На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Определение места и роли инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики. Инновационная политика развитых стран мира. Организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Вступление
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [1, c. 56].
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Анализ деятельности субъектов инновационной деятельности, стадий инновационного процесса прослеживается в работах Р. Верона, Дж. Даннинга, П. Дракера, Ч. Киндельбергера, Р.Коуса, Д. Куинна, Г. Менша, Р. Рича Э. Тоффлера, Л. Уэллса, П.Фишера, Дж. Форреста, К. Фримена, С.Хаймера, И. Шумпетера и д.р. Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассмотрены в работах отечественных ученых: Багриновского К.А.; Белорусова А.С.; Глазьева С.Ю.; Голиченко О.Г.; Гохберга Л.М.; Дынкина А.А.; Ивановой Н.И.; Карцева Д.А.; Кузьминова Я.; Макарова В.Л.; Орешкина В.А.; Рыбалкина В.Е.; Сагиевой Г.С.; Товстых Л.Е.; Циренщикова B.C.; Шамраева А.В. и др.
Целью исследования является изучение процесса формирования инновационной политики развитых стран мира, с учетом особенностей государственного регулирования инновационной деятельности и международной интеграции в области НИОКР, а также формулирование направлений и перспектив развития инновационной деятельности в рамках пространства экономически развитых стран. В связи с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:
- выявлены особенности и перспективы инновационной деятельности в развитых странах;
- охарактеризована мировая практика финансового и правового регулирования инновационной сферы в развитых странах;
- определены и сформулированы основные направления инновационной деятельности, с учетом протекающего процесса ускоренной интеграции в мировом экономическом пространстве.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сего дня.
Объект исследования - инновационный сектор деятельности развитых стран в мировой экономики.
К трудности исследования проблемы относится то обстоятельство, что многие статистические материалы, касающиеся производства и торговли высокотехнологичной продукцией, не публикуются в открытой печати.
Раздел 1. Особенности современного инновационного сотрудничества развитых стран
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:
· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
· в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной кооперации.
Создания организационных формирований инновационной направленности осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.
В мировой практике различные инновационные структуры (такие как технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки) объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, "Европейская сеть деловых инновационных центров" [11] осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в странах Европейского Союза. Как некоммерческая организация, EBN была основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии и ныне объединяет 160 "Деловых инновационных центров" (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы [9], центры трансферта технологий [10] и др. организации.
Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные, прежде всего на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. По оценке Европейской Комиссии, наиболее благоприятный климат для развития инновационного предпринимательства создан в странах Северной Европы, что позволило им стать лидерами в инновационном развитии в западноевропейском регионе. Страны Северной Европы, а также Великобритания, Германия, Франция являются самыми активными участниками инновационного сотрудничества по линии ЕС. Именно в ЕС накоплен наиболее обширный опыт развития инновационного сотрудничества.
В настоящее время ЕС переходит к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей рост расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление регионального уровня инновационной политики. Европейский опыт по стимулированию интеграционных процессов в научно-технической деятельности, нацеленный на усиление конкурентных позиций на мировых рынках современной технологии, может быть полезен при конструировании моделей инновационного сотрудничества государств - участников СНГ.
В 2000 году Европейский Союз взял курс на создание к 2010 году конкурентоспособной, динамичной экономики, основанной на знаниях. Новая стратегия долгосрочного развития была принята на саммите ЕС, состоявшемся в марте 2000 году в Лиссабоне. В частности, к уже существующей пятилетней Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую программу по конкурентоспособности и инновациям (2007 - 2013 годы). В развитие этой стратегии предусмотрено дальнейшее углубление кооперации, создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом реалий расширения ЕС, а также - повышение эффективности государственной инновационной политики [2].
Европейские программы, Рамочная программа НИОКР ЕС и программа «Эврика» вносят наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инновационной деятельности. Совместные проекты осуществляются также в рамках программы КОСТ (Сотрудничество в области научных и технических исследований), созданной в 1970 году, и представляющей, в настоящее время сетевую организацию. Механизм кооперации в рамках КОСТ основан на принципе согласованных действий [8]. Это означает, что участники совместно разрабатывают проект, который затем осуществляется в национальных центрах за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются.
Принятие плана "развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример координации в сфере инновационной политики стран ЕС. Основной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает создание "консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" [2] - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция).
С 1988 г. действует программа "Вэлью", ориентированная на распространение и использование в ЕС результатов НИОКР.
Осознание в Сообществе важности координационных мероприятий в инновационной сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием в 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию, упрощает доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической области.
Основное значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций.
За последние 10 лет в странах ЕС значительно возросло значение регионального инновационного сотрудничества.
инновационная политика государственное регулирование
Раздел 2. Международная инновационная деятельность развитых стран мира
В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл.
Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США - около 700 млрд. долл., Германии - 530 млрд. долл., Японии - 400 млрд. долл.
Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. Если в начале 90-х годов годовой объем мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального содержания [3].
Развитые страны по существу уже "оккупировали" быстрорастущий и наиболее перспективный (с точки зрения экспортных доходов) инновационно-технологический сегмент мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран.
По размаху научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие главные инновационные технологические направления начала XXI-го века:
· информационные и телекоммуникационные технологии,
· медицина и здравоохранение,
· защита окружающей среды.
Именно эти направления разработки и реализации новейших технологий имеют самые высокие рейтинги в оценках мультипликативного эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности, именно они опираются на высокий уровень потребительского спроса и государственной поддержки, а также обеспечены в настоящее время прикладными и фундаментальными исследованиями.
Особое внимание остается за информатикой как технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и отличающаяся наивысшим мультипликативным эффектом. Именно эта сфера в 90-е годы стала областью драматических изменений, оказывающей воздействие не только на экономику, но и на образ жизни, общественное сознание, культуру. Роль "мировой паутины", Интернета, сравнивают по своему значению в истории человечества с появлением книгопечатания.
Формирование здравоохранения как одного из наиболее перспективных инновационных контуров обеспечивается долгосрочным действием целого ряда факторов: демографических, экономических, политических.
Здравоохранение - это высоконаукоемкий сегмент современной экономики, опирающийся на ряд специализированных отраслей материального производства, научную и образовательную инфраструктуру, финансово поддерживаемый государством, частным сектором и населением. В США исследования в области здравоохранения, не относившиеся к приоритетам государственной научной политики 30 лет назад, в настоящее время опередили по размерам общего научного бюджета космос, а по фундаментальным исследованиям - и космос и оборону. Тенденции быстрого роста фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, ориентированных на решение самых разнообразных проблем охраны здоровья, в прогнозном периоде усилятся во всех развитых странах.
Повышение требований к защите окружающей среды привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению.
Наибольшим научно-техническим и технологическим потенциалом в мире в настоящее время располагают три центра - США, Япония и Европейский союз. Анализируя долю стран на мировом рынке высокотехнологичных товаров в динамике, необходимо отметить, что на протяжении более, чем 25 лет (с 1980 по 2005 год), лидером в рассматриваемой области остаются США. По данным на начало 2000 г., США представляли 32,6% всего мирового производства высокотехнологичных товаров, но к 2005г., уже 27,3% [6].
Из 50 самых передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 - Германией, 6-8 - Японией, по 3-5 Великобританией и Францией, по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3-4 такие технологии. По 1-2 критических технологий из ведущих индустриальных государств имплантировано в Сингапур, Тайвань и Китай (Рис. 1).
Рис. 1. Доля развитых стран в контроле над передовыми технологиями
Бесспорным лидером мирового инновационного процесса являются сегодня США. В 2003 г. на долю США приходилось более 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. Страны Западной Европы и Япония, обладая высокой технологической культурой, тем не менее, пока уступают американцам, практически монополизировавшим основные инновационные технологии последних десятилетий.
Трудность задачи исследования данного вопроса заключается в отсутствие открытых данных относительно конкретных видов технологических инноваций в мировом пространстве. Однако можно охарактеризовать специализацию деятельности государства с учетом внутренних потребностей и уровня развития.
2.1 Особенности научно-технической политики
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое (табл. 1).
Табл. 1 Регулирование инновационной деятельности со стороны государства
Виды регулирования
Способы регулирования
1
2
Организационное регулирование инновационной деятельности
§ развитие инновационной инфраструктуры;
§ обеспечение приоритета инновационной деятельности;
§ моральное поощрение авторов инноваций;
§ содействие модернизации;
§ развитие интеграционных процессов;
§ развитие международных связей
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности
§ развитие предложения инноваций;
§ расширение спроса на инновации;
§ содействие конкуренции в инновационной сфере;
§ развитие предпринимательства;
§ обеспечение занятости в инновационной сфере;
§ развитие лизинга наукоемкой продукции;
§ инвестиции в инновации;
§ создание благоприятного инвестиционного климата
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности
§ охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
§ охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;
§ защита промышленной, интеллектуальной собственности;
§ развитие договорных отношений
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
· в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
· вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
· третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
· создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
· оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
· поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.
Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3% [1] .
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. Прогнозы по финансированию инновационной деятельности развитыми странами, с учетом показателей с 1985 г. представлены в табл. 2.
Табл. 2 Прогноз финансового обеспечения науки развитых стран, (по доле расходов на НИОКР в ВВП, %) [10].
Год
США
Япония
Германия
Франция
Великобритания
Италия
Канада
1
2
3
4
5
6
7
8
1985
2,8
2,6
2,7
2,3
2,3
1,1
1,4
1990
2,7
2,9
2,8
2,4
2,2
1,3
1,5
1995
2,6
2,7
2,5
2,4
2,2
1,3
1,5
2005
2,8
2,9
2,7
2,4
2,3
1,7
1,6
2025
3,0
3,0
2,5
2,3
2,6
1,8
1,9
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.