На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возникновение целостной концепции правового государства. Сущность, основные принципы, функции правового государства. Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности. Становление правового государства и гражданского общества в России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
«Гражданское общество и правовое государство»
1. Сущность и основные принципы правового государства

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Сходные взгляды имел и другой выдающийся древнегреческий философ - Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»
Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.
Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX в. - периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, не отчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне эти идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными мыслителями - голландским правоведом Г. Гроцием и его соотечественником философом Б. Спинозой, английским ученым Дж. Локком, французским философом Ш. Монтескье, американским политическим деятелем Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Так, в трактовке Дж. Локка, в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека, а также обязательно осуществляющий разделение властей.
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Ш. Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главными условиями для обеспечения политической свободы.
Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), целом ряде других правовых актов.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинения государства обществу. Понятие «правовое государство» (этот термин впервые был употреблен в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации.
В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов. Важнейшие из них следующие.
Верховенство правового закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
Реальность прав и свобод граждан. Признаются, утверждаются и гарантируются права и свободы человека. Причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.
Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством. (В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части российского населения, равнодушие граждан к делам общества и государства, что порождено длительным периодом застоя, уравниловкой и т. д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно, лишь раскрепостив личность, предоставив возможность самостоятельного творчества и инициативы.)
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.
Разделение властей предусматривает организационно-правовой механизм их взаимодействия и взаимного сдерживания, что необходимо для удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.
Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.
Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.
Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. Само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.
В этой связи было бы неправильно считать правовым государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо законы могут быть разными. Важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (например, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.
Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные нрава.
Декларация провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Причем в тексте Декларации подчеркивается, что всем комплексом прав и свобод люди должны обладать независимо от их расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Среди важнейших гражданских (личностных), политических прав и свобод в тексте Декларации отмечаются: право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокости, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения и наказания; право на равную защиту закона; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода передвижения; право на свободу совести и религии, свободу убеждений и свободное их выражения; право на убежище, гражданство; право владеть имуществом; право на свободу мирных собраний, ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и равного доступа к государственной службе в своей стране.
К числу важнейших социально-экономических и культурных прав, изложенных в Декларации, следует отнести: право на социальное обеспечение и осуществление прав, необходимых для поддержания достоинства человека и свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях; право на труд, свободу выбора работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости или иного случая утраты средств к существованию; право на образование и многие другие права и свободы.
Самая главная гарантия безопасности человека содержится в принципе презумпции невиновности, который в Декларации формулируется так: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».
Важным документом, составляющим основу международного сотрудничества, является принятый ООН Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, провозглашающий право народов на самоопределение и устанавливающий обязательства государств в деле полного осуществления прав человека. Сюда же относится Международный пакт о гражданских и политических правах, который налагает обязательства на государства-участники принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами.
Правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека - систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.
Правовое государство осуществляет определенные функции.
Экономическая функция. В условиях правового государства она не имеет ничего общего с хозяйственно-административной деятельностью, когда государство берет под свой полный и жесткий контроль все стороны экономической жизни общества. Экономическая функция правового государства сводится в основном к регулированию рыночных отношений, многоукладной экономики при полной самостоятельности предприятий частного сектора. Причем для регулирования используются главным образом экономические методы: создание режима наибольшего благоприятствования для производства необходимой для общества продукции, снижение процентных ставок на предоставляемые производителям этой продукции кредиты и т. д. Более действенный контроль осуществляется лишь над теми предприятиями, которые находятся в собственности самого государства.
Правоохранительная функция. Правовое государство должно гарантировать охрану свободы и прав личности, поддерживать общественный порядок, соблюдая установленные законом пределы полномочий соответствующих органов.
Обеспечение социальных потребностей человека. В правовом государстве значительная часть потребностей удовлетворяется кооперативным и частным секторами (организация общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.), но наиболее трудные, капиталоемкие - государством. Это охрана окружающей среды, создание высококачественного здравоохранения, системы отдыха, образования и т. д. Одновременно должны развиваться смешанные государственно-частные системы (например, страхование граждан).
2. Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и политическое общество (или государство) рассматривались как взаимозаменяемые термины. Исследователи политических теорий Древней Греции единодушны в признании того, что у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т.д. Быть членом политического общества означало быть гражданином, т.е. членом государства, и тем самым быть обязанным жить и действовать в соответствии с его законами, не причиняя вреда другим гражданам.
Исторические концепции и практические модели гражданского общества рождались на основе идей и опыта, укорененных в трех различных традициях.
Европейско-средиземноморская традиция сложилась в период зарождения гражданского общества в итальянских городах-республиках эпохи Возрождения. Ее выразитель Н. Макиавелли сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: мир и безопасность граждан; наслаждение своим имуществом и богатством; право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.
Континентально-европейская традиция сформировалась под влиянием немецкого культурного округа. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия как одна из первых форм объединения (ассоциации) ремесленников, торговцев, защищавшего их и влиявшего на процесс управления городами.
Либеральная англо-американская традиция наиболее значимая. Выразителями ее были: Дж. Локк, отстаивавший собственность на основе естественного права и свободу; А. Смит, подчеркивавший роль модернизации и саморегуляции как необходимых компонентов гражданского общества; Т. Пейн, предложивший концепцию минимального государства, т. е. самостоятельного гражданского общества с весьма ограниченной ролью государства как необходимого зла; А. де Токвиль, анализировавший демократию в Америке; Дж. С. Милль, очертивший образец отношения государства и гражданского общества, не зависящего от него.
В своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое государство, появляется в условиях развития капиталистического способа производства. Его возникновение было связано прежде всего с появлением гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия. Становление гражданского общества в большой степени было связано также с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических, корпораций, купеческих гильдий, позже - кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы. Идея гражданского общества, отстаивающего свои права во взаимоотношениях с государством, нашла полное отражение уже в программном документе Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина.
Таким образом, хотя история становления гражданского общества охватывает тысячелетия, однако в основных чертах его классическая модель сложилась в конце XVIII - начале XIX в. Она базировалась на идеях либерализма Дж. Локка и Адама Смита (1723-1790). Эти идеи заключались в следующем.
Во-первых, все люди обладают естественными, неотчуждаемыми правами и свободами и равны друг другу. Природа человека неизменна, и, руководствуясь разумом, люди могут создать гармоничное общество на справедливых основах, договорившись друг с другом.
Во-вторых, государство гарантирует естественные права человека и свое невмешательство в индивидуальную жизнь граждан ни под каким предлогом. Разработанная А. Смитом «система естественной свободы» доказывала необходимость ликвидации вмешательства государства в частнособственническое предпринимательство, предоставления полной свободы для развития частной инициативы, «неестественность» любого контролирования государством индивидуальной экономической свободы граждан; это были необходимые условия для неограниченного развития товарно-денежных рыночных отношений. Тем самым подводился прочный экономический фундамент под классическую модель нарождавшегося гражданского общества, основными требованиями которого стали частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимозависимости с государством принадлежит немецкому философу Георгу Гегелю (1770-1831). На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, т. е. в процессе длительной и сложной исторической трансформации от средневековья к Новому времени. «Гражданское общество,- писал он,- есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».
По Гегелю, социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического общества. Гражданское общество включает в себя рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.
Таким образом, Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» и политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Ее-то он и определил как область «гражданского общества» или, как он еще говорил, «духовное животное царство». А «правовое государство» есть отрегулированная с помощью идеально работающего гражданского права система гражданских отношений.
Как отмечал Гегель, в отличие от семьи многочисленные составляющие гражданского общества зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает беспокойное поле боя, где одни частные интересы сталкиваются с другими частными интересами. Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов. Поэтому гражданское общество не может стать «гражданским» до тех пор, пока не будет управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство - может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. С этой позиции Гегель критикует современную ему теорию естественного права за то, что она смешивает гражданское общество и государство.
Необходимо подчеркнуть, что в целом формирование различных вариантов концепции гражданского общества у разных мыслителей было неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Они ставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивидуума как самостоятельной независимой единицы социального действия.
Если гражданское общество обеспечивает права человека, то государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае - о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о ее политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает обеспечение права личности на самореализацию.
Как показала история развития демократических и тоталитарных систем, не может быть свободы отдельной личности там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспечен прежде всего ограничением огосударствления средств производства и всей экономической сферы при сохранении в тех или иных масштабах и формах частной собственности, что характерно для всех промышленно развитых стран с либерально-демократическими режимами. В этой связи хотелось бы отметить, что уже ранние мыслители промышленной цивилизации решительно выступали в защиту индивидуальной свободы, были горячими приверженцами частной собственности, считая, что личная свобода индивидуума основывается на его праве на частную собственность.
Если государство входит в общество как важнейший элемент политической надстройки, то в гражданское общество государство, как видно из сказанного выше, не входит. Хотя, конечно, все потребности гражданского общества - независимо от того, какой класс господствует в данное время,- неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона получить всеобщее значение.
Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство знает различные формы правления господствующих классов: демократические, диктаторские, монархические, то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства. И наоборот - чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Иными словами, гражданское общество - это фундамент демократической общественной организации.
В процессе своего развития гражданское общество охватывает все более широкие слои населения - не только имущих, но и малоимущих и неимущих. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен: его можно было продать, купить, убить. Несколько лучше было положение у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением и развитием капитализма пролетарий, включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с невиданным и невозможным ранее объемом прав и обязанностей. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношении со всем населением, существенно перестроить свои властные структуры.
С этой точки зрения гражданское общество как раз и предполагает сбалансированные взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы государственные органы, их деятельность всегда были в поле зрения негосударственных органов и движений, а негосударственные органы и движения, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, речь идет не о противопоставлении государственных и негосударственных органов, не о перетягивании каната по принципу «кто кого», а о конструктивном взаимосвязанном со и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.