На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Определение понятия геополитики на примере России. Производственный потенциал Забайкальского края и региональные особенности его интеграции в экономическое пространство АТР. Организация международной научной конференции Забайкалье в геополитике.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



РЕФЕРАТ
Геополитическое положение Забайкальского края
ПЛАН
Введение
1. Понятие "геополитики" на примере России
2. Производственный потенциал и геополитическое положение Забайкальского края
3. Региональные особенности интеграции Забайкальского края в экономическое пространство АТР
4. Решение международной научной конференции "Забайкалье в геополитике"
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Геополитика занимает важное место в современной международной политический и экономической жизни. Без геополитических прогнозов невозможно представить будущее страны. В многополярном мире с открытыми и закрытыми обществами и экономиками государственный деятель обязан обладать геополитическим мышлением. Но геополитика важна не только для депутатов, сенаторов и президентов, она становится составной частью общеобразовательной культуры. Представления о геополитике нужны каждому человеку, стремящемуся занять активные позиции в обществе.
Возрождение геополитики идет с большими трудностями. Многие фундаментальные положения географии, положенные в основу геополитики, были сформулированы еще в XIX веке и требуют уточнения. Совершенно очевидно, что необходимо расширить границы геополитики, и кроме географического детерминизма учитывать геоэкономические социкультурные и другие факторы. На этом пути возникает опасность. Небывалый интерес в геополитике сопровождается размыванием ее контуров.
Наиболее блестящее определение геополитике дал Карл Хаусхофер, рассматривающий науку как умение использовать географические знания для выработки и обоснования политики государства, как искусство руководства практической политикой: "Геополитика - это географический разум государства".
Фундаментальным понятием науки является представление о геополитическом положении, отличающемся от географического. Каждая страна занимает определенное географическое положение, но может не иметь геополитического, зависящего прежде всего от мощи государства (политической, военной, экономической, информационной и т.д.).
Исследователи различают фундаментальную (глобальную) и прикладную геополитику, геополитику и политическую географию, геополитическую экономику (геоэкономику), геостратегию, политико-географическую философию. Фундаментальная геополитика рассматривает теории и концепции жизненного пространства, мировой революции, осевого пространства, морского могущества, атлантизма, евразийства, теорию сдерживания и многие другие.
Прикладная политическая география (геополитика или геополиномика) анализирует широкий спектр политико-экономико-географических проблем, таких как появление и распад суверенных государств, возрождение национализма, глобализация и регионализация, транспортные коридоры и зависимость от энергетических ресурсов, возрастающая роль международных организаций и финансовых институтов, геополитические аспекты реализации конкретных международных инвестиционных проектов и многие другие проблемы.
Геостратегия рассматривается западными политологами как стратегическое управление геополитическими и геоэкономическими интересами. В условиях глобализации усилилось влияние мирохозяйственных процессов не только на макрорегиональном (межгосударственном) уровне, но и в региональной (районной) политике. Это потребовало учитывать влияние геополитических и геоэкономических факторов на развитие отдельных районов страны. Появился еще один уровень геостратегии - искусства добиваться делового успеха в данном месте и социальном времени с учетом не только внутренних, но и внешних факторов.
Знание основ геополитики позволяет человеку видеть во внешне хаотичном ходе международных событий определенность замыслов и решений. Но важнее пожалуй то, что оно позволяет человеку определить место его страны в общем раскладе мировой политики и осознанно выбрать свою линию поведения в соответствующих событиях и в роли гражданина Отечества, и в роли сына планеты Земля.
1. Понятие "геополитики" на примере России
Прежде чем перейти к рассмотрению темы, мне хотелось бы раскрыть понятия геополитики, потенциала, стратегии и положения, в общем, и на примере России.
Итак, геополитика, что под этим подразумевается. Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направлений ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.
Более-менее общепринятого определения геополитики не существует, что связывается с относительной молодостью этой научной дисциплины и сложностью объекта ее изучения. Критики считают, что такая неопределенность проистекает из паранаучного характера геополитики, перемешивающей реальные факты и концепции, уже изучаемые экономической и политической географией, политологией, теорией международных отношений, военной стратегией и т.д.
Обычно слово употребляется в двух значениях узком и широком. В узком значении - это обладающая собственным методом, исследовательской традицией и научной, дисциплина, изучающая зависимость государственной политики, прежде всего - внешней, от географических факторов. Слово составлено из двух греческих корней: - земля и то, что связано с землей; - то, что связано с государством, гражданством. В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств, в той степени, в которой она связана с географическими и территориальными факторами. Предполагается, что геополитика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова.
В 90-х годах ХХ века Россия находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами, перекрестке своей судьбы. В исторической драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последние из обстоятельств, определяющих облик будущего страны. Из всех "переломных" моментов, через которые прошла наша страна за последние 10-15 лет, нынешний, может быть, "самый переломный". Социально-экономические эксперименты подвели Россию к черте, за которой уже вполне отчетливо просматривается распад государства и вырождение нации. В то же время начавшийся процесс перемен в составе правящей элиты и связанные с этим некоторое повышение тонуса общественной жизни, появление свежих идей и т.д. порождают надежду, что мы все не сумеем отойти от края пропасти. Вопрос только в том - куда. Беспрецедентная сложность, противоречивость ситуации, как внутри страны, так и за ее пределами, рождает потребность в четко разработанном и документально оформленном плане е дальнейшего движения - стратегии государственного строительства.
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, просто не может остаться в стороне от международных отношений.
На пороге XXI века Россия, если она хочет отвечать минимальным условиям цивилизованности, геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики. После распада СССР Россия потеряла большинство своих союзников, которые считали СССР "большим братом", они разочаровались и не знали, что делать, и большинство из них нашли тепло и поддержку в лице Соединенных Штатов, которые не упустят возможности побольнее ударить пока слабую, но гордую Россию.
Очень известное выражение: "Мыслить глобально - действовать локально!" в свою очередь только подчеркивает задачи геополитики.
Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политик, а также проблемы, связанные с геополитикой.
Если, например, проблемы, связанные с экономикой, экологией, можно решить совместно с другими государствами, то проблемы геополитики необходимо решать одному государству, так как это его жизненные интересы.
Осознание Россией своей новой роли в изменяющемся мире требует определения ее долгосрочных стратегических интересов, выбора ближайших и отдаленных приоритетов, формирования систем "обратной связи", регистрирующих вектор движения страны и меру его расхождения с намеченной траекторией. Необходима доктрина национальной безопасности, рассчитанная на длительную перспективу, на первую четверть наступающего XXI века. Попытки формирования такой доктрины в последние годы предпринимались неоднократно.
В основе предлагаемой в материалах Совета безопасности РФ доктрины национальной геополитической безопасности лежит известная концепция "стабильного развития". Однако при этом не предлагается каких-либо конкретных технологий оценки эффективности защиты национальной безопасности при использовании тех или иных стратегий.
Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности "ветвей власти", приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.
Бесспорно, что Россия является правопреемником СССР и принимает на себя значительную часть ответственности за формирование грядущего миропорядка. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, она вместе с другими великими державами отвечает за мирное будущее во всех регионах мира. Однако в современном мире "звание" великой державы не только почетно и ответственно, но и весьма обременительно. Многие международные вопросы стране с таким статусом приходится решать за счет или в ущерб ее национальному благосостоянию. И это в первую очередь касается военной сферы. Если в период холодной войны стремление СССР любой ценой удержать паритет с США в области вооружений еще можно было объяснить идеологическими догмами, то в настоящее время (даже если вектор международной политики направлен на "холодный мир"), гонка вооружений не имеет под собой никаких объективных оснований.
Представляется, что в обозримом будущем главные проблемы РФ будут находиться не вне, а внутри нее. Возрождение экономики, политическая стабилизация, качественное улучшение социального положения граждан еще длительное время будут занимать приоритетное место в системе национально-государственных интересов. Что не касается активности в межгосударственных отношениях, в том числе и военно-политических, то она, на наш взгляд, носит вспомогательный характер. Внешнеполитические усилия России как "трансрегиональной державы" должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для "самососредоточения", решения всего комплекса внутренних проблем, накопившихся за многие десятилетия.
Геополитический потенциал страны определяется ее размерами (территория, морские выходы, население, валовый национальный продукт) и степенью внешнеполитического влияния (уровень развитости страны, ее природно-ресурсный, внешнеэкономический и военный потенциал, развитие дипломатических отношений). Под геополитическим положением страны следует понимать географическое положение страны по отношению к другим, прежде всего - соседним странам, с учетом сходства и различия их политических систем, соотношения их геополитических потенциалов, а также - наличия или отсутствия взаимных геополитических интересов и проблем.

2. Производственный потенциал и геополитическое положение Забайкальского края

(По материалам А.А.Томских, Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита)
Говорить о влиянии геополитического положения Забайкальского края на ее производственный потенциал невозможно без обращения к положению азиатской части (дальний Восток и Забайкалье) в условиях экономической глобализации.
В советское время региону отводилась и роль "кузницы резервов" и отрешенного от внешнего мира военного плацдарма (Михеев, 2002, с.100). Экономика региона носила преимущественно сырьевую и энергетическую направленность для удовлетворения потребностей европейской части страны, обеспечивала продукцией животноводства и обслуживала транспортные потоки.
По своим экономическим показателям и положению регион можно смело отнести к районам периферийного типа со всеми вытекающими последствиями. Читинская область вследствие ее географического положения может считаться примером глубокой периферии.
Начиная с указанного периода попытки активизировать экономику региона, усилить интеграционные связи запада и востока страны, безопасности рубежей делались неоднократно. Ярким примером является строительство Транссибирской, а значительно позже и Байкало-амурской магистрали. В результате разработки нескольких программ "Дальний Восток и Забайкалье", других постановлений правительства постоянно делались попытки преодолеть черты одностороннего хозяйственного развития региона, с целью увеличения удельного веса перерабатывающих отраслей промышленности. В отдельные периоды успехи области были налицо (табл. 1).
Таблица 1
Отрасли промышленности
Читинская область
годы
1940
1970
1980
1990
1995
2000
2001
2005
Промышленность, всего
100
100
100
100
100
100
100
100
Электроэнергетика
-
3.1
4.3
4.6
25.6
25.7
26.5
31.0
Топливная
8.9
5.6
5.9
6.5
12.6
12.9
14.0
15.1
Черная металлургия
2.0
6.2
3.6
2.5
4.0
0.7
1.7
0.1
Цветная металлургия
9.9
10.7
6.4
14.5
26.0
40.3
38.1
36.9
Машиностроение и металлообработка
33.5
15.5
16.0
12.4
6.2
4.4
4.5
3.5
Лесная и деревообрабатывающая
11.5
11.8
9.1
8.9
3.3
1.9
2.2
1.3
Строительных материалов
-
4.8
3.1
5.2
4.9
2.4
2.3
0.1
Легкая
5.6
13.1
32.2
26.7
1.7
0.3
0.3
0.1
Пищевая
20.7
27.2
16.3
13.4
12.2
7.2
9.7
8.0
Прочие
7.9
2.0
3.1
5.3
3.5
4.2
0.7
3.5
* Составлена по данным: Недешев, 1975; Чит. обл. в цифрах 2000, 2002; 2000 - оценка с позиции 1983 по (Недешев, Задорожный, 1983); 2005 - рассчитано автором по Программе (2000).
Однако непростые отношения СССР с КНР, особенно в 60 - 70-е постоянно влияли на возможность создания здесь мощных промышленных производств всесоюзного значения. Развитие получила лишь горнорудная промышленность, которая привязана к месту и ВПК, и соответственно, обслуживающие их отрасли машиностроения, транспорта и энергетики.
После развала СССР и движения к открытой экономике предшествующее развитие региона не смогло не сказаться на его промышленном потенциале. Продукция горнодобывающих отраслей промышленности оказалась не "востребованной" давними партнерами (государством), а продукция перерабатывающих отраслей не смогла найти спрос на рынке ближайших государств из-за своей неконкурентоспособности.
В результате при сохранении функций области с 1990 по 2001гг. в ВРП на микроуровне вырос удельный вес сферы услуг с 31,2 до 57,6%, снизилась роль в межрегиональном разделении труда на экономическом пространстве РФ с 1% в ВИП в 1990г. до 0,5% в 2001г. (Чит. обл., 2000; 2002). На мезоуровне, если распределить отрасли экономики по трем выполняемым функциям - транзит, внешний (вывоз продукции вне области) и внутренний, то наблюдается рост транзита области с 17 до 30%, снижение внешней функции с 29 до 9% и увеличение на 20% удельного веса отраслей, обслуживающих внутренние потребности.
Регион, а в его лице государство, упустило шанс в 60-е - 70-е годы, активнее входить на рынок соседних стран особенно Китая, когда продукция области была востребована, еще непритязательной азиатской экономикой. Сейчас наши соседи "ушли" уже далеко вперед и техническая продукция Читинских производителей конца 80-х им уже не нужна. Потребностью соседних экономик стали сырьевые и энергетические ресурсы, что в последние годы активно влияет на развитие отраслей промышленного производства. Иллюстрацией этого является структура импорта области, в которой преобладает сырье - 80%, а также интерес зарубежных инвесторов, прежде всего к ресурсным проектам.
Есть ли выход из этой ситуации?
Администрация ЧО, исходя из программно-целевого подхода к управлению в регионе, ставит задачей подъем экономического положения Забайкальского края на уровень относительно благополучных 90-х годов. Основные усилия направляются на энергетику, топливную промышленность и цветную металлургию (добывающую часть), которые в будущем должны стать основой для развития остальных сфер экономики. При этом внешние функции планируется поддерживать, традиционно, сырьевыми отраслями, в которых доминирующее значение отводится горнодобывающей цветной металлургии и топливной промышленности (Программа 2000). Перспективы связываются с рядом угольных разрезов, прежде всего Харанорским, Читинским месторождением железо-ванадиевых руд, Приаргунским горно-химическим объединением и Забайкальским горно-обогатительным комбинатом. Мы считаем, что неправильно связывать перспективы области только с добывающими отраслями, так как они не обладают способностью накапливать средства. С точки зрения рыночной экономики ценность ресурсов Забайкалья сильно завышена, так как большинство месторождений руд металлов низкие по качеству (Шевчук, 2001).
По этой причине многие ГОКи области и в период советской власти были планово убыточными. В целом отраслевой подход может не дать стимулирующий эффект развитию всего региона. Судя по ситуации с Забайкальской железной дорогой и топливной промышленностью отрасли в настоящее время не ориентированы на нужды региона. По нашему мнению необходимо комплексное решение проблемы. Мы видим ее в реанимировании идеи локальных (точечных) зон СЭЗ "Даурия" (Грибова, 2000). Среди таких зон необходимы разные по специализации и направлению развития: Забайкальск - Манчжурия - торгово-промышленная, Читинская - транспортно-промышленная, Чарская - горно-промышленная, Приаргунская - промышленная. В этом смысле мы солидарны с идеологами особого экономического статуса области, что ее перспективы и на сегодняшний день представляются современным и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.