Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Определение понятия элитарности. Сущность и виды элитарного образования. Политика Екатерины II и Александра I в области духовной культуры элитно-элитарных слоев российского общества. Традиционное и инновационное в современном российском образовании.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Тема
Элитарное образование: исторический опыт и современность
Содержание
Введение
1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования
2. Элитарное образование в России
2.1 Элитарное образование в России к. XI - XVII вв
2.2 Элитарное образование в России XVIII в
2.3 Элитарное образование в России XIX в
2.4 Элитарное образование в России XX в
2.5 Элитарное образование в России. Современный этап
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российское общество начала XXI столетия испытывает острую потребность в выдвижении лидеров, определяющих основные направления развития социально-политической жизни, экономики, науки и культуры России. Это предполагает формирование элитного социального слоя, обладающего чувством гражданской ответственности, высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры, потребностью в профессиональной актуализации, получившего современное образование, соответствующее лучшим мировым стандартам.
Объективная потребность появления новых элитных слоев обосновывается отечественной философией, социологией, культурологией, базирующимися в своих социальных прогнозах на опыте развития ведущих стран мира и его отражении в трудах ведущих представителей западной научной мысли, а также обобщении процессов развития современного российского общества.
Становление и развитие современных элит оценивается научной мыслью как сложный, противоречивый, в некотором смысле, болезненный, но в целом позитивный процесс, являющийся одним из необходимых условий дальнейшего развития страны.
Анализ развития российского элитного общего образования показывает, что учебные заведения элитного типа достигли наивысшего развития и обогащения своего духовно-интеллектуального потенциала на протяжении XVIII - XIX веков и продолжали свое развитие в качественно-изменившихся условиях развития отечественного социума XX века.
1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования
Установлено, что радикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнего десятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитета концептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии и социологии. Ученые отошли от идеологизированной критики «теории элит» и предпринимают объективные исследования в области современной элитологии.
В настоящее время существует три качественно различных подхода к определению данных понятий.
Согласно одному из вариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.
В качестве второго варианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».
Согласно третьей точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.
Элитному образованию, как фактору, обеспечивающему органичное сочетание прошлого, настоящего и будущего, традиционности и инновационности, всегда был свойственен «благородный консерватизм», выражавшийся в стремлении избегать отражения в содержании образования всего того, что не прошло строгой проверки временем. Тяготение к классическим образцам в сфере элитного образования содействовало формированию личности с совершенным художественно-эстетическим вкусом, тонким филологизмом, развитой способностью к критическому мышлению и стимулировало склонность к глубокой логической и экспериментальной проверке всего, что связано с новыми явлениями в духовной и научной жизни общества. [5, 92 ст.]
Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.
В целом элитарное образование отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови и кошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социуме средствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного для выходцев из низших социальных слоев.
Средствами для обеспечения недоступности чаще всего выступают: административно-правовые, национальные, религиозные, социальные и культуролого-ментальные препятствия; высокая плата за обучение; отсутствие преемственности в содержании образования между школами для детей из социальных низов и элитных слоев общества. При этом элитарное образование всегда стремилось к обретению элитности, но при этом не достигало данного духовно-интеллектуального уровня в силу деформирующего воздействия государственного тоталитаризма, стандартизирующего воздействия чиновничье-бюрократического аппарата, доминирования педагогов, не обладающих высокой духовно-интеллектуальной культурой и не способных понять миссии элитного образования в воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.
Развитие современного элитного среднего образования осуществляется по двум основным направлениям, которые могут быть обозначены как «элитно-традиционное» и «элитно-инновационное». К числу «элитно-традиционных» относятся «паблик-скулз» в Великобритании и «прайвит-скулз» в США. Признание традиционности школ данного типа может быть объяснено жестким соблюдением принципа социальной элитарности, уходящей в историю общества с ярко выраженными социально-классовыми признаками его структурирования.
В качестве «элитно-инновационных» средних общеобразовательных учебных заведений выступают те элитные учебные заведения, которые стремятся охватить своим образовательным влиянием всех одаренных детей вне зависимости от их социального происхождения и сыграть роль своеобразного «социального трамплина», для их последующего органичного вхождения в современную меритократию.
В ряде высокоразвитых стран реально существующие варианты элитного общего образования в перспективе могут образовать систему, создающую возможность целенаправленно и последовательно осуществлять воспроизводство интеллектуальной элиты социума из числа детей и подростков составляющих «национальное достояние» каждой страны.
Наиболее острой проблемой для элитного общего образования ведущих стран мира остается характер его взаимоотношений с системой эгалитарного образования, так как любая ошибка в этом направлении способна негативно сказаться на общем уровне образованности и культуры населения страны, лишить элитное образование объективно присущей ему миссии дидактического и культурологического лидера, привести к непреодолимой изоляции духовно-интеллектуальной элиты от массового сознания.
Характерно, что исторический опыт многих стран, в том числе и Россия XVIII-XX веков показывает, что качественный разрыв уровня духовной культуры и образованности элитных и эгалитарных слоев способен повлечь за собой замедление темпов развития страны и породить угрозу социальных потрясений.
2. Элитарное образование в России
Длительный процесс формирования в России элитного среднего образования включал в себя ряд значительных периодов, характеризующихся несомненными особенностями.
2.1 Элитарное образование в России к. XI - XVII вв.
Уже во время Киевской Руси (конец XI - первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к социальной, но и, в первую очередь, духовно-интеллектуальной элите Киевской Руси обнаруживается в активной социально-политической и культурно-образовательной деятельности, ярком публицистическом таланте, незаурядности философско-теологического взгляда на мир.
Существенно то, что в этот период были выдвинуты и частично реализованы на уровне социальной практики стержневые идеи, значимые для развития образования вообще и, в частности, его элитного варианта.
Следующий этап, насчитывающий около 250 лет (вторая треть XIII - вторая половина XV в.в.) был связан с адаптацией Руси к деспотизму Орды и сопровождался уничтожением многих условий необходимых обществу для складывания духовно-интеллектуальных элит. Тем не менее, именно формирование элит являлось одним из необходимых условий освобождения от политической зависимости и воссоздания военно-экономического могущества, социальной и духовной жизни Руси.
Особо значимым для формирования элитного образования эпохи Московской Руси стало XVII столетие, когда произошло осознание государственной властью того, что именно образование (и, в первую очередь его элитно-элитарный вариант) способно стать действенным инструментом решения ряда существенных внутренних и внешних политических задач.
Возрастание государственной активности в сфере образования объективно явилось фактором, способствующим возникновению целого ряда заведений элитной направленности.
Кульминацией государственной политики в области образования конца XVII века стало открытие Славяно-греко-латинской академии. Данное учебное заведение обладало многими чертами высшего элитного образования. Создание академии завершило длительный этап эволюции образования личности элитного типа, осуществлявшегося со времен Киевской Руси, главным образом, под воздействием семейного воспитания и обучения, церковных образовательных традиций и стихийного влияния духовной культуры Руси, но проходившего при отсутствии школ элитного типа.
2.2 Элитарное образование в России XVIII в
Судьбоносное значение для развития России в целом и элитного образования в частности имела первая четверть XVIII века. Несмотря на узкопрактическую направленность, доминирующую в образовании, петровская эпоха обнаружила объективную потребность в создании первых контуров системы элитного общего образования.
Концептуальной идеей элитного образования этого времени выступало стремление к воспитанию «новой породы людей», способной стать активной силой укрепления российской государственной власти и, одновременно, радикальной социально-экономической и политической модернизации России, изменения образа жизни и ментальности всех слоев российского общества.
К числу наиболее значимых явлений петровской эпохи следует отнести первый опыт создания элитных средних учебных заведений, занимающих промежуточное положение между профессиональными и общеобразовательными школами.
Одним из таких учебных заведений явилась школа, основанная пастором Э.Глюком, которая, воспроизводила модель западноевропейского образования в контексте петровской эпохи.
Школа Феофана Прокоповича представляла собой попытку создания национальной школы, сочетающей в себе традиции европейского образования и российской национально-православной ментальности.
Не меньший интерес, с точки зрения становления профессионального элитного образования, представляли Навигацкая школа, ставшая основой Морской Академии, инженерная и артиллерийская школы, хирургическая школа в Москве, которые по глубине и теоретичности содержания образования, степени своей социальной значимости в перспективе имели все основания обрести признаки элитности. [2, 70 ст.]
Таким образом, завершение предварительного периода развития элитного образования, характеризуется постепенным преодолением прагматичных подходов к образованию, свойственных петровской эпохи. Установлено, что основание Московского университета и двух гимназий при нем имело большое значение для развития элитного среднего образования в России в связи с тем, что эти учебные заведения не носили социально-элитарного характера и были ориентированны на воспроизводство не столько практических работников высокой профессиональной квалификации, сколько представителей духовно-интеллектуальных элит, потребность в которых остро осознавалась на различных этапах развития российского общества.
2.3 Элитарное образование в России XIX в
В качестве чрезвычайно значимого периода развития элитного образования выступает период, продолжавшийся с 1762 года до завершения первой четверти XIX веков. Переход к периоду, обозначенному как «либерально-просветительский» совпал с началом царствования Екатерины Великой. Его окончание связано с восстанием декабристов 1825 года, ставшим символом завершения одного из самых ярких и много обещающих периодов развития российского элитного образования. Результатом подавления восстания стало утверждение власти Николая I и последовавшие кардинальные изменения всей государственной внутренней политики, в том числе и в сфере элитного образования.
Расцвет «либерально-просветительского» периода был обусловлен комплексом причин социального, мировоззренческого и политического характера. Важнейшей из них следует признать эволюцию общественного сознания высших слоев дворянства, завершившуюся формированием особого типа социальной и духовно-интеллектуальной элиты, не имевшей аналогов ни в прошлом, ни в будущем российской истории.
Политика Екатерины II и Александра I совпали с общим направлением гигантского скачка в области духовной культуры элитно-элитарных слоев российского общества послужили определенным катализатором приобщения к западной культуре, в том числе и в сфере образования. На протяжении двух эпох Екатерины Великой и Александра I сформировался узкий слой элитного дворянства, обладающего элитным сознанием, способным определяющим образом влиять на духовно-ценностные приоритеты элитного и элитно-элитарного образования в России.
Во времена Е и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.