На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Фашизм, его проявления и определения. Возникновение фашизма. Фашистское государство, его особенности и теории фашизма. Причины возникновения международного антифашистского движения. Борьба с фашизмом и движение Сопротивления в оккупированных странах.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Курсовая работа

Дисциплина:
История политических и правовых учений
Тема:
«Антифашизм и теория борьбы против фашизма»

2008
ПЛАН РАБОТЫ:
Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Фашизм, его проявления и определения
1.1. Возникновение фашизма ----------------------------------------------------------- 5
1.2. Фашистское государство, его особенности ------------------------------------- 6
1.3. Теория фашизма ---------------------------------------------------------------------- 9
Глава II. Борьба с фашизмом
2.1.Причины возникновения международного антифашистского движения --------------------------------------------------------------------------------------------------- 14
2.2. Движение Сопротивления в оккупированных странах --------------------- 16
2.3. Теория борьбы с фашизмом ------------------------------------------------------ 18
Выводы ------------------------------------------------------------------------------------- 22
Список использованных источников и литературы ------------------------------ 24
Введение:
Антифа (антифашизм) -- международное движение, которое ставит своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные партии и общественные организации, которые борются с нацизмом и расизмом.
Термин «антифашистское движение» впервые появился в Италии, где использовался для обозначения противников Муссолини.
В Германии с 1923 года существовало «Антифашистское движение» (нем. AntifaschistischeAktion), которое являлось частью Союза красных фронтовиков (нем. Rotfrontkдmpferbund) -- военной организации Коммунистической партии в Германии времен Веймарской республики. Его члены, которые приходили из рядов коммунистической, а позже и социалистических партий Германии, не ставили своей целью ведения революционной борьбы, а боролись за идеалы Веймарской республики против вызванного фашизмом возвращения в варварство.
После прихода к власти А. Гитлера термин вышел из применения и только иногда использовался для обозначения коммунистического сопротивления.
В 1920-40-ых годах Советский Союз поддерживал антифашистские движения разных стран, которые часто употребляли термин «антифа» в описаниях организаций. Одной из наиболее известных подобных организаций являлась «Красная капелла». «Красная капелла» - самая эффективная разведывательная сеть Советского Союза, которая охватывала не только всю Европу, но и фашистскую Германию. Возглавлял её «шпион всех времен и народов» Леопольд Треппер, он же - Жан Жильбер inter.ua/ua/media/2005/16/1048.html .
Много военнопленных захваченных во время Великой Отечественной войны, проходили специальные курсы для антифашистов.
История XX века всё ещё находится в зоне затемнения, в чём легко убедиться, полистав некоторые юбилейные издания, которые подводят итоги столетия. Но даже на этом фоне история довоенных лет и Второй мировой войны выглядит подлинно черной пропастью. Мало какая отрасль знаний сталкивалась со сколькими трудностями, испытывала такую жесткую и повсеместную цензуру. Никто не торопится рассекречивать архивы, и, по осторожной оценке, историки еще не видели и половину того, что необходимо для объективного описания дипломатических, военных, экономических событий эпохи.
И, конечно, самоцензура. Ещё живы два поколения людей, для которых перенесенные страдания, жертвы, благородные порывы наполняют смыслом прожитую жизнь. Для них объективность - слишком жестокий экзамен.
В описаниях войны по-прежнему тяжело отличить миф от лжи, полуправду от факта. Множество вопросов до сих пор остаются без ответа: почему Чемберлен подписал Мюнхенское соглашение? на самом ли деле Рузвельт сознательно провоцировал Японию на объявление войны? как решался вопрос о разделении Германии?.. Сколько советских людей погибло в Великую Отечественную войну?
Сразу после войны, задолго до любых исторических и демографических исследований, Сталин говорил о семи миллионах. Позже, в хрущевские времена, это число выросло почти втрое. И хотя происхождение его настолько же сомнительно, как и первого, двадцать миллионов прижились, стали частью национального самосознания. Представьте лишь, что однажды в результате кропотливой работы историков окажется, что не двадцать, а пять миллионов или, напротив, пятьдесят? Страшно подумать, через какую мясорубку придется пропустить память, и неизвестно, захочется ли после этого иметь историю вместо мифологии... Марк Печерский; «Спор немецких историков: между памятью, прошлым и историей»; М., 2005 г.
Глава I. Фашизм, его проявления и определения

1.1. Возникновение фашизма

Фашизм (от лат. итал. пучок, связка, объединение) это правоэкстремистское политическое движение, которое возникло в странах Западной Европы после Первой мировой войны и победы Октябрьской революции в России.
Сначала такие организации и движения возникли в Италии и Германии. Первую фашистскую организацию под названием «Фашио ди комбаттименто» («Союз борьбы») создал в 1919 году Бенито Муссолини (1883-1945 гг.). От названия этой организации и пошло название «фашист».
В 1920-30-ые годы фашисты пришли к власти в Италии, Германии, некоторых других странах.
Сначала фашизм провозглашал антимонополистические и социалистические лозунги. Используя недовольство общества массовой безработицей и инфляцией, он находил своих поклонников в среде городской мелкой буржуазии, крестьянства и части рабочих. Впоследствии фашистское движение идет на соглашение с монополистическим капиталом.
Идеология фашизма - это антидемократизм и антикоммунизм, расизм и шовинизм. В ее основе лежат идеи социал-дарвинизма о борьбе видов и рас.
Особенное место в идеологии фашизма занимает концепция нации как высшей и вечной реальности, основанной на общности крови. Отсюда встает задание сохранения чистоты крови и расы. В фашистском обществе «высшие нации» должны были главенствовать над «нижними».
В сфере внешней политики эта теория расовой пренебрежительности служила обоснованием политики империалистических захватов и порабощения других народов. Осуществление имперских планов возлагалось на сильную армию, способную обеспечить тотальное уничтожение противника и колонизацию захваченных земель
1.2. Фашистское государство, его особенности

Политической формой фашистского государства является тоталитаризм. Государство провозглашается ответственным за отдельные судьбы как физически, так и духовно. Оно призвано беспощадно положить конец любым посягательством на единство нации. Фашизм проповедовал необходимость сильной власти, основанной на политическом господстве авторитарной партии, которая обеспечивает тотальный контроль над лицом и всем обществом. Необходимым условием политического господства признается культ вождя.
Фашизм решительно отбрасывает классовую борьбу, которая противоречит идее единства нации, выступает за интеграцию классов в расовое или корпоративное содружество. Придя к власти, фашисты запретили рабочие партии, забастовки и другие формы и средства защиты трудящимися своих интересов.
Создав тоталитарные террористические режимы, фашизм уничтожил все демократические свободы и институты. Произошла милитаризация всех сфер общественной жизни, а контроль над обществом осуществлялся с помощью государственных структур и партийных военизированных формирований. Государственное и партийное насилие стало нормой жизни.
Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, в которой испытал сокрушительное военное и морально-политическое поражение. Вскоре по окончанию войны в некоторых западных государствах - ФРГ, Италии, США, Великобритании, Франции он начал возрождаться уже как неофашизм.
Неофашизм проповедует те же идеологические и политические взгляды, что и фашизм, опирается на ту же социальную базу - слои, вытесненные ходом общественного развития на обочину жизни, маргиналов.
Стратегической целью, как фашизма, так и неофашизма, - является неограниченная экспансия (империализм).
Цель фашизма - неограниченное господство над своим и покорёнными народами. Фашизм опирается на социальный дарвинизм - это было одно из направлений в социологии ХІХ века, он, зачисляя нацию к виду в природе, переносит в опыты общества теорию Дарвина о борьбе за существование и пространство. Эта теория не имеет применения со второй половины ХХ века.
Фашизм - преимущественно европейское политическое движение XX столетия и особенная форма государственного правления.
Слово «фашизм» итальянского происхождения. Сначала оно использовалось только относительно итальянской действительности 20-х годов. Впоследствии им начали называть и аналогичные движения в других странах. Немецкие фашисты называли себя «нацистами», «наци».
Фашизм как политическое движение имеет ряд черт, которые определяют его специфику.
Первая - это национализм, что переходит в шовинизм и расизм. Для фашистов интересы нации выше индивидуальных, групповых, классовых. Последние, безусловно, должны приноситься в жертву первым. Фашизм вроде бы вобрал у себя всю волну шовинизма и национализма времен Первой мировой войны. К тому же наибольший размах этого движения в Германии и Италии объясняется обидой национальных чувств народов этих стран, которые завершили свое объединение позже других и вышли из Первой мировой войны не только ослабленными, но и униженными: Германия - условиями Версальского мира, Италия - тем, что её интересами пренебрегли на Парижской мирной конференции.
Для фашистов демократия это синоним хаоса, альтернативой которому они считают порядок и дисциплину.
Сближало фашистов с традиционно правыми восхваление государства: и те, и другие видели в нём сосредоточение национального духа, основу стабильности и порядка. И те, и другие были против любой модернизации, они призывали к механическому возвращению к источникам, корням, национальным святыням.
Фашисты выдвинули и стремились реализовать на практике не просто идею сильного государства, а государства тоталитарного, которое поглощает гражданское общество. В Германии реализация этой идеи породила конфликт фашистов с церковью, которая стремилась сберечь свою автономию. Традиционные правые не допустили бы такого конфликта в силу своего расположения к церкви. К тому же они были, в отличие от фашистов, немногочисленной элитой (родовые аристократы, большие финансисты и промышленники). Фашизм - это массовое движение, в котором принимали участие ремесленники, крестьяне, мелкие торговцы и предприниматели, служащие, ветераны войны.
Уродливой чертой фашистского движения является склонность к насилию, которое они утверждали, делали из него культ. На насилии они стремились построить новый мировой порядок. Понимание насилия как необходимого атрибута политической борьбы роднило фашизм с ортодоксальными социалистами и коммунистами.
Заимствуя у социалистов ряд лозунгов и идей, фашизм считал социалистов и коммунистов основными своими врагами.
Антикоммунистические лозунги способствовали объединению итальянских фашистов, немецких нацистов и японских милитаристов в антикоминтерновский пакт. Социалистов они не воспринимали за их «вину» в поражении в Первой мировой войне.
В разных странах фашистское движение имело свои специфические черты. Будучи националистами, его поклонники не прилагали усилий, чтобы создавать общую программу.
Итальянский фашизм образцом для подражания считал Римскую империю и стремился превратить Средиземное море в «итальянское озеро».
Испанский фашизм в значительной мере был реакцией на революционные выступления населения и проникновение коммунизма. Основой его служил монархизм, клерикализм и антикоммунизм.
1.3. Теория фашизма

Фашизм - сложное и противоречивое явление, которое не поддаётся простым определениям. Ж. Желев считает, что «пришло время создать единственную теорию фашизма, которая бы логически соединила исследование разных его аспектов», однако, на пути этому стоит несколько проблем:
1) Определение действенного критерия определения определенной идеологии как фашистской:
a) Недостатки теории тоталитаризма. Подход со стороны «теории тоталитаризма» ориентируется на форму политического режима. Но это требует того, чтобы идеологически фашистское движение достигло вершин власти и начало строить тоталитарное государство. До этого же момента главенствует известный популизм та доктринальная эклектика таких движений. Иначе можно бы было, определить партию Б.Муссолини в 1922 году как синдикалистскую, а НСДАП до уничтожения отрядов СА - как социалистическое движение (конечно, оба - в границах националистического стиля мышления). Даже при условии достижения власти нет однозначности в оценках: считать Испанию времен Ф. Франко тоталитарным государством или авторитарно-традиционалистическим режимом (а разница значительна), как определять режимы А. Салазара, Ю. Пилсудского, М. Горти, М. Примо, К. Маннергейма, де Риверы?
b) Совокупность программных положений фашистских партий. Другая возможность - анализ пунктов официальных программ фашистских движений: примат национализма, империалистические устремления, всемогущество национального государства (тоталитарный аспект), милитаризм, антипарламентаризм, корпоративный принцип, признание частной собственности с осуждением злоупотреблений ею, ориентация на мелкие и средние предприятия, вождизм (фюрерство), отбрасывание идеи классовой борьбы за счет национального солидаризма, интеграция индивида в определенный ряд сообществ, утверждение независимости государства от церковных учреждений и др.
Французский ученый Р. Бурдерон пишет, что «ни одна из программ не содержит какого-то фундаментального положения, которое бы не встречалось в других программах. Те или иные частные положения одни программы содержат, а в других их нет, но все они связаны с каким-то более общим положением».
Британец Р.Скратон, напротив, считает, что не все из упомянутых характерных черт свойственные каждому из классических образцов фашизма (Третий Рейх, Италия, Испания). Следует отметить, что из перечисленных признаков две имеют принципиальное значение: корпоративный принцип и выразительный тоталитаризм, которые не являются совместимыми, и именно это разногласие очерчивает два разных направления фашистской идеологии - (итальянский) фашизм и (немецкий) нацизм.
При таких условиях, при учёте «необязательности» перечисленных черт, проблема естественно запутывается, поскольку много пунктов были свойственные доктринам других межвоенных правых (радикальных, консервативных, клерикальных) и левых (синдикалисты) группировок и движений.
c) Сомнительна и полезность определений «от противоположного». Негативный способ определения фашизма, который «выступает против социализма, либерализма, демократии» опять порождает нескладицу, поскольку в этой борьбе конкурировали между собой очень разные движения и доктрины консервативного, националистического, анархо-синдикалистского направления.
«Негативное определение» очень почитают историки или политологи лево-либеральной ориентации, которые таким образом могут кучей зачесть к «фашистам» своих любых политических противников.
d) Вопрос «экспорта» фашистской идеологии. Постоянно присутствующей в исследованиях остается проблема идейных корней фашизма и средства распространения его идей.
2) Социальная ориентация фашистской доктрины. Вопрос социальной ориентации фашизма открывает одно из наибольших его противоречий (в то же время чуть ли не самую характерную его черту): как выразителю элитарной идеологии удавалось мобилизовать огромную массовую поддержку.
Инициировал фашизм «бунт среднего класса», который был вызван социально-экономическими проблемами межвоенных периодов, о которых уже немного шла речь. Элитаризм доктрины был не «природно-органическим», как у консервативно-аристократических кругов, а научно или псевдонаучно обоснован (ибо так было моднее).
При борьбе за власть фашизм пытался достичь чрезвычайной массовости своего движения посредством популизма и перенятой у социалистических партий практики мобилизации масс: «В пропаганде вообще я видел инструмент, которым марксизм-социалистические организации пользуются искусно», - отмечал А.Гитлер. «Я уже давно удостоверился, что верное использование этого оружия является настоящим искусством, и что буржуазные партии почти не умеют им пользоваться».
Именно в этом противоречии массовости и антиэгалитарности можно увидеть одну из главных границ между фашизмом и консерватизмом, поскольку европейский консерватизм ориентировался на аристократию, собственнические слои, «старую элиту», не впадая в «грех» противоречивой массовости и «задабривания» перед народом. Вместо этого фашизм, как идеология, которая добывает в борьбе «фашистскую революцию», бросал в массы лозунги радикальных социальных превращений и создания «новой элиты», - вещь маловероятная для консерваторов. Поэтому именно социальный аспект идеологии и социальную природу движения и можно считать одним из реальных критериев дифференциации фашизма и консерватизма в межвоенные периоды.
3) Фашизм или нацизм? Существует проблема, которая остается мало замеченной в литературе - проблема адекватности термина «фашизм» всем разнообразным проявлениям этого явления. Когда идет речь об узком, аутентичном значении («итальянский фашизм»), то вопросов нет, но когда называть «фашизмом» немецкий нацизм, то сомнения появляются. Так, львовский историк К. Бондаренко считает, что в разряд «фашистских» не попадает идеология А. Гитлера - нацизм. Согласно с гитлеровскими теориями, на первом месте в общественном сознании должно находиться понятие расы, а не понятие государства (как это отмечаем в фашизме). Кроме того, для нацизма не является характерной такая черта, как корпоративизм... А фашизм является еще и по существу корпоративно-синдикалистским тоталитарным движением».
Считая фашизм движением за «правую революцию», К.Бондаренко утверждает, что «…нацизм, в отличие от фашизма, имел ряд признаков левого движения», «более того, именно А. Гитлер ликвидировал фашистское движение в Германии в течение 1934-1935 годов». Но здесь автор сам себе противоречит, поскольку в это время было ликвидированы отряды СА и политическое направление, представленное братьями Г. и О. Штрасерами - именно те силы, которые олицетворяли «социализм» национал-социализма. После этого нацизм уже вряд ли мог иметь признаки левого движения.
В этом аспекте интерес представляет то, что в фашизме Италии и других романских стран социалистическая (синдикалистская) наследственность была сильнее и сохранялась дольше, воплощаясь доктринально, прежде всего, в корпоративизме. Поэтому, как критерий дифференциации фашизма и нацизма корпоративизм действительно имеет главное значение: в «25 пунктах» (программе) Немецкой национал-социалистической рабочей партии (1920 г.) упоминания о нём нет, но вместо этого представленная идея «создания сильной централизованной государственной власти» без любого посредничества профсоюзов (п.25).
В ряду вариаций фашизма советская историография употребляет ин и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.