять посуду правильно», здесь еще идет закрепление трудовых умений.
Показывая трудовой процесс, взрослый постоянно активизирует детей, использует их знания о трудовом процессе.
Знания и умения полученные на занятиях закрепляются в упражнениях.
Занятия по трудовому воспитанию позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления.
Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.
Особенность поручения по мнению Шатовой, является все поручения, которые исходят из взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Я с ней полностью согласна, так как они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к полученному делу, умением доводить работу до конца.
Пронаблюдав за детьми своей группы, Шатова пришла к выводу, что большинство ребят от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требование педагога.
В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно.
В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий, при этом воспитатель использует приемы показа и объяснения и усиленный контроль.
Шатова правильно подметила, что индивидуальные поручения можно давать не одному, а нескольким детям, но только в том случае, если дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом необходимо показать несложные приемы работы всем детям одновременно.
Необходимо замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым и это правильно. Правильно и то, что необходимо поощрять ребенка за проявленную самостоятельность, так как ребенок стремится трудиться, проявляет инициативу.
Анализ опыта Годиной показал, что методика трудового обучения детей 4 года жизни. Обеспечивающая одновременно нравственное воспитание, обусловлена особой организацией деятельности малышей. Внимание педагога направляется прежде всего на приобретение ими опыта выполнения практических действий. У детей вырабатывается умение выполнять несложное задание, действовать самостоятельно.
Година обратила внимание, что ребенок интересуясь трудовым процессом, желает участвовать в нем, но не может это сделать, так как у него нет нужных навыков и физических возможностей. Година предлагает, чтобы не погасить интерес к труду взрослого, воспитатель должен вычленить те действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку.
Мартова взяла под основу овладения трудовыми навыками и умениями, условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье.
Приводила пример некоторых детей, которые не могли или сами не хотели справляться с коллективным трудом. Использовали: показ, объяснение, разъяснение. Приглашали родителей в детский сад понаблюдать за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку, приводили собрания на тему организации труда в семье. Это вызвало дискуссию, что ребенок слишком мал, или сделает все неправильно, будет мешаться. Была даже создана папка - передвижка.
2. Экспериментальные исследования формирования трудовых умений через трудовые поручения

Тема моей работы: «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».
В практической части мною был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе ДОУ №251. Воспитатели: Сяглова Наталья Владимировна, Шурухина Марина Викторовна.
Цель исследования: обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.
Гипотеза исследования: формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
а) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во-вторую половину дня;
б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.