На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Теоретические аспекты развития экологического образования. Теория и практика формирования экологической культуры студентов. Методичкские основы процесса формирования экологической подготовки. Исследование субъективного отношения студентов к природе.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.02.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


    Оглавление
    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
      1.1 Экологическая культура и образование
      1.2 История становления теории и практики формирования экологической культуры студентов.
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
      2.1. Методика проведения теоретического занятия
      2.2. Методика проведения практического занятия
      2.3.Исследование субъективного отношения студентов к природе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Корни рачительного, бережного отношения человека к природе присутствуют в древних текстах различных культур, этносов. Однако, общим фоном, тенденцией развития человеческой цивилизации оказалось отчуждение от природы, покорение, потребление, истребление ее ресурсов. 60-е годы XX века стали временем осознания глобальности экологических проблем, осознания всеобщей опасности, нависшей над человечеством из-за угрозы деградации среды обитания - природы. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере стал перед каждым жителем планеты.

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних студентов - от того, какие ценности они будут исповедовать будет зависеть их жизнь и будущее планеты. Именно поэтому необходимо целенаправленно развивать новую экологическую культуру, которая является важным качеством специалиста.

Формирование экологической культуры заключается в воспитании у студентов ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной работы учебного заведения по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе и её охране.

В педагогической науке определены основные принципы экологического образования студентов, а именно: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей среды; взаимосзязь глобального, нацианального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Проанализировав литературу по проблеме формирования экологической культуры, приходим к выводу о существовании противоречия между объективным требованием общества к воспитанию экологической культуры каждого учащегося и организацией учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, возрастающая актуальность, недостаточность разработанности проблемы определили выбор исследования.

Тема исследования определена как «Формирование экологической культуры студентов при изучении темы: «Меры безопасности при использовании пестицидов».

Из противоречия вытекает проблема исследования, которая состоит в поиске научно-обоснованного ответа на вопрос: каковы оптимальные условия, методы и средства формирования экологической культуры студентов?

Решение данной проблемы определило цель исследования.

Объект исследования: экологическая культура.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры студентов при изучении данной темы.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования экологической культуры студентов будет протекать успешно, если:

- обеспечить поэтапное и комплексное включение студентов в различные виды экологической деятельности;

- целенаправленно формировать экологические знания и практические умения на занятиях по теме «Меры безопасности при использовании пестицидов», включая в традиционные занятия исследовательские задания.

Объект, предмет, гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Обобщить и систематизировать литературу по проблеме исследования.

2. Изучить ведущие тенденции формирования экологической культуры у студентов.

3. Выявить оптимальные педагогические условия эффективного формирования у учащихся экологической культуры.

4. Изучить особенности формирования экологической культуры студентов на занятиях по теме «Меры безопасности при использовании пестицидов».

Методы исследования:

Методы теоретического исследования - теоретический, сравнительно-сопоставимый, анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме.

Методы эмпирического исследования- изучение литературы, результатов деятельности студентов, опросные методы- анкетирование, беседа.

Теоретическая и практическая значимость исследования: обобщена и систематизирована литература по исследованию. Методические разработки занятий по теме «Меры безопасности при использовании пестицидов» (в дисциплине «Защита растений») могут быть использованы преподавателями для формирования экологической культуры студентов сельскохозяйственных колледжей.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

База исследования - МУП «Коломенский аграрный колледж».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Экологическая культура и образование

В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро, утвердила стратегии устойчивого развития как руководство к действию для всех стран нашей планеты.

Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально экономического и экологического развития, в рассмотрении про-блем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспече-ния права людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.

Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изме-нить мировую экономику, демографическую политику, переос-мыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с эко-логической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества[35].

В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции -- восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жиз-ни и окружающей среды.

Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах) по существу продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. И здесь на передний план выходят про-блемы культуры и образования.

Культура как способ адаптации и организации жизнедея-тельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от со держания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от ста-новления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономи-ки, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой нахо-дится человек. Современный образ жизни, ценности, сформиро-вавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подверг-нуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целена-правленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.

Экологическая культура предстает как новый способ соеди-нения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взгля-дов, которая строится биосфероцентристски. Это значит, что те-перь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существо-вания. Эта опосредованность вызвана острой практической по-требностью, порожденной новой ролью человека на планете.

Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живо-го, она создает предпосылки действий, ориентированных на со-хранение и развитие человеческого и природного бытия. В эколо-гической этике в сферу нравственных отношений, кроме традици-онно рассматриваемых отношений "человек -- человек", "человек -- общество" включается также целый ряд сторон отношений "человек -- природа".

Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных усло-виях существования будущих поколений. Обращенность в буду-щее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает эколо-гическую этику от традиционных направлений этики.

Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне жи-вущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

Однако эти и другие положения экологической этики, при-званные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически прони-зывают самые различные сферы человеческой деятельности, образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этиче-ские нормы, насыщенные экологическим содержанием, не оста-нутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.

Основным средством формирования экологической культу-ры призвана стать целенаправленная система экологического об-разования.

Потребность в экологическом образовании связана с необ-ходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни челове-ка. Качество окружающей среды определяет здоровье -- основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необ-ходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому, экологическое образование должно не просто проникнуть в струк-туру системы образования, а стать одной из ее основ. Если лите-ратура и история нужны для усвоения ценностей культуры, есте-ствознание -- закономерностей природы, то экологическое обра-зование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических социально-природных законо-мерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кри-зисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования -- формирование ответственного от-ношения к природе.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на фор-мирование общей экологической культуры, экологической ответ-ственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной[35].

Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, кри-тическое отношение к себе, к другим и т.д. Добровольное, сво-бодное соблюдение моральных требований, связанных с отноше-нием к природе, предполагает развитую убежденность в необхо-димости свободного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которую следует учиты-вать при назначении их на должность, при аттестации. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружаю-щей среды, то понятно, что практически каждый нуждается в соответствующей общей экологической подготовке.

В связи с этим международное экологическое движение пе-дагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением совер-шенствования общеобразовательных систем и рекомендует госу-дарствам и правительствам разработать соответствующую поли-тику в области образования в свете глобального экологического кризиса.

Различают экологическое образование и экологизацию си-стемы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое обра-зование -- это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Выделяют два основных направления экологического обра-зования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей сре-ды и здоровья людей и приобретение специальных профессио-нальных знаний об общих закономерностях существования при-родных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвя-заны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, за-кономерностей экологии.

Экологизация системы образования -- это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принци-пов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологи-чески грамотных специалистов самого различного профиля.

Реально система образования всегда отстает от научных ис-следований. Учитывая междисциплинарную специфику экологи-ческой проблемы, когда решение многих ее проявлений требует междисциплинарного подхода, большой оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образо-вания, одним из главных факторов ее развития.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на био-логическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.

Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".

Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представле-ние о взаимосвязях природы и человека.

Научно-теоретическим основанием экологического образо-вания в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.

Биологическая экология рассматривает условия существова-ния живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре-дой, в которой они обитают.

Глобальная экология призвана исследовать влияние на био-сферу антропогенных, космических, геофизических и других воз-действий.

Предметом исследования экологии человека являются со-хранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.

Социальная экология изучает систему "природа--общество", перспективы ее развития и гармонизации на различ-ных уровнях -- локальном, региональном, глобальном.

Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с воз-растающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т.д. Экология становится как бы "нормативным естествознани-ем", то есть несет ответственность не только за истинность ре-зультатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтраль-на, то есть не объясняет ценности и цели человеческого существо-вания, не гарантирует оптимальной преобразующей деятельности общества. Знания традиционной науки дают возможность создать могучие средства деятельности (современная техника), но не определяют, насколько разумна, оптимальна сама цель деятель-ности.

Экологическое образование включает в себя не только соб-
ственно научные знания и представления, оно также дополняется
образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и
соответствующих художественных образов позволяет преодолеть
разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

В целом в содержании экологического образования можно
выделить следующие аспекты:

Научный - обеспечивает развитие познавательного отноше-ния к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и про-изводство в их взаимодействии.

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримири-мость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.

В заключение можно сказать, что сегодня необходима еди-ная общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные уста-новки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае -- это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки ре-зультатов обучения.

1.2 История становления теории и практики формирования экологической культуры студентов

Точкой отсчета международной экологической политики и активных действий в защиту окружающей среды стал 1972 год. Именно в это время в Стокгольме прошла Международная конференция, одним из итогов работы которой явилось создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Продолжением международной экологической программы выступила серия конференций по проблемам экологического образования.

Так, в 1977г. в Тбилиси проведена Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, на которой были приняты решения и подписаны документы, определившие развитие экологического образования в мире на несколько десятилетий. В 1987 г. в Москве прошла Международная конференция ЮНЕСКО-ЮНЕП по экологическому образованию [36], на которой были обсуждены некоторые результаты реализации решений Тбилисской конференции и определены пути дальнейшего развития экологического образования. Следует отметить, что акции, проведенные в Стокгольме, Москве, Тбилиси вызвали взрыв публикаций, подъем экологического сознания и общественной активности во всем мире.

Итоги двух десятилетий экологического движения были подведены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На этом представительном форуме было отмечено, что экологический кризис современности приобретает все большую остроту, носит социально-экономический и духовно-нравственный характер. Участники конференции особо отметили ключевую роль образования и воспитания в деле преодоления экологического кризиса.

На конференции в Рио была провозглашена идея устойчивого развития, закрепленная в документе «Повестка дня на XXI век», подписанном представителями более чем 170 государств [32]. Устойчивое развитие понимается как коэволюционное, не истощающее природу, обеспечивающее прогресс человеческой цивилизации и сохранение гомеостаза биосферы.

Таким образом, становлению отечественного экологического образования способствовал международный социокультурный фон, мировое экологическое движение.

Начало экологического образования в СССР связано с идеей охраны природы. На первых порах государственное регулирование, общественное движение, образование и просвещение в области охраны природы не имело резких границ и регламентации. Объединяющую функцию выполняла идея «знать и любить родную природу». Законодательное закрепление воспитания бережного отношения к природе как цели образовательного процесса, включение основ охраны природы в школьные учебники и учебные курсы произошло в Законе об охране природы в РСФСР (1960 г.). Таким образом, был оформлен социальный заказ системе образования на подготовку экологически грамотной молодёжи.

За минувшие десятилетия экологическое образование прошло путь от натуралистического движения, через охрану природы и природоохранительное просвещение к экологическому воспитанию и формированию экологической культуры. История становления и развития экологического образования обстоятельно и разносторонне освещена в публикациях [2; 3; 5; 6; 7; 9; 11;16; 17; 18;21; 22; 23; 24; 25 и др.]. Начиная с 70-х годов XX века, в нашей стране проведены сотни конференций, симпозиумов, приняты рекомендации, решения, нормативные акты, разработано большое количество учебных и исследовательских программ [4; 28; 29; 30; 31 и др.], написаны учебники, учебные пособия, разработаны учебные комплексы по экологии. Тем не менее, актуальность глубокого анализа экологического образования очевидна.

Резюмируя результаты работ, посвященных изучению историко-педагогических аспектов развития экологического образования [4], можно констатировать: общий ракурс, специфика социального заказа эволюционировала следующим образом: от требований включить в содержание образования основы охраны природы к воспитанию бережного отношения к природе и природным ресурсам и, далее, к заказу на личность с высоким уровнем развития экологического сознания и экологической культуры.

Становление подготовки студентов в области охраны окружающей среды, формирование социального заказа педагогическому образованию происходило в соответствии с потребностями общества. Таким образом, появилась новая функция преподавателя - трансляция знаний в области охраны и преобразования природы; осуществление образовательной политики государства по формированию бережного отношения подрастающего поколения к природе и ее ресурсам; воспитание рачительных хозяев отечества.

Необходимо отметить, что потребность подготовки преподавателя к экологическому образованию учащихся обоснована и всей историей развития отечественного педагогического образования. В подготовке студентов традиционно использовались идеи русского космизма о всеединстве, вселенской ответственности человека за окружающий мир ( В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, В.Э.Циолковский и др.), идеи К.Д.Ушинского о природосообразности поведения и деятельности в образовании, идеи православной педагогики, народных традиций и т.д. Как правило, эти идеи реализовались в свернутом виде, в методологии или передовом опыте. Об этом свидетельствует глубокий анализ трудов исследователей педагогического образования, освещающих различные аспекты экологической культуры и пути ее формирования (С.И.Архангельский, И.Ф.Исаев, А.К.Колесова, В.А.Коменина, Н.Е.Мажар, А.В.Мудрик, Е.А.Силяева, В.А.Сластенин, Е.С. Сластенина, Д.И.Трайтак, Е.Н.Шиянов, Г.П.Южакова).

Появление новой эколого-педагогической функции преподавателя активизировало педагогические исследования и разработки процесса подготовки к ее осуществлению. Большую работу по организации и координации исследований осуществлял Научный совет по педагогическим аспектам охраны окружающей среды Академии педагогических наук СССР, в состав которого входили А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и другие ученые.

При непосредственном участии И.Д.Зверева определены направления подготовки преподавателя к экологическому образованию студентов. Среди них:

* формирование у преподавателя сознания и гражданского долга, убеждений в необходимости и возможности сохранения природы для блага человечества;

* сочетание знания естественнонаучных основ охраны природы с личной активностью по ее охране;

* обеспечение профессиональной готовности к экологическому образованию студентов на основе вооружения научными знаниями, а так же умениями и навыками [10; 11; 12]. Можно констатировать, что к 80-ым годам XX века в теории эколого-педагогического образования сложилось представление о необходимости всесторонней экологической подготовки студентов, затрагивающей все сферы личности студента, его нравственные, деятельностные и деловые качества.

Значительный вклад в исследование и организацию экологической подготовки внес Б.Г. Иоганзен. Исследуя мотивы экологической подготовки, он предложил мотивационно-ценностную их классификацию, выделив гуманистические, патриотические, санитарно-оздоровительные, экономические, научно-познавательные мотивы [13; 14]. Существенным для нашего исследования является тот факт, что Б.Г. Иоганзен рассматривал свою классификацию как основу управления педагогическим процессом формирования экологической культуры.

Анализ более ста учебных программ, методических рекомендации, учебных пособий, факультативных (элективных) курсов, а с 1970г. - и обязательных курсов природоохранной направленности показывает их стремление к интеграции, выходу за пределы нормативного характера, поиску глубоких научных оснований педагогического процесса. Подобные курсы содействовали, с одной стороны, более разностороннему освещению экологических проблем в ходе обучения, их лучшему осмыслению студентами, превращению знаний в мировоззренческие ориентиры природосообразной направленности.

С другой стороны покомпонентная характеристика природных комплексов и их отраслевого использования не позволяло системно рассматривать природу и оценивать ее ресурсы, видеть перспективы комплексной охраны природы. Интеграция покомпонентно-отраслевого взгляда на природу происходила медленно; существовавший разрыв между естественнонаучным и гуманитарным знанием проецировался и на учебный процесс. Все это снижало эффективность курсов природоохранной тематики и не позволяла добиться целостности мировоззрения студентов.

Не смотря на это введение курсов по охране природы, их разнообразие обеспечили создание ядра консолидации творческого потенциала исследователей и предпосылок для введения в содержание образования курсов экологии, обладающих более высокой степенью интеграции и обобщения.

Учения Ч.Дарвина и Э.Геккеля о единстве организмов и среды их обитания стали основой создания самостоятельного раздела биологического знания, в последствии - науки и учебного предмета «Экология». На наш взгляд, консолидация экологического знания происходила в 60-70-е годы XX в. через внедрение учебных дисциплин (предметов) и написание учебников. В это время в нашей стране появляется значительное число учебников по классической экологии, как переводных («Экология» и «Основы экологии» Ю.Одума ( 1968, 1975), «Основы экологии» Р.Дажо (1975)), так и отечественных ( «Основы экологии» Б.Г.Иоганзена ( 1959), « Экология животных» Н.П.Наумова (1963), «Экология» Б.С.Кубанцева (1976) и « Экология: краткий курс» В.А.Радкевича (1977)).

Замкнутость в поле классической экологии, биологическая, натуралистическая направленность природоохранного движения вызывали беспокойство в среде общественного экологического движения, активизацию исследовательских интересов к проблемам экологического образования.

Понятия «природоохранное просвещение, воспитание, образование, деятельность» возникли как гармонизирующие биологическое, естественнонаучное и социальное, гуманитарное знание. В этих понятиях отражалась вся иерархия целей экологического образования, его содержание, а также формы и методы его реализации в педагогическом процессе.

Методологический анализ экологического образования тех лет, проведенных С.Н.Глазачевым и С.Е.Петровым [4; 29], позволил им сделать выводы, определившие долгосрочные перспективы экологизации образования. Авторы отмечают противоречие между учеными-естественниками и педагогами, непонимание между которыми приводит к тому, что-либо педагоги «открывают» законы экологии, либо ученые создают безуспешные образовательные проекты.

В этой работе, одной из первых такого рода работ в отечественной педагогике, обоснована новая цель экологического образования: не столько углубление знаний по экологии, сколько творческая трансляция экологической культуры в личности, формирование экологического сознания. Авторы убедительно показали, что экологическое образование как раздел педагогической науки и социальной практики обладает высоким интегративным потенциалом формирования целостного мировоззрения. При этом подчеркивается, обосновывается особая роль педагогической науки и педагогического образования в успешной экологизации образования.

Разработка методологических основ экологического образования (А.А.Гусейнов, 1976; В.Д.Комаров, 1977; В.В.Краевский, 1977; Э.С.Маркарян, 1974; В.П. Тугаринов, 1977; А.Г.Шевцов, 1976; А.Д.Урсул, 1977 и др.) весьма способствовало критической оценке проделанной работы, вскрытию проблем и противоречий, определению перспектив развития экологической подготовки. Коллективный опыт исследования экологической подготовки в лаборатории экологического образования Научно-исследовательского института средств и методов обучения Академии педагогических наук СССР (НИИ СиМО АПН СССР) обобщен в монографии Е.С.Сластениной [33]. Критически оценивая предметный этап экологизации педагогического образования, исследователь определяет становящиеся прогрессивные направления развития этого процесса:

- межпредметная интеграция дисциплин;

- гуманизация содержания дисциплин;

- комплексный подход в организации экологического образования и воспитания;

- психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Идеологическая ангажированность педагогической науки и практики, несомненно, сказались на кадровой политике в области экологического образования, на учебно-методической подготовке студентов. Исключить роль государственной и партийной практики из нашего анализа - означало бы превратно, не объективно истолковать многие процессы в области эколого-педагогического образования. Например, в приказе Минвуза СССР от 16.09.85 « О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» поставлена задача существенной интенсификации экологического образования и воспитания студентов во всех звеньях и формах обучения. Рекомендовано обратить особое внимание:

а) на насыщение экологическим и непосредственно природоохранным материалом во всех учебных дисциплинах; раскрытие социально-политического и мировоззренческого аспектов природоохранительного и экологического воспитания;

б) внедрение в тематику курсовых и дипломных работ по природоохранительной тематике, предусматривая комплексное использование природных ресурсов;

в) использование учебных практик с включением в них заданий
природоохранительной направленности и направлением студентов во
время практик для проведения разъяснительной работы по природоохранной тематике среди населения;

г) повышение эффективности самостоятельной работы студентов по природоохранительной тематике с отчетами и выступлениями студентов на семинарах, кружках, конференциях;

д) формирование у студентов навыков пропагандиста, агитатора, лектора по экологической и природоохранной работе; расширение подготовки лекторов-пропагандистов по охране природы на факультете общественных профессий; широкое привлечение дружин по охране природы к работе по озеленению и благоустройству студенческих городков и городских территорий;

е) активное использование в учебном процессе результатов научно-исследовательских работ в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; широкое привлечение студентов к выполнению таких исследований; усиление руководства научными кружками, проведение конкурсов, смотров и выставок достижений научно-технического творчества студентов.

В Бюллетене ЮНЕСКО-ЮНЕП [36] проводится характерный «образ» оценки качества образования в области окружающей среды (ОООС): «Как происходит процесс оценки? Для того чтобы получить наглядное представление о процессе оценки, надо представить себе колесо, ступицей которого является оценка. Обод колеса - это процесс образования, включающий непрерывный цикл четырех взаимосвязанных процессов: 1) оценка потребностей в знаниях студентов; 2) анализ целей и задач; 3) разработка учебных материалов и подготовка условий изучения материала учебника; 4) расширение знаний студентов. Задача преподавателя заключается в обеспечении бесперебойного вращения колеса в соответствующем направлении. Однако в процессе оценки должны участвовать как преподаватели, так и студенты, поскольку они теснее, чем другие группы населения, связаны с программой ОООС и ее реализацией».Алгоритм развития подходов к формированию экологической культуры в 1980-е годы был следующим: оформление экологии в качестве школьного учебного предмета, введение экологии как учебной дисциплины в СПУЗАХ, ВУЗАХ.

Анализ массива публикаций этого периода [23; 29] показывает, что преобладали публикации об опыте организации охраны природы и экологического образования.

В 1987 году предпринята попытка разработки Программы по подготовке кадров в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в СССР на период до 2005г. В ней поставлены задачи: научить человека принимать оптимальные решения в области природопользования; на основе системы непрерывного экологического образования и воспитания формировать новое экологическое мышление и стиль жизни; обеспечить экологически устойчивое развитие общества и природы.

Вскоре был разработан проект концепции «Образование и подготовка кадров в области охраны окружающей среды», но, к сожалению, организационные и интеллектуальные усилия по подготовке документов не были доведены до логического завершения, а сами проекты не были реализованы. Вместе с тем, изучение документов, несостоявшихся проектов позволяет сделать вывод: порой важные, прогностические проекты государственного регулирования в области экологического образования оказываютсяневостребованными образовательной системой и не имеют научно-педагогической поддержки.

Педагогическая наука и практика управления образованием выработали ряд предложений по «экологической коррекции подго товки кадров и эколого-образовательной политики. Все это нашло отражение в проекте Программы по окружающей среде до 2005г. (аспект экологического образования и воспитания), выполнивший ориентировочную функцию.

В Программе представлено новое понимание цели, и значения экологического образования. Важнейшей целью экологического образования признается формирование экологической культуры, ответственного отношения личности к природе.

Системы экологического образования выстраиваются на основе следующих положений:

1. Формирование ответственного отношения к природе включается в систему целей каждой дисциплины и всех направлений дифференцированного (углубленного, факультативно) обучения. Необходимость этого объясняется тем, что ответственность во всем богатстве социальных и психологических характеристик становится определяющей чертой личности человека социалистической формации. Ответственное отношение к природе складывается из отношения к человеку как природному существу, к своему здоровью и здоровью окружающих как личной и общественной ценности (внутри отношений), к внешней природе как условию жизни, объекту и предмету труда. Отношение к природе связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека и приобретает ответственность в процессе включения по все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, правовую, экономическую.

2. В каждой дисциплине, на каждом этапе обучения вводятся темы экологического характера.

Основанием для этого служит концепция глобального характера экологических проблем, которые имеют социально-политические, экономические, естественнонаучные, нравственные аспекты и требуют рассмотрения «в логике человеческой деятельности», а не в логике отдельной дисциплины. Только самостоятельные экологические темы позволят раскрыть в каждом предмете отдельные аспекты экологических проблем с учетом глобального, регионального и местного уровней.

3. На каждом этапе обучения вводятся обобщающие курсы экологического характера.

Содержание, на основе которого формируется ответственное отношение к природе, носит междисциплинарный характер и не сводится к сумме экологических сведений, получаемых при изучении каждого отдельного предмета.

Требуется целостное рассмотрение законов сложных развивающихся системных объектов, которые включают в качестве компонента человека (объекты экологии и биосфера в целом). При этом фундаментальные и прикладные задачи рассматриваются в проблемно ориентированном поиске. Исходными ориентирами изучения «человекоразмерных систем» являются человеческие ценности, представленные в ясном виде.

4. Обозначение в учебном плане обучения практикума по экологии, где деятельность по изучению экологии сочетается с практическим решением экологических проблем.

Становление ответственного отношения к природе как черты личности студента предполагает его активную практическую, а не только теоретическую деятельность по решению и изучению экологических проблем. Трудовая и общественно полезная деятельность способствует приобретению опыта принятия экологических решений; обеспечивает реальный вклад каждого учащегося в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Вопросы экологического образования закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» ( принят 19.12.91). В нем целый раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию и научным исследованиям. Перечислим лишь названия статей:

Ст.73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования.

Ст.74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях.

Ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.

Ст.76. Распространение экологических знаний.

Ст.77. Научные экологические исследования[20].

Для определения уровней экологической подготовки студентов агроколледжа были определены следующие уровни:

Совершенный уровень

Студент сельскохозяйственного СПУЗа с достаточным уровнем развития экологической подготовки:

- обладает глубокими, системными научными знаниями (выходящими за рамки учебной программы) об основных экологических ценностях;

- проявляет потребность в познании окружающей среды;

- характеризуется знанием норм и правил поведения в природе и свободным соблюдением их в повседневной деятельности;

- владеет способами и приёмами рациональной экологической деятельости, рационального использования природоресурсного потенциала сельского хозяйства;

- обладает способностью анализировать поведение современников, с точки зрения экологических норм;

- проявляет чуткость и уважительное отношение к людям, себе, ко всему живому в природе, добросовестен, эмоционально отзывчив;

- в нестандартных условиях принимает экологически верные решения, совершает экологически целесообразные действия.

Достаточный уровень

Студент СПУЗа со средним уровнем развития экологической подготовки:

- имеет общее представление о ценности природы и системе правил и норм поведения, деятельности в природе;

- обладает экологическими знаниями в рамках учебной программы;

- отличается аргументированностью в отстаивании своей позиции в отношении к экологической проблеме;

- имеет общее представление о способах и приёмах рациональной экологической деятельности и социального взаимодействия с целью сохранения природной среды;

- в стандартных ситуациях правильно оценивает поведение современников с точки зрения экологических норм;

- обычно проявляет уважительное отношение к людям, себе, ко всему живому;

- характеризуется творчески-репродуктивным уровнем практических знаний и навыков;

- в нестандартных ситуациях выбора способен на экологически нецелесообразное поведение.

Несовершенный уровень

Студент с элементарным уровнем развития экологической культуры:

- обладает элементарными знаниями об основных экологических ценностях;

- обладает элементарными знаниями в области экологии, охраны природы, агроэкологии;

- характеризуется формальным усвоением экологических знаний, умений, навыков;

- потребности в познании окружающей среды не проявляет;

- имеет элементарные знания правил поведения в природе, но в повседневной деятельности не всегда их соблюдает;

- в природоохранных действиях предпочитает не участвовать;

- способен на антиэкологические поступки.

Номинальный уровень

Студент сельскохозяйственного СПУЗа с нулевым уровнем развития экологической культуры:

- отличается технократическим подходом к природе;

- характеризуется отсутствием экологических убеждений;

- зачастую проявляет неуважительное отношение к людям, ко всему живому в природе;

-характеризуется отсутствием научных экологических знаний и стремлением их получить;

-в природоохранных действиях не участвует;

-равнодушен к антиэкологическому поведению современников;

- совершает антиэкологические поступки.

Своеобразным итогом современной истории становления теории и практики формирования экологической культуры учащихся стала серия публикаций [1; 4; 6; 7; 8; 24; 25]. Так, в и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.