На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Методика формирования знаний о неживой природе. Учебные программы по естествознанию для начальных классов. Реализация компьютерной поддержки образовательного процесса. Анализ программных средств учебного назначения, разработанных для урока естествознания.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет начального образования
Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания в начальных классах
Специальность
Педагогика и методика начального образования



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы
Работу выполнила студентка 262 группы
Лыкова Наталья Юрьевна
Научный руководитель
к.п.н., доцент Амбражевич Я.Е.
Зав. кафедрой к.п.н., доцент Марченко Т.С.
Петрозаводск
2008 г.
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования естественнонаучных знаний
1.1 Природа естественнонаучных знаний
1.2 Методика формирования знаний о явлениях неживой природы
1.3 Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов
Глава 2. Технология применения средств ИКТ при формировании у младших школьников знаний о явлениях неживой природы
2.1 Реализация компьютерной поддержки образовательного процесса: проблемы и решения
2.2 Анализ программных средств учебного назначения, разработанных для урока естествознания
Глава 3. Формирование знаний о явлениях неживой природы в процессе экспериментальной работы
3.1 Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
3.2 Характеристика формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию знаний у младших школьников о явлениях неживой природы
Заключение
Список литературы
Приложения
естествознание начальный класс компьютер
Введение

Современное общество находится в состоянии перехода от индустриального этапа своего развития к этапу информационному. Это означает, в частности, что все большее число людей сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации. Процесс информатизации и компьютеризации затрагивает и сферу образования.
На современном этапе реформирования российской школы большое внимание уделяется применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и, в частности, в начальном образовании. Причин тому несколько:
1. Существует социальный заказ, связанный с потребностью в выпускниках школы нового поколения: инициативных, способных к самообучению, обладающих высокой информационно-коммуникационной компетенцией.
2. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что протекает зачастую очень болезненно. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет сделать переход к учебной деятельности более плавным.
3. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Использование же ЗУНов в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения.
Приведенные факты показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает запросам современного общества и психолого-физиологическому развитию учащихся и позволяет повысить эффективность формирования знаний, умений и навыков у младших школьников. Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается рядом серьезных факторов:
- неготовностью либо нежеланием подавляющего большинства учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;
- явной недостаточностью качественного программного обеспечения и дидактических разработок по различным учебным предметам школьного курса и по естествознанию, в том числе.
- трудностями, связанными с организацией процесса обучения с использованием информационных компьютерных технологий (11).
Данное противоречие позволяет сделать вывод об актуальности изучения вопросов использования информационных компьютерных технологий в обучении младших школьников.
Цель настоящего исследования - доказать эффективность специально разработанного комплекса учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы.
Объект исследования: процесс формирования естественнонаучных знаний у младших школьников.
Предмет исследования: специально разработанный комплекс учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий, направленный на повышение уровня знаний о явлениях неживой природы у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование специально разработанного комплекса учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий будет способствовать повышению уровня знаний о явлениях неживой природы у младших школьников.
Задачи исследования: - осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы;
- изучить деятельность учителей начальных классов по формированию знаний о явлениях неживой природы в процессе изучения естествознания;
- разработать специальный комплекс занятий, направленный на формирование у учащихся знаний о явлениях неживой природы;
- провести констатирующий эксперимент;
- провести формирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- изучение результатов деятельности учащихся;
- анкетирование учителей и учащихся начальных классов;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования: МОУСОШ №3 г. Костомукши, учащиеся 3-а класса («Окружающий мир» изучается по программе О.Т. Поглазовой).
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования естественнонаучных знаний

1.1 Природа естественнонаучных знаний

Знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания образования. Они лежат в основе ценностных отношений к природе, обществу, окружающему миру в целом. С них же начинается и формирование умений. Именно знания и являются основным элементом содержания учебных программ, школьных учебников. В наиболее общем виде знания характеризуются как отражение внешнего мира, как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Знания подразделяются на теоретические и эмпирические. Первые отражают сущность предметов и явлений, определяющую их особенности, внутренние связи и отношения. Они представлены теориями, законами, закономерностями, причинно-следственными связями, понятиями. Вторые выражают внешние особенности объектов и явлений; к ним относятся представления и факты. Повышение научного уровня школьного естествознания проявляется в увеличении доли теоретических знаний относительно эмпирических.
Богатый предшествующий опыт становления и развития начального естественнонаучного образования и проведенные научные исследования свидетельствуют о необходимости и возможности формирования естественнонаучных знаний у школьников. О важности природоведческих знаний говорили такие ученые, как М.В.Ломоносов, В.Ф.Зуев, К.Д.Ушинский и др. (6, 41, 47).
Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук. Обусловленность естественнонаучного образования вызвана также и необходимостью передачи добытой информации из поколения в поколение и современными экологическими проблемами.
В перечисленных случаях, доказывающих важность естественнонаучного образования, немалая роль принадлежит начальной школе. В ряде случаев влияние природы именно на младшего школьника так велико, что почти не может быть восполнено на последующих этапах обучения (например, духовное развитие ребенка). Введение ознакомления младших школьников с природой диктуется необходимостью пропедевтики систематического естественнонаучного образования, создания для него некоторой основы. Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.
Природные явления можно рассматривать как особую группу знаний о природе. Под природными явлениями в начальном естествознании понимаются изменения, происходящие в природе. Наиболее значительное место уделяется сезонным изменениям в природе. С этим связаны и многие другие явления -- замерзание воды, таяние снега, климат и т.п. Кроме этого дети получают сведения о круговороте воды в природе, о вращении Земли вокруг своей оси и обращении вокруг Солнца и др. Изучение природных явлений способствует раскрытию причинно-следственных связей, развивает логическое мышление школьников, наблюдательность, практические умения и навыки и т.д.
Общая логика развития знаний, которые младший школьник получает в процессе изучения окружающего мира, строится от представлений к понятиям и закономерностям (26).
Представления имеют огромное значение в познании окружающего мира. Они являются необходимой предпосылкой для сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных и культурологических качеств личности. Поэтому одна из важнейших дидактических задач учителя состоит в накоплении у школьников запаса представлений, обеспечения их полноценного характера, для того чтобы на основе данных представлений формировать соответствующие понятия.
В основе представлений лежат восприятия. Обеспечению образования правильных восприятий способствует учет уже имеющихся по данному вопросу представлений, выявление их правильности или ошибочности. Следующий этап работы - организация общения детей с предметами и явлениями природы. Это, прежде всего, непосредственные наблюдения и эксперимент, выполняемые детьми самостоятельно во внеурочное время или на уроках в ходе практических и лабораторных работ с натуральными объектами природы. Однако по разным причинам не всегда удается организовать работу с натуральными объектами природы. В таком случае объект или явление природы заменяется его плоскостным или объемным изображениями, т.е. изобразительным наглядным пособием. Третий путь образования восприятий - это создание образа словом, когда нет возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их изображениями. Такие восприятия создаются силой творческого воображения. При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления.
Результативность того или иного вида общения с объектами и явлениями природы усиливается путем постановки перед детьми ясной цели общения, последовательной системы вопросов, направляющих внимание детей на те или иные особенности, свойства объекта, заставляющие учащихся всматриваться, вслушиваться.
Представления составляют материал для последующей работы, в которой на первый план выступает мыслительная деятельность по обобщению представлений. В процессе осмысления и обобщения выделяются общие существенные признаки предметов и явлений. Результатом этого процесса являются понятия. (26)
Для формирования и развития большинства понятий в области «Окружающего мира» необходимо изучение связей между объектами, явлениями, событиями. Эта работа стимулирует мыслительную деятельность детей, активизирует учебный процесс. При изучении природных и природно-антропогенных связей применяется сравнительный метод. Путем сравнения школьники подмечают, что природа - не беспорядочный набор составляющих ее элементов, что к одному элементу обычно бывает приурочен другой, к другому - третий и т.д.
Овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование и обобщение.
Чтобы обеспечить высокий уровень усвоения учащимися научных понятий, нужно знать не только особенности процесса усвоения, но и способы его осуществления, и в зависимости от конкретных условий, выбирать наиболее рациональный способ формирования понятий. Сущность процесса усвоения понятий заключается в усвоении содержания (существенных признаков) понятия, его объема (совокупности объектов, охватываемых понятием), существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями системы. В качестве основных критериев усвоения понятий могут быть выделены следующие:
- полнота усвоения содержания понятия;
- степень усвоения объема понятия, являющаяся мерой его обобщенности;
- полнота усвоения связей и отношений данного понятия с другими (46).
Двоякую роль в формировании понятий играют «донаучные» представления. Если они находятся в противоречии с содержанием научных понятий и если учитель вовремя не обратит на это внимание учащихся, - они (донаучные представления) будут тормозить процесс усвоения соответствующих научных понятий учащимися. Если же «донаучные» представления не противоречат содержанию научных понятий, на них следует опираться в процессе формирования понятий у учащихся.
Чтобы исключить отрицательное влияние неверных донаучных представлений на формирование соответствующих научных понятий, учителю необходимо до начала формирования научного понятия выяснить, каковы эти представления у учащихся. Это позволит ему своевременно раскрыть перед учениками ошибочность имеющихся у них представлений, разрушить их и на этой основе формировать новое научное понятие, обеспечить верное его усвоение.
Не менее важную роль в формировании научных понятий играют знания, представления, полученные учащимися о явлениях, предметах ранее на уроках по другим предметам, в предшествующих классах.
Важным этапом в развитии понятий является повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта. При этом наиболее эффективным для развития понятий является повторение, которое проводится не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время, через 2-3 дня. Важно, чтобы повторение было более углубленным осмыслением и даже переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей.
Как правило, обогащение новыми характеристиками уже имеющихся понятий идет на этапе формирования новых знаний. Чтобы новые характеристики не оказались изолированными, важно и на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Иногда необходимо обращение к учебному материалу прошлых лет. Это обогатит понятие, а изученное ранее не просто будет механически воспроизведено, а включено в определенную систему знаний на ином, более высоком уровне. Между тем, усвоение каждой новой характеристики понятия проходит те же этапы, что и образование первоначального понятия. Но теперь эта новая характеристика связывается с уже известными. Развитию понятий, их более глубокому пониманию способствуют разнообразные упражнения и практические работы, где знания проверяются в практической деятельности, идет их применение на практике.
Таким образом, развитие понятий - это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществляется через повторение и практикование знаний, применение все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями (4).
Понятие можно считать усвоенным, если ученик:
- знает его определение и содержание, т.е. существенные признаки, связи и отношения между признаками;
- имеет образное представление об изучаемом объекте или явлении;
- умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач (24).
1.2 Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Выбор методов и средств обучения зависит от целей и содержания учебного материала, подготовленности учащихся, их организованности, дисциплины и возрастных особенностей. Поскольку для младших школьников характерно неустойчивое внимание и быстрая утомляемость, учитель должен использовать разнообразные методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, использовать игровые элементы.
1. Средства обучения. Современный урок естествознания немыслим без наглядного обучения. Все многообразие наглядных средств обучения в учебном процессе используется комплексно в различном сочетании и соотношении с организационными формами, методами обучения. В осуществлении принципа наглядности при формировании у младших школьников знаний о явлениях неживой природы большая роль отводится учебным картинам, таблицам, аудиовизуальным средствам обучения. Данные средства делают возможным формирование представлений о природных явлениях, не подлежащих в силу удаленности или других причин непосредственному восприятию и наблюдению. К аудиовизуальным средствам обучения относятся учебные фильмы, телепередачи, слайдфильмы, видеоролики и т.д. По своим техническим особенностям экранные пособия делятся на две группы: статические и динамические звуковые. Первая группа пособий по своим методическим качествам приближается к традиционным средствам наглядности (картины, рисунки на доске, самодельные пособия). Однако преимуществом статических средств является большая величина кадра, лучшее качество изображения, экономичность и удобство в эксплуатации. Наибольшее распространение в практике современной школы получило использование слайдфильмов. Ими можно иллюстрировать рассказ учителя или беседу, использовать их как источник знаний для самостоятельной работы учащихся: описание явления, объяснение причин, порождающих его и т.д. Слайды удобны для использования в обучении, потому что демонстрируются фрагментарно. При подготовке к уроку учитель подбирает их в определенной последовательности.
Вторая группа аудиовизуальных средств обучения - динамические звуковые пособия - позволяет учащимся ближе подойти к непосредственному наблюдению действительности, не выходя из класса. Главное достоинство мультимедиа в том, что все отображенные в нем процессы и явления воспроизводятся в динамике, а изображение можно давать то в общем плане, то с выделением отдельных деталей (9).
На сегодняшний день информационные компьютерные технологии предоставляют возможность учителю, даже не обладающему глубокими знаниями и умениями в компьютерной области, создавать наглядные средства обучения, как статические, так и динамические, или же воспользоваться уже готовыми. В Интернете выложено большое количество дидактических разработок, видеороликов различных природных явлений, статичных или анимированных изображений хорошего качества. Компьютерные средства позволяют ускорить или же замедлить скорость показа того или иного природного явления, остановить показ видео в любом месте для комментирования учителем или совместного обсуждения увиденного.
При изучении явлений неживой природы большое значение в начальных классах уделяется также работе с такими наглядными пособиями, как глобус, географическая карта, компас, термометр, флюгер, осадкомер и др.
Наглядные пособия используются практически на всех уроках естествознания. Однако их роль в рамках различных методов обучения меняется. При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учители или для усиления образности его рассказа. При проведении урока с использованием наглядных методов наглядные средства обучения служат источником информации для учащихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения.
2. Методы обучения. Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. По определению Ю.К. Бабанского, метод - это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых в процессе обучения (35, С 185). По классификации, данной Н.М. Верзилиным, в основу которой он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности учащегося, все методы можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (9).
В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Словесные методы применяются тогда, когда необходимо описать словом картину или процесс и при этом вызвать у детей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда необходимо за короткое время изложить большой объем материала на высоком научном уровне, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. Процесс обучения без словесных методов не протекает. Живое и печатное слово являются важными способами воздействия на учащихся. Из всего многообразия словесных методов в «Окружающем мире» получили распространение три: рассказ, беседа и работа с текстом книги (34).
Беседа - это метод обучения, представляющий собой диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану. Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание учащихся периодически переключается. В процессе беседы при изучении природных явлений может быть выяснено, какие наблюдения были проведены учащимися, какие результаты были получены, какие признаки погоды характерны для того или иного времени года, что относится к явлениям неживой природы, что относится к явлениям живой природы. В ходе беседы необходимо показать взаимосвязь между природными явлениями, их влияние на объекты живой и неживой природы, хозяйственную деятельность человека и на этой основе подвести детей к самостоятельным выводам и обобщениям. Беседа применяется чаще других словесных методов обучения.
Рассказ - это последовательное повествовательное изложение учебной информации. Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов (термометра, компаса, осадкомера, флюгера и др.), характеристика взаимосвязей и развития природных явлений. Рассказ применяется на уроках естествознания при подготовке учащихся к проведению практической или самостоятельной работы, опыта или при ведении наблюдений. При объяснении дается инструктаж о предстоящей работе с объектами, предметами или приборами, установка на то, как ее следует выполнить, в какой последовательности и каким образом будут оформлены результаты. Особая роль принадлежит объяснительному рассказу при подготовке учащихся к опытнической работе. Проведение опыта состоит из нескольких операций: ознакомление школьников с темой опыта, определение его цели, составление плана, заполнение дневника наблюдений, подведение итогов и обобщение полученных результатов. Все эти операции должны быть учащимися освоены и осмыслены, только в этом случае возможно самостоятельное проведение опыта (24).
В начальных классах чаще всего рассказ сочетается с беседой. Это позволяет учителю широко использовать различные методические приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность школьников.
Одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных явлениях, без чего процесс осознания усвоения теории невозможен.
Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности, которая становится основным источником знаний. При изучении природных явлений в основном применяются следующие наглядные методы: демонстрация опытов, демонстрация статических или динамических изображений природных явлений. Ученик, работая с наглядностью, самостоятельно ее анализирует, рассуждает и приходит к некоторым собственным выводам. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием, которое может быть устным, записанным на доске, на специальных карточках или отображено на экране при помощи мультимедийного проектора. В процессе демонстрации изображений и учебных фильмов учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую сущность наблюдаемого явления. В качестве источника информации могут служить электронные справочные пособия, запущенные на компьютерах, либо Интернет-ресурсы.
При изучении природных явлений учащимся могут быть показаны при помощи мультимедийного проектора и компьютера учебные видеофильмы или видеоролики на тему «Погода и ее изменения», «Времена года», «Круговорот воды в природе», «Грозные явления природы», «Необычные явления природы». Так, при изучении неживой природы зимой, демонстрируется фильм «Зима». Перед просмотром ставится задача: «Просмотрите фильм и назовите самые характерные признаки зимы». Вопросы для целенаправленного просмотра фильма можно предложить следующие:
- Как изменилась продолжительность дня и ночи зимой?
- Почему зимой осадки выпадают в виде снега?
- Какое значение имеет снег для травянистых растений?
После просмотра проводится беседа по вопросам, в процессе которой последовательно раскрываются признаки зимы.
В курсе начального естествознания многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают его результаты. В ходе проведения опыта внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого. Например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается большое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?». Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в стакан песок и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит чашку, в которую помещает смесь снега и соли. Затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Дети отмечают, что в стакане - густой туман. Учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается и остается только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т.д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал. В него впадает около тысячи рек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта (24).
Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе (образование облаков, появление пасмурной погоды). Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, как образуются тучи, выпадает дождь и т.д. Можно показать учащимся видеоролик, демонстрирующий испарение воды, образование облаков и выпадение осадков в различных местах (в городе, в лесу, на болоте, на море).
Таким образом, применение наглядных методов повышает активность учащихся, их самостоятельную деятельность, создает хорошие условия для практикования знаний. Наглядные методы развивают эмпирическое мышление, речь, наблюдательность, творческое воображение и т.д. Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении.
В истории становления и развития начального естествознания практические методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. При их применении объекты, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных исследований. Ребенок из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки. Формы организации деятельности учащихся, в которых чаще всего применяются практические методы, - это экскурсии, предметные уроки, а внутри урока отдельные практические и лабораторные работы, игры. Среди практических методов при изучении явлений неживой природы различают следующие виды: наблюдение, распознавание и определение признаков, работы с природоведческими приборами, опыт, эксперимент (26).
Многими методистами и учителями отмечается трудность преподавания темы «Явления неживой природы». Существует ряд причин, объясняющих это:
- многие изучаемые природные явления не имеют видимого образа и характеризуются значительной абстрактностью;
- ряд понятий («воздушная масса», «погода», «климат») может быть усвоен только после осмысления многих подчиненных понятий;
- уяснение некоторых понятий и закономерностей раздела требует предварительного знакомства с законами физики, еще не изучаемыми младшими школьниками;
- в этом разделе формируются не только понятия, но и немалое число основанных на них закономерностей (взаимосвязь элементов погоды, зависимость силы ветры от скорости движения воздушных масс и т.д.).
Главным средством преодоления трудностей изучения данной темы служит опора на наблюдения за отдельными метеорологическими явлениями. Наблюдение является одним из основополагающих методов обучения естествознанию. Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают выводы и обобщения.
Особенно важным следует считать краеведческие наблюдения. Очень характерны при изучении природных явлений наблюдения за погодой и ведения календаря погоды. Эти наблюдения проводят в течение всего учебного года, начиная с первых дней сентября. В начальной школе наблюдения включают лишь измерение температуры воздуха, описание осадков, определение направления и силы ветра и состояния неба (наличие облачности). Наблюдения ведут простыми инструментами - ртутным термометром и флюгером, установленным во дворе школы на географической площадке. Направление и силу ветра, а также состояние неба устанавливают на глаз (24).
Во 2 классе детей знакомят с «Дневником наблюдений», учат читать условные обозначения и использовать их для записи. Вначале в классе проводится коллективное заполнение «Дневника наблюдений» и устанавливается время наблюдения за погодой. В 3 классе ведение наблюдений продолжается. Кроме того, наблюдения проводятся во время экскурсий в природу. Учащиеся 3 класса должны уметь сравнивать объекты, подлежащие наблюдению. Продолжается наблюдение при выполнении летних заданий. В 4 классе школьники систематически отмечают изменения погоды, учатся пользоваться приборами по определению направления ветра, измерять количество выпавших осадков. В 4 классе наблюдения за явлениями погоды проводятся комплексно, что позволяет выяснить характерные изменения, происходящие в неживой природе в разные времена года (34).
По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. Кратковременные наблюдения чаще всего проводятся на уроке, во время экскурсий; длительные наблюдения - во внеурочное время.
Все виды наблюдений тесно связаны с различными практическими работами и опытами. Естествознание имеет большие возможности не только для активной практической работы учащихся, но и для вовлечения их в несложную научно-исследовательскую работу путем постановки и проведения опытов.
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выделения из многообразного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Опыты проводятся под руководством учителя, который подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее готовит и проводит его, определяет форму работы: по группам или индивидуально. На уроке перед проведением опыта для активизации интереса учащихся перед ними ставится определенная задача. Определяется последовательность проведения опыта; при этом очень важно ознакомить учащихся с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности (9).
Опыты по естествознанию можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Продолжительность практических работ из класса в класс увеличивается, они становятся более сложными. Первые практические работы проводятся по разработанному плану-образцу, а затем постепенно учитель повышает уровень самостоятельности, дает учащимся задания творческого характера.
Особое место занимают практические работы с приборами (термометром, гномоном, глобусом, снегомерной рейкой и т.д.). В 3 классе изучается термометр. Учащиеся знакомятся с устройством термометра и правилами его использования, затем проводится практическая работа: у школьников отрабатываются умения пользоваться термометром в различных условиях. При изучении некоторых тем по естествознанию (например, направление ветра) используется компас. Приемы работы с компасом отрабатываются практически: на экскурсиях, в походах (34).
При изучении явлений неживой природы могут быть проведены опыты, позволяющие воспроизвести некоторые природные явления искусственно (радуга, молния и гром, ветер, дождь, иней, роса и др.), а также выявить причины возникновения этих явлений и взаимосвязи явлений друг с другом. Результаты опытов учащиеся заносят в дневник наблюдений. При анализе результатов могут быть использованы тексты учебника, различные справочные пособия, в том числе, электронные.
В практике преподавания разные методы редко применяются в чистом виде. Как правило, они используются в различных сочетаниях. Трудно представить применение наглядных и практических методов без слова. С другой стороны, чисто словесное преподавание может сформировать преимущественно формальные знания, действия по образцу, что отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Другим важным моментом необходимости сочетания методов является то, что они способны нивелировать отрицательные стороны друг друга и усиливать положительные. Замедленный процесс получения знаний, который имеет место при применении наглядных и практических методов может быть ускорен словесными методами (4).
Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств.
3. Формы обучения. По определению Ю.К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме» (35, с. 211).
В теории и практике обучения естествознанию сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, экскурсия, внеурочная деятельность, внеклассная работа.
Основной формой организации учебной деятельности является урок. Урок - это относительно самостоятельная, целостная единица общего учебного процесса. Тип урока намечается в зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения. Каждая тема предмета «Окружающий мир» состоит из ряда уроков в последовательности, определяемой логикой их содержания. В больших по количеству отведенных часов темах различают уроки: вводные, раскрывающие содержание темы и заключительные, или обобщающие. По небольшим темам учитель делает введение в начале первого урока, а заключение - в конце последнего. На первом уроке по теме ставится основная проблема, которая будет раскрыта в процессе прохождения всей темы, указываются основные вопросы ее содержания, устанавливаются связи с пройденными и последующими темами. Если на первом уроке перед учащимися ставится главный или несколько главных вопросов темы, то на заключительном на эти вопросы даются обобщающие ответы. Задача заключительного урока по теме не только повторить пройденное и опросить учащихся, но, главное, уточнить и обобщить приобретенные учащимися понятия. По самому существу урок и его проведение определяется учебным содержанием, которое зависит от состава знаний, указываемых темой программы, и количеством часов, отведенных на ее изучение (4).
Так, например, при изучении темы «Погода. Явления неживой природы» проводится вводный урок, на котором дается общее представление о погоде и факторах, ее определяющих. Затем проводится ряд уроков, на которых формируются простые понятия (ветер, температура воздуха, облачность, осадки и др.). В конце изучения темы простые понятия обобщаются в сложное понятие «погода», обобщаются способы метеорологических измерений и наблюдений за погодой (9).
Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядка, обусловленную внутренней логической связью. Рассмотрим особенности различных этапов уроков предмета «Окружающий мир» при изучении темы «Явления неживой природы» и возможности использования информационных компьютерных технологий на каждом из этапов.
1. Проверка домашнего задания. Проводится с целью выявления факта его выполнения у всего класса за короткий промежуток времени; устранения типичных ошибок. При этом используются различные формы контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы. На данном этапе урока могут быть использованы программные средства учебного назначения, содержащие электронное домашнее задание, тесты. Причем данные задания могут быть использованы как для всего класса, так и для отдельных учащихся.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Дидактическими целями данного этапа урока являются: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Может проходить в фронтальной, групповой или индивидуальной форме.
На уроке «Природные явления и погода» учащиеся должны вспомнить, какие объекты можно отнести к живой либо неживой природе, чем отличаются предметы природы от явлений, какие характеристики погоды им уже известны.
Интерес к новой тем возникает в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся слышали (землетрясения, извержения вулканов), наблюдали (погода, осадки и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений, процессов и их исследований с помощью вопросов: «Почему важно изучать погоду, климат?», «Представителям каких профессий важно знать прогноз погоды?»
Здесь могут быть использованы тематические и предметные интернет-ресурсы; наглядные пособия, видео- и анимационные материалы; учащимся может быть предложено выполнить ряд заданий на компьютере. При их выполнении школьники вспоминают усвоенные знания, необходимые для последующего изучения нового материала (43).
3. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Этот элемент урока связан с формированием и развитием у школьников новых естественнонаучных знаний, умений и навыков. Здесь учитель применяет разнообразные сочетания методов и приемов для реализации поставленных целей обучения и выделяет главные и второстепенные, вспомогательные, понятия урока, определяет время на их изучение.
При изучении нового материала могут использоваться слайдфильмы, созданные при помощи редактора презентаций PowerPoint. В слайдфильмах могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения; на экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Также возможно использование электронных изданий или системы заданий, созданных в учебно-развивающей среде.
Самостоятельной работе с программными средствами должно предшествовать создание учителем проблемной ситуации, когда учащимися либо необходимо выбрать путь решения из ряда возможных, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими теоретического объяснения, либо осознать необходимость систематизации нового материала. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную самостоятельную работу обучающихся.
Например, на уроке на тему «Осадки» учащиеся узнают, что из туч могут идти различные виды осадков. Возникает вопрос, отчего это зависит? Как образуются тучи? Начинается активный поиск теоретического объяснения возникшей ситуации. В процессе самостоятельного изучения материала новой темы обучающиеся знакомятся с понятиями «температура воздуха», «испарение» и т.д., приобретают навыки работы с текстом электронных изданий, выделения в нем главного. Текст может иметь ссылки на дополнительный материал справочника, может быть снабжен иллюстрациями, схемами, динамическими моделями. После самостоятельного изучения учащимися нового материала с помощью программных средств обобщение и закрепление материала проводится с учителем (24).
4. Повторение и закрепление изученного материала. Дидактическая цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации через самостоятельное выполнение заданий; использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. На данном этапе учащимся могут быть предложены задания на правильность, полноту, осознанность и практическое применение формируемых в ходе данного урока знаний.
Так, при изучении темы «Ветер» могут быть предложены следующие задания:
- вставьте пропущенные в тексте слова;
- назовите известные вам характеристики ветра;
- восстановите перепутанную логическую цепочку;
- для чего летчикам и морякам необходимо знать направление и силу ветра?
- прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос: «О какой характеристике ветра идет речь?»;
- как, не выходя из дома, определить, что на улице ветрено?
Используя программные средства, учитель может осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей обучающихся, характера допущенных ими ранее ошибок и сложности учебного материала. При этом может быть предложена система заданий, созданная учителем в учебно-развивающей среде, а также готовые педагогические программные средства (49).
5. Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:
- осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);
- повышается объективность оценки;
- ученик видит детальную картину собственных недоработок;
- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Формы контроля с использованием компьютерных средств: задания, тесты (открытые и закрытые), задания на репродукцию, применение, творческое применение и др.
Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий (43).
6. Домашнее задание - необходимый элемент урока, который включает в себя как задания по работе с учебником, так и для повседневных наблюдений за объектами в природе. Учитель обязан подробно объяснить, что выполнять и как выполнять. Через домашнее задание осуществляется связь с последующим уроком.
Структура урока варьируется в зависимости от его типа, конкретного содержания и применяемой методики. Использование компьютерных технологий возможно практически на любом из этапов образовательного процесса. При этом должно учитываться: содержание изучаемого материала; уровень оснащения школы компьютерными и программными средствами; психологические и социометрические характеристики класса и каждого ребенка; классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и средств и др.).
В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов. Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления природы и др. (45).
Названные умения учащиеся приобретают, прежде всего, во время экскурсий в природу. В разных программах по предмету «Окружающий мир» количество экскурсий варьируется, но во всех программах они являются обязательными.
Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия может входить в систему уроков либо быть формой внеклассной работы. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся (24).
Попадая в природную среду, школьники учатся разбираться в многообразии предметов и явлений, устанавливать связи. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности, формируются навыки самостоятельной работы.
Экскурсии по природоведению бывают вводными, текущими и обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в 3 классе по теме «Погода и ее измерение» на метеорологическую станцию или школьную географическую площадку.
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Явления неживой природы зимой». Обобщающие экскурсии проводятся в конце темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала (4).
Основной проблемой проведения экскурсий по явлениям неживой природы является тот факт, что учителю необходимо знать наверняка, какие явления, в каком месте, в какое время суток можно пронаблюдать. А это не всегда можно сделать. Поэтому целый ряд наблюдений поручается учащимся выполнять самостоятельно во внеурочное время. Результаты работы дети фиксируют в «Дневниках наблюдений» и в «Классном уголке природы».
Под внеурочной работой понимается выполнение учащимися во внеурочное время обязательных, связанных с изучением курса, практических работ. В отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, продолжительность ее во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за окружающей средой, постановка опытов, необходимых для усвоения программных вопросов, не укладываются в рамках расписания. Эта работа выполняется по заданиям, которые даются учителем на уроках. Работы носят преимущественно самостоятельный характер и способствуют развитию наблюдательности, мышления, формированию умений самостоятельного добывания знаний (26).
При формировании у младших школьников о явлениях неживой природы используются такие формы внеурочной работы, как ведение «Дневников наблюдений», работа на географической площадке, домашняя работа.
Внеурочные работы на географической площадке организуются с целью научить школьников практическим умениям в работе с простейшими приборами. По годам обучения работа на географической площадке распределяется следующим образом:
В 3 классе дети учатся измерять длину тени от гномона, температуру воздуха, определять силу ветра по местным признакам, измерять высоту снежного покрова. В 4 классе учащиеся закрепляют и развивают умения измерять длину тени от гномона, температуру воздуха, определять силу ветра по местным признакам, измерять высоту снежного покрова, определять направление ветра с помощью компаса. В процессе выполнения работ на географической площадке школьники должны научиться понимать некоторые взаимосвязи и закономерности природных явлений, которые изучаются на уроках (24).
Внеклассная работа. Процесс образования по курсу «Окружающий мир» не может ограничиваться только учебными занятиями. Строгие рамки программ не всегда позволяют рассматривать те вопросы, которые учитель посчитал полезными для формирования тех или иных знаний. Внеклассная работа основывается на интересах учащихся и на принципах полной добровольности. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. По степени охвата учащихся внеклассная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, массовую. Это могут быть различные кружки, экскурсии, туристические походы, викторины и праздники, конкурсы и т.д. (4).
Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий учителю могут оказать информационные компьютерные технологии. При этом здесь может быть использован широкий спектр программных средств как учебного, так и общего назначения (текстовые и графические редакторы, обучающие и игровые программы, электронные пособия, видеофильмы и фрагменты и т.д.). применение компьютерных средств способствует повышению познавательного интереса школьников, формированию их информационной культуры, делает организуемые мероприятия более наглядными, яркими и запоминающимися.
Таким образом, для успешного формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы учителю необходимо умело и взвешенно использовать весь арсенал форм, методов и средств организации учебного процесса. При этом следует учитывать возможности применения средств ИКТ при подготовке и реализации различных форм обучения по предмету «Окружающий мир» 1.3 Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемые для него варианты учебного курса. К настоящему времени разработано более 11-ти вариативных курсов по предмету «Окружающий мир».
В данной работе проанализированы пять курсов на предмет наличия в них учебного материала по теме «Явления неживой природы»: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.
1. «Зеленый дом», автор А.А. Плешаков
Цель данного курса -- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Главная отличительная черта этого курса - четко выраженная экологическая направленность.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Для успешного решения задач курса предполагается проведение экскурсий и учебных прогулок. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.
Система учебных пособий А.А. Плешакова предоставляет учителю реальную возможность дифференцировать обучение, исходя из сформированности познавательных интересов учащихся и достигнутого уровня умения читать и понимать прочитанное (38).
Явления неживой природы изучаются в 1 и во 2 классах. В 1 классе рассматриваются такие явления, как облачность (Какие облака бывают?), снег (Откуда берется снег?), дождь (Почему идет дождь? Какие бывают дожди?), ветер (Что такое ветер? Почему дует ветер? Какой бывает ветер?), радуга (Как образуется радуга? Почему радуга разноцветная?). Во 2 классе явления рассматриваются в рамках тем: «Явления природы» (определение явлений природы, сезонные явления); «Что такое погода» (температура, облачность, осадки, ветер, гроза, метель, снегопад); неживая природа осенью (зимой, весной, летом). Объем изучаемого материала небольшой.
2. «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
Реализуется в рамках образовательной программы «Школа XXI века». В данном курсе в большей степени нашло отражение интегрирование природоведческой и социальной составляющей. Изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов идет в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Основная цель предмета -- формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек -- природа -- общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильное поведение в ней.
В основе построения курса лежит принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант, снятие авторитарного и установление демократического диалога между учителем и школьниками. Поэтому содержание курса построено «от ребенка», прослеживается его взаимоотношения с миром природы, вещей, своим собственным миром и социумом.
Автор предлагает использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса. Меняется и роль уроков в классе: из формы организации обучения «по шаблону», вербального накопления знаний из книг и со слов учителя они становятся средством обобщения, систематизации знаний, полученных чувственным путем. При этом автор предлагает изменить структуру урока в классе. Она состоит из взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Обязательной структурной единицей урока становится игра (ролевая игра) и продуктивная деятельность. Изучение программных тем идет в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, уровнем развития и осведомленности учащихся, конкретными условиями школы. Последовательность изучения тем устанавливает учитель по своему усмотрению (10).
Изучение явлений неживой природы ведется на протяжении всех 4 классов в рамках тем: «Сезонные явления», «Явления природы», «Вода в природе», «Погода».
3. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина.
Этот курс в наибольшей степени сохраняет традиции прежнего природоведения. Он разработан на классических дидактических принципах начального естествознания и географии: принцип сезонности, краеведческий принцип - и имеет четко выраженную практическую направленность.
Основу содержания курса «Природа и люди» составляют естественнонаучные методы. Ведущими методами являются непосредственные наблюдения предметов и явлений в природе, выполнение простейшего учебного эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов. Видное место занимают экскурсии и учебные прогулки, практические работы, уроки на учебно-опытном участке, географической площадке. Более разнообразны, чем в других курсах, внеурочные формы. Это самостоятельные наблюдения детей, опыты и практические работы в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, дома, фиксация результатов наблюдений (17).
Явления неживой природы изучаются на протяжении всего курса «Окружающий мир» в рамках содержательной линии «Природа и экология». Причем ознакомление с природой, ее изменениями, осознание взаимосвязей и взаимозависимостей идет, начиная с природы региона, заканчивая природой России. Изучение сезонных изменений в природе строится на материалах непосредственных наблюдений.
4. «Мир и человек», авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.
Главной задачей данного курса является формирование элементарной целостной научной картины мира. Единственный способ достижения этой задачи авторы видят в том, чтобы помогать детям осмысливать свой опыт. Основной способ получения знаний при этом - деятельностный подход.
В построении учебников использован традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса, что позволяет соединить интересующее учащихся широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний. Содержание построено по концентрическому принципу, при котором весь окружающий мир рассматривается в каждом классе, но с разной точки зрения (8).
Изучение явлений неживой природы идет в основном в 1 и 2 классе. В 1 классе учащиеся знакомятся с такими явлениями, как ветер, гроза, дождь, погода, снег. Во 2 классе даются данным явлениям даются определения, раскрываются причины их возникновения; происходит знакомство с новыми понятиями: молния, извержение вулканов, землетрясение, полярное сияние, облака, климат.
5. «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, УМК «Гармония».
Основными целями образовательного процесса являются: создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
Особенностями курса являются следующие:
· При решении задач обучения, воспитания и развития акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальных и эмоциональных сфер учащихся, их творческих способностей;
· Для ознакомления учеников с методами познания окружающего мира служит предусмотренное в курсе большое количество практических работ, в том числе: проведение фенологических наблюдений и физических опытов, освоение простейших приборов и методов измерений и т.д.
С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.).
Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями.
Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока.
Формы организации учебного процесса разнообразны: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы).
В течение первых двух лет обучения ученики приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами (40).
Явления неживой природы начинают изучаться во 2 классе, в разделе «Разнообразие и красота неживой природы», тема «Разнообразие облаков» (1 час). Рассматриваются такие вопросы, как разнообразие формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые); осадки: дождь, снег, град; правила безопасного поведения во время грозы.
В 3 классе полученные в 1 и 2 классах знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Явления неживой природы изучаются в разделах «Разнообразие изменений в окружающем мире» (8 часов), «Свойства воздуха, воды, почвы» (3 часа), «Осенние изменения в природе и жизни человека» (1 час), «Зимние изменения в природе и жизни человека» (2 часа), «Весенние изменения в природе и жизни человека» (1 час)
В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы.
Проанализировав представленные здесь программы по естествознанию, можно сделать следующие выводы: объем материала по теме «Явления неживой природы» в разных комплектах существенно отличается, как и отличаются подходы к ее изучению. Однако в каждой из проанализированных программ содержится обязательный минимум, предусмотренный требованиями государственного стандарта (45).
Говоря о потенциале использования средств ИКТ, можно отметить, что, поскольку в государственном стандарте начального общего образования этого не прописано, то и в программах реализация данных средств не предполагается. Однако преподавание целого ряда тем по предмету «Окружающий мир» возможно с использованием информационных компьютерных технологий, в частности, тем, связанных с формированием знаний о явлениях неживой природы.
Каждая из рассмотренных программ предполагает использование в учебном процессе различных форм, методов и средств обучения. Возможности же использования средств ИКТ при их реализации были рассмотрены нами в предыдущем параграфе.
Выводы по Главе 1
Формирование естественнонаучных знаний у младших школьников способствует развитию интеллектуальных и нравственных качеств личности. Кроме того, необходимость их формирования обусловлена современными экологическими проблемами, социальными и экономическими потребностями человечества, необходимостью передачи информации из поколения в поколение. Введение ознакомления младших школьников с природой диктуется также необходимостью пропедевтики систематического естественнонаучного образования.
Природные явления рассматриваются как особая группа знаний о природе. Изучение природных явлений способствует раскрытию причинно-следственных связей, развивает логическое мышление школьников, наблюдательность.
Логика формирования естественнонаучных знаний ведется от восприятий и представлений к понятиям и закономерностям. Овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением целого ряда мыслительных операций. При изучении природных и природно-антропогенных явлений применяется сравнительный метод, благодаря чему дети осознают взаимосвязь различных компонентов природы.
Процесс формирования знаний у младших школьников о явлениях неживой природы реализуется через различные формы, методы и средства образовательного процесса. Учитывая специфику данных знаний, большая роль отводится учебным картинам, таблицам, аудиовизуальным средствам обучения, которые позволяют формировать представления о природных явлениях, не подлежащих в силу удаленности или других причин непосредственному восприятию и наблюдению. Компьютерные технологии предоставляют учителю создавать наглядные средства обучения или пользоваться уже готовыми. Наибольшее распространение в практике современной школы получило использование слайдфильмов, которые могут использоваться учителем при реализации практически любых методов обучения, на любом этапе учебного занятия.
Ведущими методами при обучении детей естествознанию являются практические и наглядные методы. При этом наблюдение является одним из основополагающих методов. При формировании знаний о природных явлениях особенно важными следует считать наблюдения за метеорологическими явлениями и краеведческие наблюдения.
Тема «Явления неживой природы» отражена во всех представленных в данной главе вариативных курсах «Окружающего мира» в разном объеме, но в соответствии с государственным стандартом начального общего образования.
Говоря о потенциале использования информационных компьютерных технологий при обучении младших школьников естествознанию, можно отметить следующее: поскольку это не предусмотрено государственным стандартом, то и в программах не отражено. Однако использование упомянутых технологий возможно в целях оптимизации учебного процесса, формирования информационной культуры учащихся, повышения их познавательного интереса в рамках практически любых форм организации учебного процесса при реализации различных методов обучения.
Глава 2. Технология применения средств ИКТ при формировании знаний у младших школьников о явлениях неживой природы

2.1 Реализация компьютерной поддержки образовательного процесса: проблемы и решения

В Информационном письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» сказано: «По оценкам специалистов, выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причины в том, что весь начальный этап обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. Основная школа требует от учащихся умений работать с информацией» (1, С. 1).
Среди современных ученых, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать В.П.Беспалько, А.А. Витухновскую, Б.С.Гершунского, М.П.Лапчика, Е.И. Машбица, А.Г. Селевко и др. (5, 12, 15, 21, 23, 43). Большой вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.
Модернизация школьной образовательной системы России предполагает изменение средств и форм познавательной деятельности учащихся, отводя значительную роль информатизации образования, в том числе использованию компьютерных и коммуникационных технологий (2).
Назовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию новых информационных технологий в начальной школе:
· Известные дидактические возможности компьютера;
· Наличие на рынке многочисленных программных продуктов для школы;
· Введение в учебные планы многих школ пропедевтического курса информатики (и развитие на основе этого компьютерной грамотности школьников);
· Реализация в стране программ «Компьютеризация сельской школы» и Intel «Обучение для будущего», стимулирующих формирование информационной культуры школьников и учителей;
· Наличие во многих семьях компьютеров, способствующих тому, что у детей формируется готовность к использованию компьютеров в обучении по различным учебным предметам (12).
Опыт школ, в которых на уроках в начальных классах применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций. В первую очередь это уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительная динамика мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников.
Однако для подавляющего большинства школ информатизация начального образования остается пока далекой перспективой. Причиной тому является не столько отсутствие технических средств, сколько целый ряд организационно-педагогических и методических проблем.
Прежде всего, следует рассмотреть проблемы, связанные с организацией урока в начальной школе с применением информационных технологий. Специфика преподавания в начальной школе предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, препятствует формированию умений и навыков традиционными методами. Учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут, целесообразно проводить уроки с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов (3). В этом случае школьники остаются в привычной для них обстановке, сидят за партами, размеры которых подобраны в соответствии с ростом детей; компьютер используется на уроке как современное средство обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения. Наличие в кабинетах начальных классов 1-3 компьютеров для индивидуальной работы младших школьников на уроке позволяет решить данную проблему (27).
Надо отметить, что обучение учителей начальной школы работе на современных компьютерах не занимает много времени. Гораздо больше усилий требуется для разработки авторских методик преподавания с применением новых информационных технологий. Прежде всего, учителю предлагается включить в тематическое планирование перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. При разработке плана-конспекта урока рекомендуется предусмотреть применение иллюстративного материала, тренировочных или контрольных заданий на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями конкретного урока. Кроме того, можно составить примерный список учащихся, которых целесообразно привлечь к индивидуальной работе за компьютером на этом уроке (28).
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.
При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания качественно и быстро, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме (49).
На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе (43).
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой как системы обучения в целом, так и каждой учебной программы. При этом последовательно решаются следующие задачи:
· Определение необходимости применения компьютера.
· Определение степени компьютеризации образовательного процесса.
· Определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.
· Разработка учебной программы в соответствии с образовательной программой.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования (28).
2.2 Анализ программных средств учебного назначения, разработанных для уроков естествознания

Новые государственные образовательные стандарты предусматривают обучение информатике и ИКТ в рамках учебного модуля предмета «Технология». В стандартах также предполагается, что развитие у младших школьников информационно-технологических умений, на становление которых ориентирован модуль, будет осуществляться при обучении другим предметам с использованием компьютерных средств (45).
Выбор адекватных программных средств зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать. Анализ содержания учебного предмета естествознания и процесса обучения естествознанию в начальной школе позволил выявить ряд особенностей, характерных для обучения данному предмету в целом. Важнейшая особенность естествознания состоит в том, что объектом его изучения является природа. Эта особенность требует применения преимущественно практических методов (различение, распознавание объектов, наблюдение их строения и свойств и т.д.) и разнообразных средств обучения (наглядных натуральных и аудиовизуальных пособий, динамических моделей процессов и др.), а также разнообразных форм организации учебной деятельности младших школьников (20).
Следует отметить, что в педагогической практике ИКТ используются, как правило, в обучении предметам физико-математического цикла. Что касается дисциплин естественнонаучного цикла, то здесь, к сожалению, ИКТ применяются лишь эпизодически. Это во многом объясняется тем, что при разработке программ обучения по этим предметам возможность использования компьютера, как уже упоминалось в первой главе данной работы, даже не рассматривалась.
Программные средства учебного назначения обеспечивают школьникам и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.