На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Характеристика внешних и внутренних проблем региона Средней Азии, его места в существующем геополитическом пространстве, возможностей развития внешнеполитических отношений. Исследование религиозных, этнических и клановых конфликтов в Центральной Азии.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Оглавление

    Вступление
    1. Объект исследования
    2. Анализ значения средней Азии в работах учёных геополитиков
    3. Внутрирегиональные отношения
    4. Позиции заинтересованных госдарств в регионе
    Заключение
    Список использованных источников

Вступление

При изучении евразийский геополитики невозможно обойти вопрос среднеазиатского региона. Многие проблемы, присущие всей Азии берут своё начало или в конечном итоге переплетаются в Средней Азии. Такое уникальное геополитическое положение делает её важнейшим структурным элементом международной политики. При этом регион отличается нестабильностью и неопределённостью положения на международной арене. Ситуация также усложняется изменениями, происходящими во внешней политике стран, претендующих на статус сверхдержав: попытки России восстановить утраченное после развала Советского Союза мировое влияние, растущая экономическая и политическая мощь Китая, реализация геополитических планов США в Центральной Азии. Всё это делает Среднюю Азию интересным объектом политологического исследования.

В данной работе предпринята попытка провести анализ существующей расстановки сил в регионе, проблем внутреннего и внешнего характера. Исходя из полученного результата осуществлено прогнозирование возможного развития событий для заинтересованных стран и изучаемого региона. Для этого были использованы сравнительный, системный, исторический методы, применены элементы сценариотехники и S.W.O.T.-анализа.

Основные задачи данной работы: изучение особенностей региона Средней Азии, выявление существующих внешних и внутренних проблем, определение его места в существующем геополитическом пространстве, возможностей развитие внешнеполитических отношений.

1. Объект исследования

Средняя Азия - регион на западе Центральной Азии, выделяемый на основе исторических и географических особенностей. Иногда термины «Центральная» и «Средняя» Азия не различают. Также существует историческое название Туркестан или Западный Туркестан. Границы Средней Азии достаточно спорны. Чаще всего в этот регион включают пять бывших советских республик: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Однако, Казахстан зачастую выделяют из этого списка. Это обусловлено превосходящими размерами Казахстана, отличающимся экономическим развитием. Также Казахстан не входил в «Среднеазиатский экономический район» СССР. Некоторые учёные расширяют понятие Средней Азии и включают в него Афганистан, Иран и Пакистан. Тем не менее, мы будем отталкиваться от того, что Средняя Азия это пять республик, окружённые Россией, Китаем, Афганистаном, Ираном и Каспийским морем. Ниже приведены некоторые сведения по каждой их них.

Республика Казахстан. Казахстан - унитарная президентская республика. Президент - Нурсултан Назарбаев - является первым и пока единственным главой государства. Столица Анкара (до 1997 г. Алма-Ата). Обладает быстро растущей экономикой, что выводит Казахстан на лидирующие позиции в Центральной Азии. Основа экономического потенциала - огромные запасы полезных ископаемых, особенно в пересчёте на душу населения. Среди них запасы чёрных и цветных металлов, нефть, природный газ, а также Уран (1/5 разведанных мировых запасов).

По данным на 2010 год в 9-ом по площади Казахстане проживает лишь 16 млн. людей. Причём казахов среди них около 50 % казахов и, примерно, 25% русских. Однако, доля казахов постоянно растёт за счёт естественного прироста и программе репатриаций.

Казахстан является членом ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЦАС, Организация Исламская Конференция, ЕвразЭС,ШОС, СВМДА, организация -- Совет Тюркоязычных Стран, Тюркский Военный Совет, Индивидуальный План Партнерства с НАТО. В географическом смысле является как будто щитом между Россией и другими странами Средней Азии.

Республика Узбекистан. Узбекистан расположен в центральной части Центральной Азии, между двумя реками - Амударьей и Сырдарьей и не имеет выхода к морю. Президентская республика, Президент - Ислам Каримов. География Узбекистана достаточно однообразна, 2/3 площади заняты степями и пустынями. Узбекистан выделяется добычей золота, выплавкой меди, машиностроением, ориентированным на хлопковый комплекс. Здесь представлены все предприятия, создающие необходимые машины для всего хлопкового цикла (подготовка почвы для посевов, посев, внесение удобрений, сбор урожая). В Ташкенте имеется единственный на всю Среднюю Азию авиационный завод. Узбекистан богат своей историей. На его территории находятся такие древнейшие города как Ташкент (теперешняя столица), Бухара, Хорезм и Самарканд. Возможно, именно этот фактор объясняет высокий уровень национальной самоидентификации узбеков.

Кыргызская Республика. Киргизия расположена в северо-восточной части Средней Азии в территории двух горных систем: Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Горы - преобладающий рельеф; не имеет выхода к морю. Основная отрасль экономики - горнодобывающая. Среди полезных ископаемых, добываемых в Киргизии можно выделить золото, уголь, урана, редкоземельные металлы. Однако отсутствуют топливно-энергетические ресурсы, что ставит страну в зависимое положение от соседей. Киргизия - президентская республика. Глава государства - президент, избираемый на всеобщих выборах на пятилетний срок. Исторически сложилось разделение страны на две части - север и юг, берущее начало с тесных родоплеменных отношений. Столица - Бишкек, неофициальная «столица» южной части - город Ош. Население Киргизии составляют в основном киргизы (~70%), но присутствуют также большие диаспоры русских и узбеков, что оказывает немалое влияние на внутриполитическую жизнь страны. Причём русское меньшинство в основном расселено на севере, а узбекское - на юге. В Республике сильно распространён ислам.

Республика Таджикистан. Таджикистан - страна, на 93 % покрытая горами Памира и Тянь-Шаня. Этот фактор обуславливает специфику экономического развития. Таджикистан обладает значительными ресурсами в виде полезных ископаемых и запасов воды для полива и производства электроэнергии. Имеются месторождения золота, серебра, алюминия, цинка, свинца, урана, драгоценных камней, соли, известняка и др. Есть запасы энергетического сырья (нефти, природного газа, угля). Принадлежит к одной из самых обеспеченных гидроресурсами стран мира. Важнейшие культуры - хлопок, табак, фрукты. Тем не менее, Таджикистан относится к числу наиболее бедных стран мира, имеет наименьший уровень ВВП на душу населения среди 15 бывших республик СССР. Одна из крупных статей притока средств в страну - рабочая миграция. Большинство населения - таджики-мусульмане, а также узбекская диаспора. Уникальное географическое положение Таджикистана делает его связующим звеном «треугольника» Китай - Средняя Азия - Афганистан. Государственное устройство - президентская республика. Столица - Душанбе.

Туркменистан - восточная страна Средней Азии. Единственное государство региона, имеющее общую границу с Ираном. Омывается внутренним Каспийским морем. Форма правления -- президентская республика. Глава государства -- президент, избираемый прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. Но это не помешало бывшему лидеру Туркмении Сапармурату Ниязову получить титул Туркменбаши и право на пожизненное правление, которым он пользовался вплоть до своей кончины. Туркменистан обдает сильным экономическим потенциалом, который обеспечивается обширными запасами природных ресурсов, в том числе нефти и природного газа. Однако, добычу, переработку и продажу осложняет устаревшая транспортная инфраструктура и низкий уровень геодезической разведки. Развита культивация хлопка. В национальном вопросе Туркмения имеет меньше проблем, нежели соседи. Туркмены составляют подавляющее большинство, а национальные меньшинство сравнительно малочисленны. Столица - Ашхабад.

В итоге складывается своеобразный геополитический регион, который характеризуется: а) развивающейся экономикой, обеспеченностью энергетическими ресурсами, потенциалом к развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, текстильной отрасли, но с устаревшими транспортными магистралями; б) страны региона принадлежат к мусульманскому миру, но имеется ряд межнациональных проблем, а также проблема переменного давления на христианство; в) отсутствие выхода к открытому океану, срединное географическое положение; г) страны региона - президентские республики, существуют схожие проблемы с преемственностью власти и тенденции к автократии, сильное влияние на политику имеют традиционные клановые отношения.

2. Анализ значения средней Азии в работах учёных геополитиков

Средняя (Центральная Азия) на протяжении истории занимало важное место в трудах политологов. Это обусловлено рядом важных факторов среди которых географическое положение, наличие полезных ископаемых. Во время конфронтации Российской и Британской Империй Средняя Азия играла важную буферную зоны и аванпоста распространения влияния на азиатском пространстве. Это усиливало интерес научного сообщества к региону.

Так, ещё Маккиндер, разрабатывая глобальную геополитическую теорию, говорил о том, что Центральная Азия являлась плацдармом, для проникновения кочевников суши (монголо-татар) в Европу. Он относил Среднюю Азию к Хартленду, который, по его мнению, являлся залогом установления мирового господства. Такой подход получил развитие в американской геополитической школе, в том числе благодаря Н. Спайкмену. В дальнейшем, З. Бжезинский предложил концепцию построения однополярного мира с господствующей ролью США. В этой концепции детально проанализировано значение Средней Азии на геополитической карте. Рассматриваемый регион вместе с Закавказьем становится основой такой геополитической категории как «Евразийские Балканы»: «Евразийские Балканы" составляют внутреннее ядро огромной территории, имеющей удлиненную форму, и имеют весьма серьезное отличие от внешней окружающей зоны: они представляют собой силовой вакуум. Хотя в большинстве государств, расположенных в районе Персидского залива и Ближнего Востока, отсутствует стабильность, последним арбитром в этом регионе является американская сила. Нестабильный регион внешней зоны является, таким образом, районом гегемонии единственной силы и сдерживается этой гегемонией. Напротив, "Евразийские Балканы" действительно напоминают более старые, более знакомые Балканы в Юго-Восточной Европе: в политических субъектах не только наблюдается нестабильная ситуация, но они также являются соблазном для вмешательства со стороны более мощных соседей, каждый из которых полон решимости оказать сопротивление доминирующей роли другого соседа в регионе. Именно это знакомое сочетание вакуума силы и всасывания силы и оправдывает термин "Евразийские Балканы"» [1, 162] Геополитическое значение регион приобретает в виду следующих факторов:

· Евразийские Балканы", расположены по обе стороны, неизбежно возникающей транспортной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке;
· исторические амбиций и амбиции безопасности, по крайней мере, трех самых непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно России, Турции и Ирана, а также набирающего геополитический вес Китая;
· наличие важных полезных ископаемых, включая золото, природный газ и нефть.
Таким образом, Средняя Азия является зоной пересечения нескольких конфликтных внешнеполитических векторов:
Россия. З. Бжезинский указывает, что у Российской Федерации есть немало причин проявлять интерес к Средней Азии. Во-первых, утрата значительных запасов минеральных и энергетических ресурсов. Помимо богатств самих республик, Россия значительно теряет в контроле над Каспийским морем: если раньше лишь небольшой южный сектор находился на границе с Ираном, то теперь приходиться считаться с позициями Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Вторая причина - угроза усиления исламского влияния на южные регионы, что может привести к нарастанию сепаратистских и экстремистских настроений. Ислам во многом стал той идеей, которая способствовала формированию и укреплению национализма в странах Средней Азии. И, в-третьих, с образованием новых суверенных республик, Россия теряла шансы на реализацию плана консолидации евразийского пространства: центрально азиатские государства попадали в орбиты усиливающихся геополитических центров, таких как Иран и Турция.
Интересы Ирана и Турции являются весьма схожими и обычно не разделяются Бжезинским. Оба этих государства не являются мировыми геополитическими игроками, тем не менее, способны выступать в роли региональных центров влияния. Распад Советского Союза совпал с укреплением их позиций. Поэтому образование новых независимых мусульманских государств обусловило повышенный интерес Турции и Ирана к рассматриваемому региону.
Китай. Бжезинский предсказывает, что энергоресурсы рассматриваемого региона должны войти в круг особых интересов Пекина, и получение прямого доступа к ним -- без какого бы то ни было контроля со стороны Москвы -- должно стать основной целью Китая [1, c. 213]. Между тем, Китай также обеспокоен проникновением в свои западные провинции сепаратизма, в особенности из Казахстана. Это, безусловно, будет подталкивать Пекин укреплять отношения с Казахстаном и Киргизией, чтобы иметь гарантии безопасности на западных границах. Кроме того, среднеазиатские страны являются буфером между Китаем и Россией в Центральной Азии. Соответственно Пекин заинтересован в установлении в них лояльных к себе режимов.
Выше перечисленное ведёт к тому, что Средняя Азия становится очагом напряжённости на международной арене. В такой ситуации, США, несмотря на географическую удалённость, должны, по мнению Бжезинского, включить этот регион в сферу своих интересов. Это необходимо для сдерживания таких геополитических конкурентов как Россия и Китай и в конечном итоге увеличения роли в регулировании мировых политических и экономических процессов. Также автор говорит о том, что в ближайшем будущем Штаты может охватить дефицит энергетических ресурсов. Следственно, богатый регион «Евразийских Балкан» не должен быть открыт для американских ресурсодобывающих компаний.
Важность Средней Азии как геополитического региона подчёркивает и С. Хантингтон. Он указывает на то, что эта область находится на линии меж цивилизационного разлома между Россией и мусульманским миром. «Религия подогревает возрождающуюся этническую самоидентификацию, и все это усиливает опасения русских насчет безопасности их южных границ» [2, c. 435] Это приводит к тому, что России приходится наращивать в этом регионе свой военный потенциал, по средствам размещения военных баз. Опасения небезосновательны, учитывая, что она не раз уже сталкивалась с религиозными конфликтами, как и внутри федерации, так и у южных границ. Хантингтон, говорит о том, что эта борьба с юго-восточными соседями по линии разлома, во много стала условием формирования русских как нации.
Средняя Азия активно изучалась российскими учёными в рамках концепции евразийства. Среди них Трубецкой Н.С., Савицкий П. Н. и др. Эта традиция была продолжена в советское время Л.Н. Гумилёв. В трудах этих мыслителей Средняя Азия выступает важным звеном евразийского пространства. Например, Трубецкой обращал внимание на то, что Россия, объединив вокруг себя помимо восточноевропейских государств страны Центральной Азии, может создать полностью само достаточную экономику и стать независимой от мирового рынка.
На современном этапе эти идеи детально разработал Александр Дугин. Средняя Азия в теории Дугина - важное геополитическое направление в борьбе с талассократией. Он выделяет ряд плюсов от укрепления России в регионе: интеграция в континентальный блок Индии, стратегическая поддержка Ирака против Турции, прямой коридор на Ближний Восток. Под понятием Средняя Азия Дугин понимает гораздо более обширные территории, нежели принято считать обычно: 5 указанных выше республик дополняется Афганистаном, Пакистаном, Ираном и даже Индией. Одним из главных условий установления российского влияния в среднеазиатском ареале является устранения интеграционных процессов с «атлантистской» Турцией. Для этого Дугин предлагает несколько шагов, который в конечном итоге должны привести к построению абсолютно новой геополитической реальности. Это установление тесного сотрудничества с Ираном, затем возвращения Афганистана в круг непосредственных российских интересов. Таким образом, должен сложиться русско-исламский союз по линии Москва-Кабул-Тегеран, означающий завершение исторического синтеза между Лесом и Степь. Центральным государством в этой схеме, по мнению Дугина, должен стать Таджикистан: «часть Таджикистана Горный Бадахшан расположен совсем недалеко от Пакистана и Индии, которые сходятся почти к одной точке вместе с Китаем (Синьцзян). Несмотря на то, что эти зоны почти не проходимы, так как расположены очень высоко в горах Памира, сама Горно-Бадахшанская область имеет глубокий геополитический смысл» [3]. В этой точке переплетаются, если не все, то очень многие религиозные, этнические, национальные и политические противоречия, свойственные всему азиатскому континенту. Не менее важным элементом новой геополитической конструкции является связь всего Казахстана с русскими Южным Уралом и Западной Сибирью. Как пишет Дугин, эта связь должна служить несущей конструкцией всего среднеазиатского ареала. В последовательной и продуманной интеграции Казахстана в общий континентальный блок с Россией лежит основа всей континентальной политики [3] Итак, можно утверждать, что в геополитической концепции Дугина Средняя Азия занимает одно из главных мест и во многом является условие успешного построения Новой Империи. Среди конкурирующих с Россией геополитических концепций он выделяет три тенденции: "пантюркизм" (Турция), "ваххабизм" (Саудовская Аравия) и "фундаментализм" (Иран). При этом две первые являются, безусловно, отрицательными, а последняя должна использоваться в целях Москвы.
Из выше сказанного вытекает, что Средняя Азия - центр пересечения внешнеполитических векторов. В связи с этим, вокруг региона будут складываться конфликтные отношения различных геополитических сил.

3. Внутри региональные отношения

Определив то, что Средняя Азия является проблемной зоной международной политики, не стоит забывать и том, что и внутри региона существует ряд острых вопросов, сильно влияющих на политическую обстановку.

Один из них, это неопределённое положение Казахстана. Перед казахами стоит важный выбор - выбор той роли, которую они хотели бы играть в будущем. В этом вопросе существуют два конкурирующих мнения: либо Казахстан должен стремиться стать лидером среднеазиатского региона, а значит полностью с ним идентифицироваться, либо взять курс на политическое обособление от остальных стран, сконцентрировав политическую деятельность на самостоятельное сближение с Россией, Китам и др. В пользу первой концепции можно отнести тот факт, что Казахстан, в принципе, неотделим от остальной Средней Азии: страны являются тюркоязычными (за исключением Таджикистана), связаны производственными комплексами, сталкиваются схожими политическим вызовами. Очевидно и то, что от политики Казахстана в большой степени зависит будущее других. Но, взяв курс на получения статуса лидера Средней Азии, Казахстан невольно втягивается в конкуренцию с Узбекистаном. Если за первым - экономическая мощь, позиции на международной арене и активное развитие, то второй является крупным религиозным центром. А ведь именно ислам является идеологической основой интеграционных процессов, как между государствами региона, так и со многими мусульманским соседями. С другой стороны, роль регионального лидера не всегда признаётся нужной в Казахстане. Это обосновывается тем, что Казахстан может занимать гораздо более сильную позицию на мировой арене, если постарается стать центром формирования интегрированного евразийского пространства. На современном этапе ни Россия, ни кто-либо другой не способен самостоятельно создать такую геополитическую реальность. Поэтому Казахстан становиться центральным звеном в структуре возможной интеграции. Против развития отношений в строго южном направления говорит также тот фактор, что сильный Казахстан рискует стать тягловой лошадью всего региона, т.к. остальные страны (которые пока не могут сравниться с ним в экономической плане) будут тянуть его назад. Позиционирование Казахстана как среднеазиатского государства приводит к автоматической проекции на его международный имидж характеристик соседей по региону: автаркии Туркменистана, активности исламистов в Узбекистане, меж клановых противоречий в Таджикистане, нестабильности политической власти в Кыргызстане [4].

Неопределённая позиция Казахстана усугубляется рядом других региональных противоречий. Среди них проблема водно-энергетического баланса, в котором главные источники воды и энергоресурсов (Таджикистан и Киргизия) одновременно являются беднейшими странами региона, а главные потребители воды и ресурсов (Узбекистан и Казахстан) - его лидерами. Специалисты по водным ресурсам предсказывают рост конкуренции между водопотребителями за удовлетворение растущего спроса. Для водообразующих стран формирующих около 73% водного стока, значимость водного ресурса определяется в первую очередь необходимостью обеспечения собственной энергетической безопасности, при этом водные ресурсы на территории этих стран практически не используются. Кыргызстан формирует 63,7 км3 вод, из них 85% поставляется в соседние государства. На территории Таджикистана образуется 64 км3 стока, однако используется всего лишь 10-11%. Страны потребители (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), находящиеся в зонах транзита и рассеивания водных ресурсов, производят основной отбор водных ресурсов для орошаемого земледелия [5]. Суть в различии интересов государств верхнего и нижнего течения заключается в том, что Таджикистан и Киргизстан заинтересованы в использовании стока рек в энергетическом режиме, что требует соблюдения определенной системы пропуска воды - накопления воды в летнее время и сброса ее в зимний период. Государства нижнего течения рек, попадают в зависимость от режимов использования каскада водохранилищ. В то же время Кыргызстан и Таджикистан зависимы от поставок газа странами низовья. В итоге остро стоят вопросы согласования пропусков воды, рационального использования водных ресурсов, выработки механизмов взаимовыгодных условий компенсации, а также совместных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Однако, сегодня, в условиях демографического кризиса (перенаселения) в Узбекистане, финансового кризиса в Казахстане, экономического, политического и энергетического кризисов в Таджикистане и Киргизии наиболее острыми становятся противоречия не общеэкономического характера, а традиционного - миграционного, террористического, социального и регионального характера. Окончательно сформировались две экстерриториальные зоны конфликтов: афгано-таджикская граница и Ферганская долина, прямой коридор к которым имеет исламистский, террористический и наркотический трафик из Афганистана. После распада СССР так и не была закончена делимитация границ в целом в постсоветском Туркестане, а советские границы не отражают особенностей исторического расселения этнических групп на территории региона. Несовершенность нынешнего территориального устройства республик Средней Азии и его противоречивость с существовавшими здесь традициями государственности, лежит в основе многих проблем политической стабильности в регионе. Перед лицом внешней и внутренней слабости Таджикис и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.