На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах. Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром. Принципы формирования экологического мышления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.10.2004. Сдан: 2004. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Педагогический институт

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра психологии и педагогики начальных классов

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Выполнила:
студентка 3 курса факультета методики начального обучения
спец. учитель начальных классов
****************

Саратов - 2002
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Возможности воспитывающего и развивающего
обучения природоведению …………………………………………... 6
2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных
классах …………………………………………………………………….. 11
3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с
окружающим миром …………………………………………………... 16
4. Принципы формирования экологического мышления:
воспитательный аспект ……………………………………………….. 22
Заключение …………….……………...…………………………………….. 27
Список использованных источников ………………………………….. 30
Введение
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь-ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.
Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном вос-питательном значении материалистических представлений была сформули-рована А.И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естество-ведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение приро-ды...» Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. - М., 1972. С. 236..
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило сред-ством формирования его мировоззрения. Природоведческое образова-ние стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природ-ный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, эти-ческих, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности до-школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специаль-ной организации обучения приносит положительные результаты в разви-тии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.
Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положитель-ное воздействие природы на психику детей, на всесторон-нее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - на-глядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает воз-можность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изучен-ные виды под один род»11 Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968. С. 207.
Наши психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Анань-ев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблин-ская, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, раз-витием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и раз-вития в дидактическом плане лабораторией, которой руко-водил Л.В. Занков. В исследованиях этой лаборатории ут-верждается, что обучение, направленное только на усвое-ние знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.
Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.
Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы-явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото-рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.
Еще А.Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на уста-новление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.
Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих по-строений предмета. Эта основа принята и в новых програм-мах современной школы.
Ввиду комплексного содержания предмета природове-дения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.
Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отно-шения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисцип-лин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к приро-де.
Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отно-шения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению
Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио-нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети-ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес - наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень-ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль-шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф-ференцируют свои действия и действия других по степени значи-мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде-ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба-тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.
Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ-ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведени-ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.
Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек - часть природы»; «Надо стремиться пре-вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен-ности.
В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно-образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми-руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж-дого человека. Этим значение предмета не ограничива-ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо-нентами неживой и живой природы, в объяснении влия-ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь-зованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста-ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты-вает и развивает детей.
Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка-честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по-ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от-ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За-дача учителя - вовремя заметить эти отрицательные чер-точки, а главное - предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие-мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы-полняемую работу.
Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.
Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы-явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото-рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.
После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной тер-ритории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и пони-жением температуры воздуха листья на деревьях и кустар-никах начинают изменять свою окраску, их черешки подсы-хают и отламываются при дуновении ветра. Так начинает-ся листопад - одно из примечательных осенних явлений в природе.
Итак, программа по природоведению пре-дусматривает выявление простейших связей и взаимосвя-зей, доступных пониманию учащихся. В процессе установ-ления связей создаются благоприятные условия для раз-вития логического мышления детей.
В дальнейшем изучение природы своего края распада-ется на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность - по-лезные ископаемые, погода - водоемы, погода - почвы и растительность, растительность - животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учи-тель руководствуется связями и зависимостями между по-ложением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами-важнейшее условие для фор-мирования осознанных научных знаний при изучении дан-ной темы.
Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за-ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб-щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб-щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувствен-ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова-ния понятий, суждений, умозаключений.
В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как извест-но, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.
Прежде всего руководители школ и работники отделов на-родного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать вни-мание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач - важнейшее требование современного урока. На уроках приро-доведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любо-го урока. Известно, что человек мыслит только в том слу-чае, если перед ним поставлена определенная задача. По-ставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним - выбор методов и приемов, которые будут исполь-зованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее зна-чение в развивающем и воспитывающем обучении придает-ся научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируют-ся природоведческие представления, понятия, используют-ся ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли вни-мание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.
Ценность урока заключается и в том, что на нем реша-ются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых си-туациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, исполь-зовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены.
Итак, выше были изложены основные требования к развиваю-щему и воспитывающему обучению на уроках природове-дения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нуж-но серьезно готовиться к уроку, а самое главное - органи-зовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ - дело очень сложное и не каждый учитель может от-ветить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они долж-ны выполнить то или иное задание.
2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) усло-вием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познаватель-ных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала по-знавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.
В учебном процессе следует выделить основные познава-тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз-дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель-ных этапах урока:
1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за-кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: СПИ, 1983. С.16.;
2) принципам усложнения познавательных задач: услож-нение учебного материала; повышение степени его обобще-ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.
Усложнение природоведческого содержания познаватель-ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).
Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол-жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также задачи, отражающие условия жизни жи-вых организмов, которые влияют на строение, развитие, раз-множение, происхождение растений и животных. Примеры та-ких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка - житель леса» и т.п.
Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные зада-чи, содержанием которых служат конкретные единичные яв-ления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Опреде-лить температуру воздуха в классе».
Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, соро-ка, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на пер-вых уроках природоведения требуют обоб-щенных знаний о животных.
Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существен-ные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка - птица», «К какой группе животных относится еж?».
Задания, требующие умений устанав-ливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни живот-ных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, спо-собов питания и развития животных.
Следующее направление в усложнении познавательных за-дач характеризуется количественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, - самые сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изобра-жение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какие звери живут в наших лесах?», не-обходимо промежуточное знание: что такое звери? Для отве-та на вопрос о жизни растений или животных в разные сезо-ны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о де-ревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.
Таким образом, программой пре-дусмотрено сообщение детям системы зна-ний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физи-ческих изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), пере-мещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимо-связей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способ-ность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к рас-тениям и животным.
Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям не-живой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содер-жании таких знаний.
Формирование представлений о различных состояниях веществ (твер-дом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.
Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предме-ты), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимо-обусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное - научить ребенка понимать связь между живым орга-низмом и средой обитания.
Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внеш-ней средой. Связь третьего понятия - «многообразие организмов» - с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кор-мить, растения - поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (ры-бам нужна вода определенной температуры, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В резуль-тате складывается реальное представление о живом организме.
Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за-ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб-щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб-щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувствен-ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова-ния понятий, суждений, умозаключений.
3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.