На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Процесс демократизации в арабском мире. Развитие социально-политической ситуации на Ближнем Востоке и в мире в целом. Создание демократического имиджа Египта в глазах мирового общественного мнения. Анализ общественно-политических процессов в Египте.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат: Демократия и экстремизм в Египте
египет политический демократический имидж
Процесс демократизации в арабском мире, в том числе в такой влиятельной стране, как Египет, является важным элементом современной мировой политики. От результатов этого процесса во многом зависит дальнейшее развитие социально-политической ситуации на Ближнем Востоке и в мире в целом.
Прошедшие в Египте президентские (7 сентября 2005 г.) и парламентские (9 ноября - 7 декабря 2005 г.) выборы при всей неоднозначности их оценок, на наш взгляд, выявили две тенденции в современной общественно-политической жизни страны. Первая характеризуется намерением властей пойти по пути демократизации или, по крайней мере, сформировать демократический имидж Египта в глазах мирового общественного мнения, и вторая проявляется в усилении влияния в обществе исламистского движения.
В результате президентских выборов действующий президент Хосни Мубарак (род. в 1928 г.) был переизбран на пятый президентский срок, завоевав 88,5% голосов избирателей. Необходимо отметить, что нынешние президентские выборы были первыми в истории Египта альтернативными выборами, в которых участвовали 10 претендентов на президентский пост. Основные соперники Хосни Мубарака, лидер самой молодой (создана в октябре 2004 г.) политической партии «Аль-Гад» (Завтра) Айман Нур (1960 г. рожд.) и руководитель старейшей (созданной в 1919 г.) партии «Аль-Вафд» (Делегация) Ноаман Гамаа (1930 г. рожд.) получили соответственно 7,6% и 2,9% голосов избирателей.
Несмотря на то, что практически все кандидаты-оппоненты Мубарака по своему политическому влиянию значительно уступали действующему президенту и не являлись для него реальными соперниками, эту президентскую кампанию можно в известной степени определить как новый шаг в развитии демократии в Египте. В начале 2005 г. по инициативе президента Мубарака путем изменения ст. 76 египетской конституции, ранее предполагавшей выдвижение кандидатуры президента двумя третями депутатов парламента и последующим его утверждением в должности на общенациональном референдуме, была введена система прямых альтернативных президентских выборов. Такой порядок открывает возможность всем легально действующим политическим силам участвовать в президентской кампании и, соответственно, определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Вместе с тем пока это только гипотетическая возможность, так как реальной властью обладает одна правящая, - Национально-демократическая партия (НДП), лидером которой является Хосни Мубарак. НДП имеет подавляющее большинство депутатских мест в парламенте, располагает разветвленной кадровой структурой и пропагандистским аппаратом. Незадолго до президентских выборов по предложению президента Мубарака его сын Гамаль (1964 г. рожд.) был избран руководителем политического совета НДП (ключевой пост после председателя партии). Это назначение расценивается многими обозревателями как прелюдия к выдвижению Гамаля Мубарака в качестве главного претендента на президентский пост на следующих президентских выборах, которые должны состояться в 2011 г. Косвенным подтверждением этого можно рассматривать также визит Гамаля Мубарака в США 12 мая 2006 г., где он был принят в Белом доме и имел беседы с американским вице-президентом Диком Чейни, гос. секретарем Кондолизой Райс и советником по национальной безопасности Стефаном Хедли. Визит Г.Мубарака был неофициальным и никак не афишировался египетской прессой. Однако более чем вероятно, что США рассматривают кандидатуру Г.Мубарака, крупного бизнесмена и сторонника либеральных экономических и политических реформ, как наиболее приемлемую с точки зрения американских интересов на Ближнем Востоке. В то же время учитывается вероятность досрочных президентских выборов в случае ухудшения здоровья действующего президента (его возраст 78 лет).
Прошедшие парламентские выборы характеризовались в свою очередь тремя важными для общественно-политической жизни Египта моментами: успехом ассоциации «Братья-мусульмане», поражением светских оппозиционных партий и наметившейся внутрипартийной борьбой в правящей Национально-демократической партии (НДП). Ассоциация «Братья-мусульмане», политическая деятельность которой официально запрещена с 1954 г., тем не менее выставила в качестве независимых кандидатов своих представителей на парламентские выборы. В результате голосования «Братья-мусульмане» получили в новом составе Народной ассамблеи (нижней палате парламента) 88 депутатских мест из общего числа 444 (в прошлом составе они имели 17 мест). Необходимо отметить, что исламисты добились столь значительного результата, несмотря на то, что власти широко и открыто применяли «административный ресурс», чтобы не допустить успешных для «Братьев-мусульман» итогов голосования. В ходе столкновений, имевших место между сторонниками «Братьев» и полицией во время выборной кампании, многие сотни манифестантов были арестованы и более десяти погибло. В то же время оппозиционные светские партии, пытавшиеся сформировать единый блок (наиболее влиятельные из них партии «Аль-Гад» и «Кифайя») сумели получить лишь 14 депутатских мест, а партия «Насеристов» (сторонников политического курса бывшего президента Насера) не получила ни одного парламентского мандата. Между тем правящая Национально-демократическая партия (НДП) завоевала подавляющее большинство депутатских мест - 336 (10 из них, согласно конституции, назначаются президентом), то есть 73% от общего состава парламента. Однако из них лишь 147 кандидатур были одобрены новым руководством НДП во главе с Гамалем Мубараком. Остальные 179, являясь членами НДП, тем не менее баллотировались в качестве независимых депутатов. Такая ситуация отражает начавшуюся внутрипартийную борьбу между новым поколением и старой партийной гвардией, одним из лидеров которой считается избранный спикером парламента Фатхи Срур.
При анализе общественно-политических процессов в Египте необходимо учитывать, что нынешние президентская и парламентская кампании проходили в довольно сложной внутриполитической обстановке. Страна переживает социально-экономический кризис, обусловленный рядом причин, среди которых замедление экономического роста, составившего в 2004 г. 3%, наряду с довольно значительным демографическим ростом в 2,1%, сокращение иностранных инвестиций, снижение иностранного туризма после террористических актов в США в 2001 г., а также в Египте в 2005 и 2006 гг. В результате инфляции цены (в т.ч. на такие продукты питания, как рис, подсолнечное масло, сливочное масло) выросли в течение 2003 г. на 40%, безработица превышает, по официальным данным (явно заниженным), 11%. Примерно 56 млн. египтян, то есть почти три четверти всех жителей страны (население Египта - 73,4 млн. чел.), живут на доход, составляющий менее 2 амер. долл. в день. Эта категория граждан может существовать только благодаря субсидиям государства на продовольственные товары. Так, например, египтянин покупает буханку хлеба за 5 пиастров (1 егип. фунт состоит из 100 пиастров), хотя ее реальная цена - 20 пиастров. Разницу доплачивает государство, чтобы смягчить социальную напряженность. С 1981 г. по 2005 г. египетская национальная валюта потеряла 88% своей стоимости; если в 1981 г. 1 египетск. фунт стоил 1,43 амер. долл., то в 2005 г. он стоит 0,17 амер. долл. Экономика Египта постоянно нуждается в иностранной помощи, в частности со стороны США (47 млрд. долл. за последние 20 лет). Необходимо отметить, что примерно две трети этой помощи, которая составляет от 2 до 2,5 млрд. амер. долл. в год, идет на содержание и оснащение египетской армии, являющейся самой многочисленной на Ближнем Востоке (500 тыс. военнослужащих). Наряду с этим на военные нужды расходуется также примерно 15% государственного бюджета.
В плане гуманитарного развития Египет также является аутсайдером среди стран региона. Согласно отчету о гуманитарном развитии, опубликованному 7 сентября 2005 г. международной организацией PNUD (Programme des Nations unies pour le developpement - Программа ООН по развитию), Египет занимает 119-е место в области гуманитарного развития (из общего числа стран - 177). Тунис соответственно стоит на 89-м месте и Алжир - на 103-м. Экономические трудности провоцируют рост социальной напряженности, чем пользуются исламистские организации, выдвигающие лозунг: «Ислам есть решение» и призывающие к развитию общества на основе исламских ценностей, где, по их утверждениям, восторжествует «исламская социальная справедливость». В то же время продолжающееся доминирование США на мировой арене, характеризующееся, в частности, поддержкой Израиля в длительном палестино-израильском конфликте и силовым давлением на мусульманские страны, не подчиняющиеся американской политике, воспринимается частью мусульман, в том числе в Египте, как война против ислама. Такое давление также способствует усилению влияния исламистов, особенно среди неимущих слоев египетского общества. Тем не менее необходимо констатировать, что египетским властям удалось подавить основные радикальные исламистские группировки, такие как Исламские группы (джамаат исламийя) и Исламский джихад (джихад исламий). В 1997 г. семь руководителей Исламских групп во главе с их лидером Омаром абд ар-Рахманом объявили бессрочное перемирие с властями и призвали своих сторонников как в Египте, так и за его пределами прекратить террористическую деятельность. В 1998 г. к ним присоединилось и большинство лидеров Исламского джихада. Вместе с тем наиболее экстремистски настроенные члены руководства этих группировок, такие как Айман аз-Завахири, Мустафа Камаль (Абу Хамза) и Рифаи Таха примкнули к Усаме бен Ладену и продолжают проповедовать идею вооруженного джихада. Отдельные террористические акты радикальные исламисты совершают в Египте. В 2001 г. на юге страны были убиты 20 коптов-христиан, в 2005-2006 гг. прогремели взрывы в туристических гостиницах, в том числе три взрыва 24 апреля 2006 г. в курортном городе Дахаб к северу от Шарм аш-Шейха, в результате которых погибли около 20 и были ранены около ста египтян и иностранных граждан.
Что касается умеренных исламистов (отказавшихся от тактики террора и использующих политические методы борьбы), представленных в первую очередь ассоциацией «Братья-мусульмане», то они приобретают все большую популярность и влияние, что показали результаты парламентских выборов. Ассоциация «Братья-мусульмане» была создана в Египте в 1928 г. видным мусульманским деятелем Хасаном аль-Банной (1902-1949). «Братья-мусульмане» являются наиболее известной и влиятельной исламистской организацией в мусульманском мире. С ее создания собственно и начинается история современного исламизма или политического ислама. В то же время некоторые исследователи полагают, что исламская религия изначально с момента своего зарождения имела политическую компоненту, так как Пророк Мухаммед, распространяя ислам по территории Аравии, использовал наряду с проповедями политические методы, т.е. заключал договоры с теми или иными племенами, проводил военные кампании и т.д. Тем не менее, на наш взгляд, если говорить о современном исламизме, то он берет свое начало именно с создания ассоциации «Братья-мусульмане». Тем более, что практически все действующие в настоящее время исламистские группировки используют в той или иной мере в своих идеологических доктринах концепции самого известного исламистского идеолога «Братьев-мусульман» египтянина Сейида Кутба (1906-1966). Из рядов «Братьев-мусульман» вышли многие известные религиозно-политические деятели исламского мира, исповедующие как радикальный, так и умеренный исламизм. Такие, например, как египтянин Айман Аз-Завахири, идеолог «Аль-Каиды» и правая рука Усамы бен Ладена; алжирец Махфуз Нахнах (ум. в 2003 г.), основатель алжирской исламистской партии ХАМАС (с 1997 г. она называется «Движение общества за мир» и в настоящее время ее представители, избранные в алжирский парламент, входят в правительственную коалицию); нынешний премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Египетская ассоциация «Братья-мусульмане» имеет большое количество своих сторонников в общественных, благотворительно-просветительских и профсоюзных организациях. К середине 90-х годов «Братья-мусульмане» создали несколько тысяч благотворительных организаций по всему Египту. Они контролировали часть профсоюзов, в том числе врачей, ветеринаров, фармацевтов и адвокатов. «Братья-мусульмане» пытались также оказывать поддержку исламистским движениям за пределами Египта, в частности палестинским организациям ХАМАС и «Исламский джихад». Они организовывали демонстрации протеста против военных акций Израиля на палестинских территориях, а также против американского вторжения в Ирак.
Необходимо подчеркнуть, что после успеха на парламентских выборах и получения 20% депутатских мест «Братья-мусульмане» становятся главной политической оппозицией правящей Национально-демократической партии. Лозунгом ассоциации остается: «Ислам есть решение». Такой же лозунг провозглашало другое влиятельное и массовое исламистское движение в Алжире - Исламский фронт спасения (ИФС) в начале 90-х годов ХХ века. С этим лозунгом ИФС победил на выборах в 1991 г. и только вмешательство армии предотвратило легитимный приход к власти исламистов и провозглашение исламской республики в Алжире. В то же время прерывание выборного процесса военными спровоцировало в Алжире многолетнее вооруженное противостояние властей с радикальными исламистами, стоившее стране более 100 тыс. жизней.
Обстановка в Египте в начале ХХI века в какой-то степени напоминает обстановку в Алжире в конце 80-х - начале 90-х годов. И в Алжире, и в Египте она характеризовалась, с одной стороны, социально-экономическим кризисом, с другой стороны, - попыткой властей осуществить демократизацию общественно-политической жизни, а также усилением влияния исламистов. Тем не менее такое сходство является, конечно, условным. Современное внутриполитическое положение в Египте значительно отличается от ситуации в Алжире в начале 90-х годов, когда алжирские исламисты во главе с ИФС одержали триумфальную победу на выборах. В Алжире в тот период ИФС практически монопольно использовал исламскую тему, т.е. тезис о необходимости развития страны по исламскому пути, наиболее соответствующему, по мнению исламистов, алжирским историческим традициям и мусульманским ценностным ориентирам, о которых говорили наиболее влиятельные и известные алжирские улемы. Причем эти улемы находились в оппозиции к власти и являлись либо членами ИФС, либо их взгляды были созвучны доктринальным установкам ИФС. Наряду с этим в Алжире в начале 90-х годов после отказа его руководства от курса на «социалистическую ориентацию» образовался своеобразный идеологический вакуум, а после принятия новой конституции, разрешавшей создание политических партий, сложилась демократическая обстановка. Такой ситуацией пользовались исламисты, которые наряду с другими политическими силами могли свободно распространять свои пропагандистские материалы, иметь свои печатные органы, им был открыт доступ к общенациональным СМИ, в т.ч. на телевидение. К тому же руководство Алжира в тот период (в частности, президент Шадли Бенджедид) склонялось к компромиссу и даже к некоему альянсу с исламистами. Такая позиция Бенджедида объяснялась тем, что он пытался использовать ИФС, с одной стороны, для минимизации влияния на государственно-политическую жизнь армейской верхушки, которая по традиции играла доминирующую роль в стране, с другой стороны, для нейтрализации ортодоксального крыла партии Фронт национального освобождения (ФНО), которая сопротивлялась курсу Бенджедида, направленному на экономические и политические реформы.
В современном Египте внутриполитическая ситуация совершенно иная. Во-первых, еще с конца 60-х годов ХХ в. в результате принятия ряда законодательных актов президент Египта является одновременно главой Высшего совета «Аль-Азхара» (старейшего и известнейшего мусульманского университета), а также главой «Высшего совета улемов». Таким образом, если юридически президент не обладает верховными религиозными полномочиями, то фактически он является не только светским, но и духовным руководителем страны. В результате египетская исламистская оппозиция в лице «Братьев-мусульман» не может рассчитывать на поддержку известных и вл и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.