На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Изобразительная деятельность. Методы формирования эстетического и художественного восприятия дошкольников. Представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Знакомство детей с произведениями живописи великих русских живописцев.

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.05.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

    1. Информация об опыте
      2. Технология опыта
      3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
      4. Библиографический список
      Приложение
      1. Информация об опыте

      Тема опыта: «Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства».
      Актуальность опыта
      Формирование гармоничной личности - непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер.
      Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству).
      Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности.
      В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо - индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно - авторского выражения своего к нему отношения.
      Основная идея опыта:
      В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
      Применительно к предмету опыта среди них особо следует отметить изобразительное искусство. В процессе художественного восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра разнообразных чувств (эстетического, художественного характера), наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.
      Процесс формирования эстетического и художественного восприятия детей дошкольного возраста предполагает следующие методы:
      - Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изодеятельности. Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используя выразительные средства. Продолжать учить детей изображать предметы с натуры.
      - Учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность движения в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
      - Учить выполнять последовательно все этапы работы.
      - Учить выполнять работу коллективно.
      - Развивать художественное восприятие произведений изоискусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества.
      - Знакомить детей с произведениями живописи великих русских живописцев.
      - Расширять представления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева. Е.Чарушина, о народном декоративно-прикладном искусстве (хохломская, городецкая росписи), о керамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка).
      Длительность работы над опытом
      Диапазоном опыта является единая среда использования средств художественного развития детей (рисование, аппликации, лепка).
      Теоретическая база опыта
      Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность -- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
      Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
      Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
      К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
      Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
      Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
      Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
      Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
      Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия -- наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
      Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
      Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
      Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.
      Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.
      Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
      Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
      Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
      В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
      Цель исследования. Выявить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности и эффективные способы и средства их формирования у детей дошкольного возраста.
      Задачи:
      1. Изучить состояние проблемы эстетического и художественного восприятия в теории и практике дошкольного воспитания.
      2. Изучить особенности эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста и определить психолого-педагогические условия, оптимально способствующие их формированию.
      3. Проверить эффективность выявленных психолого-педагогических условий формирования эстетического и художественного восприятия в опытно- экспериментальной работе.
      Методы:
      - теоретические (анализ литературы по психологии, педагогике, краеведению, связанной с темой исследования, анализ научных трудов по проблеме нравственно - эстетического воспитания дошкольников);
      -эмпирические (анализ программ, методик по дошкольному образованию, беседы с педагогами, родителями воспитанников детского сада, детьми старшего дошкольного возраста, наблюдения за детьми экспериментальных групп, ведение дневниковых записей и другие);
      - наблюдения за детьми на занятиях по рисованию, лепке, в самостоятельной деятельности;
      - педагогический эксперимент;
      - тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и родителей;
      - организация детских выставок художественного творчества;
      - моделирование новых форм ir методов работы;
      - анализ продуктов творческой деятельности.
      2. Технология опыта

      Рисование
      1. Следить за правильной посадкой детей при рисовании.
      2. Учить различать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков.
      3. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом.
      4. Учить детей способам изображения предметов, явлений, передаче в рисунке формы, пропорций, расположения частей, окраски.
      5.Учить выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.
      6.Учить изображать по представлению и с натуры отдельные предметы и персонажи литературных произведений.
      7.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке, располагать персонажи и предметы на всем листе, на широкой полосе, 8.Отражать в рисунках общественные события и труд людей, явления природы, времена года, сюжеты или эпизоды из сказок, рассказов, стихов.
      Декоративное рисование
      1.Учить детей рисовать узоры по мотивам дымковской, хохломской, городецкой росписей и керамических изделий, передавая их колорит.
      2.Учить составлять узоры на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметы быта.
      3.Закреплять умение рисовать кольца, круги, точки, волнистые линии, травку, ягоды, листья, цветы.
      4. Развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской, городецкой росписей и др.
      Лепка
      1. Учить детей лепить из куска пластилина предметы более сложной формы с натуры и по представлению, обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать ее рельефом.
      2. Учить передавать характерные движения человека и животного, достигать выразительности поз.
      3. Развивать у детей чувство композиции, учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.
      4.Закреплять навыки соблюдения правил личной гигиены.
      5.Совершенствовать навыки детей в применении основных приемов лепки: делении куска пластилина на части, откручиванием, отщипыванием, разрезанием и надрезанием стекой, придании формы изделиям, раскатыванием, скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, вдавливанием, способах соединения деталей, прижиманием, примазыванием, защипыванием, сглаживанием.
      6. Использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный)
      Аппликация
      1.Продолжать учить детей создавать изображения в аппликации с натуры и по представлению, композиционно правильно располагать аппликацию, вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
      2.Продолжать учить составлять узоры, декоративные композиции на бумаге разной формы.
      3.Учить детей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (в зависимости от характера образа), используя бумагу разной фактуры.
      4.Продолжать учить детей составлять сюжетные аппликации.
      К концу года дети должны уметь: различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства:
      в рисовании
      правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
      свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
      передавать на рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
      правильно работать акварельными и гуашевыми красками - рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы этой поверхности);
      выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира
      применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений (примакивание, способ тычка и др.);
      узнавать главные элементы народной росписи.
      в лепке
      уметь пользоваться пластилином и стекой, соблюдая правила личной гигиены;
      лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, посуду, животных, человека);
      уметь украшать изделие углубленным рельефом и налепом.
      в аппликации
      композиционно правильно располагать изображения;
      составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм;
      использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
      сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
      правильно держать ножницы и пользоваться ими.
      Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
      Лепка. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.
      Рисование. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия -- один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
      Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую -- с просветами).
      Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
      Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски -- гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладен и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.