На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие эстетического воспитания, цели и задачи; психолого-педагогические проблемы формирования эстетических чувств старших дошкольников. Формирование эмоциональной отзывчивости к прекрасному в природе, развитие наблюдения; выявление исходного уровня.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы формирования эстетических чувств старших дошкольников
1.1 Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников

1.2 Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе

Глава 2. Пути формирования эстетических чувств старших дошкольников через наблюдение

2.1 Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников

2.2 Развитие наблюдения и его влияние на формирование эстетических чувств старших дошкольников

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Сравнительный анализ результатов двух экспериментов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение

Актуальность. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем природном мире и к самим себе?
Одной из важных проблем педагогики является формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям.
Формирование начал нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей заняло значительное место в философских научных трудах (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, А.К. Дремов и др.); в психолого-педагогических исследованиях (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.).
Изучение данных научных исследований показало, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне -- развитой личности.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.
Роль метода наблюдения в процессе формирования эстетического отношения к природе несомненна. Умение видеть (наблюдать, чувствовать, сопереживать, любить, помогать) природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие эстетического воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует посто янного общения с природой.
Цель исследования: изучить влияние наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: влияние наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование у старших дошкольников эстетических чувств посредством метода наблюдения будет эффективно при включении в процесс воспитания специально организованных наблюдений (за животными и природой) и проведении бесед по ним.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую и экологическую литературу по теме;
2. рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению эстетического воспитания (выделить методы, средства и формы воспитания);
3. изучить особенности метода наблюдения и его влияние на формирование эстетических чувств старших дошкольников;
4. провести диагностику исходного уровня эстетического отношения старших дошкольников к природе и провести формирующий эксперимент, направленный на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения;
5. составить рекомендации, направленные на формирование эстетических чувств к природе у дошкольников в процессе наблюдения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод математического анализа.
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы формирования эстетических чувств старших дошкольников
1.1 Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству. Задачи эстетического воспитания, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педагогике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Л.С. Фурмина, Г.Н. Пантелеев, Е.А. Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики.
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе, в крайнем случае, другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо,, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим). Старенькая прабабушка может произносить какие-то слова неверно, по-своему, но речь ее: полна пословиц, шуток, ласкова - и именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.
Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законам: красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше, Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не Дошкольном возрасте).
Итак, эстетику быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.
Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно привлекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цветы!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану - желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не сочетаться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.
...Заколдован невидимкой,
Понагнулась, как старушка,
Дремлет лес под сказку сна,
Оперлася на клюку,
Словно белою косынкой
А над самою макушкой
Подвязалася сосна. Долбит дятел на суку...
Слова Есенина проникают в душу и рождают эстетические чувства.
И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.
В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще В.Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П. Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская). Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Они необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности.
Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств - служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства -- подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста и педагога вообще, - артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь мы укажем общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у"детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пышка - книжка и т.п.). Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Методы, по выражению А.С. Макаренко, это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников.
Основные методы эстетического воспитания он объединил в следующие группы, направленные:
1) на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их (например, рассматривание иллюстраций разных художников к одному произведению, нескольких картин на одну тему с прослушиванием созвучного по настроению музыкального произведения, создание воображаемых ситуаций, «вхождение 'в образ»);
2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы (например, использование сенсорных дидактических игр на закрепление знаний по форме, цвету; рассматривание дымковской игрушки т. д.);
3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова.
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова.
4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ, спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка» и т. п.).
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.
Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота - ложь» (Э. Межелайтис).
«В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития» [10,с.34].
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература - все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!» [10,с.35].
Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя.
Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает - и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
«Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью» [13,с.23].
«Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование» [3,с.9].
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования.
Существо методов эстетического воспитания зависит от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача -- посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.
Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод.
Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.
«Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий» [17,с.56-57]:
· метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
· метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
· метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
· метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Создавая условия для воспитания у дошкольника эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны соответствовать следующим требованиям:

· внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);

· все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;

· очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному;

· в детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту;

· одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Итак, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.

1.2 Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе

В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
1. Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.
2. Программа «Семицветик» - авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
4. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» - авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.
5. Программа экологического образования детей «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой.
Программа «Детство» [21] ставит задачу развития детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости и гуманности через усвоение детьми идеи единства всего живого. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Нужно подводить детей к тому, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное и яркое душой ребенка».

Приоритеты программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [21].

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа:

· Шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее;

· Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;

· Ознакомление с декоративной народной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством;

Девиз программы «Семицветик» [2] - воспитание через культуру и Красоту. Главная цель этой программы - способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Основные задачи программы:
· раскрытие и развитие восприятия Красоты;
· заложение этических и нравственных основ;
· расширение сознания и кругозора;
· раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
· заложить основу культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.
В процессе решения поставленных задач самому воспитателю необходимо быть живым примером устремления ко всему, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.
Для того чтобы эффективно решать поставленные задачи, нужно окружить ребенка красивыми образами, обратить его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, учить слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков, смотреть красочные музыкальные слайд фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и творчества с детьми. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию ребенка. Главными составляющими этой атмосферы будут: Красота, Добро, Радость, Терпение и Терпимость, Свобода, Организация, Стремление понять ребенка и Уважение его личности, его прав.
Программа «Семицветик» рассчитана на детей от 3 до 7лет. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки, которые составлены из двух базовых частей: «Природа» и «Человек».
Программа «Красота. Радость. Творчество» [21] предназначена для эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного - как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.
Программа «Красота. Радость. Творчество» содержит следующие разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество», а также Приложения.
Программа экологического образования «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой [21]. При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации, т.е. развитием у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к ней. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.
Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.
Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».
Программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.
Таким образом, для того чтобы воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному, можно использовать в своей работе любую из выше рассмотренных программ, как полностью, так и частично.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и экологической литературы, изучение программ детского сада позволило сделать следующие выводы:
· процесс эстетического развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром;
· «Чувствовать - познавать - творить» - это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые должны присутствовать в экологическом воспитании;
Глава 2. Пути формирования эстетических чувств старших дошкольников через наблюдение

2.1. Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их.
Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это.
Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется. В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
«В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами» [30,с.13].
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
«Способность заметить, выделить красивое, развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы» [30,с.14].
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
«Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде», - отмечает В. Фокина [30,с.15].
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать» [21, с.123].
Старая антропоцентрическая парадигма довольно ярко представлена и во многих методических рекомендациях по экологическому образованию дошкольников. Например, выбор объектов для наблюдений зачастую основывается на традиционных взглядах «человек -- мера всех вещей».
Потребительский подход в данном случае проявляется особо парадоксально: живые организмы уничтожаются или повреждаются для решения задач экологического образования. Например, многие авторы рекомендуют срезать для наблюдений ветки различных деревьев. В одном из пособий приводится конспект занятия «Сравнение веток деревьев и кустарников», одной из задач которого является воспитание «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20--25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длинной 50--60 см в вазах». Наблюдения иллюстрируются стихотворением «Мы в лесу собрали ветки, принесли их в детский сад...»
Потребительский подход отражается и в подборе к этому занятию пословиц будто бы природоохранного содержания: «Возле леса жить -- голодному не быть», «Что в лесу родится -- во дворе годится». В другом пособии рекомендуется использовать для знакомства детей с насекомыми «модели живых или засушенных насекомых, в частности, засушенных пчел (!)».
Те же авторы предлагают при знакомстве дошкольников с «дикорастущими цветами» (подснежниками, колокольчиками, ландышем, ромашкой и т.д.) собрать букеты живых цветов, что «будет хорошим дополнением к празднику». В некоторых детских садах можно даже встретить прозрачные емкости с формалином, в котором плавает препарированная лягушка, на примере которой дети должны, видимо, знакомиться с внутренним строением земноводных. Подход «человек -- мера всех вещей» проявляется и в сборе коллекций живых объектов, использовании чучел, подборе животных для уголка природы.
Возможно, с точки зрения познавательной деятельности коллекции бабочек, жуков, чучел зверей, птиц дают ребенку более реальное представление о животных, чем знакомство с ними по картинкам. Однако с позиции экологического образования, основанного на новой экоцентрической парадигме, с позиции биоэтики такой подход должен быть исключен из практики детских садов. Лучше вести наблюдения в живой природе, использовать слайды, видеофильмы. Кроме того, экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.
Таким образом, в экологическом образовании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа -- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем -- объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия -- зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. «Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы» [21, с.111].
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится и плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений -- это результат непроизвольных наблюдений детей.
С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. «Но это умение, как утверждает С.Л.Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний». Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление вес более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Важным является вопрос о содержании наблюдений -- что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
Психолог считает, что «для восприятия ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у него обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого» [15,с.15].
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных -- разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Таким образом, содержание наблюдений -- это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками -- это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. «Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы -- бойко и интересно рассказывать о его обитателях» [15,с.16].
Этим требованиям отвечает, прежде всего, такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте -- его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени -- распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений -- дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира -- комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Требования к проведению наблюдений
Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений.
Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер его поверхности, форму, температуру и тяжесть, т.е. самостоятельно подучить сенсорную информацию об объекте.
Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлении природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать.
Такая деятельность трудна дошкольникам, причем, чем меньше чети тем им тяжелее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов.
Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и про ведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
Четвертое требование относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ.
Особенно это касается наблюдения за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения.
2.2 Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л.В. Занков). Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так, Б.М. Теплов называет наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения -- это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.
Подлинное решение этого вопроса, на наш взгляд, лежит в утверждении Б.Г. Ананьевым того, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».
Наблюдение как познавательная деятельность -- продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте.
Имеющиеся исследования позволяют определить основные линии в развитии наблюдения.
По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития деятельности наблюдения ведущее значение имеют сенсорные процессы -- различные виды восприятия. Результатом его является накопление образов (представлений) предметов, явлений (представления о взаимодействие с окружающим) и т.д.
Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях: во-первых, когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой и др.), во-вторых, при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями.
Распознающее наблюдение в его развитом виде требует наличия у ребенка устойчивого, произвольного внимания -- более или менее продолжительной сосредоточенности ребенка на объекте наблюдения.
В соответствии с задачей наблюдения и характером объекта ребенком используются различные виды восприятия.
В распознающем наблюдении, используя разные способы обследования, ребенок устанавливает качества и свойства, стороны и особенности проявления наблюдаемого объекта. Анализ воспринимаемого предмета носит явно сенсорный характер; он ощупывается, осматривается, иногда в восприятие включаются слух, обоняние и даже вкусовой анализатор. Однако ход наблюдения в таком случае не представляет сумму или даже синтез различных видов восприятия или способов обследования. Выступая как ведущий процесс, восприятие направляется и контролируется мышлением. С помощью мышления происходит отбор способов обследования, исходя из принятой задачи и характера объекта. Выделенные в ходе восприятия свойства и качества сравниваются друг с другом, а также со свойствами и качествами других предметов. Происходит отбор признаков: одни из них оцениваются как характерные или существенные, другие как случайные или второстепенные. В результате наблюдения формируется более полный дифференцированный и целостный образ предмета или суждение о нем.
Большое значение в формировании точного, конкретного образа имеет планомерность наблюдения -- последовательный переход от анализа одной стороны наблюдаемого объекта к другой.
В речевой форме осуществляется постановка цели и задач наблюдения. Слово выступает и как инструмент анализа, в слове находит свое выражение и результат наблюдения -- суждение об объекте. Таким образом, восприятие, мышление и речь являются основными психическими процессами, включенными в деятельность наблюдения. Вместе с тем в процессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях.
Наблюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существенное влияние на его ход. Следовательно, уже первичный вид наблюдения является сложной познавательной деятельностью, в которой в единстве сенсорные процессы, мышление и речь и на которую оказывают существенное влияние различные стороны личности (воля, произвольное внимание, эмоции, интересы, прошлый опыт -- знания и навыки). Вместе с тем необходимо подчеркнуть ведущее значение в этом виде наблюдения сенсорных процессов. Основная познавательная задача -- распознавание, установление признаков и свойств -- решается в процессе непосредственного восприятия.
В дошкольном возрасте формируются и два других вида наблюдения, имеющие свои особенные познавательные задачи. Одно из них -- наблюдение за изменениями и развитием предмета также строится на основе использования различных способов обследования и разных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Как и в распознающем наблюдении, в данном виде наблюдения используются восприятие, мышление и речь. Однако направленность и соотношение этих процессов меняются. На первый план выдвигается установление тех признаков, которые получили новую качественную характеристику (например, изменились цвет, форма, величина листьев и их количество у растущего растения), а не всего объема признаков. Восприятие акцентируется на появлении новых частей (например, бутонов, плода). Усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние предмета). Усиливается значимость сравнения и меняется его способ: настоящее состояние объекта сравнивается с ранее бывшим. Таким образом, усиливается роль мышления и речи (сравнение, суждение об изменении и его причинах).
Третий специфический вид наблюдения (так называемое воссоздающее наблюдение) сохраняет свою сенсорную основу: по степени качества, устанавливаемого в восприятии, выносится суждение о состоянии предмета или восстанавливается картина целого. Решение этой задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Сенсорные основы значительно сужаются, но без них решение задачи невозможно. Мышление приобретает здесь ведущее значение вместе с деятельностью воссоздающего воображения.
Таким образом, удельный вес сенсорных и интеллектуальных процессов в разных видах наблюдения меняется.
Рассмотрим развитие структуры наблюдения. Деятельность наблюдения, как и любая деятельность, начинается с постановки или принятия цели и задач. На первых этапах развития деятельности наблюдения дети не способны к самостоятельной постановке задачи. Она вносится взрослым и принимается детьми легче всего, если связана с продуктивной деятельностью. Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу.
Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия и направленность анализа в разных видах наблюдения. Так, конструирование требует прежде всего выделить общую объемную форму предмета, основные части, установить их взаиморасположение в пространстве; при рисовании необходимо обратить внимание на цвет предмета и т.д.
Если же задачей наблюдения является ознакомление с новым предметом, то в этом случае выделяются наиболее полно разнообразные его свойства и качества.
Решение задачи наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов обследования. Сам отбор определяется, с одной стороны, задачей наблюдения, с другой -- характером наблюдаемого объекта. В одном случае наблюдение ограничивается зрительным восприятием, в другом -- требуется предмет погладить, послушать издаваемые звуки, попробовать на вкус или понюхать и т.д. Овладение разнообразными рациональными способами восприятия есть проявление развития деятельности наблюдения.
Достижение задачи наблюдения связано с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка.
Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен: а) в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отборе материала для нее; б) в форме выбора способа действия с предметом: как осуществить уход за вещами (стирать или чистить), уход за различными растениями (обтереть, опрыскать с учетом особенностей растения) и т.д.; в) результатом наблюдения может быть новое знание в разных его формах: отчетливые образы-представления, суждения (о состоянии предмета или его изменении и др.) и в форме элементарного понятия. Внешним выражением этого знания могут служить ответ на вопрос, рассказ-описание, рассказ-суждение.
Мотивами деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста является стремление к достижению результатов в продуктивной деятельности и познавательное отношение ребенка к окружающему.
Таким образом, наблюдение представляет собой сложную познавательную деятельность.
Отсюда следует вывод: развитие этой деятельности не может осуществляться как побочный результат воспитательной работы, направленной на формирование различных видов продуктивной деятельности.
Задача развития и формирования деятельности наблюдения по-прежнему должна оставаться самостоятельной, одной из важных задач умственного воспитания дошкольника.
Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста. Данные детской психологии, и особенно работы по дидактике детского сада, показали большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, высокие возможности детей дошкольного возраста в освоении обобщенных способов восприятия; их большие возможности в овладении этой деятельностью.
Чем определяется необходимость обучения деятельности наблюдения?
Прежде всего теми возможностями общего умственного развития, которые представляет деятельность наблюдения.
Необходимость обучения наблюдению определяется и характером тех знаний, которые формируются в дошкольном возрасте. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений (А.А. Люблинская и др.). И хотя к старшему дошкольному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец. В.В. Давыдов и др.), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Формирующиеся элементарные понятия отражают прежде всего предметную сущность окружающего мира. Таким образом, основное содержание знаний формируется в процессе наблюления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
Совершенствование различных видов продуктивной деятельности зависит не только от развития отдельных видов восприятия, но и от умения видеть предметы и явления во всем разнообразии качеств, свойств и сторон, связей и отношений.
Эти умения и развиваются в деятельности наблюдения.
Развитие деятельности наблюдения в дошкольном возрасте обеспечивает подготовку детей к школе. Одним из видов учебной деятельности, которая используется в обучении детей в начальных классах, является деятельность наблюдения. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется и наблюдательность как важнейшее качество личности: умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем разнообразии и богатстве свойств и качеств, связей и отношений, умение видеть изменение и развитие окружающих предметов и явлений, причины и следствия и т.д.
В дошкольном детстве наблюдение зарождается и проходит сложный путь развития и совершенствования. Решающее значение в этом имеет руководящая и обучающая роль взрослого.
Таким образом, сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия -- зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.; целенаправленное использование метода наблюдения (во всех его разновидностях) в процессе экологического воспитания дошкольников способствует формированию эстетических чувств и правильного и положительного отношения к природе у дошкольников.
Глава 3. Экспериментальное исследование по формированию эстетических чувств старших дошкольников через наблюдение
3.1 Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет).
Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.
Отметим, что наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят более систематический и длительный характер, чем в предыдущих группах. Во время прогулок и экскурсий воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, приметами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.
Программа по ознакомлению дошкольников с природой определяет объем сведений и представлений о мире природы (живом и неживом). Оговорим, что в рамках данного исследования будет осуществляться работа по формированию у детей правильного отношения к природе в процессе наблюдений.
Старшие дошкольники должны владеть следующим объемом знаний:
· наблюдать за явлениями природы, вести себя так, чтобы не навредить природе;
· знать, что в природе нет вредных (плохих, некрасивых) растений и животных, поскольку все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия;
· знать о помощи, которую человек способен оказывать природе;
· эстетически относиться к природе, любить ее, уметь радоваться природным явлениям;
· уметь отражать свои эстетические впечатления в рисовании, лепке, аппликации, делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (экскурсия, прогулка, наблюдение, беседа, просмотр телепередач и др.).
Исходя из этого, выделяются три уровня эстетической воспитанности дошкольников:
Высокий - любит природу, умеет находить и видеть прекрасное в природе, демонстрирует знания по всем перечисленным критериям (см. выше).
Средний - любит природу, но только вдали от нее (по телевизору, в книгах, на картинках), встречаются пробелы в знаниях по указанным критериям.
Низкий - не проявляет интереса к природе, не стремится общаться с природой, демонстрирует неудовлетворительный уровень знаний о природе.
Экспериментальная работа, направленная на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения, включила в себя три этапа.
1 этап - констатирующий эксперимент
Цель: выявить исходный уровень эстетического отношения дошкольников к природе.
2 этап - формирующий эксперимент
Цель: формирование эстетических чувств старших дошкольников с помощью метода наблюдения.
3 этап - контрольный эксперимент
Цель: итоговая диагностика уровня эстетического отношения дошкольников к природе.
Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.
Методы констатирующего эксперимента: анкетирование (родителей), наблюдение, воспроизводящая беседа.
На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников (анкета в приложении 1).
Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы.
На вопрос «Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?», были получены следующие ответы: «Каждый день, ведь я отвожу и забираю ребенка из садика», «К сожалению, не так часто, очень занята», «Почти никогда», «Мы живем в своем доме, зачем ходить куда-то, гуляй себе, да гуляй на участке», «В садике он гуляет каждый день, а дома гуляет во дворе по выходным». Из 10 респондентов, 5 ответили, что не гуляют с детьми, 3 респондента ответили, что гуляют, но очень редко, 2 респондента отметили, что стараются регулярно совершать прогулки с детьми.
Итак, родители практически не гуляют с детьми, считая, что все прогулки могут сводиться к играм во дворе (а в современных дворах, как правило, природы нет вовсе), либо к прогулкам на садовском участке. К сожалению, родители забыли, что значит прогулка, а ведь именно в ходе совместной с ребенком прогулки и начинает формироваться эмоционально-эстетическое отношение к природе.
Ответы на вопрос «Как часто Вы с ребенком говорите о природе?» не слишком порадовали нас. Родители мотивируют свое нежелание говорить о природе с ребенком своей занятостью, а, подчас, и неумением говорить на такие «отвлеченные» темы. «Мы почти никогда не говорим о природе», «Говорим, когда видим что-то из ряда вон выходящее: например, солнечное затмение, крупный град, когда увидим что-то необычное и красивое», «Говорим довольно часто, особенно, когда по телевизору показывают что-то необычное». Итак, большинство родителей уверены в том, что разговоры о природе могут быть вызваны исключительными случаями, и, опять-таки, сведениями, полученными при просмотре телепередач.
Из 10 родителей, лишь 3 с уверенностью смогли сказать, что довольно часто беседуют с ребенком о природе. 6 респондентов беседую от случая к случаю, 3 респондента - вообще не беседуют с дошкольниками о природе.
Как показали ответы на вопрос о домашних животных и растениях в домах воспитанников, большинство (8 человек) держат дома животных (кошки, собаки, черепаха, рыбки, попугай), у всех 10 респондентов есть комнатные растения.
Тем не менее, многие родители (4 респондента) выразили свое недовольство тем, что дети практически не помогают ухаживать за животными: «Он только может играть с собакой, а выгуливать кто будет?», «когда он просил щенка, то обещал, что сам будет за ним ухаживать, а на деле получается по-другому». 3 респондента довольны тем, как дети ухаживают за своими домашними любимцами: «Всегда сам кормит рыбок, меняет воду в аквариуме», «Покупает корм, меняет воду в чашке», «Играет с попугаем». 3 респондента естественным образом воспринимают тот факт, что основной уход за животными ложится на их плечи: «Маленький еще», «Мне легче самой сделать».
Уход детей за домашними растениями отметило только три респондента, выразив это одним словом: «Поливает иногда». Остальные родители самостоятельно ухаживают за комнатными цветами, поливая их, подкармливая, протирая листья, пересаживая в новые горшки и т.д.
Что касается вопроса о частотности поездок на природу, то результаты оказались следующими. Все респонденты ответили, что довольно часто выезжают на природу: «На шашлыки», «За грибами, за ягодами», «каждое лето ездим (живем) на даче», однако, никто из родителей не упомянул о том, что на природу можно ездить не только для того, чтобы съесть шашлык.
Поездка на природу с ребенком - это редкая возможность прикоснуться к Красоте, живой природе, увидеть ее вблизи, пусть не такую чистую и искусственно-прекрасную, как по телевизору, но зато родную и близкую. Отметим, что родители в качестве одной из причин, осложняющей длительное пребывание на природе, назвали сильную замусоренность.
На вопрос «Как эмоционально отзывается ребенок на увиденное в природе?» были получены следующие ответы. «Он так эмоционально рассказывает, отчаянно жестикулирует - увидел во-о-от такую собаку!», «Может иногда сесть и нарисовать красивый рисунок, если увидит что-то красивое». 5 респондентов отметили, что дети склонны свои эмоциональные переживания воплощать в рисунке, беседе, 3 респондента заявили о том, что дети практически не делятся с ними своими впечатлениями. 2 респондента ответили, что дети могут поделиться своими впечатлениями от случая к случаю.
На последний вопрос анкеты «Нужно ли воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе?» положительно ответили все респонденты. Среди способов воспитания были названы следующие: беседа, наблюдение, прогулки, совместные поездки на природу, чтение книг, просмотр познавательных телепередач.
Таким образом, проанализировав анкетные данные, мы сделали вывод о том, что уровень эмоциональной восприимчивости природы дошкольников находится на среднем уровне.
Далее представляется проверить это непосредственно у самих дошкольников, для чего были проведены следующие задания.
Задание 1
Определить уровень знаний дошкольников и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.