Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания. Влияние физических нагрузок на внешнее дыхание и его центральная регуляция. Результаты педагогических наблюдений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.12.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Курсовая работа
Характеристика показателей внешнего дыхания (ЧД, время произвольной задержки дыхания) в покое и после работы различной мощности у детей среднего школьного возраста
Содержание

Введение
Глава I. Литературный обзор
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
1.1.1 Психологические особенности детей среднего школьного возраста
1.1.2 Физиологические особенности детей среднего школьного возраста
1.1.3 Анатомические особенности среднего школьного возраста
1.1.4 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма
1.2 Функции внешнего дыхания
1.2.1 Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания.
1.2.2 Влияние физических нагрузок на внешнее дыхание
1.2.3 Центральная регуляция внешнего дыхания
Глава II. Организация исследования и методики исследования
Глава III. Анализ результатов исследования
3.1 Результаты педагогических наблюдений
Выводы
Список использованной литературы
Введение

Дыханием называется совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм, использование его тканями для окислительно-восстановительных реакций и выведения из организма углекислого газа.
Дыхательная функция осуществляется с помощью внешнего (легочного) дыхания, переноса кислорода к тканям и углекислого газа от них, а также газообмена между тканями и кровью.
Внешнее дыхание наиболее доступно для наблюдения, качественной и количественной оценки. Газообмен осуществляется за счет чередующихся фаз вдоха и выдоха. Организм человека обладает большими резервными возможностями по усилению внешнего дыхания, используемыми при различных физических нагрузках, изменении напряжения кислорода и углекислого газа в крови.
Регуляция внешнего дыхания осуществляется при помощи нервных и гуморальных воздействий на дыхательный центр.
Во время выполнения физической нагрузки дыхание значительно активизируется, что выражается в увеличении глубины, частоты дыхания и возрастании легочной вентиляции, уменьшении резервного объема вдоха и выдоха.
Средний школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств, т.е. периодов, наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям (Богословский В.П.,1998).
Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития дыхательной системы. Следовательно, педагогические воздействия, направленные на развитие дыхательной системы, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте (Матвеев Л.П., 1991)
Гипотеза исследования:
Предполагалось, что физические нагрузки продолжительностью 60 секунд ведёт к более существенному изменению показателей внешнего дыхания чем нагрузка продолжительностью 30 секунд.
Для определения гипотезы была поставлена следующая цель:
Исследовать функции внешнего дыхания у детей среднего школьного возраста (11-13 лет).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Измерить ЧД (в покое и после физической нагрузки)
2. Измерить время произвольной задержки дыхания на вдохе
3. Измерить время произвольной задержки дыхания на выдохе

Глава I. Литературный обзор

1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

1.1.1 Психологические особенности детей среднего школьного возраста

Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. В период этого перехода возникает много потребностей, которые удовлетворить невозможно в связи с недостаточной социальной зрелостью подростка. Следствием этого может быть раздражительность, капризность, негативизм, упрямство и так далее. Эти симптомы появляются не у всех ребят. Многие подростки относительно легко и психологически безболезненно преодолевают трудности переходного периода. Это зависит от конкретных социальных условий и индивидуально-психических особенностей растущего человека. Уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее социальное положение (Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М.,1986).

Ведущей для данного возраста становится общественно-полезная деятельность во всех её формах (учебной, трудовой, спортивной и других). В этой деятельности формируется центральное психическое новообразование подросткового возраста - «чувство взрослости», с которым тесно связаны все изменения в физическом и психологическом развитии школьников (Стамбулова Н.Б., 1999).

В период интенсивного роста снижается выносливость к физическим нагрузкам, наблюдается повышенная утомляемость, которая может быть причиной частых смен настроения, раздражительности, упрямства подростков. Важнейшую роль играет движение, умение управлять своим телом. Здесь существует своеобразный «моторный кризис», который выражается в ухудшении координации движений, их чрезмерной резкости, угловатости, неловкости. Частым явлением становится деавтоматизация навыков, в связи с перерывами в занятиях. Большинство подростков оказываются недовольными своей внешностью, что нередко порождает сомнения в собственной полноценности, колебания самооценки, неуверенность в себе, застенчивость, ухудшение контакта со сверстниками и так далее. Вместе с тем, в период полового созревания в связи с ростом мышечной массы значительно увеличивается прирост силы и скоростно-силовых качеств. Продолжается совершенствование быстроты, а также общей и силовой выносливости, но в развитии ловкости наблюдается снижение темпов прироста (Рыбалко Е.Ф., 1990)

Большинство изменений происходит в интеллектуальной сфере подростка - позитивные, но в начале периода наблюдается некоторый спад в развитии интеллектуальных функций, который потом сменяется подъёмом. Главным новообразованием в этой сфере является переход к абстрактному мышлению, которое в этом возрасте становится доминирующим. Здесь, в основном качестве, используются низшие виды мышления «наглядной опоры» (Рыбалко Е.Ф.,1990). Мышление приобретает центральное положение в структуре интеллекта и оказывает существенное влияние на развитие всех остальных психических процессов. Развитие восприятия и памяти у подростков связано с повышением их осмысленности и произвольности, с умением отделять существенное от несущественного как при восприятии материала, так и при его запоминании. Внимание школьников данного возраста характеризуется возрастанием произвольности, но оно отличается повышенной утомляемостью, неустойчивостью. Наиболее ярко выражено при монотонной работе. Утомляемость нередко является причиной колебаний внимания, неустойчивости психических состояний и частых смен настроения. В подростковый период всё важную роль приобретает волевая регуляция. Однако, появление воли у подростков очень часто противоречивы в связи с недостаточной социальной зрелостью и несформированностью мировоззрения подростка (Гандельсман А.Б., 1986).

Эти изменения в физическом развитии, формировании интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы подростков тесно связаны с центральным новообразованием этого возраста - «чувством взрослости». Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

· быть взрослым (то есть приобрести знания, умения, навыки, привычки, качества, присущие взрослому человеку);

· считаться взрослым (выражается в «борьбе» подростка за возведения его в статус взрослого человека).

Несмотря на это подросток всё ещё нуждается в помощи взрослого человека. Однако он воспринимает далеко не всякую помощь и не от всякого взрослого. Для того, чтобы взрослого слушали и понимали ему (взрослому) нужно заслужить доверие подростка, нужно быть искреннем в общении с ним. Также важна форма, в которой излагается информация. Нужно разговаривать с подростком на равных, и не в коем случае не демонстрировать свою позицию «сверху». Важно и то, что стремление занимать достойное место (пользоваться уважением и признанием в группе сверстников) является одним из самых сильных мотивов поведения подростков. Это необходимый для него атрибут ощущения себя взрослым. Близкого друга подросток обычно выбирает из сверстников своего пола. С ним свободно обсуждаются любые темы, от него нет секретов (Стамбулова Н.Б.,1999). Подростков очень интересует вопрос, могут ли они вызывать симпатию у представителей противоположного пола. В связи с этим отношения мальчиков и девочек нередко приобретают характер влюблённости. Для подростков мощным духовным стимулом работы над собой является все проявления любви и дружбы, так как эти чувства являются для них очень значимыми (Стамбулова Н.Б., 1999).

Подростки ценят в учителе такие качества как: эрудированность, чувство юмора, требовательность, тактичность, справедливость.

Также в жизни подростка важную роль играет занятие спортом. Это помогает им решать многие проблемы переходного возраста. Развитие подростков-спортсменов идёт более гармонично, большинство трудностей они преодолевают легче и успешнее, чем не спортсмены (Кон И.С., 1989)

1.1.2 Физиологические особенности детей среднего школьного возраста

Развитие ЦНС, ВНД и сенсорных систем

В среднем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Период с 9-ти до 12-ти лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. (Солодков А.С.,Сологуб Е.Б., 2001).

У 13-ти летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решении, повышение эффективности тактического мышления. Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия и контролируется генетически, мало изменяется при нагрузке. В связи с половым развитием подростка изменения в коре головного мозга ведут к нарушению тонкой мозаики возбуждённых и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростка становиться нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Также ухудшается деятельность второй сигнальной системы, повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения ВНД - нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов (Сологуб Е.Б., 1987).

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости. С окончанием этих перестроек в организме подростка нормализуются процессы ВНД, совершенствуется абстрактно-логическое мышление, развивается вторая сигнальная система и процессы экстраполяции. Деятельность ЦНС приближается к уровню взрослого человека, но ещё отличается меньшими функциональными резервами и более низкой устойчивостью к действию умственных и физических нагрузок (Добронравов О.Н.,1973).

В среднем школьном возрасте в основном заканчивается формирование сенсорных систем организма. Зрительная сенсорная система в 10-12 лет достигает функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, то есть длина зрительной оси глаза соответствует преломляющей силе, и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы растёт с возрастом. Причём у девочек поле и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже. (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.,2001)

Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Всё это повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма (Сапин М.Р., Брыксина З.С.,1995).

Созревание слуховой сенсорной системы завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижаются пороги слышимости звуков. Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители, улучшается скорость и точность восприятия речи, а также развивается музыкальный слух. К 11-ти годам повышается точность оценки протяжённости звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов. Это имеет важное значение для формирования чувства времени у подростков. Совершенствование бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.

Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-ти годам. Она может характеризоваться неустойчивостью к действию ускорений. В этом возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, что вызывает повышение ЧСС. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные эмоциональные реакции, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2002).

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается оптимальный уровень ее развития (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.,2001)

дыхание педагогический регуляция школьный

1.1.3 Анатомические особенности детей среднего школьного возраста

С наступлением среднего школьного возраста происходят значительные изменения в длине, массе, пропорциях и составе тела, а также в функционировании различных органов и систем организма. В костной ткани продолжается процесс окостенения. Незавершённый процесс окостенения позвоночника может привести к различным повреждениям при больших нагрузках.

Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстаёт рост грудной клетки. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. Она до 14-ти лет меняется очень медленно. С 14-15-ти лет начинается бурное увеличение массы тела, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца. Вес мышечной массы достигается к 15 годам 32% веса тела.

В возрасте 8-18-ти лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. С окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости, функциональным нарушениям осанки. В среднем школьном возрасте нарушения осанки встречаются в 20-30% случаев, искривления позвоночника - в 1-10% случаев. У девочек и девушек осанка в любом возрасте является более прямой, чем осанка мальчиков и юношей. (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.,2001)

Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На средний школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости. (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.,2002)

К возрасту 13-15 лет устанавливается взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повышается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение.

В среднем школьном возрасте заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования.

В этом возрасте происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, вызванное включением генетических влияний на ЦНС и эндокринную систему.

1.1.4 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Количество крови в организме в процентах к весу тела уменьшается, но ещё превышает конечные значения. На протяжении среднего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения - 8-10 мм/час. Полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объём сердца, причём рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Объём сердца достигает 130-150 мл, МОК (минутный объем крови) - 3-4 л/мин, причём он увеличивается за счёт возросшего систолического объёма. За счёт увеличенного систолического объёма крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Также у подростков 14-ти лет выражена дыхательная аритмия, которая после 16 лет практически исчезает. В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объём крови, нарастает артериальное давление.

Рост просвета сосудов в период этого возраста отстаёт от сократительной силы миокарда, что вызывает в ряде случаев юношескую гипертонию. В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов происходит замедление кругооборота крови. В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения свидетельствуют об экономизации функций сердца. (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.,2001)

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становиться выдох (особенно пауза на вдохе), снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, совершенствуется регуляция дыхания, экономизируется дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объём и снижается частота дыхания в одну минуту. В период полового созревания у подростков наблюдается неритмичность дыхания, не завершён ещё процесс расширения воздухоносных путей. Происходит бурное развитие альвеол. Объёмы лёгких зависят от стадии полового созревания.

ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания, влияний эпохальной и индивидуальной акселерации. Характера морфотипа и популяционных особенностей строения тела, климатогеографических и социально-экономических условий жизни и т.п. К 16-17-ти годам развитие дыхательных функций в основном завершается (Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 1995).

1.2 Функции внешнего дыхания

1.2.1 Основные показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания

Дыхание - это процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание. Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ - из клеток в кровь). (Михайлов В.В.,1980).

Дыхательный аппарат человека составляют:

- воздухоносные пути - носовая полость, трахея, бронхи, альвеолы;

- легкие - пассивная эластичная ткань, в которой насчитываются от 200 до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;

- грудная клетка - герметично закрытая полость;

- плевра - оболочка из специфической ткани, которая покрывает легкие снаружи и грудную клетку изнутри;

- дыхательные мышцы - межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающие участие в дыхательных движениях, но имеющих основные функции.

Все показатели, характеризующие состояние функции внешнего дыхания, условно можно разделить на четыре группы.
К первой группе относятся показатели, характеризующие легочные объемы и емкости. К легочным объемам относятся: дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха и остаточный объем (количество воздуха, остающееся в легких после максимально глубокого выдоха). К емкостям легких относятся: общая емкость (количество воздуха, находящегося в легких после максимального вдоха), емкость вдоха (количество воздуха, соответствующее дыхательному объему и резервному объему вдоха), жизненная емкость легких (состоящая из дыхательного объема, резервного объема вдоха и выдоха), функциональная остаточная емкость (количество воздуха, остающееся в легких после спокойного выдоха - остаточный воздух и резервный объем выдоха).
Ко второй г и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.