На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие этнопедагогики и ее функции. Духовные истоки народной педагогики. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Педагогика национального развития.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Контрольная работа №1
Вариант №9
Этнопедагогические аспекты воспитательной
работы
2006
Содержание
    Введение 2
    1. Понятие этнопедагогики и ее функции 4
    2. Духовные истоки народной педагогики 7
    3. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений 13
    Заключение 20
    Список литературы 22

Введение

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству не-виданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштаб-ного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и со-вершенствовать его. Для этого нужны мир и содружест-во всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и не-насилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессио-нальной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Сущес-твенную помощь в этом может оказать довольно моло-дая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпири-ческие сведения о воспитании подрастающего поколения. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

1. Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго-гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов-лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного вос-питания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая куль-тура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречают-ся два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой: Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

a. народная педагогика - это воспитательные тради-ции конкретной этнической группы;
b. этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю-щее сравнительный анализ воспитательных тради-ций различных народов.
В народной педагогике большое значение имеет преемствен-ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых». Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.
Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу-ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле-ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун-кцию социализации подрастающих поколений.
Аккумулируя такие нравственные категории, как от-ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида-тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси-хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
В воспитании человека ак-тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс-кая община, и социальная среда. Основу народной педа-гогики составляют духовная культура, народные обы-чаи, традиции, социально-этические нормы.
В педагогической мудрости народа наблюдается до-статочно четкая дифференциация форм воспитания: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

a. пословицы - для социально-этического;
b. загадки - для умственного;
c. песни - для эстетического, патриотического;
d. сказки - для того и другого.
Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред-ства различных этапов развития общества.
В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: со-держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.
Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.
Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.
При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

2. Духовные истоки народной педагогики

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе-дагогической науки. Системные исследования в этой об-ласти начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на-шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

Проана-лизировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания. Опыт других наро-дов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемир-ной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педаго-гической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пи-тать собственные силы».

Народная педагогика - это духовный феномен, при-сущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, уста-новки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической де-ятельности народа. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной сторо-ны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методи-ческий инструментарий научной педагогики.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разра-батывались в Чебоксарах, Москве, в педагогических ву-зах Северного Кавказа. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.

К сожалению, в советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт.

В редких случаях интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный этносами одной языковой груп-пы, например, адыго-черкесской.

Такой сугубо националь-ный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропот-кин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия - главные истоки нрав-ственности.

Поэтому вполне естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования се-мейных отношений - адаты, а нартский эпос - это тво-рение и достояние и адыгских народов, и осетин, и бал-карцев, и карачаевцев, и народов нахской группы.

Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответ-ственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на-ука освободилась от. идеологических императивов, необ-ходима объективная интерпретация народных воспита-тельных традиций.

Интерес к народной педагогике не является случай-ным, ибо она - часть духовной культуры народа, фор-мирующей основы этики и морали. Как это ни удиви-тельно, но принципы народной педагогики на всех мате-риках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориенти-ров. Это так важно знать каждому из нас в век межна-циональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда при-чин небольшая этническая группа попадала в инонацио-нальное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этничес-кое самосознание, чувство этнической общности и наро-дные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.

По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успе-хов в педагогике необходимо опираться на систему, со-зданную самим народом, в которой учитываются природ-ные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоя-тельств. Знание устного народного творчества, т. е. отра-женного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития наро-да, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.

В свое время выдающийся итальян-ский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.

Именно такой концептуальный подход был взят нами за основу при разработке программы курса «Этнрпедагогика» для Ростовского педагогического университета - головного педагогического вуза Северного Кавказа, од-ного из самых пестрых в этническом и конфессиональ-ном отношениях регионов нашей планеты.

Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих на-родов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское на-селение появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Руси-чи проникли до нынешнего с. Преградное Ставрополь-ского края. Естественным образом здесь, в плотном со-циальном пространстве, сформировался тугой узел меж-личностного общения и межэтнического сосуществова-ния народов.

В обострившихся в последние годы много-численных социально-политических конфликтах лиде-ры противоборствующих сторон разыгрывают националь-ные и ре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.