На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Чтение как средство воспитания памяти и мышления. Как самостоятельно подготовить доклад, реферат и пр. Методы работы с книгой: ознакомление с книгой; сплошное, текстуальное чтение; тезисы; изучение прочитанного; конспекты; составление рефератов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение.
Начало чтения - ознакомление с книгой.
Сплошное, текстуальное чтение.
Составление плана, его достоинства.
Тезисы.
Изучение прочитанного.
Конспекты.
Составление рефератов.
Чтение как средство воспитания памяти и мышления.
Список литературы.
Книги-корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к
поколению.
Френсис Бэкон

Самостоятельное чтение имеет две основные задачи: понять и раскрыть в процессе чтения выразительные средства языка книги и через них проникнуть в область того предмета мысли, который входит в содержание книги.
Содержание книги - это главная ее ценность. Но содержание всякой хорошей книги многослойно, сложно, сжато в форму текста, словесное выражение которого во многом определено особенностью языка, на котором написана книга.
Выдающийся русский общественный деятель 19 века Б. И. Танеев рекомендовал, читая, работать не столько с книгой, сколько над изучением того предмета, о котором говорит книга: “Надо изучать предмет сочинений, а не сочинения”, - писал он.
К. Д. Ушинский отмечал, что люди без разумной подготовки “читают...книгу и - или вовсе не понимают того, что... читают, или влагают в него свой собственный, часто странный, уродливый смысл и нередко почерпают подтверждения живущим в них предрассудкам, вместо того, чтобы освободиться от них”.
Читатели различны, а книги разнообразны, каждый конкретный случай и пример работы с книгой - своеобразен и достоин особого внимания.
Большое значение имеет изучение богатого методического опыта, примеров и высказываний великих людей, выдающихся деятелей культуры о книгах и о чтении, так как эти гении человечества, новаторы науки, литературы и искусства стремились в полной мере раскрыть силу книги, многообразие возможных методов работы с ней.
Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о том, что люди, жившие за несколько тысяч лет до нашего времени, читали книги и умели работать с ними.
Древнеегипетские папирусы призывают любить чтение и уважать книгу.
Александр Македонский, даже находясь в дальних походах, писал из Азии в Македонию о присылке ему книг и получал их в большом количестве, увлекаясь главным образом произведениями Эсхила, Софокла и Эврипида.
Ученый древности Плиний Старший много времени уделял чтению, выписыванию из книг и собиранию кнтг для личной библиотеки.
А. С. Пушкин постоянно общался с книгами, в поисках нужной ему литературы работал в библиотеках, рылся в архивах, разыскивая необходимые ему первоисточники, с увлечением приобретал книги и журналы. В 1832 году на перевозку его личной библиотеки из Михайловского в Петербург потребовалось 12 подвод. В последние минуты жизни мысли А. С. Пушкина были обращены к книгам. “Прощайте, друзья!” - эти последние слова поэта относились к любимым книгам, молчаливым спутникам его недолгой жизни.
А. М. Горького называли “книгожорой” за его ненасытную жадность к чтению книг.
Оскар Уайльд любил книги, как любят цветы, перебирал их, как драгоценные камни...
На пути в глубину сокровищ, заключенных в книгах, читатели всех времен и народов показывают нам примеры и образцы применения разных методов работы с книгой.
Основы наиболее типичных методов будут рассмотрены ниже.
Начало чтения - ознакомление с книгой

Ройся в книгах при всяком удобном
случае. Старайся перелистать и
пересмотреть на своем веку как
можно больше книг.
Н.А. Рубакин

Ознакомление с книгами посредством беглого просмотра - первый шаг в работе с ними. Этот этап важен хотя бы потому, что иногда чтение и ограничивается первоначальным ознакомлением. На этом этапе вы и расстаетесь с книгой до новых встреч с ней. Предварительный просмотр означает, что предназначенный для чтения материал перед началом чтения просматривается (не читая!) только один раз и оценивается.
Просмотр книг - распространенный метод работы, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении.
Беглый просмотр книг позволяет получать разнообразные сведения о существующей и новой литературе, своевременно и достаточно полно знакомиться с ее содержанием.
Предварительный просмотр книги может быть разным: ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, с отдельными выводами, иногда чтение “первых попавшихся” абзацев книги, иногда некоторых разделов...
Книгу, которую вы сейчас читаете, можно, конечно, тоже читать не подряд. Особенно это касается лиц, знакомых с основами работы над книгой.
Если современный читатель при многолетней и усердной работе с книгой успеет целиком прочитать за 60 лет своей работы каких-либо 5-6 тысяч книг среднего размера, то познакомиться посредством беглого просмотра он сможет за это же время с с несколькими сотнями тысяч книг.
В опытных руках книга, даже при ее беглом просмотре, может рассказать очень много. Для получения какой-то определенной информации уделить больше внимания требуется тогда, когда вы захотите понять лишь основные мысли текста. Это помогает решить, нужно ли читать текст. Кроме того, предварительный просмотр позволяет оценить текст и определить, с какой целью нужно его прочитать. Тогда можно решить, следует ли читать весь текст или только его отдельные части. Предварительный просмотр поможет определить, когда целесообразнее всего читать данный текст. Сколько времени потребуется для его прочтения? Можно ли его читать прерываясь или его нужно прочитать “на одном дыхании”? Надо ли его читать в первую очередь или можно отложить на время? И наконец, можно решить, каким образом следует читать данный текст, т. е. нужно его читать быстро или медленно, есть ли необходимость прочитывать его различные части с неодинаковой скоростью. Ответы на все эти вопросы помогут четко определить цель чтения намеченного текста.
При ознакомлении с книгой и перелистывании ее могут привлечь внимание некоторые места, которые впоследствии могут быть изучены подробно. Но нельзя доверять памяти такие находки. Всегда нужно стараться как-то заприметить нужное, даже случайно вдруг найденное. Пожалуй, особенно настойчиво надо отмечать именно такие места: ведь однажды обнаруженное не так легко может быть найдено вновь, когда появится необходимость.
Следует иметь в виду, что первым условием продуктивного применения этого метода является умелое наблюдение книги в целом и в ее частях...
Всякое наблюдение постольку плодотворно, поскольку оно подчинено определенной цели. Сознание цели создает установку психофизиологического характера, которая мобилизует сложные рефлекторные связи, облегчает и ускоряет умственный труд читателя.
Второе условие - привычный и целесообразный порядок просмотра, выражающийся в последовательности действий, он может у каждого читателя иметь индивидуальные способности и должен быть изменяем в зависимости от характера и содержания просматриваемой книги.
В основном нужно придерживаться следующего порядка:
а) внимательно прочитать титульную страницу, на которой напечатано название книги, фамилия автора, место и год издания, наименование издательства, иногда указано, кто является редактором книги, кто автор предисловия или вводной статьи к данному произведению. По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкретного текста;
б) найти в книге “Оглавление” (или “Содержание”) и ознакомиться с ним, так как в нем отражен как простой и общий, так иногда и более или менее сложный логический план произведения, то есть дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;
в) прочитать (или бегло просмотреть) “Предисловие” или “Введение”, которое имеется в большинстве случаев в книге, чтобы представить себе ее содержание, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, которые имеются в книге. По меткому определению
К. А. Тимирязева предисловие является “откровенной беседой автора с читателем”.
В предисловии внимательный читатель найдет указание о важнейших вопросах, которые разбираются в книге, а иногда - и совет, как следует изучать данное произведение;
г) получив из предисловия информацию о содержании книги и ее назначении, следует затем непосредственно познакомиться с основным текстом произведения, прочитывая некоторые отрывки из него, абзацы, перелистывая и, может быть, по нескольку раз возвращаясь к просмотру наиболее ценных и интересных разделов;
д) перелистать быстро страницы текста и обратить внимание на длину абзацев. Известно, что каждый абзац представляет собой единство мысли и в нем развивается одна определенная идея. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и относительно малого количества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в тексте не так велико, содержится относительно немного идей, которые, однако, излагаются более детально. Конечно, это простое правило имеет исключения, но все же оно, несомненно, является ценным указанием для правильного подхода к чтению текстов. Можно прочитать первое и последнее предложения первого и последнего абзацев текста. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнуть больше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, что из всего объема материала, который нам надо изучить, от 55 до 85% приходится на абзацы, содержащие объяснения проблемы, причем основная идея обычно выражена в одном ключевом предложении. В 60-90% таких абзацев ключевое слово стоит в начале. Конец абзаца также заслуживает нашего пристального внимания. В то время как ключевое предложение содержит основную мысль, последнее - повторяет или резюмирует ее. (Само собой разумеется, что этот метод должен в каждом конкретном случае применяться не схематично, а дифференцированно).
е) далее следует определить, сколько времени будет длится чтение текста. Для этого можно подсчитать количество слов в нескольких строках различных частей текста и вычислить среднее количество слов в строке. Умножьте это число на количество строчек на странице. Если вы далее определите общее количество слов в странице, то сможете установить, сколько времени потребуется для ее прочтения;
ж) цель чтения следует формулировать как можно яснее и точнее. При этом необходимо решить:
должен ли текст быть прочитан;
для чего его нужно читать;
на что в тексте следует обратить особое внимание;
когда текст должен быть прочитан;
как нужно читать данный текст.
з) наконец, очень важно просмотреть “Заключение”, “Послесловие”, “Выводы”, “Резюме” к данной книге, обыкновенно находящиеся в конце всего текста; автор здесь кратко формулирует или в сжатом виде повторяет основные тезисы, изложенные подробно в его произведении.
Рассмотренные выше этапы предварительного просмотра не должны восприниматься, как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например те, которые читатель использует для упражнения в чтении, или те, тематика которых заранее известна. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять не более нескольких секунд.
Техника предварительного просмотра используется и для повышения степени понимания и запоминания. Многие читатели повторно просматривают текст для того, чтобы более основательно понять его. Уровень понимания в этом случае повышается лишь на 8%. значительно лучшие результаты достигаются с помощью следующего метода: начните с предварительного просмотра, после этого поставьте себе вопросы, на которые получите ответы в ходе последующего чтения. Прочитав текст, просмотрите его еще раз в обратном направлении, запоминая основные мысли и самые важные детали.
В результате первоначального ознакомления с книгой наблюдательный читатель заметит в ней:
а) порядок подчиненности проблем, тем, вопросов, логический распорядок изложения, характер и структуру построения книги, совершенство или недостатки в разделении ее содержания, отраженные в наименовании глав и разделов, - все, что относится к “архитектонике” сочинения;
б) так называемы “аппарат” книги - иллюстрации, таблицы, примечания, комментарии, указатели имен, предметные указатели, карты, библиографию...
в) непонятные слова и выражения: термины, знаки, специальные обозначения можно, по примеру некоторых читателей, составить предварительно, для выяснения, список новых для себя терминов и т. п., чтобы затем приступить уже подготовленным к работе с данной книгой;
г) издательские данные о книге: место и год издания, наименование издательства, тираж и т. п.
Внимательный читатель заметит и характер построения абзацев, достоинства и недостатки редактирования, стиля и языка автора, особенности изложения предмета - все это, вплоть до характера оформления книги, дает вдумчивому наблюдателю свою информацию.
Сплошное, текстуальное чтение

Книга - волшебница. Книга преобразила
мир. В ней память человеческого рода,
она рупор человеческой мысли. Мир без
книг - мир дикарей.
Н.А. Морозов

Сплошное чтение текста книги, с начала до конца (или в пределах более или менее крупной части ее) - наиболее распространенный метод работы с книгой.
В большинстве случаев он обеспечивает большую глубину, целостность и связность восприятия, чем при первоначальном ознакомлении посредством беглого просмотра.
При сплошном чтении можно заметить, узнать и оценить подробности, мелкие особенности содержания книги, ее стиля, языка и построения текста в целом.
Иногда только такое цельное восприятие позволяет правильно понять замысел автора книги и то, насколько удачно он раскрыт.
Гегель, имевший обыкновение делать при чтении многочисленные и большие выписки из книг, указывал, что только цельное познание всего написанного автором дает возможность его правильно понять.
При сплошном чтении важно не только найти основную мысль, но и быстро понять подробности. Рациональное чтение подробностей текста является комплексным процессом, при котором нужно не только овлалеть теми методами, о которых говорилось выше, но и усвоить некоторые новые. Прежде всего нужно предварительно просмотреть текст, чтобы узнать, есть ли необходимость читать его подробно. Быстрое определение основной мысли абзаца поможет вам найти относящиеся к ней подробности.
Читатель должен развить у себя новые качества: во-первых, умение быстро и точно отличать основную мысль от подробностей; во-вторых, умение правильно связывать подробности с основной мыслью. Поэтому надо привыкнуть при чтении абзацев рассматривать основную мысль и подробности как некую структуру, в которой подробности определенным образом связаны с основной мыслью: они или развивают, или объясняют ее. Часто большие и малые подробности могут отличаться друг от друга функционально. Малые подробности так же относятся к большим, как последние к основной мысли. Малые подробности служат для объяснения больших подробностей.
При сплошном чтении внимательно прочитывают все разделы, параграфы и главы, в последовательности их расположения в книге, не делая пропусков, учитывая оттенки смысла (обозначаемые особыми выделениями в тексте посредством другого шрифта); при этом надо не допускать поверхностного понимания, в случае неясности - перечитывать или дополнительно просматривать цельные части текста - предложения, абзацы, параграфы.
Читатель, может быть, заметил, что написав кому-либо письмо и перечитывая написанное, можно иногда заметить невольно допущенную небрежность - ошибку, пропуск буквы или слова и т. п. Таким же образом, пересматривая некоторые места текста при сплошном чтении, мы часто замечаем допущенные нами небрежности восприятия...
Следует также стремиться к законченности восприятия при чтении, не прерывая его на середине абзацев, параграфов...
Это помогает читателю наиболее полно и правильно понять суть представлений и понятий о книге.
При сплошном чтении нужен строгий и непрерывный самоконтроль, чтобы избежать прерывности, неточности восприятия текста.
Известно, что иногда одно пропущенное слово, предложение, фраза могут изменить смысл воспринимаемого абзаца, параграфа. Пропуск ряда абзацев может изменить смысл раздела или главы, так как обычно автор пишет с расчетом на внимательное прочтение его произведения в целом.
Вольные пропуски текста при сплошном чтении могут изменить логический порядок рассуждений - доводов, аргументов, привлеченных к доказательству того или иного тезиса.
Ход мыслей читателя в связи с этим должен соответствовать ходу мыслей писателя (автора), поэтому, нередко, не прочитав до конца текст, нельзя судить обо всем произведении в целом.
При этом, конечно, надо и можно читать книгу по частям, с перерывами для отдыха, для обдумывания, для просмотра или чтения дополнительных источников или пособий, на привлечение которых к работе натолкнуло чтение основной книги.
Следует предупредить читателя о необходимости настойчивой борьбы с неоправданными перерывами в процессе чтения, так как манера часто отрывать глаза от книги становится вскоре дурной привычкой, которую можно назвать “узелковым чтением” (отводя глаза от текста, читатель возвращается к разорванной строке и как бы снова связывает текст в этом месте мысленным “узелком”). Перерывы в восприятии может вызвать неожиданная мысль или внешние отвлечения, и читатель с невоспитанным волевым вниманием поддается таким воздействиям, теряет связность в осмысливании текста, или читает далее, не заботясь о восстановлении смысла, или же теряет время на повторное чтение и осмысливание.
Любовь к законченности и к предельному усовершенствованию всякого выполняемого дела характеризует собою высокий уровень культуры умственного труда.
Воспитание в детском возрасте навыков внимательного чтения являлось постоянной заботой педагогов в разные периоды развития народного образования.
Так, еще И. Т. Посошков советовал:” И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтомое мог разумети и памятствовати. И кой ученик невнятно будет читати, то той учитель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть”.
Н. Г. Чернышевский рассказывал, что с детских лет отец воспитывал у него привычку доводить до конца всякое начатое дело, в частности, дочитывать до конца книгу, которую однажды решено было прочитать.
“При этом главное, - пишет Н. Г. Чернышевский, - надобно развивать в себе любовь к чтению”.
Приобретению навыков законченности чтения помогает коллективное (например, семейное) чтение, повышая требовательность к работе, позволяя обсуждать прочитанное с целью более глубокого его понимания.
Н. Г. Чернышевский, вспоминая о своем детстве, рассказывал, что вечерами семья собиралась за общим столом, мать занималась вязанием, а кто-нибудь из детей по очереди читал книгу, причем отец следил за тем, чтобы читали разборчиво, внятно и обязательно заканчивали чтение начатой книги.
Иногда книга оказывалась очень скучной, все слушали и немилосердно зевали, но настойчивость отца достигала своей цели. Зато перед тем, как приступить к чтению другой книги, активно обсуждали, стоит ли браться за работу с ней, тщательно просматривали книгу, потому что, если чтение ее будет начато, то неизбежно придется доводить дело до конца.
Альберт Эйнштейн, в юности, занимаясь самообразованием, в то же время давал уроки студенту Цюрихского университета Морису Соковину. Помогая своему ученику разбираться в достижениях науки, молодой Эйнштейн увлекался совместным чтением и долгими беседами с учеником о прочитанном. Они прочитали вместе “Опыт философии науки” Ампера, ряд статей Гельмгольца, лекцию Римана “О гипотезах, лежавших в основании геометрии”, трактаты Дедекинда и Клиффорта, “Науку и гипотезу” Анри Пуанкаре, с энтузиазмом читали классиков художественной литературы - “Антигону” Софокла, “Андромаху” Расина, “Рождественские рассказы” Диккенса, “Дон-Кихота” Сервантеса.
Совместное чтение усиливает впечатление от книги, так как читатель воспринимает ее содержимое не только “своими глазами”, но и “глазами другого”.
Эмерсон, подчеркивая значение умственного общения, высказывал следующее сравнение: “душа другого человека подобна луне, через которую мы рассматриваем самих себя”.
Много ценного дает дружеское общение за книгой. Так, например, В. Брюсов, вспоминая о К. Бальмонте, пишет, что они “без конца читали друг другу свои стихи и стихи любимых поэтов. Он мне - Шелли и Эдгара По, я ему Верлена, Тютчева, которого он тогда не знал, Каролину Павлову. Эти вечера и ночи останутся навсегда в числе самых значительных событий в моей жизни. Я был один до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним”.
Перечитывание книг также является одним из важнейших средств для углубления процесса сплошного чтения и повышения его продуктивности. При этом большую пользу приносит как перечитывание книг в целом, так и перечитывание избранных читателем наиболее трудных для усвоения или наиболее ценных, содержательных глав, разделов, параграфов, абзацев...
Особенно большой эффект дает перечитывание произведений художественной классической литературы.
В. Г. Белинский отмечал, что повторное чтение, во-первых, служит критерием талантливости произведения, которое способно доставлять вновь и вновь такие же приятные минуты, какими мы насладились при первом чтении. Во-вторых, повторное чтение обогащает сознание читателя. Пушкин и Гоголь, - вот поэты, о которых нельзя сказать: “я уж читал, но которых чем больше читаешь, тем более приобретаешь”, - говорил он.
Повторное чтение является необходимым условием более полного понимания произведения, средством воспитания чувств и достижения глубокого эстетического восприятия.
В рецензии на “Мертвые души” Н. В. Гоголя В. Г. Белинский писал, что “Мертвые души” не раскрываются вполне с первого чтения, читая их во второй раз, читаешь будто бы новое, никогда не виданное произведение. “Мертвые души” трубуют изучения.
О произведении М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В. Г. Белинский пишет: “сколько раз читали мы эту книгу, пора бы уже было ей надоесть; ничуть не бывало: все старое в ней так ново,так свежо, как будто мы читаеи ее в первый раз и предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще как будто усилили его. Так, доброе вино от лет становится все крепче и букетистее”.
Ученый - натуралист Б. М. Житков глубоко характеризует значение перечитывания не только художественных, но и научных произведений: “при перечитывании в различном возрасте художественных творений крупных писателей, - указывает он, - особенно такого ранга, как Шекспир, Гете или Пушкин, читающий обыкновенно находит в них не только новые красоты, но и новые мысли, ранеее им не замеченные, несмотря на их значительность. Так бывает (хотя здесь процесс открытия и восприятия нового менее ярок) и при чтении работ крупных ученых. Полному восприятию идей общего значения могут мешать и поверхностное, мало напряженное чтение, и недостаточный образовательный уровень читающего. К тому же и изложение статей, богатых мыслями, бывает обыкновенно простым, безупречным логически, но лишенным подчеркиваний и комментариев”.
Чтобы при сплошном чтении не отвлекать свое внимание на выписывание тех или иных мест текста, рекомендуется между соответствующими страницами делать закладки или же отмечать на полях книги простым карандашом (если книга принадлежит читателю) те места текста, к которым следует вернуться.
Иногда на особых листках бумаги, отдельно, записывают - сверху интересующие читателя темы, а ниже, по мере чтения, - номера тех страниц, на которых имеется соответствующий материал.
Вольтер, по свидетельству его биографа Ваньера, применял следующие методы чтения книг: “Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нем содержится что-либо, заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме того, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда даже два раза, когда книга казалась ему интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны. Г. Вольтер обладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: “Посмотрите в иаком-то сочинении, в таком-то томе, примерно на такой-то странице, нет ли там того-то? - и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать - пятнадцать”.
Работая с книгами, надо совершенствовать процесс просмотра и сплошного чтения, “на ходу” исправляя ошибки своего восприятия, внимания, мышления.
Надо вновь и вновь перечитывать то, что было прочитано слишком поспешно или небрежно, надо постепенно увеличивать скорость сплошного чтения, воспринимая слова не в отрыве друг от друга, но в их смысловых связях и сочетаниях, иногда “одним ударом взгляда” схватывая точно, сосредоточенно и внимательно целую фразу, уже знакомую пословицу, поговорку, афоризм, крылатое выражение посредством их “узнавания”.
Изучение прочитанного.

Изучение прочитанного следует признать самым важным и основным методом работы с книгой.
Высокая требовательность к себе и к организации процесса чтения- основное условие плодотворного изучения.
При этом следует:
-правильно прочитать, т. е. активно организовать процесс чтения в свете научной организации умственного труда, целесооразно применяя различные методы работы с книгой;
-правильно и глубоко понять прочитанное;
-активно и вдумчиво разобраться в прочитанном;
-записать необходимое, применяя различные виды записей;
-прочно запомнить необходимое;
-усвоить глубоко то, что обогащает теорию и практику, помогает творчески относиться к жизни.
Изучение предмета чтения предполагает интерес читателя к дальнейшему развитию тех мыслей, которые он воспринял в книге, а также к практической проверке и применению жизненных положений, освещенных автором.
Изучению прочитанного помогает усвоение и применение основных логических навыков чтения, а именно:
во-первых, в каждом прочитанном предложении находить логическое ударение, “ключевое слово”, вносящее смысл в данную фразу, помогающее определить направленность выражаемой мысли;
надо учиться, во-вторых, работать над абзацем или их совокупностью, учитывая тот факт, что авторы, особенно в классических трудах, вдумчиво редактируя написанные ими произведения, стремились начинать с абзаца, с красной строки, каждую самостоятельную, более или менее законченную мысль. При этом среди нескольких предложений, составляющих абзац, в большинстве случаев имеются предложения вводные и заключительные, главные и вспомогательные. Основной тезис, выраженный в соответствующем предложении, автор в других предложениях доказывает, иллюстрирует примерами, поясняя главную мысль, которая при выписывании и будет представлять собою то, что называют “главной цитатой”.
Умение быстро находить, даже при первоначальном просмотре текста, “главную мысль”, “главную цитату” является важным логическим навыком чтения;
во многих случаях для раскрытия главной мысли автор пишет несколько небольших абзацев; понимая такое построение текста, читатель должен среди нескольких абзацев, посвященных одному вопросу, находить абзац, главный по смыслу.
Читатель, углубленно изучающий то или иное произведение, достигнет хорощих результатов, если он вооружен знанием логики, приемов анализа и синтеза, обобщения и умозаключения в виде выводов. Оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями, умение мысленно восстановить сокращенное выражение умозаключения (энтимемы), знание теории доказательства, логических ошибок, понимание принятой автором последовательности дедуктивного или индуктивного рассуждения - все это помогает вдумчиво разобраться в изучаемом произведении.
Внимательное чтение предисловия или введения, продумывание выводов или заключения, обращение особого внимания на выделенные в тексте иным шрифтом слова или строки помогает глубже понять смысл прочитанного и разобраться в нем.
В прцессе изучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить в таблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы...
Главное - это воспитание самостоятельного и ясного суждения о прочитанном, настойчивое выяснение непонятного, неясного.
Содержание книги надо разграничить на составные смысловые части, разобраться в их соотношении и сделать основные выводы. Это содержание надо затем в главных деталях восстановить, вскрывая их взаимную связь, чтобы определить смысл целого, значение и ценность произведения не только самого по себе, но и в отношении того нового, важного, полезного, что оно дает для решения более общей проблемы. При этом надо понять, что дает книга для формирования научного мировоззрения читателя, усовершенствования его понятий, представлений, обогащения его мышления и памяти, а также для творческого изменения, улучшения жизни, практики, действительности...
Изучению определенного произведения иногда содействует ознакомление с историей его создания, с методами работы автора над ним, знание особенностей творчества, условий возникновения данного труда.
Систематичность изучения характеризуется упорным и настойчивым повторением трудовых условий, она связана с воспитанием усидчивости, трудоспособности, с умением ритмично и целесооразно организовать свой труд и отдых.
Лукреций Кар отмечает в своей поэме “О природе вещей”:
“Ибо все то, что хотя и легко, но упорно долбится,
Все ж уступает всегда и, в конце концов, поддается,
Разве не видишь того, как, падая капля за каплей,
Точит каменья вода и насквозь, наконец, пробивает”.
При изучении произведений огромное значение имеет мировоззрение читателя, определяющее собою его “точку зрения” на предмет, так как в случае ошибочного толкования прочитанного возникает “цепная реакция” неправильных мыслей.
Здесь уместно вспомнить глубокое замечание Д. И. Писарева, отметившего тот факт, что “ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, а ошибка в словах вызывает ошибку в делах”.
Изучению помогает перечитывание. “Кто хочет серьезно изучить какой-нибудь предмет, - советует В. И. Танеев, - тот должен прибегать к более или менее частому повторению выдающихся произведений. Перечитывание во второй, третий или четвертый раз хорошей книги или хоть главы из нее приносит большую пользу уму и памяти”.
Основное значение при изучении имеет мышление читателя. Оно должно быть логически правильным - определенным, последовательным, непротиворечивым и обоснованным.
Само изучение классических произведений воспитывает читателя - его ум, память, мышление.
Особое образовательное и воспитат и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.