На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Определение понятия дидактическая игра, её роль в процессе обучения и формирования навыков детей младшего школьного возраста. Сущность понятия учебные умения и навыки младших школьников. Классификация, формы и методы использования дидактической игры.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Курсовая работа

Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры
Орск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
1.3 Классификация дидактических игр
1.4 Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вазывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Все это определило актуальность избранной темы исследования: «Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры»
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры как средства формирования учебных умений и навыков младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков.
Гипотеза: дидактическая игра будет способствовать наилучшему формированию учебных умений и навыков при соблюдении следующих условий:
- соблюдения индивидуального подхода к учащимся;
- проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;
- разработки серии заданий и мероприятий, включающих детские игры.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»
2. Изучить особенности использования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основе изучения психолого-педагогической литературы и периодической печати.
З. Выявить на основе опытно-экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2007г) был осуществлён теоретический анализ по проблеме исследования, определены его цели, задачи, проблемы, гипотеза, шло накопление эмпирического материала, проведён констатирующий эксперимент.
На втором этапе (январь-март 2008г) основываясь на результатах констатирующего эксперимента проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников с использованием дидактических средств.
На третьем этапе (апрель-май 2008г) проведена заключительная обработка и систематизация материалов, обобщение и анализ результатов исследования.
Структура и содержание курсовой работы определены логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, литературу.
Во введении определяется актуальность избранной темы исследования; объектно-предметная область исследования, гипотеза, задачи, осуществлён выбор методов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты осуществления процесса формирования учебных умений и навыков младшего школьного возраста средствами дидактической игры» раскрывается понятие «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»; роль дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста; классификация дидактических игр; формы и методы использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Глава I. Теоретические аспекты, проблема формирования учебных умений и навыков младших школьников средствами дидактической игры

1.1 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использовать дидактические игры как форму обучения.
Педагогический опыт показывает, что одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.
Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
Умение вычислять среди разных по содержанию предметов общее свойство требует сложной аналитико-синтетической деятельности. Дидактическая игра и вызывает у детей такую деятельность - умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
В умственном воспитании значительна роль игр, которые требуют сравнения одних предметов или признаков с другими, установление сходства, различия, тождества. К ним относятся такие игры как : «Чего не хватает?», «Что одинаковое и что разное?», «Найди лишнее».
Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления, но и воспроизводящего воображения.
Функции дидактической игры:
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал.
1. Игровые технологии развивают познавательные процессы у школьников, закрепляют их знания, умения и навыки.
2. Развивающие игры являются формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.
3. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения; у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память.
4. Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость, сообразительность.
5. Игра стимулирует волевые усилия - организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Игра - это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе.
Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах.
1.2 Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»

В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений - это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования, тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Реализация этих требований позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся средней школы.
Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?
«Словарь практического психолога» предлагает такие формулировки: «умения - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык - автоматизированное действие, сформированное путем повторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение.
Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык - это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение - это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.
То есть способность выполнять какое-либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.
Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий - написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.
Таким образом, связь между понятиями «умений» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием - «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.
1.3 Классификация дидактических игр

Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру
Познавательной деятельности игровые т занимательные задания можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 -2-х классов выполняют действия по образцу. Так, в 1-м классе проводится игра "Составим разноцветный поясок". Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения. Набор геометрических фигур.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине - красный круг, справа от него - зеленый треугольник, слева - желтый, справа от зеленого треугольника - синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: "Лучший" летчик", "Забей гол в числовые ворота", "Вычислительные машины", "Телефон" и другие. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2-м классе проводится игра "Телеграф" с целью формирования вычислительных навыков. Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает на следующую схему.
Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующий пример в арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Если ответ последнего примера совпадает с первым числом цепочки - все действия выполнены верно, получены круговые примеры;
- игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1-м классе проводятся игры: "Помоги почтальону Печкину", "Найди цифры", "На какой цвет упадет капля", "Волшебная яблоня".
В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра.
Для закрепления вычислительных навыков во 2-4 классах используются игры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки».
Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверить предыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда (ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительной цепочки.
- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, "Цепочка", "Математическая эстафета", "Лучший контролер", "Арифметический бег по числовому ряду", "Составь поезд" и т.д. В 3-м классе можно провести игру "Круговые примеры".
Цель игры: формирование вычислительных навыков, решение примеров заданной последовательности.
Содержание игры; на доске даны следующие записи:
Для закрепления вычислительных навыка во 2-4-х классах используются игры: "Такграм", "Арифметическое домино", "Меткие стрелки"
84+16
7x3
45x2
90-83
"Поле чудес" и т.д. Содержание этих и других игр, методика их применения описаны в книге Т. К. Жигалкиной. Математика. 1-2 класс - М.: Дрофа, 2000. (Дидактические материалы).
В первые годы обучения у детей младшего школьного возраста активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.
Игровые технологии используются во всех начальных классах. По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Если в первом классе игра являлась предпосылкой для включения учеников в учебный процесс, то в 3-4-х классах игра превращается в дидактический прием.
Одной из центральных задач развивающих систем обучения является целенаправленное, интенсивное, систематическое развитие интеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф. Каптерева: "Обучение и игры не враги, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга". Игра должна стать для учеников "школой мышления" - школой естественной, радостной и совсем не трудной!
1.4 Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений. Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того, следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.
Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во-первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений, которые ими исподволь отрабатываются в "форме игры. Во-вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.
Основу программы игр составляют следующие типы заданий:
1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей. Поэтому игры первого вида - это игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты - геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. (игра № 1 см. приложение 1)
В других играх этого вида (игра № 2 см. приложение 1) задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.
«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). (игра № 3 см. приложение 1 )
Может быть проведена игра с использованием листьев или цветов растений разной формы, размера и цвета.
Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой-либо одной стороне рассматриваемого объекта.
Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки - смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо-видовых отношений между объектами. (игра № 4 см. приложение 1)
2. Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информацию по заданному или самостоятельно найде и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.