На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Происхождение и основные признаки гражданского общества как формы государственности, обладающей определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Проблемы становления и развития гражданского общества в Украине, его институциональная структура.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


12
Реферат
"Гражданское общество"

Гражданское общество: происхождение, основные признаки

Со времени первого упоминания понятия "гражданское общество" в комментариях к "Политике" Аристотеля (XIV в) оно отличалось крайней широтой и неоднозначностью. Становление данной научной категории знаменовало переход от понятия civitas - город град к civilitas, означавшему и "управление", и "государство", и "гражданство", и "цивильность". Долгое время в политической науке понятия "гражданское общество" и "государство" не различались. Однако по мере дифференциации различных сфер общества, освобождения их от вездесущей государственной власти, начала процесса превращения бесправного подданного в свободного гражданина эти понятия приобретают собственное значение.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis - гражданин было образовано понятие civitas - общество.

В середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства.

Дж. Локк трактует "гражданское общество" как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Он впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу провозгласил главной общественной ценностью. В его понимании свобода нуждается, прежде всего. в защите от государства и достигается эта цель создание общественного договора, служащего защитной структурой между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.

Для Т. Пейна гражданское общество представляло собой область саморегуляции частных интересов. Государство, считает он, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся индивиды не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается по общественному договору - единственно возможному способу создать государство. Поэтому верховная власть в нем должна принадлежать народу. Отстаивая идею народного суверенитета, Т. Пейн обосновывает право народа учреждать или уничтожать любую форму правления. Как и другие представители естественно-правовой теории, Т. Пейн различал естественные и гражданские права человека. Таким образом, уже у истоков появления концепции был поставлен вопрос о взаимодействии гражданского общества и государства.

Позднее Г. Гегель рассматривал гражданское общество как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества, реализацию гражданских прав. Гражданское общество для него - совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой его выступает частная собственность. Однако движущей силой исторического прогресса, по Гегелю, является государство, воплощающее "Мировой Дух", гражданское общество выступает как "инобытие" Духа-Идеи. И оно, и индивид подчинены государству, ибо только последнее защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость, реализует всеобщность интересов.

К. Маркс рассматривает гражданское общество исходя из материалистического понимания истории, в соответствии с которым государство и политика являются отражением экономических производственных отношений; государство при этом - инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Буржуазное общество, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию индивидов, поглощает гражданское общество. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового общества - коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития общества. Эта цель достигается ликвидацией частной собственности, что позволяет достичь не только юридического, правового равенства буржуазного общества, но и фактического экономического равенства всех индивидов. Государство уступает место коммунистическому самоуправлению, и проблема противостояния гражданского общества и государства решается сама собой.

При всей несхожести этих (и многих других) подходов к концепции гражданского общества одна мысль проступает отчетливо: становление гражданского общества - цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизуются и граждане, и гражданские отношения, и само государство. В этом процессе формируются и складываются новые, более упорядоченные, менее конфликтные отношения в обществе.

Введение понятия "гражданское общество" в лексикон политической науки отразило прежде всего процесс утверждения в обществе норм индивидуальной и групповой свободы личности в противовес государственному контролю за ее деятельностью. Сквозь призму гражданского общества личность и созданные индивидами добровольные объединения рассматриваются как самостоятельный источник влияния в социуме, противоположный и конкурирующий с государством. Ось "гражданское общество - государство" составляет сердцевину проблемы. Как, каким образом они взаимодействуют, в какие моменты противостоят друг другу, в каких случаях сотрудничают? По определению Ж. - Л. Кермона, "гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства". Это - семейные, общественные, экономические, культурные, религиозные И пр. структуры, которые развиваются в обществе вне государства и создают условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

В свою очередь государство - центр властвования, располагающий аппаратом насилия, стремится укрепить позиции достигшей власти социальной группы и предотвратить центробежные дезинтегрирующие тенденции в обществе.

Становление и развитие гражданского общества

Становление и развитие гражданского общества протекает вместе с зарождением и эволюцией буржуазной цивилизации. Оно пришло на смену традиционному, сословно-кастовому, в котором социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Государство в добуржуазные эпохи практически совпадало с имущими классами, охраняло их привилегии, регламентировало многие стороны экономической, религиозной, духовной жизни.

Формирование новых социально-экономических отношений, развитие товарно-денежных связей, появление буржуазного слоя самостоятельных товаропроизводителей явились фундаментом становления 'гражданского общества и правового государства. Их утверждение потребовало, прежде всего, лично свободного индивида, а для этого необходимо было разрезать пуповину, связывающую феодального подданного со всесильным государством, разделить личную и политическую жизнь. При феодализме все важнейшие институты человеческой жизни - семья, собственность, организация труда и т.д. - имели статус элементов государственной организации. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, религиозной, политической, и иной сфер, вне своего статуса и приписанных ему р0. лей в этих сферах, которые, в свою очередь, составляла неразрывное целое с государством, с политической системой. Все важнейшие сферы жизни, по сути дела, под. лежали государственному регулированию.

Поэтому первым шагом на пути и к правовому государству, и к гражданскому обществу стало обоснование прав человека. "Мысль о правах человека, - писал Б. Бауэр, - лишь в прошлом столетии была открыта для христианского мира. Она не является для человека врожденной, а, напротив, завоевана им лишь в борьбе против исторических традиций, в которых до сих пор воспитывался человек. Таким образом, права человека - не дар природы, они также не полученное нами от прошлой истории наследие, - они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передававшихся историей из поколения в поколение". Для феодального права характерно отсутствие идеи индивидуальных прав, призванных поставить границы государственной власти. Иное дело - буржуазное общество, особенность которого состоит в разделении политической и социальной сфер стратификации. Буржуазная правовая мысль отделяет правовой статус отдельного человека от его социально-экономического положения в обществе, превращает его одновременно в частное лицо и гражданина общества. Сфера частных интересов, индивидуальных прав освобождается от политического контроля.

Мыслители нового времени поставили на первый план свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной независимой единицы социального действия. И поэтому все формы наследственной власти и сословных привилегий, нарушающие принцип равенств" подданных перед государством, утратили в их глазах право на существование и подлежали ликвидации.

Вместе с ними рушились "старый порядок", само феодальное общество, по сути своей, политическое. На смену ему шло гражданское, в основе своей, буржуазное общество.

Процесс становления гражданского общества потребовал от политической теории углубленной разработки проблемы прав личности. Представители естественно-Правовой теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Пейн, Б. Костан и яр) разграничивали естественные и гражданские права человека. Как писал впоследствии К. Маркс, "droits de Iґhomme - права человека, как таковые, отличаются от droits du citoyen - прав гражданина государства. Кто же этот homme, отличный от citoyen? Не кто иной, как член гражданского общества".

Все приверженцы договорной теории происхождения государства различали естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе" по "праву его существования". К ним относятся: право на счастье, жизнь, равенство, свобода. Этими правами человек, по мнению сторонников концепции "общественного договора", обладал в естественном состоянии. С образованием государства люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.