На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества. Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее основные стадии и типы. Проблемы современного избирательного процесса. Нормативные источники, регулирующие выборы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
Федеральное Агентство
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра политических наук
Учебная дисциплина
«Политический анализ и прогнозирование»
Выборы как фактор развития гражданского общества
(Курсовая работа)
Выполнила:
Научный руководитель:
Кандидат политических наук
Саратов 2007

Содержание

    Введение 3
    Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества 6
    1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов 6
    1.2. Выборы - инструмент перехода к демократии 9
    1.3. Избирательная система, ее основные стадии и типы 12
    Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России 18
    2.1. Краткие исторические данные 18
    2.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации 21
    2.3. Проблемы современного избирательного процесса 23
    Заключение 30
    Список использованной литературы 32
    Рецензия 33

Введение

Выборы важнейший компонент политики. Их история своими корнями уходит в далекое прошлое. Вспомним хотя бы знаменитое римское право, которое наделяло всех свободных граждан Рима широкими правами, в том числе и выборными Vox populi - Vox Dei (Вокс попули - вокс Деи) Глас народа - глас Божий, гласил один из принципов данного права. Еще в третьем веке до нашей эры считалось, что каждый гражданин Рима мог быть избран на любую государственную должность, будь то консул, претор, эдил или квестор.

«Ежегодно на Марсовом поле - широкой равнине за городской стеной - собирались граждане Рима. Каждый избиратель получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов объявлялись имена победителей» Ф. П. Коровин. История древнего Рима. М., 1984. С 115..

Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым регулируют свое право на участие в управлении государственными делами.

В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованны на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. Получается, что выборы это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства, один из факторов развития гражданского общества.

Несколько слов хочется сказать о самом понятии «гражданское общество». Понятие это многозначно. В науке выделяют два главных значения - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность не политических отношений, то есть все, что неподконтрольно государству. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены, взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некотором идеале. И как идеал гражданское общество, олицетворяет собой идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал одной многообразии форм собственности, свободный рынок предпринимательство, а в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания, идеал демократического общества.

В условиях современной демократии выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политические роли, как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп.

Цель курсовой - показать влияние выборов на жизнь современного граждан6ского общества, а именно, попытаться рассмотреть этот процесс в качестве одного из факторов его развития.

Ознакомившись с изученным материалом по вопросу, выборов как фактора развития гражданского общества, что эта тема актуальна и востребована, исходя из реалий сегодняшнего дня. Она является одновременно социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и общественного восприятия публичной власти как политического инструмента и ценности гражданского общества. Говоря о влиянии выборов на жизнь гражданского общества, прежде всего, на мой взгляд, мы должны рассмотреть их важнейшие функции. Именно в них проявляется влияние избирательного процесса на окружающий нас социум.

Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества

1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов

В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включение их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются от крайностей и устремляются, приобретая пригодную для реализации форму, и хотя после выборов победившие депутаты забывают о своих обещаниях депутатский корпус в целом, заботясь о престиже партии, ориентируются на свои обязательства и запросы электората;

- Контроль за институтами власти. В результат выборов создается важнейший институт контроля за правительство - парламент, а также оформляется аппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынужденно прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

- Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм совершенного общества имеет свои границы. Что бы не привести анархии, хаосу, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечиваются объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

- Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отражению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и других структур власти.

- Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнение и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

- Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют, открыто и публично представить, противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, поиску приемлемых для большинства решений.

- Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

- Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса гражданам особенно интенсивно усваивают политические нормы и ценности. В это время резко расширяется поток политической информации, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Активисты непосредственно включаются в пропагандистско-организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность.

- Рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменятся политический вес партий и их представители.

- Инерирование обновление общества по средствам конкурентной борьбы, борьбы альтернативных программ. Выборы - это своеобразное окно, открытое для упрощенных, институализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам предоставить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программу их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых жизнеспособных идей и политических платформ.

- Конституирование эффективной оппозиции и ее подготовки к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ее функций критики, и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, способствуют консолидации аппозиции. Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если они сами организованны демократически. Хочу повторить, что их главное социальное назначение - адекватно отражать мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

1.2. Выборы - инструмент перехода к демократии

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус определяющие положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выбора.

Демократические принципы избирательного права включают в себя следующие принципы:

Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой, национальной принадлежности, или профессиональной принадлежности, уровня доходов, образования, конфессий или политических убеждений, имеют активное и пассивное право ни участие в выборах.

Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов т.е. условий допуска граждан к выборам. Это возрастной ценз, ценз недееспособности, подтвержденный судебным решением, моральный ценз, а также ценз оседлости. Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира, утвердилось после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохи «массовой политики».

Равенство - каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

Тайна выборов - решение конкретного избирателя недолжно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выборов, предохраняет граждан от возможных преследований.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса:

1. Свобода выборов, предполагающая, прежде всего отсутствие политического, административного, психологического и других видов давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов.

Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно рамках закона, с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В целях политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов - важный показатель демократизма выборов.

3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности и преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью, корректировать политический курс правительства.

5. равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Они предполагает, прежде всего, принципиальное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет максимальной для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на телевидении и радио. Реализация на практике равенства возможностей - пожалуй, наиболее нарушаемый на выборах принцип, что в большой или в меньшей степени искажает их результат и демократических характер.

Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической системы, в частности от наличия или отсутствия в обществе системных гарантий и их демократичности, значит, значение выборов для утверждения демократии непосредственно зависит от общественно политических условий каждой конкретной страны.

Выборы обеспечивают наиболее безболезненные для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По самой своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемое с их помощью изменение власти не требует пролития крови, человеческих жертв, разрушений. Кроме того, выборы наиболее эффективное средство авторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Методы вооруженной борьбы за власть в современных условиях имеют мало шансов на успех без поддержки силовых структур. Осознавая, это сегодня даже радикальная аппозиция выдвигает требование свободных выборов в качестве главного лозунга борьбы за власть. Важное достоинство выборов как фактора развития гражданского общества состоит в том, что они сами по себе выступают крупным шагом на пути к демократизации: либо вообще означают утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической конституции. Выборы исключают, негативное для демократизации последствия, смены власти.

Важнейшее значение выборов как фактора развития и утверждения демократии связано с основополагающими правами и свободами личности, общечеловеческими ценностями. Это уважение правящим режимом свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав, они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, уважения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремление к демократическим переменам.

Значение выборов как инструмента перехода общества к демократии и важнейшего условия его дееспособности и эффективности, реализация рассмотренных выше основных принципов свободных выборов непосредственно зависит от организации избирательного процесса. Этот процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе.

1.3. Избирательная система, ее основные стадии и типы

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. Основными типами электоральных систем, которые используются в различных странах с теми или иными модификациями являются мажоритарная и пропорциональная. Они различаются:

По способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти.

По количеству партий и их роли.

По способу формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство, голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов

(минимум 50% + 1 голос), и системы относительного большинства (США, Англия Канада и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Если не один кандидат не получил свыше половины голосов проводиться второй тур, на котором представлены лишь два кандидата (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). Каждая из основных избирательных систем имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны.

1. Сравнительная легкость формирования правительства и его большая стабильность. Это достигается от побуждения партий к коалициям ещё до выборов путем распределения парламентских мандатов, среди крупных партий победителей.

2. Формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Слабые стороны.

1. Искажает во многом реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация когда партия меньшинства побеждает. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

2. Зависимость выборов от распределения избирателей по округам. Создается опасность манипулирования тенденциозного нарезания избирательных округов.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку, полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигая атмосферу ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученными партиями или коалициями. Её сильные стороны - это представительство партий в выборных органах в соответствии их реальной популярностью среди избирателей. Слабые стороны - относительно меньшая стабильность правительства. Широкое представительство в парламенте, различных политических сил не позволяет одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций, которые очень электичны и меньше последовательны.

Во-вторых, существует зависимость выдвижения депутатов от позиций парламента, бюрократии. В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной системы. Многие страны стремятся максимально использовать достоинство каждой из них и смягчать их недостатки. В последнее десятилетие некоторые организации используют косенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидатов или избирательной платформы. Практически - это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех кандидатов. И ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять балов, (если пять кандидатов), за второе - четыре и т.д. После голосования баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.

И так различие между пропорциональной и мажоритарными системами М. Дюверже усматривал в том, «что существует взаимосвязь между электоральной системой и партийной структурой, которое выражается в трех социологических законах 1. Мажоритарная система в один тур способствует установлению беспартийности с чередованием независимых партий.2. Мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению относительно стабильных партий в две коалиции.3. Пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности»*** Р. Т. Мукаев. Основы политологии. М. , 1996 . С. 105.*.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

В зависимости от временной последовательности и особенности решаемых задач избирательный процесс делиться на несколько этапов:

1). подготовительный этап, характеризующий ту общественно политическую почву, из которой «вырастают» выборы; 2) выдвижение кандидатов и их регистрация; 3) агитационно-пропагандисткая компания;

4) голосование и подведение итогов выборов. Весь этот процесс осуществляется - в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический манипулятивный характер. Исторический контекст, включает в себя ряд параметров, отражающих его влияние на выборы. К ним относятся: наличие в обществе атмосферы доверия и готовности политических партий уважать результаты выборов; уважение в государстве прав человека, воли большинства и прав меньшинства; электоральная просвещенность избирателей. Гражданская просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волей изъявления народа, а инструментом массового манипулирования; демократический характер регистрации избирателей отсутствие любого рода дискриминаций по национальному, расовому, имущественному или какому-либо признаку; демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Партии - главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они основной претендент на формирования парламента и правительства. Во всех стабильных демократических государствах характер отношений между партиями определяет демократическую канву и атмосферы выборов

Для свободных выборов крайне важно, что бы все признающие демократическую конституцию партии имели возможность регистрации, выдвижение депутатов и электоральной борьбы; формирование независимых и компетентных органов управления. К ним относятся, прежде всего, избирательная комиссия. Её функции разнообразны: использование избирательного закона, определение правил и процедур голосования и т.п.

Конечно, нужно учесть, что все эти параметры «работают» лишь при стабильных демократиях, которые представляют собой политические режимы, где правители получают доступ к власти и право принимать решения в результате всеобщих выборов. Сам же выбор возможных альтернатив, осуществляется в обществе, состоящем из многообразных групп, интересы и мнения которых вступают в конфликт друг с другом.

Ввиду этого исход выборов определяется, с одной стороны предпочтениями избирателей, а с другой правилами подсчета их голосов. Избирательные системы в разных странах отличаются друг от друга, что не может порождать известное многообразие институциональных типов демократии. В конечном счете, зависимость от исторических особенностей содержания и однородности социокультурной среды, зрелости политической инфраструктуры, избирательной системы различными путями обеспечить политическую стабильность в обществе.

Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России

< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.