На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Роль Платона в развитии европейской культуры. Сравнительная характеристика школы Платона и Пифагорейских союзов. Принципы построения идеального государства. Анализ проблем воспитания воинов и стражей, а также место идей коммунизма в их экономике и семьях.

Информация:

Тип работы: автореферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
1. Платон и его роль в развитии европейской культуры
Платон оказал огромное влияние на все возникшие после его смерти школы эллинистической философии, равно как на развитие философии в средние века и новое время. Авторитет Платона на протяжении всех последующих периодов новоевропейской истории был воистину колоссальным.
Платон выявил громадное значение логических определений, понятий и категорий в познании, их роль в философском и научном мышлении, их необходимость в исследовании вопросов о происхождении общества и государства, в анализе правовых и нравственных норм, в решении этических. Эстетических и иных проблем.
Школа Платона, в отличие от Пифагорейских союзов, имела характер нерелигиозного, открытого и неформального объединения учеников вокруг схоларха. Наряду с беседами того типа, который сложился у Сократа, в платоновской Академии велись диспуты и читались доклады. Направление позднеантичной философии (I в . до н.э. - начало III в. н.э.) получило в узком смысле название платонизм (в современной литературе - средний платонизм). Платонизм как философское направление в широком смысле нашло развитие в дуалистических системах платонизма. Материя в них понималась в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом. В монистических идеалистических системах - как результат самоограничения и дробления этого первоначала. Последователи Платона (Древняя Академия) поддерживали пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона и развивали космологию "Тимея".
Представители Средней Академии (во главе с Аркесилаем) противостояли стоицизму на позициях академического скептицизма. Новая Академия (во главе с Карнеадом) абсолютизировали принцип недостоверности всякого догматизма. Начиная с Антиоха Аскалонского предпринимаются попытки восстановить учение Платона и Древней Академии. Это вызывает появление весьма характерного для поздней античности типа философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по существу дающего самостоятельный синтез основных идей эллинистической философии. Для этого направления характерен пафос подчеркнутой традиционности наряду с тяготением к школьной организации. Попытки реконструирования школьного учения Платона ("неписанного учения") в духе аристотелевского изложения досократовских учений предпринимались в XX веке представителями тюбингенской школы (Х. Кремер, К. Гайзер). В контексте среднего платонизма также необходимо рассматривать неопифагоризм. В целом для среднего пифагоризма решающее значение имела формула "уподобления божеству" - как цель платоновской философии и путь достижения "высшего блага". Развитие антиаристотелевской традиции, которая была воспринята Плотиным - это стремеление к синтезу аристотелизма и платонизма. "Даже такая грандиозная филосовско-мировоззренческая система как философия Плотина, - пишет Чанышев А.Н., - достойно завершающая древнезападную философию, тоже вторична и названа историками философии именно неоплатонизмом, а не "платонизмом" далеко не случайно: Плотин взял за основу своего мировоззрения систему философских взглядов Платона, к чему он примешал элементы аристотелизма и стоицизма. Все это он сделал творчески. Однако это творчество все же относительно". Созданию Плотиным, на основе ряда платоновских текстов, некого подобия системы, предшествует скромный расцвет среднего платонизма во II в. н.э. В этот время существовало пять центров возрождения платонизма - Афины, Рим, Пергам, Слиугна и Александрия. В свое время большим авторитетом пользовался Альбин, учебник которого "Дидаскалис" - "Одно из наиболее полных изложений философии Платона в период среднего платонизма". Платоник Плутарх называет "вещими словами" мысли Платона о том, то "лишь тогда избавляется государство от зла, когда волею благого случая сойдутся воедино вильная власть, мудрость и справедливость".3 Он сочувственно вспоминает убеждения Платона, что "блаженно и счастливо то государство, где "моё" "не моё" считаются наихудшими словами и все рвение, какое только есть, граждане употребляют на общее дело".4
Неоплатонизм - это своего рода эпохальная философская система западной античности характерная для Поздней Римской империи. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (III век) или его учителя Аммония. плотин и его ученики Амелий и Порфирий разработали основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое - благо, постигаемое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной теологии. Далее в порядке нисхождения ("истечения") из единого следовали бытие - ум ("нус") с идеями в нем, душа ("псюхе"), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Новым у Плотина явилось именно учение о первоначале всего сущего, которое само выше сущего, или по Платону, "за пределами бытия". Интересно отметить, что в числе учеников Плотина были сенаторы и сам император Гиллиен. Имея на Галлиена большое влияние, Плотин просил о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса - император было согласился, но осуществлению этого утопического замысла помешали советники императора. Плотин берет у Платона главным образом учение о едином ("Парменид"), учение о благе ("Государство"), учение об антогонизме души и тела ("Федр"), учение об эросе ("Пир"), у него нет вовсе упоминаний учения об обществе. Не претендуя на оригинальность, Плотин, думал о себе лишь как об истолкователе Платона. У Плотина мы находим заимствования из платоновских воззрений о боге - нусе - демиурге, "космической душе" и "идеях". Плотин довел до крайности платоновское презрение к телесному чувственному миру, к жизни, сходясь в этом с христианской религией. Как не враждовали христианство с неоплатонизмом, главное у них было общим - учение о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет перед низшим. Не случайно, для образованных язычников путь к христианству легче всего шел через неоплатонизм. Главное в неоплатонизме - учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первонаала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Пафос учения Плотина - в сведении многого к единому и выведении этого единого за пределы много. Эта классическая схема тоталитаризма. В тоталитаризме присущее многому единое выносится за пределы многого, единое привносится во многое извне как некая высшая сила. Мировоззрение Плотина - выдающийся пример тоталитарного мировоззрения, которое как известно принесло много бед человечеству в ХХ веке. Плотиновские построения мировой иерархии, являясь отражением социальной иерархии в Римской империи, во многом предвосхищения феодальной иерархии.
Плотин оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли. Линию неоплатонизма продолжают сирийская школа (Ямвлих) и пергамская школа (IV в.). Начиная с Плутарха Афинского (ум. ок. 432 г.) платоновская Академия испытывает влияние неоплатонизма. Его преемник Сириан утверждает за аристотелевской философией статус введения и философии Платона. В 437 г. главой Академии стал ученик Плутарха Прокл, который подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма и дал детально разработанную сводку основных понятий и методов неоплатонизма.
В целом можно сделать вывод, что неоплатонизм оказал мощное воздействие на развитие средневековой философии и культуры. В восточной патристике идеи Плотина привлекаются для решения догматических вопросов. Усвоения идей неоплатоников определяет характер богословия представителей кружка каппадокийцев - Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. В западноевропейскую средневековую культуру неоплатонизм проникает под влиянием Макробия и особенно Августина. Традиция христианского неоплатонизма на латинском западе складывается также под влиянием Боэция, давшим образец христианизированной неоплатонической философии. В IХ веке Иоанн Скотт Эриугена дает очерк неоплатонической системы в трактате "Разделение природы". До XII века единственным господствующим направлением в схоластике было августинианство, для которого во многом присутствовали ориентация на Платона и неоплатонизм.
Неоплатонизм получил известность также среди арабских философов благодаря переводу "Эннеат" Плотина и "Начал теологии" Прокла. Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, переосмысление неоплатонических представлений в духе ортодоксального ислама аль-Газали, соединив их суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе.
Несомненное влияние неоплатонизма прослеживается в построениях каббалы. Новый импульс распространению неоплатонизма не Западе происходит в конце XIII века под влиянием идей Августина, новых переводов Платона неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике XIII - XIV вв. (Ульрих Страсбургский, Дитрих Фпейбургский, Мейстер Энхард и др.). В русле этой же традиции неоплатонизм усваивается и развивается Николаем Кузанским. Неоплатонизм Николая Кузанского в первой половине XV века связан с восходящим веком математики и естествознания. Образец Платона и его учения неизменно менялся на протяжении всей истории философии: для античных платоников и неоплатоников он "божественный учитель", для средневековых мыслителей он предтеча христианского мировоззрения, автор "Тимея" и "Менена". Огромное влияние Платон оказал в эпоху Возрождения на гуманистов. Они рассматривали идеи Платона в поэтическо-мифологической, светской и игровой форме. "Неоплатонизмом в эпоху Ренессанса, - писал по этому поводу Лосев А.Ф., - пронизаны творения не только Николая Кузанского. Но и почти всех деятелей этой эпохи. Но нигде имя Платона не превозносится так, как во Флоренции второй половины XV века. Почитание Платона было превращено здесь почти в религиозный культ. Перед его бюстом ставились лампады и собственно говоря, он почитался на ряду с Христом". Именно здесь в 1459 году Козимо Медичи учреждает платоновскую Академию. Во главе ее стоял Фичино, к ней принадлежал К.Ландино, Пикоделла Мирандола, А.Помициано и др. Покровитель Академии Л.Медичи утверждал, "что без платоновской дисциплины никто не может с легкостью стать не хорошим гражданином, ни опытным в христианском учении".
Философские устремления Флоринтийской Академии включали в себя широкий круг: от проповеди идеалов платонической любви до попыток дать синтез платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и другими типами религиозно-философской мысли. Получили развитие Платоновские идеи поэтического вдохновения, одержимости, неистовства. Знаменитые философские диалоги Платона, принадлежащие к лучшим созданиям древнегреческой художественной прозы, оказали большое влияние на дальнейшее развитие литературы. Диалог как жанр был доведен Платоном до высокого совершенства, он представлял собой не просто драматическое противоборство идеи, но и отличался образностью, использованием метафоры, иносказаний, символов. Все это мощно развивается в эпоху Возрождения. Диалоги Платона становятся образцами для месс в театре Ренессанса - настолько тесно связаны репликами собеседников с их индивидуальностями.
В XVI веке под сильным неоплатоническим воздействием складывается учение Ф. Патрицци. Влияние Платона на последующую философию иногда трудно отделить от влияния неоплатонизма - Платон и Плотин проникают в философскую мысль совместно, порой одновременно. Под влиянием идеи Плотина о сверхумном первоединстве находился Джордано Бруно.
Неоплатонические элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. У Платона его "идеи - живые идеальные существа, близкие к богам, демонам и героям древней мифологии".
Идеальные сущности у философов нового идеализма мыслятся как абстрактные метафизические сущности. Таковы монады Лейбница - метафизические духовные атомы, или единицы бытия.
Под влиянием идей Плотина написан "Сейрис" Беркли. Учение Платона сыграло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии. Идеалисты в учении его видели исходную точку или образец для собственных идеалистических построений и гипотез. Как и Платон в основе чувственного они искали сверх чувственное ("умопостигаемое"), в основе относительного - безотносительное ("абсолютное"), в основе преходящего - вечное, в основе становящегося, бывающего - истинное сущее.
2. Принципы построения идеального государства и проблема воспитания воинов и стражей
Теория идеального государства также напрямую связана с платоновской теорией “идей”. Уже само определение “идеальное” говорит о том, что Платон представляет саму “идею” государства, и хотел бы, чтобы она воплотилась на земле в как можно менее искаженном виде.
В основе идеального государства лежит “идея” блага, или принцип справедливости, который определяет место и занятие для каждого гражданина и сплачивает все части государства в гармоническое целое. Государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые все вместе обеспечили бы решение основных задач, таких как: защита государства, обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами и руководство их духовной и творческой деятельностью.
Благо заключается в четырех главных доблестях: мудрости, мужестве, сдерживающей мере и справедливости. Идеальное государство имеет четкое сословное деление его членов, основанное на разделении этих доблестей, а кроме этого оно соответствует началам, присутствующим в душе каждого человека:
Начала человеческой души
Сословия в государстве
Распределение доблестей
Разум
Правители
Справедливость, сдерживающая мера и мудрость
Яростный дух
Стражи
Справедливость, сдерживающая мера и мужество
Вожделение
Земледельцы и ремесленники
Справедливость и сдерживающая мера
Государство образуется тогда, когда “испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь” (Гос-во, 142). Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему. Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению. Земледельцы, ремесленники, строители жилищ заняты в основных областях. Но кроме них необходимы и другие области труда, так появляются работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со “стадом”.
Для охраны государства потребуются стражи. Они будут “собаками” при “стаде”. Важность их дела и трудность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности. Даже жены и дети у них общие.
Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители. В Прекрасном городе ими должны быть только философы. Кто такие философы, и как ими можно стать, подробно говорилось в предыдущей главе. Напомню, что это люди, которым открыто высшее знание - сами “идеи”. Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).
Незыблемость сословного деления - это основа платоновского справедливого государства. Для обоснования деления людей на классы Платон привел легенду о том, что люди произошли от одной матери-земли, но с наличием разных металлов в их душах: меди, железа, серебра и золота. Якобы люди, зная это, согласны с неравенством. Каждый должен заниматься своим делом, иначе случится беда. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В принципе, люди могут переходить из сословия в сословие, но сделать это довольно трудно. Так, если страж сможет обучиться диалектике, он перейдет в высшее сословие философов-правителей. Наименьшей бедой, по мнению Платона, было бы совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник делал бы работу сапожника, а сапожник - работу плотника. Но было бы просто гибельно для государства, если бы какой-нибудь ремесленник или земледелец пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на должность правителя. Поэтому правители, кроме прочего, исследуют задатки детей, чтобы выяснить в каком сословии им место. Однако, например, сыну ремесленника почти невозможно перейти в более высокий класс, поскольку размножение людей тоже входит в область вмешательства правителей: они следят, чтобы лучшие сходились с лучшими, производя потомство достойное своего сословия.
Классы в государстве разграничены даже сферами проживания. Важнейшее же отличие высших сословий - отсутствие у них частной собственности. Это условие, по Платону, необходимо для торжества справедливости. Обладание собственностью порождает алчные вождения, приводит к вражде. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Высшие сословия будут необходимо справедливыми благодаря отсутствию материальных интересов. В то время как в низшем сословии собственность есть, во всю используются деньги и даже разрешены элементы роскоши.
Итак, главными условиями для существования идеального государства являются: строгое разделение на сословия и сферы труда; устранение из жизни источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности; строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства - сдерживающей меры. Формой правления в идеальном государстве является аристократия, в лучшем значении этого слова - власть самых достойных, мудрых.
Платон - основатель одного из основных течений в философии - объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма - учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании - это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.
Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.
Ученик Платона - Аристотель - ввел другую методологическую программу - опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения. Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых - воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.
В нашей стране важно влияние Платона именно как мастера диалогического искусства. Изучение те и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.