На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Характеристика армяно-российских отношений: заключение военно-политического союза и Договора о коллективной безопасности. Проблемы развития партнерских отношений Армении с региональными государствами и США. Участие Армении в Карабахском конфликте.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


    Курсовая работа
    Внешняя политика Армении
    Введение
    Отношения с Россией
    Отношения со странами Запада
      1. Региональные государства (Иран и Турция)
      2. США и НАТО
      3. Европейский Союз и государства Европы
    Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте
    Заключение
    Литература

Введение


Внешняя политика государства по определению является деятельностью, результаты которой отражаются не только на самом государстве, являющемся субъектом, но и на государствах - объектах этой политики. В первую очередь это государства - соседи. Армения достаточно длительное время, как и другие республики СССР, не являлась самостоятельным государством. Тем с большей силой проявилась ее самостоятельность в первые же годы после распада СССР. Надо сказать, что ведение самостоятельной внешней политики вовсе не следует автоматически из обретения государственного самоопределения. Это ярко показывает опыт практически всех государств Закавказья для внешней политики которых характерны такие общие черты как наличие неразрешенных этнополитических конфликтов, стремление избавиться от влияния России при фактической невозможности этого сделать (в силу как политических, так и экономических причин).
Актуальность изучения внешней политики Армении обусловлена несколькими соображениями. Во-первых, Армения является одним из ближайших соседей Российской Федерации и именно Российская Федерация является одним из самых важных объектов внешней политики Армении. В этой ситуации становится ясной необходимость тщательного изучения этой политики, тем более, что Закавказье традиционно являлось зоной приоритетных геополитических интересов России.
Второй момент - наличие неразрешенного армяно-азербайджанского конфликта. Наивно было бы полагать, что этот конфликт является делом исключительно Армении и Азербайджана. Сегодняшняя политическая ситуация показывает, что к разрешению этого конфликта подключены и Россия и СБСЕ и такие региональные державы как Турция и Иран. Карабахский конфликт является политической картой, разыграть которую стремятся многие, именно поэтому это направление внешней политики Армении требует тщательного изучения.
Третье соображение, подтверждающее актуальность выбранной тематики именно сегодня - это соображение того порядка, что в последнее время Закавказский регион (Армения, Азербайджан, Грузия) вовлекается в орбиту интересов США. Это грозит в недалеком будущем превратить Армению в поле столкновения России и США (или России и НАТО, что в принципе равнозначно). А это противостояние, контуры которого намечаются уже достаточно явно, может иметь непредсказуемые результаты и в первую очередь для самой Армении, как сказано у Шекспира: "Ничтожному опасно попадаться меж выпадов и пламенных клинков".
Таким образом, внешняя политика Армении представляется одним из важнейших факторов, влияющих на обстановку в регионе, на соотношение сил между Россией и НАТО и в конечном счете - на будущее всего Закавказья.
Данная проблематика не является пока достаточно освещенной в работах современных исследователей. Видимо, это связано в первую очередь с тем, что для серьезного и всеобъемлющего исследования необходим объективный подход и прошествии некоторого количества времени, "срока исторической давности". Наиболее освещенными являются вопросы участия Армении в Карабахском конфликте. Так эта тема отражена в работе А.Г.Здравомыслова, С.Я.Матвеева, А.Ю.Чепуренко "Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ". Рассмотрены некоторые аспекты внешней политики Армении в монографии Гаджиева К.С "Геополитика Кавказа". Где автор рассматривает варианты геополитического выбора, образовавшиеся перед Арменией в связи с усиливающимся интересом международного сообщества к региону. Проблемы во взаимоотношениях России и Армении нашли свое отражение в работе Тренина Д. "Интересы безопасности и политика России в Кавказском регионе".
Цель работы: определить основные направления внешней политики Армении.
Задачи работы:
1. Дать краткую характеристику Республики Армения.
2. Дать характеристику армяно-российских отношений.
3. Дать характеристику отношений Армении и стран Запада.
4. Показать участие Армении в Карабахском конфликте.
В качестве источников в данной работе использовались материалы и информация о переговорах Армении с другими странами, в виде непосредственно текстов договоров, а также заявлений официальных лиц Армянского правительства: Президента Армении, министра иностранных дел и т.д. Была использована статистическая информация о населении Армении и Нагорного Карабаха, о его этническом составе. Широко использовались материалы, опубликованные в средствах массовой информации, хотя использование этого источника зачастую затруднено вследствие необъективности авторов статей и аналитических работ.

Отношения с Россией


Для Армении жизненно важное значение имеют сохранение и дальнейшее укрепление сотрудничества с Россией. По-видимому, правы те наблюдатели, по мнению которых Армения просто обречена быть вечным союзником России. И действительно, в сложившихся ныне геополитических условиях Россия практически единственная страна, способная оказать ей значимую экономическую помощь, военно-политическую и военно-техническую поддержку. Необходимо отметить, что в отличие от двух других закавказских республик, в силу тех или иных причин проявлявших стремление к дистанцированию от России, на протяжении всего периода после обретения Арменией независимости не было спада в армяно-российских отношениях. Это обстоятельство приобретает особую значимость в контексте все более отчетливо проявляющихся тенденций к усилению американского, а в более широком плане -- западного присутствия в Закавказье при одновременной переориентации стран Запада на форсированное развитие связей с Азербайджаном и расширение возможностей наращивания военного потенциала Баку. Западные страны постепенно отходят от проармянской позиции в вопросах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Особенно успешно развивается российско-армянское сотрудничество в военно-технической сфере. Военно-политический союз с Россией является составной частью концепции национальной безопасности страны. Основой такого союза является Договор о российской военной базе на территории Армении и охране внешних границ страны российскими пограничниками, подписанный в марте 1995 года и ратифицированный законодательными собраниями обеих стран. Договор рассчитан на 25 лет и предусматривает возможность дальнейшей пролонгации.
В августе 1997 года в ходе визита в Москву президента Армении Л. Тер-Петросяна был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который является юридической основой для дальнейшего развития стратегического партнерства между Ереваном и Москвой и свидетельствует о том, что главным гарантом Армении была и остается Россия. Показательно, что в настоящее время армянская армия полностью оснащена российским оружием. Как считают некоторые руководители Армении, Россия должна взять на себя задачу дальнейшего вооружения и подготовки кадров армянской армии. В этом контексте обращает на себя внимание отсутствие в Армении явных антироссийских настроений. Более того, в стране пользуются популярностью установки на присоединение Армении к российско-белорусскому союзу.
Степень крепости уз стратегического союзничества между Россией и Арменией во многом производна от характера политики Турции и Азербайджана в отношении Еревана. Военно-стратегическое партнерство с Россией позволяет Армении уравновесить военный потенциал Азербайджана, который, по некоторым данным, в два раза превышает потенциал Армении. Россия опирается на Армению для обеспечения своих стратегических интересов в Закавказье. Именно военное присутствие в Армении обеспечивает доминирование России в данном регионе.
Имея тесные многосторонние связи с Россией и странами Запада, обладая достаточно организованной и боеспособной армией, Армения способна играть определенную роль в обеспечении геополитической стабильности в регионе. Российско-армянское стратегическое сотрудничество сдерживает нежелательные для безопасности региона действия других стран, проявляющих искушение решать свои проблемы на путях поиска союзников вне региона или формирования региональных блоков в обход Армении.
Но тем не менее было бы не совсем корректно говорить об отсутствии противоречий, разногласии и спорных узлов в российско-армянских отношениях. Одним из таких узлов является подход к урегулированию карабахского конфликта. Решение любой значимой проблемы так или иначе связано с нерешенностью карабахского конфликта. Подписание 12 мая 1994 г. командующим армией обороны Нагорного Карабаха и министрами обороны Азербайджана и Армении при посредничестве России Соглашения о прекращении огня дало возможность начать переговоры между тремя сторонами (опять же при посредничестве России) о прекращении вооруженного конфликта. Большое значение имело принятое в декабре 1994 года Будапештским саммитом ОБСЕ решение об основании института сопредседательства на мирном процессе.
Камнем преткновения в переговорном процессе стали два ключевых взаимосвязанных вопроса: статус и безопасность Нагорного Карабаха, а также вывод армянских вооруженных контингентов с занятых ими азербайджанских территорий. Одновременно предпринимались усилия по созданию нового дополнительного инструмента переговоров между конфликтующими сторонами без посредников. В итоге в декабре 1995 года Совет Министров ОБСЕ принял соответствующее решение по данному вопросу. Советники президентов Армении и Азербайджана начали регулярные встречи по проведению переговоров по конкретным вопросам. Однако эти переговоры с самого начала шли туго и время от времени прерывались.
В отличие от Азербайджана и Грузии, Армения придерживается линии на предоставление российским войскам военных баз, рассматривая их как средство сдерживания Азербайджана и особенно Турции. 21 октября 1994 г. Б. Ельцин и Л. Тер-Петросян подписали Договор о военных базах в Гюмри и Ереване. С декабря 1998 года на ереванском военном аэродроме базируется звено из пяти российских истребителей-перехватчиков Миг-29. С февраля 1999 года к нему присоединились еще два таких звена. В результате российская воздушная группировка составляет эскадрилью из 15 Мигов, которые призваны нести в Армении круглосуточное боевое дежурство. С весны 1999 года на 102-й военной базе России в Гюмри размещен дивизион зенитно-ракетного комплекса ПВО сухопутных войск С-300В -- самых мощных в мире зенитных ракет, способных сбивать не только самолеты и вертолеты, но и нестратегические баллистические оперативно-тактические, а также крылатые ракеты на дальности до 200 км и на высоте до 30 км. В русло этой внешнеполитической линии вписывается и передача Россией Армении вооружений на сумму 1 млрд. долл., вызвавшая крупный скандал и серьезно осложнившая российско-азербайджанские отношения. Естественно, поставки вооружений из России в Армению и расширение военного сотрудничества между этими двумя странами вызвали обеспокоенность, недовольство и негативную реакцию со стороны Азербайджана, руководство которого резко отрицательно относится к тесному российско-армянскому сотрудничеству в военной области. Весной 1997 года предметом международного скандала стали обнародованные бывшим министром по сотрудничеству со странами СНГ А. Тулеевым данные о негласных поставках российского оружия в Армению, вызвавшие резкий протест азербайджанской стороны. Расширение российских поставок вооружений в Армению Баку воспринимает как "угрозу Закавказскому региону". МИД Азербайджана выступил со специальным заявлением, в котором прозвучало предупреждение о том, что этот факт может вынудить руководство республики принять "адекватные меры по надежному обеспечению безопасности страны, защите ее независимости и суверенитета". А высшие чиновники Министерства обороны России, в свою очередь, отвергают любые рассуждения и намеки на "военную угрозу России Закавказью", утверждая, что в данном случае речь идет всего лишь о замене устаревших типов авиационной техники и выработавших свой ресурс комплексов ПВО на более современные.
В действительности же усиление военного присутствия России в Армении, по-видимому, призвано как-то уравновесить военный потенциал США и НАТО, размещенный в Турции. Известно, что на турецкой военной базе Инджирлик в настоящее время размещены почти 50 американских и английских штурмовиков с крылатыми ракетами на борту, в том числе 15 Р-16, 22 Г-15, 6 "торнадо" и 8 "миражей". Ежедневно они совершают облеты "северной запретной зоны" над Ираком, ведут воздушную разведку у границ Грузии и Армении. Российский "воздушный зонтик над Арменией" тем более необходим, если учесть, что у последней нет собственных зенитно-ракетных комплексов, способных сбивать чужие самолеты-нарушители.
О серьезности намерений России в этом вопросе свидетельствует то, что, согласно двустороннему российско-армянскому Договору 1992 года (правда, не ратифицированному Верховным Советом России), Россия брала на себя обязательства по защите Армении от внешней угрозы (подразумевалось -- турецкой). Определенное значение в рассматриваемом контексте имел Ташкентский договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанный, среди прочих стран СНГ, также Россией, Арменией и Азербайджаном. По этому Договору нападение на какую-либо из стран-участниц рассматривалось как угроза безопасности всех стран.
С приходом к власти в Азербайджане в 1992 году Народного фронта во главе с А. Эльчибеем в связи с кризисом в Нахичевани Турция выступила с угрозами в адрес Армении. В середине мая 1992 года государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев совершили визит в Ереван с целью обсудить с армянским руководством конкретные пути воплощения в жизнь Договора о коллективной безопасности. Тем самым Москва давала понять всем вовлеченным сторонам, что Россия не оставит Армению в одиночестве. Более того, бывший главнокомандующий Объединенными вооруженными силами СНГ маршал Шапошников предупреждал, что если Турция совершит военное вмешательство в армяно-азербайджанский конфликт, то может вспыхнуть "третья мировая война". Необходимо отметить, что одновременно США сделали соответствующее предупреждение Турции, а российское руководство предостерегло Армению от необдуманных шагов в отношении Нахичевани.
Под давлением обстоятельств вокруг Азербайджана у России возникают новые проблемы в отношениях с Арменией. Ценность Армении как важного стратегического союзника России на ее южных рубежах состоит в том, что страна расположена вблизи основных направлений транспортировки нефти и газа, а также других транспортных артерий. В принципе для Армении, находящейся сегодня в орбите российского влияния, не чужда ориентация на Запад. Но в силу обстоятельств она вынуждена играть роль проводника политики России в регионе. Тем не менее Россия не может пойти на принятие предлагаемой некоторыми армянскими политиками позиции жесткого и недвусмысленного выбора в пользу Армении в ее тяжбе с Азербайджаном по карабахскому вопросу, поскольку это еще сильнее подтолкнуло бы Баку в объятия Турции и США. По мнению ряда аналитиков, для армянской дипломатии наступают достаточно сложные времена. Дело в том, что если раньше Еревану и Степанакерту удавалось вести собственную игру благодаря существующим между посредниками противоречиям, то ныне такая возможность уменьшается. "Вторая чеченская кампания, -- писал А. Ханбабян в 1999 году, -- привела к ситуации, когда надеяться на снисходительность России в вопросе о праве наций на самоопределение уже не приходится. Кроме того, последние заявления Президента РФ Владимира Путина о необходимости сбалансированного подхода к странам СНГ, о стремлении Москвы строить с ними отношения на основе взаимного уважения и равноправия свидетельствуют, что Россия пытается смягчить усиливающееся давление со стороны Запада за счет улучшения своих позиций в рамках Содружества. В результате Ереван, будучи стратегическим партнером Москвы в регионе Южного Кавказа, может оказаться не только в двусмысленной, но и просто в тяжелой ситуации, когда интересы основного военно-политического союзника вступают в противоречие с собственными армянскими интересами". Некоторые наблюдатели обнаружили в позициях армянского руководства после прихода к власти Р. Кочаряна некие тревожные сигналы, будто свидетельствующие о его дрейфе в сторону США. Сохраняя и углубляя отношения с Арменией, Россия заинтересована в налаживании более или менее тесных связей с Азербайджаном, в поисках паритета в отношениях со всеми закавказскими государствами. Национальным интересам Армении вряд ли соответствует жесткая ориентация исключительно на Москву. Оставаясь стратегическим союзником России, она должна вести себя весьма гибко в отношении западных стран, особенно если учесть место и роль в жизни этого государства сравнительно многочисленной армянской диаспоры за рубежом.
Нынешнее руководство республики признает, что стратегическое партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности Армении. В 2003 году взаимоотношения Армении и России перешли на новый этап развития, который характеризуется повышенным вниманием к сфере экономического сотрудничества. В основном, это было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках постоянного диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом президента Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других встреч президентов Армении и России. Россию посетили также председатель Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов России. В 2003 году была реализована схема передачи собственности Республики Армения России в счет государственного долга, на основании соглашения и соответствующих протоколов. Вместе с погашением ощутимой части государственного долга Армении, это стало новой возможностью в сфере привлечения инвестиций в экономику страны. По сравнению с периодом январь-ноябрь 2002 года рост торгово-экономического обмен составил 33,4%. Перспективы развития двухсторонних торгово-экономических отношений во многом зависят от восстановления прямой железнодорожной связи между Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос разблокирования абхазской железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия Армении в транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта "Порт Кавказ".
В 2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в военно-технической области, предусматривающее обеспечение льготных условий в поставках и снабжении вооружений.
В 2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве правового статуса граждан Армении, утвердивших место жительство на территории РФ, в направлении решения их задач, возникших в свете нового законодательства России. В Южном Федеральном округе России открылось генеральное консульство Республики Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в Волгограде, Саратове и Владикавказе.

Отношения со странами Запада


1. Региональные государства (Иран и Турция)


Ключевой вопрос армяно-турецких отношений
(как и азербайджано-армянских) -- карабахский конфликт, который стал серьезным вызовом для внешней и внутренней политики Ирана. Он приобрел еще большее значение по достижении Азербайджаном независимости в 1991 году. В армяно-азербайджанском противостоянии Тегеран занял весьма осторожную позицию. Несмотря на официальные декларации о поддержке мусульманского дела во всем мире, Иран занимает сторону не единоверного Азербайджана, а фактически, хотя по понятным причинам и небезоговорочно, христианской Армении. Заявляя, с одной стороны, об исламской солидарности в вопросе о карабахском конфликте, с другой стороны, Иран наращивает все более тесные связи с Арменией. В целом конфликт в Нагорном Карабахе поставил иранскую дипломатию в трудное положение, поскольку Иран не может безучастно взирать на проблемы своих единоверцев -- азербайджан-шиитов, потерпевших поражение от христиан-армян.
Помимо всего прочего, конфликт в Карабахе породил для Ирана проблемы другого рода. Иран отнюдь не заинтересован в расширении территориальных приобретений Армении в Азербайджане, что могло бы привести к потоку беженцев в иранские провинции, граничащие с Азербайджаном. Такие опасения вполне обоснованны, если учесть, что, по имеющимся данным, в начале войны в эту страну прибыло более 1 млн. 200 тыс. беженцев-азербайджанцев, и иранское руководство вынуждено предоставить им кров и пищу при отсутствии какой бы то ни было финансовой поддержки со стороны как Баку, так и международных организаций.
При таком положении Ирану становилось все труднее сочетать политику укрепления своих отношений с христианской Арменией и поддержкой шиитского Азербайджана в войне с Арменией. Отношения между Ираном и Азербайджаном ухудшились после прихода к власти в Баку в июне 1992 года пантюркистского правительства А. Эльчибея, которое своими авантюристическими экспериментами создавало угрозу территориальной целостности Ирана. Показательно, что действия Ирана по примирению сторон были фактически заморожены, поскольку Эльчибей отвергал любое посредничество, исходившее от Ирана.
Отношения между Ираном и Арменией серьезно ухудшились после того, как 17 марта 1994 г. армянские силы сбили иранский самолет, в результате чего 34 человека, находившиеся на его борту, были убиты. Хотя радикальная исламская газета "Джумхурие ислами" потребовала от правительства заставить Армению принять на себя ответственность за этот инцидент, иранское руководство решило не предпринимать решительных действий, поскольку не желало резкого ухудшения отношений с Арменией. Оно лишь предупредило как армянскую, так и азербайджанскую стороны решить проблему путем переговоров, чтобы не дестабилизировать обстановку в регионе.
Хотя время от времени дипломатические отношения между Тегераном и Ереваном давали трещины, торговые и экономические отношения между ними из года в год неуклонно расширялись. Так, во время визита премьер-министра Армении Г. Багратяна в Иран в середине 1995 года между двумя странами было подписано 10 торговых соглашений. Особенно большое значение среди них имели соглашения о покупке Арменией иранского газа и строительстве газопровода и экспорте в Армению электричества.
Определенную роль в расширении и укреплении армяно-иранских отношений сыграл первый научно-политический симпозиум "Армения--Иран: вчера, сегодня, завтра", состоявшийся 19-23 декабря 1998 г. в Тегеране в Центре политических и международных исследований. Он был организован Кавказским центром иранистики в Ереване совместно с Центром политических и международных исследований МИД Ирана, а также Институтом армянских исследований в Тегеране.
Что касается взаимоотношений Армении и Турции, то отношения Еревана и Анкары считаются не только одним из наиболее болезненных моментов во внешней политике этих государств, но имеют фундаментальное значение в контексте будущего политического и экономического обустройства региона Южного Кавказа. После развала СССР необходимость восстановления контактов между Арменией и Турцией постоянно акцентируется Соединенными Штатами. Особую актуальность эта проблема приобретает в рамках обязательств по нормализации отношений с соседями, взятых Арменией при вступлении в Совет Европы, и в контексте стремления Турции стать членом Евросоюза.
Камнем преткновения для политики Анкары в Закавказье остаются неурегулированность турецко-армянских отношений и опасность возобновления боевых действий в зоне карабахскою конфликта. Официально провозгласив нейтралитет в этом конфликте, Турция фактически всецело встала на сторону Баку. Более того, намечаются контуры военно-политического альянса двух стран, направленного своим острием против Армении.
В целом же, как Армения, так и Турция объективно заинтересованы в нормализации межгосударственных отношений. Но это весьма трудно разрешимая задача, если учесть, что слишком велики враждебность и недоверие в отношениях двух народов, вызванных исторической памятью о прежних обидах и постоянно обновляемых нынешними конфликтами. С обеих сторон не прекращается пропаганда, призванная, по сути дела, очернить друг друга в глазах как мирового общественного мнения, так и общественности своих стран. Как отмечала Д.Б. Малышева, в Восточной Анатолии, или, как она в свое время называлась. Западной Армении, местные фундаменталисты строят свою антиармянскую кампанию на страхе населения перед возможностью территориального реванша Армении и возвращения на эти земли армян. Ведь определенные политические силы в Армении продолжают обсуждать вопрос о территориальных притязаниях к Турции, не снимают обвинения в геноциде армян 1915 года, а взгляд на Турцию и все тюркское как на причину национальной трагедии армян все еще превалирует в общественном мнении страны.
Пока что сохраняется ряд весьма труднопреодолимых преград на пути налаживания нормальных армяно-турецких связей. До сих пор между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения. Камнем преткновения в турецко-армянских отношениях является отказ Турции признать факт геноцида армян в 1915 году в Османской империи. В результате между двумя народами сохраняется глубокое взаимное недоверие. Более того, президент Р. Кочарян, придя в 1998 году к власти, пообещал, что этот вопрос будет вынесен на международный уровень и станет одним из внешнеполитических приоритетов Армении. Показательно, что в карабахском вопросе Анкара продолжает занимать подчеркнуто проазербайджанскую позицию. В дело примирения двух государств пытаются внести свою лепту западные страны. Так, вопросы карабахского урегулирования и строительства магистральных трубопроводов стали и ключевыми па состоявшихся в октябре 1999 года в Ереване переговорах координатора Госдепартамента США по отношениям с новыми независимыми государствами, советника госсекретаря С. Сестановича с высшим политическим руководством Армении. Сестанович выдвинул идею открытия в армянской и турецкой столицах специальных информационных центров -- "прототипов будущих посольств Армении в Анкаре и Турции в Ереване". Находящийся в тот момент в Ереване руководитель Совета армяно-турецкою экономического сотрудничества К. Сояк заявил: "Мы хотим, чтобы наши государства сотрудничали и двигались вместе к Западу". В тот период во время визита в Казахстан глава азербайджанского правительства А. Раси-заде заявил о возможности прокладки нефтепровода по транспортировке каспийской нефти через территорию Армении.
Армянское руководство в принципе склоняется к положительной оценке возможного вовлечения Турции в процесс урегулирования карабахского конфликта и в разрешение проблем Кавказа в целом. О том, что это могло бы иметь положительный эффект, заявил, например, министр иностранных дел Армении В. Осканян во время встречи руководителей дипломатических ведомств Греции, Ирана и Армении в Ереване в сентябре 1999 года. Однако руководители основных политических сил Армении незамедлительно отреагировали на это заявление отрицательно. Так, руководитель ведущей парламентской фракции "Единство" А. Маркарян, не отвергая в принципе идею о необходимости нормализации армяно-турецких отношений, считал вовлечение Анкары в процесс карабахского урегулирования совершенно неприемлемым. Еще более негативной была реакция лидеров левых фракций, которые, по некоторым данным, высказались даже за отставку министра иностранных дел. Нельзя не отметить, что, выступая за нормализацию отношении с Турцией, Ереван тем не менее настаивает на том, чтобы не увязывать этот вопрос с карабахской проблемой.
Определенные сдвиги в вопросе об урегулировании отношений между Арменией и Турцией есть и в позициях азербайджанского руководства. Об этом можно судить, например, по заявлению, сделанному Г. Алиевым 9 января 2000 г. перед отбытием в Анкару. Как утверждала влиятельная турецкая газета "Хюрриет", Алиев сказал, что, поскольку "давление Турции на Армению не дает результата", для "урегулирования проблемы Нагорного Карабаха начало гармоничного диалога между Анкарой и Ереваном, быть может, будет более полезным". Поэтому, продолжал он, Азербайджан "может снять свое вето в вопросе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.