На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и классификации политических партий и партийных систем. История отечественной многопартийности. Основные виды партийных систем. Формирование народных фронтов. Партии современной России. Доминирование Единой России в партийной системе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание:
Введение
1. Сущность и классификации политических партий и партийных систем
2. Генезис многопартийности в России
3. Партии современной России
Заключение
Список литературы
Введение
В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенный и в то же время более противоречивый термин, чем «политическая система». Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы.
В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А «связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения». В этом и заключается причина того, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию на 2003 год назвал партийное строительство задачей государственной, подчеркнул необходимость становления развитой партийной системы в России. В современной России формирование многопартийной системы является одной из важнейших проблем. После вступления России в новый этап развития государственности (в декабре 1991 г.) начала образовываться принципиально иная политическая система. Последнее десятилетие XX века отражает сложный процесс складывания российской многопартийности. За последние годы российские партии прошли сложный путь зарождения и развития. Если в 2001 г. до вступления в силу Федерального закона «О политических партиях» в России действовало более 190 общероссийских политических объединений, в том числе 57 партий, то в прошедшей думской избирательной кампании 2003 г. приняли участие 18 политических партий и 5 избирательных блоков из 44 партий, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в качестве общероссийских политических партий. В 2007 году согласно информации Федеральной регистрационной службы только 15 политических партий соответствовали требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» и, таким образом, имели право участвовать в выборах. Согласно итогам этих выборов и тому, что партию «Единая Россия» политически возглавил президент В. В. Путин, в России упрочилась политическая система с доминирующей партией, при которой «Единая Россия» может единолично принимать любые решения в российском парламенте без учёта мнения других партий.
Таким образом, в настоящее время исследование деятельности политических партий в условиях формирования многопартийности является одним из важных направлений в проблематике российской исторической науки.
1. Сущность и классификации политических партий и партийных систем
В определении сущности политических партий как организаций особого типа ключевую роль играет набор признаков, характеризующих, с одной стороны, цель существования партий, с другой - средства достижения этой цели. Обычно выделяют четыре структурообразующих элемента партии:
1. Идеологический. Всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека. Полностью деидеологизированных партий не существует.
2. Организационно-территориальный. Всякая партия представляет собой организацию с определенной структурой и территориальным измерением.
3. Целевой. Всякая партии создается для завоевания власти или участия в ней наряду с другими партиями в рамках межпартийных коалиций и союзов.
4. «Опорный». Всякая партия стремится обеспечить себе поддержку народа в диапазоне от активного членства до формирования широкого круга сочувствующих. [2]
Вышеизложенные элементы позволяют определить политическую партию как одну из основных форм самоорганизации гражданского общества, позволяющей большинству его политически активных граждан наиболее полно и адекватно выражать и защищать свои социально- политические, экономические и иные интересы в политико-властных структурах. [2]
Партия есть добровольная, самостоятельная и самоуправляющаяся общественная организация, ставящая своей целью формирование и выражение политической воли объединенных ею граждан, достижение законным путем политической власти, участие в управлении общественными делами. [2]
При этом следует подчеркнуть, что партия не просто общественная организация, а организация именно политическая, так как прямо и непосредственно участвует в общественно-политической жизни, открыто (и программно) выражает свое отношение к существующей системе власти; создается во имя ее сохранения и упрочения или же изменения и замены другой системой власти.
В наиболее полной мере сущность политических партий проявляется в функциях, среди которых первостепенное значение имеют:
а) Функция социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене.
б) Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения, формирования необходимых свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.
в) Функция социальной интеграции. В силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти, только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.
г) Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько с процессами ее отправления и удержания. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.
д) Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. [2]
Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга программными установками, организационным строением, способами деятельности, местом в системе политической власти, отношением к существующему строю и т.д.
Все эти признаки могут сочетаться по-разному, что предопределяет принципиальную сложность и относительность любой классификации политических партий. Выделяют несколько основных типов партий с учетом комплексных критериев их оценки.
* по признаку организационной структуры партии кадровые и массовые; оформленные (с фиксированным членством) и неоформленные (со свободным членством); централизованные и децентрализованные;
* по идеологической направленности и месту в политическом спектре общества партии левые, центристские и правые; революционные (радикальные) и реформистские (умеренные); реакционные, консервативные и либеральные; конфессиональные (христианские, исламистские и т.д.) и социал-демократические, коммунистические и др.
* по месту и роли в политической системе партии парламентские и внепарламентские; партии монопольно-государственного типа и партии авангардные; «общины» и «клубы»; партии правящие и оппозиционные; системные и антисистемые; легальные, полулегальные и нелегальные
* по степени влияния в парламенте мажоритарные (или партии большинства); партии с мажоритарным призванием; доминирующие (лидирующие) партии; миноритарные партии (партии меньшинства);
* по типу партийного руководства и стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами бывают партии с коллегиальным руководством и партии вождистские; партии демократические и авторитарные;
* по характеру социального представительства партии классовые и интерклассовые (межклассовые); партии с размытой (неопределенной) социальной базой и партии надклассовые (общенародные) и т.д. [2]
В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и типа самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система. В политологии под этим понятием имеются в виду контуры политического рынка или пространства, формируемого за счет независимых субъектов (партий) и определяемого как их количеством и типом внутренней структуры, так численностью и активностью избирателей, а также возможностям создания партийных коалиций и блоков. [2]
Исторически сформировалось всего четыре основных вида партийных системы:
* однопартийные, т.е. системы с единственной правящей партией, которые характерны для тоталитарных и авторитарных режимов (или режимов переходных от антидемократии к демократии);
* бипартизм, т.е. двухпартийные системы, основным признаком которых является наличие двух примерно равных по силе крупных партий, поочередно сменяющих друг друга у власти;
* система «двух с половиной партий», когда рядом с двумя крупными партиями действует небольшая партия, союз с которой обеспечивает одной из крупных партий необходимое для формирования правительства большинство в парламенте;
* многопартийная система, в рамках которой различают многопартийные системы без доминирующей партии, многопартийные системы с доминирующей партией и «блоковые» партийные системы:
- в многопартийных системах без доминирующей партии ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы (вступать в соглашения) с другими представленными в парламенте партиями;
- в многопартийных системах с доминирующей партией одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
- в «блоковых» многопартийных системах происходит резкая поляризация политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. При этом партии определяют свою предвыборную стратегию, исходя из принадлежности к одному из блоков;
- партии и кандидаты, остающиеся вне рамок блока, практически не имеют никаких шансов на успех. Функционирование таких систем во многом напоминает функционирование бипартизма. [2]
2. Генезис многопартийности в России
История отечественной многопартийности начинается на рубеже ХIХ-ХХ вв. В связи с интенсивным процессом расслоения российского общества, связанного с бурным развитием капиталистического способа производства, в стране появились достаточно большие группы населения, придерживавшиеся различных взглядов на вопрос об исторических путях и судьбах России. [2]
С тех пор в развитии отечественной многопартийности различают три этапа:
* дореволюционный, связанный с зарождением первых политических партий и «дрейфом» самодержавия в сторону конституционной (двойственной) монархии, возникновением российского парламентаризма;
* социалистический, связанный с «октябрьским переворотом» 1917 г. и установлением большевиками тоталитарного режима, сердцевиной которого была однопартийная система в лице монопольно правившей порядка 70 лет КПСС;
* постсоциалистический, связанный с ликвидацией монополизма и крахом КПСС и возрождением многопартийности в рамках перехода страны к рынку и рыночной политической демократии.
В рамках последнего этапа в свою очередь следует различать ряд подэтапов, а именно:
* создание (на волне перестроечных лозунгов и деклараций) многочисленных политизированных групп, клубов общественных объединений и т.д. (1985-1987 гг.);
* формирование «народных фронтов», отстаивавших право на суверенитет республик, входивших в состав СССР (с середины 1987 г. вплоть до начала 1990 г.);
* преобразование многих из возникших общественно-политических структур в политические партии и общественно-политические движения, которые с января 1991 г. (после вступления в силу Закона Верховного Совета СССР «Об общественных объединениях») получили право на легальное существование и официальную регистрацию в Минюсте;
* «бурное» партийное строительство, начавшееся после августа 1991 г. и продолжающееся по сей день. В том числе в связи с принятием летом 2001 г. Закона Российской Федерации «О политических партиях». [2]
В этом отрезке времени в отечественной многопартийности четко просматриваются три самостоятельных периода: до выборов депутатов Государственной Думы в декабре 1999 г., до выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2003 г. и после этих выборов вплоть до наших дней. Такая привязка связана с тем, что каждые новые выборы в нашей стране проводятся по новым правилам, что требует адекватных реакций со стороны партий с тем, чтобы удержаться на плаву и не кануть в Лету. [2]
Одним из решающих факторов, предопределивших развитие политических партий в первом из этих периодов, стало положение нового (1997 г.) избирательного закона о том, что участие в выборах могут принять только те политические организации, которые были зарегистрированы Минюстом России в этом качестве не позднее, чем за год до голосования. Такую регистрацию, по положению на 1 января 1999 г., прошла 141 политическая структура, приобретя, таким образом, право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы в статусе избирательных объединений. Вторым фактором, детерминирующим характер развития российской многопартийности в 1998 г. и особенно в 1999 г. явилось сохранение пропорциональной системы при выборах 225 депутатов Государственной Думы по партийным спискам и связанного с ней 5%-ного барьера, который необходимо преодолеть для того, чтобы быть допущенным к дележу депутатских мест. [2]
Уроки выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г., когда только 4 партии смогли перешагнуть через это препятствие, стали мощным стимулом для создания крупных партийных коалиций и избирательных блоков. Речь идет о таких из них, как:
- «Союз правых сил» (СПС), в рамках которого объединились «младореформаторы», т.е. либералы-«западники» во главе с такими лидерами, как Е. Гайдар, Б. Немцов, С. Кириенко, И. Ха-камада, А. Чубайс и др.;
- движение «Отечество - вся Россия» (ОВР) во главе с Ю. Лужковым, Е. Примаковым и М. Шаймиевым, в состав которого вошли многие партии и движения социал-демократической ориентации;
- «Единство» («Медведь») во главе с С. Шойгу, которое было создано как противовес ОВР и заменило канувшую в Лету «партию власти» в лице НДР. [2]
При этом развитие событий шло по классической ленинской формуле: «прежде чем объединиться, надо размежеваться». Сбивание в блоки сопровождалось новыми расколами, сменой отдельными политструктурами «идеологического окраса», их переходом в ранее враждебные лагеря и т.д. [2]
На выборах в декабре 1999 г. все эти объединения («Единство», ОВР и СПС), а также «старожилы» (ЛДПР, КПРФ и «Яблоко») смогли преодолеть 5-процентный барьер и войти в Государственную Думу. Причем с большим отрывом от всех других участвовавших в выборах партий и блоков. [2]
Эти результаты для многих политических аналитиков стали основанием для того, чтобы заключить: на рубеже двух веков в России обозначились контуры многопартийной системы, в которой правый спектр был представлен СПС и, в известной мере, «Яблоком», праворадикальный - ЛДПР, центр - «Единством» и ОВР, левый спектр - КПРФ. Казалось, что «старожилы» не только покорили парламентский Олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, что у этих партий сформировался более или менее устойчивый электорат, и они социально представляют и выражают его интересы в политике. [2]
На этом фоне новые партии (СПС, ОВР и «Единство») смотрелись по преимуществу как «партии в себе» и «для себя», и задача стать «партиями для всех» стояла перед ними в качестве центральной.
Процессы партийного строительства в период с декабря 1999 г. по декабрь 2003 г.
Оптимистические выводы о вступлении процессов партийного строительства в России в завершающую стадию оказались преждевременными. В связи с принятием летом 2001 г. Закона РФ «О политических партиях» и требованиям ко всем партиям пройти новую перерегистрацию к июлю 2003 г., приведя в соответствии с этим законом свои организационные структуры, эти процессы вновь заметно активизировались. Началась интенсивная реструктурализация партий и партийная жизнь предстала в виде некоего броуновского движения, в котором одновременно существовали тенденции как к расколам и размежеваниям, так и к объединению и созданию крупных партийных структур. [2]
Прошли съезды СПС, ОВР, «Единства», на которых эти избирательные объединения были преобразованы в политические партии. Причем два последних объединения достигли соглашения и в декабре 2001 г. слились в единую «Всероссийскую партию «Единство» и «Отечество» (или «Единая Россия»), претендующую на то, чтобы стать «президентской партией». [2]
В конце 2001 г. - первой половине 2002 г. прошли учредительные съезды ряда реструктурированных старых и новых партий, создававшихся как с нуля, так как и путем отделения от уже существующих союзов и блоков. Среди них:
* «Народная партия», созданная на базе парламентской группы Госдумы «Народный депутат» во главе с ее руководителем Г. Райковым (в декабре 2001 г. была зарегистрирована в Минюсте в качестве первой официально признанной по Закону о политических партиях партии);
* партия «Ассамблея национально-демократических и патриотических сил», лидером которой стал В. Зоркальцев - председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
* Демократическая партия России, которую возглавил губернатор Нижнего Новгорода М. Прусак;
* Социал-демократической партия (объединенная) во главе с бывшим президентом СССР М. Горбачевым;
* «Партия жизни» во главе со спикером Совета Федерации С.Мироновым и бывшим спикером Госдумы Г. Селезневым;
* отправилась в «самостоятельное плаванье» Аграрная партия России во главе М. Лапшиным (без КПРФ);
* путем слияния ряда мелких партий создан блок «Родина» во главе с Д. Рогозиным и С. Глазьевым и др. [2]
К моменту окончания предусмотренного Законом о политических партиях срока регистрации (летом 2003 г.) в Минюсте РФ было зарегистрировано порядка 50 партий, а на прошедших в декабре 2003 г. выборах депутатов в Государственную Думу число партий и блоков, зарегистрированных ЦИК в качестве избирательных объединений, составило 23. Из них преодолели 5%-ный барьер только четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и блок «Родина». Вопреки прогнозам, потерпели поражение (немного не дотянув до 5%) обе правые партии: «Яблоко» и СПС. [2]
Процессы партийного строительства в период подготовки к выборам 2007 г.
Эти результаты, а также очередная переработка законов о политических партиях и о выборах, в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.