На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Субъект, объект, Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти. Виды власти. Проблемы легитимности власти. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Кафедра
Экономики и управления
Оценка работы
РЕФЕРАТ
По дисциплине
ПОЛИТОЛОГИЯ
Власть и властные отношения





Студент
Группа
(подпись)

(инициалы, фамилия)

Руководитель
Шардыко С.К.
(уч. степень, звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Екатеринбург
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………………...
3
1.
Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти……………..
4
2.
Виды власти. Проблемы легитимности власти…………………………..
10
Список литературы…………………………………………………………….......
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………………….....
17
Введение
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена
занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

1. Понятие власти.
Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти
Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».
Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи -- о власти законов, политологи -- о политической власти и т.д.
В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».
В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).
Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.
Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть--это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
В данном случае возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования--подчинения.
Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).
По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть--это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.
Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)-- второго важнейшего элемента власти. Власть--всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.
Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх--это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Более стабильной является власть, основанная на ин-тересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже-ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек-та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво-ему руководителю.
Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави-сит также еще от одного важного фактора -- неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело-века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.
Власть -- возникающая на основе естественного не-равенства, всегда носит характер межличностного взаи-модействия, всегда персонифицирована. Возникает под-чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре-имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять-ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра-чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза-висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи-чески или слабее. Именно такая власть носит более опре-деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На-пример, руководитель предприятия, лидер партии обла-дают исключительным правом на принятие решений, обя-зательных для подчиненных.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре-сурсов власти.
Под ресурсами власти следует понимать все те сред-ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Ресурсы власти -- это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа-ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело-века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь-зоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы власти очень многообразны. Существует не-сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор-мативные.
К утилитарным относятся материальные и другие со-циальные блага; к принудительным -- меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори-ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес-печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко-номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.
Экономические ресурсы -- это материальные ценно-сти, необходимые для общественного производства и по-требления (деньги, продукты питания, полезные ископае-мые и др.).
Социальные ресурсы -- способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци-альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы -- знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Силовые ресурсы -- это оружие и аппарат физиче-ского принуждения, специально подготовленные для это-го люди.
Специфическим ресурсом власти является сам чело-век (демографические ресурсы). Люди -- это универсаль-ный, многофункциональный ресурс, который создает дру-гие ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает-ся в экономическом, политическом и идеологическом видах.
Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.
Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую-щих экономических интересов.
Идеологическое господство представляет собой мо-нополию идеологической системы взглядов, оправдываю-щих справедливость существующего экономического и по-литического порядков.
Руководство -- это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя-зей, отношений субординации и требует безусловного под-чинения исполнителя руководителю. Основа руководства -- административная система, строжай и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.