На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Усиление исламского фактора в жизни мусульманских стран. Иранская ядерная программа, повышение роли США в регионе Ближнего и Среднего Востока. Коалиции действий в политической системе Ирана. Расстановка политических сил в иранской политической системе.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат
Анализ политической системы современного Ирана после 1989 года
В последнее время Иран является центром внимания всего мирового сообщества. Это прежде всего связано с усилением исламского фактора в жизни мусульманских стран, иранской ядерной программой, повышением роли США в регионе Ближнего и Среднего Востока. Иранский фактор актуален и для России в связи с ее значительным мусульманским населением, а также теми политическими и экономическими контактами, которые осуществляет наша страна с Исламской Республикой Иран (ИРИ).
За последние 25 лет, несмотря на чувствительные санкции со стороны США, противоречивое отношение мусульманского мира и внутренние проблемы, Ирану удалось сохранить свой своеобразный режим, который заключается в том, что у власти находится шиитское духовенство, и главной составляющей которого являются концепция «велайате факих1». Возникает вопрос - почему на протяжении довольно длительного времени руководству Ирана удалось сохранить относительную динамическую стабильность политического развития?2
Основные параметры нынешнего правящего режима были заложены во времена жизни имама Хомейни, после исламской революции 1979 г., но именно за последние 15 лет режим претерпел некоторую трансформацию, что заставляет говорить о новом качестве иранской власти и общества.
Для решения этой проблемы нами была применена специальная методология анализа и прогноза открытых неравновесных политических систем с использованием элементов теории игр и ресурсно-акторного подхода. Данная методология предполагает, что в политической системе современного Ирана действуют, сталкиваются и конфликтуют между собой несколько игроков, которые охарактеризовываются как коалиции действий3. Находясь во взаимодействии друг с другом, имея определенный комплекс ресурсов, позволяющий им действовать, они стремятся принять наиболее выгодное для себя политическое решение. Оптимальность этого действия будет зависеть в первую очередь от набора ресурсов, которыми они располагают. Такой подход предполагает деление всех ресурсов на стабильные, т.е. ту базу, на которую коалиции действий могут опираться постоянно (например, Конституция, исламские фонды и т.д.), и нестабильные, т.е. конъюнктурные (электоральная поддержка, внешнеполитическая ситуация и т.д.), которые можно охарактеризовать как «динамический потенциал» коалиций действий в сфере внешней и внутренней политики, в экономике и социальной области, позволяющий им получить б?льшую, чем другим игрокам политической системы, поддержку населения. Такое соотношение ресурсов можно назвать ресурсным полем политической системы ИРИ.
Примененная методология позволила выделить 4 основных коалиции действий в политической системе современного Ирана. Их можно охарактеризовать в таких терминах, как «Левая коалиция», «Правая коалиция», «Центр», «Лидер страны». В условиях исламского правления критерий левизны и правизны отличается от общепринятых в европейской традиции обозначений. «Левыми» иранские политологи называют группировку духовенства, которая выступает за относительные реформы иранской политической системы. «Правыми» - противников таких реформ. Подобное обозначение весьма условно, т.к. и те и другие на протяжении определенного отрезка времени могут кардинально менять свои взгляды в зависимости от политической конъюнктуры.
Основным звеном левой коалиции действий является «Ассамблея борющегося духовенства» (АБД) (Маджмайе руханийуне мобарез), член и один из лидеров - президент ИРИ Мохаммад Хатами (с 1997 г.). Эта коалиция заметно уступает своим политическим оппонентам с точки зрения влияния в ключевых государственных структурах и силовых ведомствах страны. Из стабильных ресурсов у нее в руках с 1997 г. находится пост президента. С 1999 по 2003 гг. коалиция имела большинство в Совете Тегерана, а с 1988 по 19924 и с 2000 по 2004 гг. в Меджлисе Исламского Совета. Также до начала 90-х годов левая коалиция контролировала Наблюдательный Совет и Ассамблею по определению государственной целесообразности5. Главной социальной базой является новое поколение иранцев моложе 30 лет и женщины, большинство из которых на президентских выборах 1997 г. отдали свои голоса М.Хатами6. Стержневая стратегия левых сил заключается в постепенном реформировании ИРИ в политическом и экономическом планах без нарушения норм Конституции.
Основу правой коалиции действий составляет «Общество борющегося духовенства» (ОБД) (Джамейе руханийате мобарез), генеральный секретарь - Реза Махдави Кяни. Как отмечает иранский политолог Аббас Шадлу, после выборов в меджлис четвертого созыва, ОБД постепенно завоевало все важнейшие посты в государстве - как в сфере законодательной и судебной, так и в сфере исполнительной власти. Под его контролем оказались несколько стратегически важных министерских постов, Наблюдательный Совет, суды разного уровня7. Также ОБР имеет большинство в Ассамблее по определению государственной целесообразности. По данным американского исследователя Бучты Вилфрийда, на начало 2000 г. 18 из 31 члена Ассамблеи относились к «правой» коалиции8. Базовый общественный слой «правой коалиции» - «базари», т.е. мелкие лавочники. Именно их интересы отражает экономическая политика данной коалиции действий9. Главная стратегия ОБД заключается в политике сохранения существующего положения вещей во всех сферах жизни ИРИ.
«Центр» представлен партией «Каргозаран» (Прорабы созидания) (хезбе каргозаране сазандегийе иран), неформальный лидер - Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Из стабильных ресурсов, которыми располагает коалиция, прежде всего нужно выделить позиции ее лидера Хашеми-Рафсанд-жани или просто Рафсанджани. С 1989 по 1996 гг. он был президентом ИРИ. За несколько месяцев до окончания срока своего пребывания на посту главы исполнительной власти он возглавил Ассамблею по определению государственной целесообразности. Социальной основой «центра» исторически являлись широкие слои интеллигенции, деятели культуры и искусства, а также прогрессивное духовенство10. Для «коалиции центра» характерен наиболее взвешенный подход ко всем вопросам, и эта взвешенность может выступать в качестве основной ее характеристики11.
Четвертым ведущим игроком на политической арене ИРИ можно считать Лидера (Рахбара12) исламской республики Али Хаменеи. Ведь именно в его руках сосредоточены основные ресурсы страны, а дальнейшее исследование покажет, что он играет вполне самостоятельную роль в иранском политическом процессе. Главную политическую стратегию Верховного Лидера можно охарактеризовать как арбитраж между различными группами внутри ИРИ при тяготении к «правым» взглядам.
Исследование проведено по 4-летним периодам полномочий меджлиса 3 - 7 созывов. Выборы именно в этот властный орган определяют основную расстановку сил в конкретный период времени функционирования иранской политической системы.
Как отмечает российский исследователь Л.Скляров, кончина Хомейни в 1989 г. означала уход с политической сцены деятеля, служившего своего рода сдерживающим фактором в ожесточенном соперничестве различных группировок в правящей верхушке, и не могла не отразиться на остроте этой борьбы13.
На тот момент на политической арене Ирана уже существовали те игроки, что обозначены выше. Еще в 1988 г. раскололось «Общество борющегося духовенства» в результате того, что часть членов «Тегеранского общества борющегося духовенства», известных в то время как «радикалы» или «имамисты» (т.е. наиболее последовательные проводники линии имама Хомейни) и получивших название «левого крыла», вышли из «Общества» и образовали «Тегеранскую ассамблею борющегося духовенства».
После войны с Ираком перед Ираном встала та же проблема, что и накануне свержения шаха: преодоление кризисного состояния экономики путем оживления рыночных отношений, отказ от диктата государства в экономике и предоставление большей свободы частному предпринимательству.
Сторонниками рынка были «коалиция центра» во главе с Хашеми-Рафсанджани и «правые», отчасти эти взгляды разделял и президент, а после смерти аятоллы Хомейни новый Лидер страны, Али Хаменеи14. Противниками реформ были «левые».
Примерная структура ресурсного поля характеризовалась так: основные административные ресурсы, такие как Наблюдательный Совет15, Меджлис16, Ассамблея по определению государственной целесообразности17, находились в руках «левой коалиции». А «динамический реформаторский потенциал» составляла коалиция центра во главе с Хашеми-Рафсанджани, которого поддерживали «правые» и Лидер страны.
Такая поддержка помогла сторонникам Рафсанджани в течение трех лет после смерти аятоллы Хомейни по существу устранить с политической арены влиятельных деятелей «левой коалиции», лишив их практически всех властных позиций в политической системе ИРИ18.
Накануне выборов в Меджлис 1992 г. в ходе консультаций А.Хаменеи с членами руководства «Общества борющегося духовенства», а также Хашеми-Рафсанджани было принято решение не допустить создания в меджлисе четвертого созыва левого большинства19. В результате такие видные деятели этого политического течения, как М.Хоениха и М.Карруби, не смогли получить депутатские мандаты20. «Правая» коалиция завоевала большинство мест в меджлисе четвертого созыва.
Этот период характерен ослаблением позиций «левого крыла», которое на протяжении трех лет постепенно лишалось всех важнейших государственных постов, усилением «правой коалиции», по основным вопросам действовавшей вместе с группировкой Рафсанджани, и усилением позиций самого Рафсанджани, который, получив пост президента, начал проводить новую экономическую политику, что дало его коалиции «динамический потенциал» развития иранского общества. Лидер страны Али Хаменеи склонился к поддержке «правых» и Рафсанджани.
От сокрушительного поражения в результате политической борьбы «левая» коалиция смогла оправиться только к новым выборам в меджлис 1996 г., уже поменяв свои политические и экономические взгляды. Как пишет Бучта Вилфрийд, «обнаружив себя за краями политической системы ИРИ, «левые» решили действовать как обычные политические деятели, хотя в их руках находилась солидная социальная база, такая как звенья в Корпусе стражей исламской революции21 и часть исламских фондов22 (Фонд Шахидов). В результате они частично пересмотрели свои позиции и стали поддерживать курс президента Рафсанджани на внутреннюю экономическую либерализацию и изменение внешней политики»23.
«Правое крыло» получило большинство в меджлисе 4-го созыва, но вопреки ожиданиям Хашеми-Рафсанджани, оказалось не готово к сотрудничеству с правительством. Постепенно оно взяло курс на завоевание всех важнейших постов в государстве как в сфере законодательной, так и судебной властей.
В ходе президентских выборов 1993 г. в качестве наиболее серьезного соперника Хашеми-Рафсанджани рассматривался бывший министр труда, представитель «правой» коалиции А.Тавакколи, который, используя антиреформаторские лозунги, привлек на свою сторону значительную часть избирателей и получил 45% их голосов. Хотя Рафсанджани и добился переизбрания на пост президента24, его преимущество было минимальным25.
А. Хаменеи под давлением «правой коалиции» также неоднократно подвергал критике действия президента, в том числе по таким важным вопросам, как развитие сотрудничества с Саудовской Аравией, частичная нормализация отношений с США, создание «Партии прорабов созидания», экономическая политика26.
Но экономический и внешнеполитический курс Рафсанджани, несмотря на противодействие сначала «левой», а потом сменившей ее «правой» группировки, позволил его коалиции действий добиться определенной поддержки населения, что стало очевидным на выборах в меджлис 5-го созыва 1996 г. и президентских выборах годом позже.
Событием, ознаменовавшим начало очередного этапа противостояния на политической сцене Ирана, стали парламентские выборы 1996 г. Хашеми-Рафсанджани, входивший тогда в состав «Общества борющегося духовенства» (ОБД), потребовал включения в список кандидатов по Тегеранскому избирательному округу от этой организации пяти своих сторонников. Однако большинство членов ОБД не согласилось с мнением президента. В ответ Рафсанджани инициировал создание партии «Каргозаран» («Прорабы созидания» - ПС) и перешел в «левый» лагерь. В декабре 1994 г. десять министров, пять вице-президентов, мэр города Тегеран и ряд других видных политических деятелей опубликовали заявление, в котором объявили о создании новой партии. В результате парламентских выборов более ста кандидатов, поддержанных ПС, в том числе и представители «левого крыла», вошли в состав меджлиса27. Но большинство в меджлисе опять получила «правая» коалиция.
Это определило расстановку политических сил в иранской политической системе и позволило коалициям действий овладеть той ресурсной базой, которая находится в их руках на сегодняшний день. «Правые» получили контроль над Наблюдательным Советом, судами различных инстанций, Корпусом стражей исламской революции, большинством исламских фондов. Лидер страны Али Хаменеи в основном поддерживал эту коалицию. «Левые», утратив свои позиции в органах власти, начали искать новых союзников и поменяли свои прежние идеологические ориентиры на модернистские лозунги. Коалиция Рафсанджани, не найдя поддержки у «правых», перешла в «левый» лагерь.
Разногласия между «правой коалицией» и Лидером страны Али Хаменеи, с одной стороны, и Хашеми-Рафсанджани, с другой, наиболее остро проявились в ходе подготовки к президентским выборам 1997 г. Руководитель ИРИ недвусмысленно выступил в поддержку кандидатуры Натега Нури, выдвинутого «Обществом борющегося духовенства». Рафсанджани предпринял все меры по ограничению возможностей ОБД и снижению влияния этого движения с целью обеспечения избрания М.Хатами28, который выступал с лозунгами реформирования не только экономической, но и политической системы Ирана.
В результате голосования 23 мая 1997 г. М.Хатами получил более двадцати миллионов голосов, в то время как Н.Нури поддержали лишь семь миллионов избирателей.
За несколько месяцев до окончания срока пребывания Рафсанджани на посту главы исполнительной власти он возглавил Ассамблею по определению государственной целесообразности. Активно участвуя в разработке важнейших государственных решений, Рафсанджани стремился сохранить популярность среди населения. Однако на фоне программы реформ правительства М.Хатами высказывания бывшего президента на тот момент потеряли свою привлекательность для значительной части сторонников постепенных преобразований.
В правительство М.Хатами вошли видные деятели «левой» коалиции, такие как Абдулла Нури (министр внутренних дел), один из лидеров ПС Атаулла Мохаджерани (министр культуры и исламской ориентации), Саид Хаджарайан (советник президента), Мостафа Таджаде.
Абдула Нури осенью 1997 г. по инициативе президента назначил на посты губернаторов практически всех провинций сторонников курса правительства29.
А менее чем за год А Мохаджерани выдал несколько десятков лицензий на выпуск печатных изданий, большинство из которых выступало с проправительственных позиций30.
Безоговорочная победа М.Хатами вынудила А. Хаменеи частично пересмотреть свои позиции. Он пришел к выводу, что основные положения программы нового президента объективно отвечают потребностям общества и должны учитываться при разработке стратегических направлений внутренней и внешней политики. В изменившихся условиях опора только на традиционные исламские ценности не могла служить надежным гарантом обеспечения легитимности правящего режима в глазах населения. Кроме того, позиция «левых», выступающих за проведение скоординированного курса на постепенные реформы, способствовала усилению их влияния на Лидера страны. Способность президента сдерживать проявления радикализма со стороны различных «левых» движений была наглядно продемонстрирована летом 1999 г., когда он, несмотря на оказываемое на него давление, воздержался от открытой поддержки участников самой большой со времен Исламской и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.