На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эстетическое воспитание в системе образования, воспитание средствами искусства. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте, эстетическое воспитание школьников. Важной является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.05.2003. Сдан: 2003. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
*
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
КОМАРОВА Н.М.
Москва, 2003
Оглавление
    Введение 3
    I Эстетическое воспитание в системе образования 5
    II. Эстетическое воспитание средствами искусства 9
      2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте 15
      2.2 Эстетическое воспитание школьников 21
    Заключение 24
    Литература 25
    Приложение 27
Введение
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими
прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно зна-чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по-следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен-ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет-ном обществе представлениями о их характере и назначении. В про-цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове-ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо-ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос-ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес-ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Прекрасное в жизни -- и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
I Эстетическое воспитание в системе образования
В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.
Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.
Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й -- 6-й классы), пения и музыки (1-й -- 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские
внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Формирование эсте-тической культуры -- это процесс целенаправленного развития спо-собности личности к полноценному восприятию и правильному пони-манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат-ривает выработку системы художественных представлений, взгля-дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо-роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова-ние у воспитанников эстетического отношения к действительно-сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен-ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи-тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен-ной самодеятельности; в организации производительного и об-щественно полезного труда, в формировании повседневных от-ношений и поведения.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель-ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси-вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар-мония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи-моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан-никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив-ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа-гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет-ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо-го оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо-ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима-ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире.
II. Эстетическое воспитание средствами искусства
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро-слых. В ярком,
радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра-жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь-- быт человека и его труд, природа и предметный мир -- все это также источник, питающий эстетические пере-живания ребенка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото-рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Искусство -- особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа-ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас-ное в жизни.
Любое художественное явление требует от того, кто его вос-принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче-нии пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространствен-ными представлениями (выше--ниже, длиннее--короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы-кальных звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче-ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе-ственного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла
В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочета-ний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнооб-разию форм. Сенсорное воспитание -- неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. Следовательно, зна-чение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стре-мящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.
Развитие сенсорных способностей -- основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под содержанием искусства понима-ется отражение в художественных образах наиболее харак-терных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокой-ное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок спо-собен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое зву-чание, и выразительные интонации. Так целостное воспри-ятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.
Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и лини-ям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.
Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок при-учается улавливать некоторые зависимости средств художе-ственной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задор-ный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи («...и покатился колобок дальше»); что в картине, переда-ющей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д.
Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав пес-ню, сказку, посмотрев на картину, они оживленно вспомина-ют, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.
Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый.
Содержание этих высказываний связано с теми впечатлени-ями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.
Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.
Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо-ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.
Практическая деятельность ребенка -- игра, занятия, выпол-нение определенных обязанностей -- имеет важное значе-ние для его эстетического развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.).
Все виды художественной деятельности возникают в до-школьном детстве -- и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? Дело взрослых -- создать все усло-вия для приобщения ребенка к разнообразным видам художе-ственной практики.
Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искус-ство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо-жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и деко-ративные изделия -- с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств -- они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.
Искусство для детей -- это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же зако-нам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнооб-разно по видам и жанрам.
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народ-ное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незамени-мое назначение.
2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте
Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив-ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций -- гуления, лепета -- рожда-ется и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявле-ние эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приоб-щают к музыке.
А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействую-щие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.
По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инстру-ментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно они начи-нают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движе-ния.
К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посред-ством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.
Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов-ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси-вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин-ка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать.
Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5--2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого.
Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова-ривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про-стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля-ется в плясках, играх.
Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли-вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений.
Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.
В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски.
Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы-кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо-даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте-ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз-вивается. Дети осваивают незначительный объем музы-кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании -- в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании.
Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.
Следующий период охватывает детей в возрасте 5--6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явле-ниями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художе-ственные.
Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения стано и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.