На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Геополитика как искусство управления пространством государства. Анализ нормативно-правовой базы геополитической стратегии России, пути укрепления ее положения на международной арене. Разграничение полномочий в области внешней политики по Конституции РФ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Геополитическая стратегия России в конце ХХ - начале ХХI вв.

Чита - 2010
Введение

В эпоху после «холодной войны» Россия, а вместе с ней все бывшие республики Советского Союза - осколки единого государства, выступают с ослабленных и от того уязвимых позиций. По этому передел мира по итогам «холодной войны» сводится к дележу советско-российского наследства. Итак, России предстоит развиваться в весьма специфическом мире, который явно не предоставит ей благоприятных условий. «Кто многим страшен, тот многих будет бояться» - гласит пословица из древнерусского сборника «Пчела».
Сейчас Россия имеет дело с многоликим международным сообществом, с конкретными государствами и их группами, поэтому линия поведения государства должна быть построена на национальной основе, исходя из совокупных интересов России.
Для решения данной проблемы необходимо четко представлять динамику совокупной геополитической мощи страны, сильные и слабые стороны геополитического положения России, на фоне ведущих государств мира и их группировок. Сейчас геополитическое положение России не стабильно, нельзя судить о стране, как об обреченной в геополитическом плане на окончательное поражение, но пока страна демонстрирует отрицательную геополитическую динамику. Основной причиной этого считают прежде всего экономику, которая не только сама находится в состоянии переменного кризиса, но пагубно воздействует и на многие связанные с ней геополитические обстоятельства. Однако в долгосрочной перспективе все заметнее будет сказываться приобретение еще одного, негативного воздействующего фактора - демографического. России грозит острая нехватка (в соответствии с ее территорией и размерами природных богатств) дееспособного населения, прогрессирующее ухудшение его качества (в результате психической, физической и духовной деградации). Невозможность освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, (а видимо именно они могут стать той силой которая может вытянуть страну из затяжного экономического кризиса, и в дальнейшем гарантировать ее независимость, экономическое развитие). Нехватка людских ресурсов для подъема промышленности и сельского хозяйства во всероссийском масштабе, слабость коммуникаций, в долгосрочной перспективе снижение качества и «обвал» численности социально профессиональных групп интеллектуального труда, неспособность создать эффективную - достаточную по размерам (для защиты обширной территории) и качеству подготовки армии, фактическая «выдача приглашений соседним перенаселенным странам, так или иначе приглядывающимся к российским землям и ресурсам». Так же остается не ясной судьба СНГ, которое в принципе способно превратиться в зону геополитического доминирования России. Конечно большая или меньшая неравномерность факторов геополитической мощи присуща всем великим державам, отличие России состоит в степени неравномерности, но именно это различие и определяет не глобальный уровень нынешней России. Возрождение глобальных позиций России предполагает опору на основные, сохранившиеся внутренние факторы геополитической мощи. К ним прежде всего, необходимо отнести традиционные геополитические ценности (природные ресурсы, территорию, оставшуюся военную мощь с упором на ядерное оружие, отдельные сферы промышленного, военного, интеллектуального производств). Внешняя политика любого государства, особенно могущественной державы, признанной другими субъектами международных отношений мировым или региональным центром силы, или обоснованно претендующей на эту роль, обладает разным набором способов и средств осуществления собственных геополитических интересов, а так же интересов своих партнеров. России, что бы спокойно заниматься делами внутренними необходимо иметь достойный внешнеполитический имидж. Политика в «ближнем» и «среднем» зарубежье является частью проблемы отношения России к обширному, но быстро ветшающему советскому геополитическому наследству. Примерно с 1989-1990 г.г. когда воочию проявился глубокий разлад СССР с большинством дружественных ему стран, советские, а позже российские, лидеры многократно заявляли о необходимости восстановить контакты с бывшими союзниками по социалистическому лагерю на «новой основе». «Коммунист», 1991 г., № 9, с.95 После роспуска СССР, и особенно с начала 1993 года, когда Б.Н. Ельцин объявил СНГ зоной жизненных интересов России, еще больше было сказано о важности разработки «особых отношений» Москвы с бывшими республиками СССР. Но сегодняшние отношения с бывшими союзными республиками и странами соцлагеря оставляют желать лучшего, так как они являются ответной реакцией на десятилетия нередко принудительных «братских» отношений и одновременно отражают стремление за счет обширной помощи от других мировых центров силы, учитывая ослабленность России, перескочить через несколько ступеней социально-экономического развития. Принципиально важным аспектом разработки внешнеполитической стратегии является общая самооценка, а также конкретное восприятие самого себя в отношении потенциальных объектов данной стратегии. Стоит ли кается или становиться в позу обиженного благодетеля - если Россия не принимает ответственности за объективное зло, причиненное ее историческими предшественниками, то по логике она не может требовать и благодарности за объективно прогрессивные деяния российской монархии и СССР. Иными словами отношения с бывшими союзниками и республиками СССР следует начинать с чистого листа, отказываясь от эмоций строить начисто прагматичной основе. А это предполагает тщательный подсчет объективных, нынешних и перспективных интересов России в отношениях с ближним и средним зарубежьем и возможностей их реализации, то есть разработку позитивной геополитической программы для стран ближнего и среднего зарубежья.
Национальное пробуждение России в рамках СССР сопровождалось появлением у значительной части российской политической элиты убеждения, что другие союзные республики живут за счет РСФСР и являются тормозом ее развития. Такое впечатление усиливали и знаменитый визит М.С. Горбачева в Литву, где советский руководитель заявил, что республика вывозит на два миллиарда рублей меньше продукции чем ввозит, то есть субсидируется другими республиками, последовавшие за тем в прессе скрупулезные подсчеты внутрисоюзного товарооборота. По этому оптимальным для России признавалась политика дисстанцирования от них (может быть, за исключением наиболее развитых и близких по крови и духу народов) и одновременного сближения с якобы более перспективными западными партнерами Подобный подход, по сути отрицающий существование сколько-нибудь значительных российских интересов в большинстве союзных республик одно время оказывал заметное воздействие и на российское руководство и явно сказался на составе приглашенных в Беловежскую Пущу. Позднее наши лидеры бросились в другую крайность, заявив о наличии на территории всего бывшего СССР жизненно важных российских интересов, к которым были отнесены налаживание на новой основе хозяйственных и транспортных связей, урегулирование конфликтов и достижение стабильности по периметру Российских границ, оборона внешних рубежей СНГ, гармонизация внешнеполитических курсов создание единого военно-стратегического пространства, предотвращение наращивания военно-политического присутствия третьих стран, недопущение распространении чужих религий, создание единого информационного пространства, защита прав этнических россиян. Концепция внешней политики РФ. Дипломатический вестник, январь, 1993 г., спец.выпуск, с.6-8. Но это не жизненно важные интересы, а скорее промежуточные задачи. «Независимая газета», 23 июля 1993 г., В.Гущин, «Быть ли России имперской» «Гармонизация всех внешних политик, создание единого военного пространства и так далее - зачем? Очевидной самостоятельной выгодой для России здесь нет. Значит должна быть какая-то последующая, истинная цель. Вполне вероятно, что она заключается в создании империи нового образца, так как вышеперечисленными путями можно добиться практически полного контроля более сильной России над внешним и внутренним поведением более слабых республик почти в границах бывшего СССР». Об укреплении Российского государства. Послание президента РФ Федеральному Собранию. М., 1994, с.94-99. Если это на самом деле так, (а это косвенно подтверждает развернувшаяся в печати дискуссия на тему: стоит ли новой России становиться империей), то прежде всего новая масштабная империя в сегодняшнем мире была бы непопулярна, ее создание облегчило бы нахождение экономических, финансовых, политических компромиссов на антироссийской основе между соперничающими мировыми центрами силы. Геополитическая имперская конструкция ценна лишь настолько, насколько политические, экономические дивиденды превышают затраты ресурсов на ее поддержание. И сегодня России не стоит воскрешать практику, которая изжила себя.
Данная дипломная работа состоит из трех глав.
Первая глава посвящена рассмотрению геополитики как искусства управления пространством государства и состоит из двух параграфов; вторая - анализу нормативно-правовой базы геополитической стратегии России состоит из двух параграфов. Третья - пути укрепления и улучшения положения России на международной арене, состоит из двух параграфов.
Цель дипломной работы: показать геополитическое положение России с соответствующим анализом проблем формирования реализации геостратегии и путей их преодоления.
В соответствии с этим задачами являются:
- показать сущность геополитики и значение для государства;
- рассмотреть место России на геополитической карте мира;
- провести анализ нормативно-правовой базы геостратегии;
- рассмотреть перспективы развития России в 21 веке.
Глава 1. Геополитика как искусство управления пространством государства

1.1 Исторический аспект развития геополитики. Основные принципы

У истоков геополитики стояли ученые-интеллектуалы, характерной особенностью которых было умение генерировать новые идеи. Большинство из них даже не подозревало о существовании науки по имени «геополитика», которой ХХ век приготовил тяжелое испытание. Не каждый мог представить «гремучую смесь», образуемую на границе интеллекта и практической политики. Может быть вера в разум затмила человека, что он перестал прислушиваться к голосу истории. Казалось бы, еще Платон и Аристотель не только в философии, но и в практической деятельности постигли трагическую взаимосвязь власти и интеллекта.
Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX-XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась перед 1-й мировой войной, в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами. Новый раздел мира - это по сути «передел уже поделенного», т.е. переход от одного «владельца» к другому, а не бесхозяйственности к «хозяину». Переделы мира привели в тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене.
Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики.
Многие видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.
В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств. В 80-х гг. ХХ в. произошла переоценка этого направления и определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что «политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста». Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М., 1989. С.116.
Этимологически термин «геополитика» состоит из двух греческих слов: geo - земля, politicos - все, что связано с городом: государство, гражданин.
Шведский ученый Рудольф Челлен ввел в научное обращение понятие «геополитика», определял как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен». Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика - это географический разум государства.
Ею рассматривается государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике - как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель. Она изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству, и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений.
Геополитика - наука, система знаний о контроле над пространством.
Она все больше обогащается, способствует изменениям в современном мире, служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов, тем самым дает человеку ориентиры на будущее.
Геополитика, как и большинство дисциплин, появившихся на стыке веков, возникла на базе трех научных подходов: цивилизационного, военно-стратегического и теорий географического детерминизма.
Основоположником цивилизационного подхода к историческому процессу считается русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - биолог, историк, социолог, автор книги «Россия и Европа». По его мнению, главными действующими субъектами на подмостках театра истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности. Их он назвал «культурно-историческими типами». Впоследствии эти общности стали называться «цивилизациями».
Цивилизация - это наивысшая форма культурной общности людей или мегакультура, имеющая широчайший спектр признаков, определяющих культурную самобытность народов.
Первым он сформулировал и научно обосновал тезис отчужденности Европы от России. Причина этой отчужденности кроется в принципиальном цивилизационном различии двух мировых сил: «Европа не признает нас своими. Европейцы видят в России и славянах не только чуждое, но и враждебное начало». Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Глаголъ, 1991. С.50-51. Гораздо позже этот принцип - зона влияния одной цивилизации - получил название «большого пространства».
Вторым источником геополитики были военно-стратегические теории. Наиболее сильное влияние на разработку и углубление этих теорий оказал американский военно-морской теоретик, историк Альфред Мэхен (1840-1914). В 1890 г. был напечатан капитальный труд адмирала-ученого «Влияние морской мощи на историю». Он писал: «Политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей: но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т.е. вообще тем, что называется естественными условиями». Мэхен Л.Т. Влияние морской силы на историю. 1660-1793. - М._Л., 1941. С.23.
Военно-стратегические теории внесли в методологию геополитики идею ключевых пунктов и зон, позволяющих контролировать значительные территории потенциального противника. В наше время - время космических технологий (оборона, коммуникации) - эти подходы получают качественно новое значение.
Третьим теоретическим источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древний источник познания. Идеи о влиянии географической среды (климата, почвы, рек, морей) на историю и человека встречаем у Геродота, Гиппократа, Фукидида. Полибий (ок.200 - ок.120 гг. до н.э.), например, объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством туманного и холодного климата: «По этой причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий.
Глубокий след в русской научной мысли оставили работы Льва Ильича Мечникова. По его мнению, водные пути выступают своего рода синтезатором географических условий. Они более существенно влияли на человека, чем другие элементы географической среды. Ученый разделил человеческую историю на три периода, каждый из которых был связан с водой. Основу цивилизаций этих периодов составляли: река, море, океан.
Термин «геополитика» существует уже более сотни лет. Долгое время в спорах о сущности и границах геополитики вопрос об объекте не выделялся. В определенной степени это можно объяснить тем, что наша планета - Земля, а отношения людей, складывающиеся на Земле сотни тысяч лет являются предметом изучения многих естественных, военных наук. Тем самым объект геополитики: это планетарное пространство - твердая суша, вода (моря и океаны), воздушная оболочка, окутывающая земной шар, на котором миллионы лет идет противостояние моря и суши, воздуха и земной коры, т.е. планетарное пространство с государствами, их границами, ресурсами. В общем, объектом геополитики является планетарное пространство, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.
Предметом являются вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических моментах подлежат познанию.
Предмет геополитики - это взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем.
В качестве предмета все более активно выступают информационные войны (времен «холодной войны» или современных «горячих войн» - в Ираке, Югославии, Афганистане), нацеленные на информационно-психологическое поражение противника, на формирование общественного мнения, технико-экономические процессы - глобализация. Это видно в международной торговле, международном движении капиталов, перемещения рабочей силы и валюты. Все это оказывает большое влияние на сферы международной жизни, что далее приводит к межгосударственным, межнациональным конфликтам. Для их решения используется сила - военная и военно-политическая, которая в свою очередь зависит от экономики.
При решении геополитических и региональных проблем все чаще применяется военная сила, «локальные войны» (Ирак, Карабах, Абхазия). В будущем применение силы возрастет, поскольку обострятся главные противоречия планеты: передел мира и источников сырья, экономическое противостояние, борьба за рынки сбыта. Отсюда будут возрастать требования к качеству вооруженных сил: их обученности и оснащенности, управлению ими. Предметом все большей озабоченности для человечества становится расширение числа ядерных держав, а для России - появление нового элемента геополитики - расширение НАТО.
Геополитика, являясь наукой об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических систем. Главным законом является закон фундаментального дуализма. Дуализм по мнению ученых Р.Челлена и А.Мэхена, Х.Максиндера и К.Хаусхофера выражается в противопоставлении сухопутного могущества (теллукратии) и морского могущества (талассократии).
По мысли родоначальников геополитики, особенно А.Мэхена и Х.Маккиндера, этот дуализм изначально несет в себе семена враждебности, которые, падая на хорошую политическую и военную почву, дают плоды непримиримой вражды двух стихий. Сухопутное могущество характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространством, способами жизнедеятельности населения, устойчивостью его качественных ориентаций: оседлость, ограниченность в выборе приложения труда, строгие нравственные или юридические нормы и законы, которым подчиняются все индивиды, группы людей, народы страны, империи. Суша - то, что всегда прочно, устойчиво, твердо. Эта твердость формирует твердость закона, твердость традиции.
Морское могущество или талассократия, концепции Мэхена, совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия более восприимчива к техническому прогрессу. Ей присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Эти качества индивида или группы предопределяет море, требующее такого типа личности, которая может выжить в экстремальных условиях. Поэтому индивидуум, способный на предприимчивость и нестандартные решения, представляет высшую ценность.
Подобный тип развивается активнее, чем теллукратический, легко меняет нравственные и культурные ценности, признаки, сохраняя только одну основную установку - стремление вперед, к новым открытиям, приключениям, наживе.
Столетиями континентальные цивилизации (суша) - Спарта, Афины, Рим - довлели над морскими, но ходом развития техники (повышения уровня кораблестроения, совершенствование вооружений, разделение общественного труда и следовательно, товарообмена и торговли) объективно усиливались позиции моря, морских цивилизаций. Отсюда вытекает другой закон геополитики: усиление фактора пространства в человеческой истории. Рост влияния талассократии начинается вместе с эпохой великих географических открытий, и достигает вершины своего могущества в конце ХХ в., когда англосаксонский капитализм и индустриализм формировались как единый комплекс.
В качестве производного основного закона геополитики, то есть дуализма талассократии и теллурократии, можно с определенной долей условности назвать закон синтеза суши и моря - «береговая зона» или «Rimland». Береговая зона выступает как субъект истории со своей волей и судьбой, но реализуются они в рамках геополитического дуализма. Таким образом, Rimland выступает поясом, пограничной зоной, или границей.
Все геополитические теории развивают основную категорию - контроль над пространством. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь государств и союзов государств. Территорию, которую контролирует государство, характеризуется прежде всего степенью его освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или их союзом называют чаще всего геополитическое поле.
Геополитические отношения - это относительное единство и борьба различных мировых сил. Чаще всего это борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Единство в мировом историческом процессе - явление временное, а вот борьба противоположностей постоянна. Действие рождает противодействие, сила рождает противовес этой силе. Таков закон взаимодействия государств на мировой авансцене.
Отсюда вытекает важная категория геополитики - баланс сил. После Беловежского разрушения СССР баланс сил в море значительно изменился. Мир перестал быть биополярным. Запад навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. И это грозит непредвиденными последствиями для всего земного шара.
Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Это единая система со своими особыми системо-образующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Ее центральными элементами выступают отдельно взятые государства. Суверенное государство - главный носитель власти на международной арене. Именно оно имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договора и соглашения, объявлять войну и заключать мир.
В геополитике весьма важную роль играют пространственные отношения между государствами - границы. Проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства. Граница между государствами, даже самыми дружественными, - это всегда политико-стратегическая линия разделения их интересов. Она же выполняет функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, задержание преступников, сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров.
В мире идет насильственная глобализация международной жизни. По мере того как люди теряют самостоятельность, они все более и более стремятся защитить свои интересы, тяготеют к общностям, добиться психологического комфорта.
В качестве государственных интересов страны может выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе - наращивание экономической, военной, финансовой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества.
Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия носят оборонительный характер. Здесь рассматриваются какие-либо территориальные приобретения или установления военно-политических сфер влияния. Территориальные приобретения - это прежде всего - борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за биоресурсы, т.е. за выживание.
Территориальные приобретения - «жизненное пространство». Россия объективно стала страной, притягивающей интересы сопредельных и дальних государств, желающих «полакомиться» ее территориями. Так, например, Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию, внедрив уже около 2 млн. своих граждан. В XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения.
Геополитика имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции: познавательную, управленческую, прогностическую и идеологическую. Каждая из них связана с изучением геополитического развития стран и народов, с изменением событий, процессов.
Итак, геополитика - это наука о больших пространствах, о глобальных, политических, экономических и других процессах и искусстве управления ими. Это географический разум государства.
Среди базовых понятий геополитики, наибольшую важность для государства имеет геостратегия - перспективное руководство геополитическими интересами государства с целью достижения стабильности.
Геостратегия государства определяет его геополитическую роль на мировой арене, а также его место в мировых геополитических процессах.
1.2 Современная геополитическая картина мира. Место России в мировых геополитических процессах
геополитика внешняя политика государство
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты мира. Можно выделить древний, средневековый, новый и новейший периоды.
Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V века н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.
Средневековый период (V-XV века) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевались обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, например, уже полностью была поделена между ними. В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др.
Сильно изменила карту мира эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях, и в связи с этим - мысль о кругосветных плаваниях.
С рубежа XV-XVI веков выделяется новый период истории - Новое время (вплоть до I мировой войны в ХХ веке). Эта эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений.
Современная геополитическая структура мира имеет глубокие исторические корни. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир. Положение стран в нынешней мировой системе формировалось на протяжении почти пяти столетий, начиная с первого передела мира в 1494 г. (Тордесильясский договор и его «продолжение» - Сарагосский договор, 1529 г.) между Испанией и Португалией.
В эпоху великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами.
Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX-ХХ веков, когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 году всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 году - уже 90%. И к началу ХХ века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.
Начало новейшего периода в формировании политической карты мира связывается с окончанием первой мировой войны. Следующими этапными моментами явились мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии).
Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориальными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство Серов, хорватов и словенцев и др. Расширились колониальные владения Великобритании, Франции, Бельгии, Японии.
Второй этап (после второй мировой войны), кроме изменений на политической карте Европы, ассоциируется прежде всего с распадом колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке (в Карибском регионе).
Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказывающим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества, можно отнести следующие:
- распад в 1991 году Союза ССР, утверждение политической независимости сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в том числе и России;
- образование Содружества Независимых Государств (СНГ);
- преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 годов («бархатные») в странах Восточной Европы;
- прекращение в 1991 году деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;
- 3 октября 1990 года - объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ);
- распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей Федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;
- 1990-91 годы - процесс деколонизации: независимость получила Намибия - последняя колония в Африке; образовались новые государства в Океании; Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские острова), Республика Маршалловы острова;
- 1 января 1993 года - образование двух независимых государств (распад Чехословакии) - Чехии и Словакии.
В 1900 году на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя и меньшая по размерам - французская. Они сохранили свои владения после первой мировой войны. Были колонии и у других государств - Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
Крушение колониальной системы империализма после второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений - борьбы народов за независимость кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 году их стало 81, а к 1995 году суверенитетом обладало уже более 180 государств.
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее резкое ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но одновременно Россия остается второй в мире страной после США ядерной державой, переживая труднейший период реформ в направлении к демократии, рыночной экономике, открытому обществу с его приоритетом прав человека над правами государственной бюрократии и над геополитическими кодами поведения государств, по крайней мере в мирное время.
В геополитическом плане текущая ситуация напоминает передел мира, хотя в отличие от предыдущих его проявлений нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Известно, что до середины ХХ в. Одним из главных стремлений их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй.
Начиная с середины ХХ в., по мере развития процесса доколонизации поведение и стратегия великих держав начали меняться. В этот период развитые государства стали больше стремится установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силой, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния начала вестись в основном с помощью геоэкономических стратегий.
Ключевым фактором экономического роста стран мира стало рациональное использование собственных и внешних ограниченных ресурсов через механизмы международного разделения труда, что предполагало концентрацию на своих экономических, финансовых, торговых и прочих преимуществах. К тому же военная мощь при прочих равных условиях сама все больше и больше зависит от экономического могущества государства.
В России - СССР в составе стратегических сил доминировали межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, затем шли морские стратегические силы (в настоящее время - это прежде всего Северный и Тихоокеанский флоты, Балтийская передовая база и Каспийская военно-морская база.
После окончания «холодной войны» прежняя пирамида не рухнула из-за того, что в основе ее лежат военно-стратегические потенциалы США и России. Однако она существенно трансформировалась. Произошло усиление некоторых центров (Турция, Индия, Бразилия).
Россия будет и дальше испытывать экономические трудности, и ее реформы - это вопрос десятилетий, а не лет. Китай - развивающаяся страна, и несмотря на быстрый рост, останется таковой еще долго и в следующем столетии. Европа равна Соединенным Штатам по населению, экономическому уровню и человеческим ресурсам. Европе по-прежнему не хватает политического единства, чтобы действовать в качестве самостоятельной глобальной силы. Япония обладает значительной экономической и технологической мощью, однако ее набор силовых ресурсов в военной области невелик.
После окончания «холодной войны» и распада СССР геополитическое положение России существенно изменилось. В произошедших сдвигах не только минусы, но и плюсы.
Оценим вначале минусы:
- Россия вернулась к границам примерно XVII-XVIII вв. От России откололась четвертая часть территории бывшего СССР с почти половиной населения.
- Россия лишилась значительной части портов. Она имеет ограниченный выход в Черное и Балтийское моря, хотя на Севере и Дальнем Востоке сохранила широкий выход к морям открытого океана.
- Россия стала более северной страной и удалилась от ряда мировых транспортных путей.
- За пределами России остались этнические русские меньшинства; не решены проблемы беженцев и выведенных из-за рубежа войск.
- На границах и на периферии России появились «горячие точки».
- Россия слаба экономически, ее армия не отвечает современным требованиям. А как перед обладателем мощных стратегических ядерных систем, при недостатке средств перед Россией стоит вопрос полноценности контроля над ними. Проблема усугубляется надежностью хранения ядерных материалов из-за деятельности в местах сосредоточения ядерных арсеналов криминальных групп.
- Как полноправный наследник бывшего СССР Россия, взяв на себя его внешние требования и обязательства, не может избавиться от старых геополитических проблем. Подписанный Россией 15 мая 1992 г. Договор о коллективной безопасности СССР привел, например, к погружению России в этнические, религиозные и политические проблемы Центральной Азии. Россия стала страной без настоящих государственных границ на большом протяжении. Она вынуждена соблюдать свои территориальные интересы, оставаясь на так называемых «имперских» границах и попадая в «ловушки» в Таджикистане, на Кавказе, в Крыму и Преднестровье.
Кроме того, Россия расплачивается за волюнтаризм в международных делах, в размещении производственных сил. Характерной чертой прежней роли России как центра, был ее огромный вклад в развитие страны, причем зачастую в ущерб себе. Россия прилагала все усилия, чтобы вывести на дорогу европейской цивилизации все среднеазиатские республики.
К плюсам моно отнести следующее:
- В пределах России остались лучшие по качеству, составу и конкурентоспособности на мировом рынке естественные ресурсы.
- Здесь сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР.
- Россия сохранила контакты со всеми соседями из числа развитых стран.
- Страна остается уникальным транзитным коридором через Евразию.
Итак, Россия остается обширнейшей трансконтинентальной державой с мощным поясом стран-соседей и с переходным, контактным положением между Европой и Азией. Трейвиш, 1995, с.16.
Дна из самых трудных внутренних проблем России, определяющих выбор ее поведения на мировой геополитической арене, заключается в незавершенности формирования современной государственной системы. Продолжается борьба по определению приоритетов национальных интересов. В этой борьбе отражаются противоречия нынешнего «революционного» периода, прежде всего между традиционалистами и демократами.
Гипотетически существуют три варианта трансформации (преобразования) России:
1) авторитарная империя, базу под которую подводят национал-большевики, с одной стороны, и коммунисты - с другой;
2) раскол России на конфликтующие друг с другом части;
3) строительство федеративного демократического государства с параллельным созданием условий для открытого гражданского общества.
Имперский вариант неизбежно натолкнется на антироссийские движения и блоки у наших границ. Минимум, что ждет в этом случае Россию, - это многолетняя изоляция от мирового сообщества. Новые независимые государства стремятся стать участниками исторического процесса.
Любое силовое давление на них будет вести к бойкоту России в мировом сообществе и к изоляции ее в мировом хозяйстве. Это связано с ее дальнейшим технологическим отставанием и с истощением ресурсов, так как ни одно государство в мире не может развиваться, опираясь только на свои внутренние источники роста. Кроме того, мировое сообщество в случае имперского вектора развития России не сможет не учитывать большую угрозу со стороны России как источника распространения стратегических технологий, особенно ядерных (даже в демократической России это происходит во взаимоотношении с Ираном, Китаем).
Второй вариант означает распад Хартленда в его классическом понимании. От интеллигентской безответственности может произойти цепная реакция нарушения стабильности мирового масштаба.
В недопущении раскола России в существующей ситуации как раз и состоит ответственность перед мировым сообществом.
Укрепление интегрированности российского государственного пространства является императивом. Однако эта задача сложна, поскольку «государственная масса» России очень неоднородна - в пределах России можно найти широкий набор социально-экономических регионов разного уровня развития и различного этнокультурного состава. В то же время тот естественный механизм рыночных сил, который способен спаять это пространство в единый экономический организм, на основе которого мог бы сложиться и интегрированный внутренний геополитический потенциал, не заработал пока в полную силу, и на формирование цивилизационного рынка уйдут многие годы.
Оптимальным для России третий вариант государственности, который позволит ей не потерять свою целостность и создать такой геополитический ход, который вернет России авторитет в рамках бывшего СССР и в мире. Федеративное устройство с сильными горизонтальными связями, демократия и открытость экономики и общества должны рассматриваться как необходимые условия нового геополитического кода России, учитывающего международный баланс сил.
Геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны.
Статус великой державы определяется некоторым комплексом факторов, среди которых можно назвать численность населения и размеры территории, природные ресурсы, экономические возможности, военную силу, внутриполитическую стабильность и уровень компетентности руководителей страны. С точки зрения органического сочетания демографических, производственно-экономических, территориальных, военно-экономических, военно-политических и иных факторов действительно сверхдержавой в послевоенные десятилетия были США.
Советский Союз был однобокой сверхдержавой, которая экономическую слабость компенсировала политической дисциплинированностью, военной силой и обильными природными ресурсами. Тем не менее, статус великой державы невозможно удержать без определенного уровня экономических возможностей. Как справедливо отмечал политэкономист XIX в. Ф.Лист, «способность создания богатства важнее, чем само богатство».
Что касается России, то у нее и то и другое есть в избытке. Если исходить из традиционного понимания геополитики и из реальностей мира с обычными вооружениями, то вместе с некоторыми обозревателями можно было бы сказать, что дни России как великой державы уже сочтены. Однако, военно-технические нововведения способствуют определенному размыванию позитивной корреляции между материальным богатством или уровнем экономического развития, и характером военной мощи государства. Это достигается прежде всего в результате изменения издержек на единицу военной мощи, сокращения стоимости и дает относительные преимущества экономически менее развитым странам.
Вместе с тем, нововведения в военном деле могут привести к увеличению стоимости единицы военной мощи, что в свою очередь может благоприятствовать более крупным политическим организациям. Так обстояло дело, например, в начале нового времени, когда ни отдельные феодалы, ни города-государства не могли финансировать крупные скопления военной мощи новых форм: артиллерию, постоянные армии, парусный флот. Это явилось решающим фактором в победе территориального национального государства над другими формами политической организации.
С появлением современных вооружений изменяются сами критерии оценки сравнительной мощи конкурирующих стран. Так, создание в 1906 г. Английского «Дредноута» сразу сделало устаревшими традиционные военные корабли. При господстве же ядерного оружия в этом плане произошли существенные изменения. Как писал Б.Броуди, «оружие, которое не способно поразить свой аналог, не становится бесполезным с появлением более новых и более совершенных типов». При производстве одной стороной наступательного оружия противная сторона может создать более мощное оборонительное оружие и наоборот. Такая асимметрия затрудняет сопоставление систем вооружений противоборствующих сторон.
Военно-стратегический баланс зависит от эквивалентности не только уровней технологического развития, но и параметров, таких как возможности доставки оружия, выживаемость, размеры сил. Советский Союз на начальном этапе гонки вооружений показал свою способность компенсировать технологическое отставание с помощью, например, размещения более крупных ракет, которые позволили использовать боеголовки большей мощности, что было призвано восполнить недостаточную точность. Более высокая военная технология влияет на стратегический баланс, но все же разрыв в балансе зависит от того, возможно ли его компенсировать за счет других средств.
У США и России число боеголовок и систем их доставки далеко превосходит потребности сдерживания. Более того, стратегия сдерживания делает излишним содержании в большом количестве обычных сил.
Если учесть, что у каждого государства не один, а несколько противников, то станет очевидна сложность обсуждения соответствующего баланса без предварительных политических выкладок относительно возможностей конфликта между конкретными государствами.
Кроме того, постоянно меняется ситуация, поэтому любой достигнутый баланс может быть нарушен.
Из всего можно делать вывод о кардинальном изменении баланса сил, который сложился в период холодной войны, что в свою очередь предполагает коренную трансформацию всей геополитической структуры во всепланетарном масштабе.
Уже в 70-80-х годах постепенно стало обнаруживаться, что сами принципы державности и сверхдержавности с точки зрения реальных возможностей одних государств навязывать свою волю другим претерпевают существенные изменения. Становится очевиден тот факт, что сверхдержавы не столь свердержавны, а мелкие государства не столь мелки, какими они некогда были. Обладание энергоресурсами, степень их доступности недоступности существенно изменили баланс между сильными и слабыми.
Для нас, российских граждан, естественно, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в контексте тех судьбоносных для нее сдвигов, которые произошли за последние годы. Само географическое месторасположение России на бескрайних просторах евразийского континента на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов, грандиозность ее пространств и исходящие от нее силы притяжения и отталкивания, потенциальные последствия для геополитических контуров современного мира ставят множество вопросов. Что есть Россия?
Россия оказалась в эпицентре глобальных перемен и стала крупнейшей зоной нестабильности. Крушение СССР и вызванный им тотальный кризис, нанесли мощный удар по самой российской государственности, подорвали привычный порядок, инфраструктуру менталитета. Переживаемые ею кардинальные изменения потребуют от России титанических усилий.
Тем не менее, при всех трудностях, переживаемых Россией, нельзя сказать, что для нее уже наступил вечер. Глубоко заблуждаются те, кто отводит России место и роль чуть ли не на обочине политики, считая, что она скатывается на уровень третьеримской страны.
В создавшихся ныне условиях перед Россией стоит задача заново сформировать свои политические цели, адекватные новым реальностям, заново определить интересы в области национальной безопасности. Концепция национальной безопасности, как известно, базируется прежде всего на связке «государство - внешняя среда». Однако положение России в настоящее время таково, что именно внутреннее состояние во многом определяет важнейшие параметры ее геополитической безопасности. Один из главных источников опасности подрыва национальных интересов России находится внутри самой России. Защищенность и стабильность государства можно считать обеспеченными, если гарантирована его внешняя и внутренняя безопасность. Именно успехи и неудачи на внутреннем фронте будут определять вес и влияние России как в постсоветском пространстве, так и в мире в целом.
Поэтому в концепциях национального интереса и безопасности должен быть решен комплекс внутренних проблем. Самым дискуссионным то и является вопрос, остается ли Россия после распада СССР великой державой, способной конкурировать на мировой арене на равных с другими великими державами.
Вместе с тем нельзя забывать, что народ, который одержим гордыней за свое величие и воображаемое превосходство над другими народами, равно как и народ, который ожесточен и озлоблен из-за унижения национального достоинства, не способен оценить свое реальное положение в мире, свои интересы, цели. В.Соловьев не случайно подчеркивал, что историческому народу, если он хочет жить полной национальной жизнью, необходимо перерасти самого себя, «уйти в интересы сверхнациональные, в жизнь всемирно-историческую», ибо любование самим собою, самоутверждение и самопоклонение способствуют не укреплению народного духа, а наоборот, его ослаблению и разложению.
Эти предостережения не потеряла свою актуальность и в наши дни, особенно некоторые современные авторы в поисках оригинальных путей социального и политического переустройства, России не прочь преувеличить фактор ее самобытности и особого пути развития.
Нет сомнений, что Россия может сохранить свое величие, лишь оставаясь Россией. Ни одной государство не способно добиться экономического подъема и роста благосостояния народа без использования национальных ресурсов, как материальных, так и духовных. Вместе с тем, нельзя не отметить и то, что Россия принадлежит либо к Востоку, либо к Западу.
Ныне Россия занимает не просто полуокраинное по отношению к мировым центрам положение, как это было до первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в двухполюсном миропорядке послевоенного периода, а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. В то же время она является центром притяжения стран постсоветского пространства. Главная задача внешнеполитических служб России состоит в том, чтобы обеспечить стабильное и безопасное окружение для решения проблем, связанных с формированием и утверждением новой социально-экономической и государственно-политической системы.
Иначе говоря, необходимо концентрировать внимание на поисках собственного пути с национальным обликом в условиях окончания современности и наступления постмодерна.
Если в начале реформ для России курс на модернизацию означал ориентацию на «вхождение в Европу», то осознание революционных изменений в области информационной и телекоммуникационной технологии, полицентричности современного мира, наличия в нем не одного, а многих центров, располагающих необходимыми знаниями, технологиями и финансовыми ресурсами, открывает гораздо более широкие возможности приобщения к передовому опыту и интеграции в мировое хозяйство, причем с учетом национальных интересов.
На протяжении всей своей истории геополитические контуры России характеризовались исключительно высокой подвижностью. Россия испытывала постоянные территориальные приобретения и потери, но постепенно более или менее ясно вырисовывалась главная тенденция - неуклонное расширение ее геополитического пространства, будь то мирными или силовыми средствами. К концу XIX - началу ХХ в. Границы России приобрели, возможно за некоторыми исключениями, свои естественные очертания.
Сложившийся геополитический расклад открывал перед Россией благоприятные перспективы как для социально-экономического и политического развития, так и для общения в мировом сообществе. Она стала одновременно европейской, азиатской и азиатско-тихоокеанской, континентальной и океанической державой. Поэтому ключевым направлением в политической стратегии России стала установка на стабилизацию геополитического статус-кво, сохранение и закрепление сложившегося баланса мировых сил. И сейчас при всех понесенных потерях Россия остается державой. В Европе Россия стала страной, по свому весу и влиянию равной Великобритании или Франции. В Восточной Азии она занимает, в военно-политическом отношении, место, эквивалентное тому, которое занимает, скажем, Китай.
В экономическом аспекте Россия по абсолютному масштабу экономики в несколько раз уступает Японии, Китаю и Германии, примыкает к великим державам второго ранга (Франции, Италии, Великобритании). Огромная внешняя задолженность, по существу, делает российский бюджет заложником ежегодных переговоров по реструктуризации долга и предоставлению Запада новых кредитов для его рефинансирования. Эти обстоятельства существенно ограничивают международное влияние России.
При всех очевидных модификациях ситуации и возможных оговорках нельзя забывать, что в современном мире еще никто не отменял роли силы и соответственно военной мощи. С этой точки зрения Россия, стоящая на втором месте в мире по ядерной мощи, способна при необходимости бросить вызов любому противнику как на Востоке, так и на Западе, как на юге, так и на Севере. А нынешнем этапе в военно-политическом плане только Россия способно противостоять США, претендующим на роль единственной глобальной державы. Со значительной долей уверенности модно сказать, что в большинстве ведущих регионов Москва пока что остается военно-стратегическим тяжеловесом, а с выходом из экономического кризиса этот статус неизбежно укрепится.
Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устраивающую правовую идею.
Любые крупномасштабные события и преобразования в России неизменно оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на положение дел во всемирном масштабе.
Это определяется прежде всего тем, что Россия занимает особое, уникальное положение в геополитической структуре современного мира. Она раскинулась на огромных пространствах, образующих своеобразный становой хребет, соединяющий Европу и Азию в единый евразийский континент. Достаточно взглянуть на политическую карту, убеждаясь в том, что уже сам геополитический размах России прямо-таки обретает ее на статус мировой державы. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя политика России приобретает стратегическое измерение. Особую важность геополитическое положение России в нынешних реальностях приобретает в силу ее близости к некоторым из наиболее опасных очагов и эпицентров национально-территориальных конфликтов.
В интересах России - способствовать укреплению глобальных и региональных структур, ставящих своей целью обеспечение мира, безопасности и сотрудничества, - прежде всего ООН и ОБСЕ. Эти структуры, по существу, представляют собой уникальные лаборатории по организации жизни человеческих макросообществ.
Ориентиром для внешней политики России должна быть не защита частично утерянных, ненужных в новых условиях или дорогостоящих позиций, а нацеленность на достойное место в мировом сообществе.
В целях обеспечения эффективной реализации геостратегии необходимо разработать эффективную нормативно-правовую базу.
Глава 2. Нормативно-правовая база геополитической стратегии России

2.1 Разграничение полномочий в области внешней политики по Конституции РФ

Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти и способы их разрешения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узлы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением является война.
В современном мире государства прибегают к войне как к средству обеспечения своих национальных интересов лишь в крайнем случае, когда все другие средства не дали положительного результата. В большинстве случаев государства предпочитают решать возникающие между ними споры и конфликты за столом переговоров, путем взаимного сотрудничества и согласия. Поэтому конфликт и консенсус, т.е. согласие, сменяя и пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества.
Интенсивность конфликтов и устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, которая создает собственный расклад социальных и политических сил, экономических, военно-политических и иных факторов. В этом контексте геополитика уделяет особое внимание механизмам принятия решений, роли и функциям важнейших институтов при решении международных конфликтов и достижении консенсуса между государствами.
Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки рения главная задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.
Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России - это министерства иностранных дел, в США - государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции - министерство внешних сношений, в Аргентине - министерство внешних сношений и культа. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, это ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.
Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в.
В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму подержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.
Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительство страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.
Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В ее задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач.
Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании экономических, политических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах. Дипломатам приходится решать такие вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие.
Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры; призванных регулировать отношения между ними. Поэтому эти отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами и хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств.
В наиболее очевидной форме сотрудничество между государствами проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами.
В современном мире большинство важных договоров - это торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами. Примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит комплекс, или свод правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участницами. Это соглашение, подписанное в Женеве представителями 23 стран и вступившее в силу 1 января 1948 г., представляет одновременно международную организацию для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам.
После второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г.
Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности.
В декабре 1993 года народ РФ принял Конституцию, в которой закрепляется разграничение ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно статье 71 Конституции РФ внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, внешнеэкономические отношения РФ находятся в компетенции РФ. Кроме того, в ведении РФ находится установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества: производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; таможенное регулирование, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, могущие также быть предметами и объектами международных отношений России и ее регионов. Но в связи с тем, что перечисленные полномочия находятся в ведении РФ, регионы лишены определенной самостоятельности в этой области.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и водными ресурсами; вопросы культуры, образования, науки и спорта, защита исконных сред обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических народностей, координация международных и внешнеэкономических связей находятся в совместной деятельности центра и субъектов РФ. Следовательно, в этих областях деятельности регионы обладают некоторой инициативой и в большей степени самостоятельны. Вне пределов полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти. Однако, учитывая ранее изложенное, лишь очень малая часть внешней политики может быть сформулирована в рамках исключительного ведения субъектов РФ, так как основные направления внешней политики находятся в рамках совместного ведения или исключительного ведения РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ, регионы заняты в основном реализацией. По вопросам совместного ведения имеет место как реализация, так и самостоятельное формирование внешней политики. Очевидно, что изменение геополитического положения России обуславливает повышение роли субъектов РФ, особенно во внешнеэкономической сфере.
В компетенции субъектов РФ должны быть вопросы:
1) управления региональной инфраструктурой;
2) участия в получении доли фискальных доходов, получаемых от внешней торговли.
Таким образом, налицо тенденция к регионализации внешнеэкономической деятельности, что делает государство плохо управляемым и небезопасным с национальной точки зрения.
2.2 Основные направления и задачи нормативно-правового регулирования национальной безопасности

Общая характеристика состояния законодательной базы и правового регулирования в области национальной безопасности. В настоящее время правовое регулирование вопросов национальной безопасности по отдельным видам безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов, более 200 указов Президента РФ, около 500 Постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов.
Законодательная база в области национальной безопасности РФ носит частично-фрагментарный характер, порождая локальные (изолированные друг от друга) и разрозненные массивы правовых норм, касающиеся отдельных видов национальной безопасности и относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы национальной безопасности пронизывают фактически все сферы общественных отношений и объективно могут быть определены в любой из существующих отраслей права. Можно констатировать и наличие потенциальных затруднений в применении существующих норм права в определенных случаях государственной и общественной деятельности.
При этом в обществе не сформировалось целостное представление о национальной безопасности России и, следовательно, в настоящее время системный подход к формированию права и законотворчеству в области национальной безопасности весьма затруднен. Это определяет отсутствие надлежащей систематизации ныне действующего законодательства в области национальной безопасности в целом и создает трудности объективного и субъективного характера при формировании целостного нормативного правового обеспечения деятельности в области обеспечения национальной безопасности.
Перечисленные основные аспекты правового регулирования национальной безопасности в Российской Федерации определяются рядом объективных причин.
Во-первых, в России продолжается становление новых общественных отношений и демократического правового государства, что влечет за собой необходимость изменения всего правового пространства РФ.
Во-вторых, изменение геополитического положения и государственного устройства повлекло за собой расширение представления о правовом регулировании вопросов безопасности личности, общества и государства.
В-третьих, отсутствие сформированных национальных интересов и долгосрочных целей национальной безопасности затрудняет деятельность государства в области обеспечения национальной безопасности, в том числе, законотворческий процесс в этой области. Большинство нормативных правовых актов по вопросам национальной безопасности не относится к актам (законам) прямого действия.
Существующие системы законодательства в области национальной безопасности.
В большинстве государств как континентальной, так и англо-саксонской систем права вопросы обеспечения национальной безопасности кодифицированы в рамках соответствующих традиционных отраслей права. Например, в США вопросы национальной безопасности рассматриваются отдельной главой (chapter 15) в рамках Кодекса Title--50 «Война и национальная оборона».
Большинство обобщающих сборников нормативных правовых актов, в которых делается попытка отразить единство национальной безопасности, составляются методом инкорпорации. При этом, в американской системе права к вопросам национальной безопасности относятся: цели внешней политики, утверждаемые в различных документах президента и конгресса; нормы международного права, связанные с договорными обязательствами Соединенных Штатов, вопросами войны и мира, контроля за вооружениями; внутренние законы и подзаконные акты, относящиеся к функционированию государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности в различных ее сферах.
Содержание зарубежных сборников нормативных правовых актов в области национальной безопасности свидетельствует о том, что объединяемые в их рамках акты в основном отражают взгляды на обеспечение безопасности правящей администрации в конкретных условиях международной и внутренней обстановки. Особое внимание при этом уделяется процедурным вопросам межведомственного взаимодействия, разделения полномочий и предметов ведения государственных органов в случаях возникновения внутренних опасностей и внешних угроз, прежде всего военных.
Основные направления и задачи в области систематизации законодательства и формирования права в области национальной безопасности. Применение права является способом обеспечения национальной безопасности как состояния личности, общества и государства, не выходящего за пределы действующих правовых норм. Выход за эти пределы любой деятельности субъектов права национальной безопасности может быть квалифицировано как нарушение национальной безопасности, как угроза или опасность.
В связи с этим, роль права в создании универсальной системы национальной безопасности сводится к проработке двух ключевых направлений и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.