Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Развитие политической мысли в России. Понятие и структура политической системы. Факторы, влияющие на тип политического режима. Теории происхождения государства. Избирательное право, организация и порядок проведения выборов. Понятие и функции партий.

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Тема №1. Предмет политологии. Функции политологии
Вопрос 1.
Аристотель первым сформулировал понятие политики. Политика-это цивилизованная форма общности людей, необходимое условие для достижения общего блага.
Н. Макеавелли.
В XVI в. Итальянский философ Н. Макеавелли уточнил понятие политики.
Политика - есть обращение с властью, заданная обязательствами и зависящая от могущества властителя или народа, а так же от текущей ситуации.
Факторы: - текущая ситуация.
-сила народа или властителя.
Содержание политики менялось. Круг субъектов политики расширялся:
-политические партии.
-политические союзы.
-частные лица.
М. Вебер.
Политика - имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по руководству. Ассоциируется с управлением или понятием стратегия (выбор цели и средств их достижения).
На западе:
Частная собственность приводит к образованию гражданского общества (Гегель). Это вызывало к появлению государства (согласование точек зрения и интересов большинства) , и социальные расслоения.
На Востоке:
На востоке образование государства было вызвано экономическими причинами и защитой грани.
Три трактовки политики:
1) Директивный подход (М. Вебер) - деятельность по управлению.
Политика - деятельность элит и лидеров по руководству и управлению общественными процессами на всех уровнях при помощи институтов государственной власти.
2) Функциональный подход - сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий. Основывается на технологии политической.
Политика - это сфера властных отношений, т. е. отношение по поводу власти, её организации, распределении между различными группами интересов, определение главных направлений деятельности государств (Сторонник Платон).
3) Коммуникативный подход - акцентируется внимание на интегративной функции политики, т. е. обеспечение целостности общества (средство) и механизм защиты общества (сторонник Аристотель).
Политика - способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования в общественных интересах.
Политическая власть - возможность и способность навязать свою волю другому.
Политическая организация - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающие интересы групп.
Политические отношения - самые разные отношения, возникающие по поводу политики.
Субъекты политики - индивиды, социальные слои и т. п, участвующие в политических процессах.
Политическое сознание - склад из политической идеологии и политическая психология.
Политическая культура - тип отношения политической действительности к политическим явлениям, обнаруженных в поведении.
Функции предмета политологии:
1) Теоретико-познавательная.
2) Мировоззренческая.
3) Прогностическая (прогнозы).
4) Аксеологическая (оценочная).
5) Методологическая.
Вопрос 2. Возникновение и развитие политической науки.
Существует традиции политической мысли:
1) Религиозная традиция (ценности, социальные нормы).
2) Юридическая традиция (институты, государство).
3) Политико - социологическая (не выделяет какого-либо компонента в качестве ведущего.
Религиозная традиция.
Традиция на 1 место выводит ценности. Возникла раньше всех других. Смысл её в том, что государство и политика имеют неземное происхождение, а являются отражением божественного замысла.
А. Павел: «Всякая власть от Бога».
Христианская политическая концепция получила ход у Августина Аврелия (IV век. )
Учение - «О двух градах» (о граде земном и небесном). Град земной - все грехи (в том числе и государство) , а град небесный - истинные христиане (власть церкви первична).
Религиозная традиция продолжения у Ф. Аквинского (XIII). У него есть тезис о сущности власти (всегда одинакова и божественна) , форма власти и использование власти. Если власть неправильна по форме и использование власти, то народ может ей противостоять. У Ф. Аквинского «Учение о законе». Закон божественный, закон естественный, закон позитивный (обличен правовыми нормами). Они должны совпадать. Говорит конкретно о формах государства (лучшая - монархия, но не абсолютная).
Учение М. Л. Кинга (реформатор XVI в. ) повторяет в начале учения Аврелия, но выводы другие, т. е. не противопоставляет божество и людей, государство должно заботиться о своих подданных и все должны преуспеть в жизни земной (простые люди) , чем лучше живешь, тем больше шанс попасть в рай. Православная традиция трактует по-другому: главный мир другой, а не благополучие. Надо спасать и очищать свою душу. После XVI в. Религиозная традиция отступает.
Юридическая традиция.
Основатель Марк Тулий Цицерон (1 век до н. э. ). Важный его тезис: «О естественном праве» (государство должно уважать естественные права личности). Цицерон был последовательным сторонником народных форм государства, признавал лучшую смешанную власть (власть монарха, аристократии и демократии, это тогдашний Рим).
Рим стал империей, хотя был республикой. После падения Римской империи юридическая традиция теряет мощь, а в период консолидации буржуазии (17-18 век) вновь возрождается. Рассвет естественных прав. «Теория общественного договора» (конец 17, начала 18 века) , основатель теории Т. Гоббс в работе «Левиафан».
Теория общественного договора - сначала люди в догосударственном состоянии (война всех против всех) , чтобы уйти от этого - нужно заключить договор, т. е. кому и на каких условиях передаётся власть. Т. Гоббс считал наилучшей формой государства - абсолютную монархию (выше её эффективность).
Сторонником общественного договора был Д. Локк, но наилучшей формой считает конституционную монархию (тезис о необходимости разделения властей). Две идеи эти получили развитие в эпоху Французского просвещения.
Ш. Монтескье, (сторонник конституционной монархии, он разделил на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную) , появляется тезис о зависимости государства от его форм и размера. Для Южных стран наилучшая форма - монархия.
Ж. Ж. Руссо признавая теорию общественного договора, разделяет 2 этапа договора:
1) Соглашение (верно).
2) Передача народу права на власть (считает неверным). Говорил, что это ведет к использованию власти в собственных интересах личности. Сторонник прямой демократии, всё делает народ, нет разделения властей, нет механизмов, учитывается мнение оппозиции, т. е. государство единое тело, принимает и осуществляет эти решения.
В XIX в. Южная традиция продолжается, но очевидны её недостатки (всё сводится к изучению государства). А в XIX в. Появляются партии и юридический подход отступает, а на 1-ый план выходит политико-социалистическая традиция.
Политико-социалогическая традиция.
Платон изложил свою концепцию в работе «Государство», затем «Законы» (IV в. до. н. э. ).
Считал что все земные государства неидеальны. Пытался создать модель идеального государства. Оно основано на жестком разделение сословий, представители выполняющие разные функции. Управляют мудрецы, оборона, защита, стражники, материальны ценности делают ремесленники (производители). Философы - разумное начало. Войны - яростное начало. Производители - вожделенное начало. Оборонительные функции - исполняют сословия воинов.
Возможен переход 1 и 2 сословий, но нет контакта с 3. Воспитание детей в нормах принадлежности к сословию. 1 и 2-ое сословия не имеют не семьи и не собственности, 3-ие могут иметь семью. Необходимым условием является аристократия, т. е. правление лучших, так можно выделить 3 постулата:
1) Сословное деление.
2) Сословное воспитание.
3) Аристократическая форма правления.
Он пишет так же о монархии. Тирания (наихудшая). Тимократия (власть честолюбцев (власть воинов, пример Спарта) ). Олигархия (власть денежных мешков). Демократия (ведет к распутству, т. к. у людей очень много свободы).
Тема №2. Идейные истоки политологии
1) Политическая мысль древнего Востока и древней Греции.
2) Политические идеи эпохи Возрождения.
3) Политические учения Нового Времени.
Аристотель(34-322 г. До н. э.).
Естественный путь основания государства.
Классификация форм государства, как у Платона.
Критерии:
-количество управляющих.
-в чьих интересах действует управляющий.
Правильные формы государства (Монархия, Аристократия, Полития).
Неправильные формы государства (Тирания, Олигархия, Демократия).
Полития сочетает в себе признаки олигархии и демократии. Противник идеального государства Платона.
Аристотель: «Человек-животное политическое». Политико-социалистическая традиция была забыта постепенно и новое её возрождение в XVI в. Способствовал этому Николо Макиавелли (1469-1527) , работы «Государь» и. т. д.
Н. Макиавелли.
Его работы «Государь».
Основные идеи Макиавелли:
1) Впервые обосновал изучение политики как особой сферы жизни.
2) Первым ввел в оборот термин государство (государство не тождественно обществу).
Дурные формы (Тирания, олигархия и демократия (охлократия т. е. управляют по произволу).
Остальные хорошие, но могут стать плохими, т. е. преобразуются.
Монархия=>тирания.
Аристократия=>олигархия.
Демократия=>охлократия.
Подчёркивает роль внешних факторов при образовании государства.
3) Тезис об активной роли личности в политике. Человеческое начало - повышает роль.
4) Разделение политики и морали. В «Государе» Макиавелли говорит, что властитель может применять к людям такие меры, которые применяются к нему.
Г. Гегель. (Конец 18 - начало 19 в. ) - философ.
Распространение диалектического метода политике. Все явления должны изучаться со стороны связей и т. д.
Считал развитие государства - стадией развития абсолютной идеи.
Самая меньшая свобода - Восточная деспотия.
Более свободы - Античное государство.
Самая высокая степень свободы - конституционная монархия. Ввел в оборот Термин: Гражданское общество. Гражданское общество - это сфера действия частого интереса. Все формы, элементы гражданского общества (семья, партии) , по сути это общество антагонистично. Государство выражает всеобщие интересы. Государство первично по отношению гражданского общества, т. е. государство регулирует гражданское общество по средствам закона.
Алексис Де Токвиль. (1805 - 1859).
В 1832 г. Совершил путешествие в США, после вышла книга о демократии США.
Его постулаты из этой книги:
1) Во всем мире происходит упадок аристократии и становление демократии.
2) Своё наиболее полное воплощение демократия на сегодняшний день получила в США.
3) Не смотря на свои достоинства, демократия имеет и недостатки:
-демократия снижает качество управляющей элиты.
-опасность диктата большинства.
-стечение времени снижение политической активности граждан, т. е. неявка на выборы (абсентеизм).
К. Маркс. (1818 - 1883). Политические идеи:
1) Соединение диалектического метода с материализмом. Основной силой развития общества - экономика, те. Государство вторично по отношению к экономике (базис) , а государство надстройка. Но государство обладает автономией, т. е. оно может и воздействовать на экономику. Государство это машина для угнетения большинством меньшинства до социальной революции, а после государство заменится самоуправлением.
Людвиг Гумплович. (1838 - 1909). Его книга «Социология и политика. Только на базисе социологии может основываться и политология, так же вывел основной закон развития общества - более сильные племена и народы завоёвывают более слабые и государство есть продукт этих завоеваний. Сейчас эта война проявляется более слабо, т. е. война классов, политических партий, групп, отдельных личностей. Современное культурное государство будет складываться не из-за революций (как говорил Маркс) , а при помощи реформ.
Макс Вебер. (1864-1920). Учения о государственной бюрократии. Современное государство организованно бюрократически и это хорошо. Есть некоторые правила, которым нужно подчинить бюрократию, чтоб она работала на общество, а не на себя.
Правила организации бюрократии:
1) Максимальное разделение труда.
2) Иерархическая организация.
3) Отбор по принципу профессиональной компетенции.
4) Максимальная формализация внутри государственного аппарата (т. е. ничего личного).
Легитимность - власть, поддерживаемая населением.
Назвал основные типы легитимности:
1) Власть традиционная. (Она поддерживается в силу существующих традиций и властителю не нужно прикладывать усилий, но он обязан выполнять традиции).
2) Власть харизматическая. Харизма (дар). (Власть основанная на вере в исключительные качества властителя. Проблема состоит в передаче власти, т. е. либо найти другого харизматика или переход в другой вид власти и проблема удержания власти. )
3) Рационально - легальная власть. (Власть основанная на разуме и законе, т. е. народ выбирает властителя по закону и опираясь на здравый смысл. Современная политика поддерживает этот тип).
Э. Дюркгейм. (1858 - 1918). Теория социальной солидарности.
Книга о разделении труда, там он пишет, что социальная солидарность результат разделения труда. Чем сложнее организовано общество, тем выше должна быть социальная солидарность. Государство здесь - это надклассовый орган, который действует в интересах большинства членов общества. Опасность увеличения роли государства в жизни личности, т. е. нужны посредники, чтобы контролировали влияние государства на личность - это выполняют специальные ассоциации. Постепенно перемещается центр развития политологии из Европы в США. В 1880 г. Организована школа политических учений в вузах. В 1903 г. В США возникла национальная ассоциация политических наук. В 1906 г. Возникают центры по изучению политических наук (эмпирические исследования). В 1914 г. Центр политологии на федеральном уровне.
Зигмунд Фрэйд.
В период между двумя мировыми войнами на первое место выходит школа политического психоанализа. (основатель Фрэйд) , основные проблемы:
-отношения повелевающих и подчиняющихся (проблема происхождения власти) , - это влияние бессознательного.
-поведение избирателей.
-исследование малых групп и политического лидерства.
Г. Лассуэли. Его книга «Психология и политика». Термин властная личность.
Властная личность - человек, который хочет компенсировать свою неполноценность властью.
Три основных типа лидеров:
1) Лидер - агитатор.
2) Лидер - идеолог (т. е. человек пережил разрушение идеалов и стремится их создать).
3) Лидер - администратор (искушенность в закулисных аппаратных интригах). Настоящий лидер должен сочетать все три).
Бихевиоризм (поведенческая школа).
После 2-ой мировой войны, ведущая школа «Бихевиоризм» - поведенческая школа 40 - 70-ые г. Основоположники Ч. Мерриал и Г. Моргелтау. Суть подхода - в центре внимания человек в мире политики. Политическая наука должна изучать поведения людей по схеме стимул -> реакция. Влияние окружения (семья, друзья и т. д. ).
Три основных принципа этой школы:
1) В центре внимания поведение людей.
2) Обязательно привлекать к обработке данных методы точных наук.
3) Заслуживают внимания, только те выводы, которые можно проверить экспериментально. Остальное надумано.
Ближе к 70-ым недостатки школы, такие как изучая отдельных людей, нельзя выявить фундаментальные теории политики. Некоторые выводы были ясны уже давно. Компенсировать недостатки решила школа «Системная школа» Д. Истон.
Системная школа. Школа Дэвида Истона.
Все явления политической жизни - совокупность явлений политической жизни.
Функции любой системы по Истону:
1) Функция адаптации.
2) Интеграции элементов в единое целое.
3) Воспроизводство модели.
4) Целеполагание.
Если человеческое общество - система, то выделяют подсистемы:
1) Экономика (1-ая функция).
2) Правовая (2-ая функция).
3) Культурная (3-ая функция).
4) Политическая (4-ая функция).
В этой школе человек уходит из центра изучения школой.
Тема №3. Развитие политической мысли в России
1) Политическая мысль эпохи Киев Руси удельного периода (9-13 век).
2) Политические идеи в период становления XIV-XVI.
3) Политические теории становления абсолютизма.
4) XIX века. Политические концепции.
Вопрос 1. Илларион.
Первым памятником - произведение «Слово о законе и благодати» - Илларион, середина 11 в. Памятник политической мысли.
Произведение состоит из 3 частей:
1) Анализ закона и благодать (христианские заповеди). Закон должен соответствовать благодати. Человек свободен, когда поймёт, что такое добро и зло, мораль и т. д.
2) Посвещена русскому государству (власть божественна, престол наследуется, властитель действует во блага подданным, суд по законам, Илларион: «Мало казни, много милуй»).
3) Посвящена задачам Русского государства (его целостности, сохранение мира. Владыка должен быть праведным).
Монастыри - духовные центры. Идея суверенности Русского государства от Византии. Норманнская теория возникла в противовес того, что Византия не имеет отношения к Руси. Создаются первые жития «Бориса и Глеба» - с той же целью.
«Поучение Владимира Мономаха» - он приостановил распад Киевского государства. Мономах говорит о критериях праведности, т. е. править на основе законов и правды. Призывы не мстить и не казнить (против смертной казни). Идеал власти - милостивая.
Произведение «Моление Даниила Заточника» (1229 г. ). Неизвестно, кто автор. Моления рисуют другой идеал власти - грозная власть с сильной армией и жестоко подавляет сепаратизм.
Основные идеи периода:
1) Обосновании права на самостоятельность русского государства.
2) Большое внимание уделяется взаимоотношениям светской и религиозной власти.
3) Поскольку актуально сохранение целостности => необходима монархия, а князья - советники.
4) Проблема соотношения морали и права (они должны совпадать).
Вопрос 2.
Центральные проблемы периода:
1) Происхождение русского государства.
2) Тема закона и правды.
3) Объем полномочий права, каким должен быть.
Политические теории:
1) Теория «Москва - Третий Рим»» (Филофей) конец XV - начало XVI века. Вся мировая история - это история расцвета и упадка мировых империй. Первая империя Рим - пала. 2-ой Рим - Византия - пала из-за признания власти папы Римского. Третий Рим - это Москва (как центр Православия, истинная власть). Москва будет вечно стоять, а четвёртому Риму не бывать. Царь - наместник бога. В царе соединяется светская и духовная власть. Церковь лишь одно из ведомств государства и потому царь должен заниматься церковными делами. Власть должна быть основана на законе. А все жить на основе закона и морали.
XV в. - борьба противоположных точек зрения. Нестяжателей (русские протестанты, последователи Нила Сорского). Церковь накопила 1/3 пахотных земель и светская власть хотела конфисковать земли церкви, это поддерживалось дворянством и крестьянством. Потому появилась теория что церковь должна быть бедной, церковь должна жить общиной, в замен земель церковь получала автономию. Противники нестяжателей были иосифляне (стяжатели), последователи Иосифа Волоцкого. Они отвергали секуляризацию церковных земель, т. е. церковь должна быть могущественной. Иосиф говорил, что светская власть подчинена духовной власти, хоть власть и царь - божественен, но всё же человек, так что с ним надо бороться. Затем Иосиф поменял точку зрения в связи с тем, что царь пошёл на уступки и теперь говорит, что духовная власть должна подчиниться светской власти.
Переписка Ивана Грозного с Курбским.
Курбский был участник избранной Рады. Бежал в Литву от расправы и от туда вел переписку с царём. Его работа «История великого князя Московского».
1) Он не отрицал божественного происхождения царя для обеспечения народного блага.
2) Требовал ограничения власти царя, осуждает введение опричнины => царская власть привела к беззаконию и всему плохому.
3) Осуждает внесудебные расправы. Смертная казнь, может применяться лишь к нераскаявшимся.
4) Закон не каждый изданный должен исполняться, а лишь морально нравственный.
5) Право на свободу въезда за границу.
В советское время его идеи осуждали, а в 90-ые годы очень почитают. Позиция царя - ни как не реагирует, т. е. оставляет как есть, карает тех кого хочет. Царь рассматривал церковь как вспомогательное орудие своей власти. Церковь не участвует во власти. Царь карал не только за действия, но и за мысли.
Политическая концепция Ивана Пересветова.
Иван Пересветов - представитель русского дворянства. Лишь с 1539 г. поступил на службу русскому царю. Его сочинение «Сказание о магмет - салтане и царе Константине». Магамед- турок, Константин - византиец. Автор критикует Византийское государство. Главная ошибка, т. е. причина падения - это предательство знати. А государство Магомеда - идеал государства (сословно - представительная монархия)
1) Ограничение власти.
2) Осуждение наместничества, бесконтрольного произвола воевод.
3) Необходимость военной, финансовой и судебной реформ. Сбором налогов должна заниматься фискальная служба за злоупотребление - казнь. Судебная власть должна быть отделена от административной. Создание постоянного войска.
Политические идеи простого народа (Ереси).
т. е. форма протеста низших слоёв.
1) Ересь стригольников (конец XIV в. смысл в отрицании церковной иерархии, церковь должна быть самоуправляющей.
2) Ересь жидовствующих (конец XV в. ). Основывается на ветхом завете. Ликвидация монашества и прав церкви, т. е. похожие идеи.
3) Учение монаха «Феодосия Косого». В котором говорится о том, что современное устройство государства не дано богом, а вопреки Богу.
Отрицание божественности Христа, отрицание креста. Поклонение только Богу признаётся и церковь не нужна т. к. это дело каждого. Его идеал государства - (Трудовая община самоуправляемая). У него есть теория о законе. Есть закон божественный, естественный и гражданский - они совпадают для идеального государства).
Вопрос 3.
В XVIII в. - абсолютизм утверждается. Появляются, новые политические мысли.
Киевский священник Феофан Прокопович.
Один из авторов синодальной реформы.
Его идеи:
-Обоснование абсолютной монархии, как наилучшей формы государства (монархия - есть результат общественного договора, монархи - боги).
-Соединение церковной и светской власти. Преимущество коллегиальной формы церкви (то есть Синод).
-Идея зависимости формы государства от его географического положения и территории.
Для больших государств - монархия.
-Сравнивает избирательную с наследственной монархией. Считает лучше наследственную (один недостаток - если наследник не достоин, тогда царь назначает следующего).
Василий Никитич Татищев. (1680-1750).
Его основные идеи:
1) Сторонник теории естественного права, т. е. при рождении у человека есть права.
2) Говорит о том, что свобода человека ограничивается 3 факторами:
-природным (власть родителей) - монарх.
-договорные отношения (найма) - демократическая республика.
-принудительные отношения (рабства) - форма государства тирания.
3) Географический детерминизм:
-Демократия - в малых государствах.
-Аристократия - в островных государствах, очень преосвященных.
-Монархия - большим и плохо защищённым, материковым.
4) При монархе должны работать совещательные органы.
5) Он противник крепостного права, но он считает, что пока рано освобождать крестьян из собственности.
6) Сторонник просвещенных гуманных законов (должны быть понятны, выполнимы, непротиворечивы, согласованы, т. е. соответствовать моральным нормам и истории страны).
Тема №4. Русская политическая мысль
1) Политические учения XVIII в. Екатерина, Радищев, Щербатов.
2) Политические теории XIX в. Борис Чичерина, Н. Карамзин.
К середине 18 века, формируется 3 основных направления политической мысли:
- либеральное
- консервативное
-революционный - радикализм.
Само название «либерализм» - переводится как отношение к свободе. Либерализм формировался в том числе и в виде правительственный идей.
Концепции либеральных реформ, оформилось в: Документе Екатерины II известной под названием «Наказ»(1767г. ). Он был подготовлен к открытию «Уложенной комиссии в Москве».
Основные идеи наказа:
-идея абсолютной монархии, как единой возможной формы государства (это основывается географическими причинами и историческими традициями России).
-идея сохранения сословного деления (российское общество должно быть сословным, всякая попытка разрушить сословия гибельна для России). Ну а сами сословия это результат разделения труда(исторически сложившегося).
-тезис о равенстве всех граждан перед законом (равенство всех состоит в том, чтобы они были подвержены одним и тем же законам).
-обязанность монарха просвещать и воспитывать свой народ в духе гуманизма, человеколюбия (а для этого каждое сословие должно быть наделено комплексом прав и обязанностей. Эта идея была позднее реализована в жалованной грамоте дворянству, городам).
-идея разделения ведомств (государственный аппарат должен быть четко разделен на законосовещательные, исполнительные, судебные учреждения, которые все работают под контролем монарха).
Это идеология получила наименование «Просвещенного абсолютизма». И уже тогда она была подвергнута критике с двух сторон.
1) М. М. Щербатов (1733-1790).
Критиковал с позиции консерватизма.
2) А. Н. Радищев (1749-1802).
Его труд «Путешествие из Петербурга в Москву».
Его взгляды:
-открытое отречение самодержавия (просвещение и абсолютная монархия несовместимы.
-критикует крепостное право с 2 сторон (С точки зрения естественного права: раз все люди равны, то это нарушение этого равенства и прав человека. И с точки зрения экономической он критикует крепостное право: поскольку подневольный труд, рабский труд, не эффективный труд).
-идея о народной революции и превращение России в федерацию вольных городов, по типу Новгорода и Пскова (Прямая демократия, все решает народное собрание, разделение властей не возможно). Он был последователем Ж. Ж. Руссо.
-предоставление политических и гражданских прав каждому из жителей России.
Вопрос 2.
Либерализм продолжал своё развитие, как либерализм правительственный, официальный. Представителем правительственного либерализма начала 19 века был М. М. Сперанский.
М. М. Сперанский. Его работа 1809 г. - «План Сперанского».
Основные его идеи:
-разграничение ведомств (все учереждения в России должны быть разделены на законосовещательные, исполнительные, судебные. Законосовещательные представлены думами всех уровней, начиная от волостной и заканчивая государственной думой. Волостные думы выбираются не всеми жителями волости, а гражданами среднего состояния и выше. Народ рабочий не обладающий цензом (прислуга, поденщики, зарождающийся пролетариат, от участия выборов отстраняется. Вот эти выборные волостные думы делегируют окружную думу, затем делегируется губернская дума и затем на высшем уровне государственная дума. Статус всех дум - законосовещательный. Не имели законодательной власти. Исполнительная власть представлена императором, правительствующим сенатом и системой министерств. Все назначения с верху в низ идет. Судебная власть - это система выборных судов + судебный сенат. Связующим звеном между ветвями власти и монархии будет государственный совет по проекту Сперанского. Совет назначается пожизненно, носит законосовещательный характер).
-крепостное право надо отменить, но условия для этого еще не созрели.
В итоге был выполнен только один пункт, 1810 создан государственный совет, а всё остальное осталось проектом. Сперанский подчеркивал роль закона, правовое государство это идея Сперанского.
Что помешало реализации этого плана:
-сопротивление консерваторов, дворянства.
-начало войны с Наполеоном.
-перемена настроений самого императора (попал под влияние совсем других людей, настроенный консервативно).
Вся эта неопределенность вызвала в 1825 г. вызвало восстание декабристов.
Декабристы делились на 2 движения:
-умеренное (Муравьев и его конституция, предполагавшее введение в России конституционной монархии. В России создаётся федерация из 13 держав).
-радикальное (представлено южным обществом. Идеологию её выразил П. И. Пестель в своей «Русской правде»). Это проект унитарной республики, царская семья должна быть физически уничтожена, исполнительная власть принадлежит директории из 5 человек в роли президента и каждый из которых по очереди исполняет в течении года обязанности главы государства).
И Пестель и Муравьев сторонники отмены крепостного права.
В 30-ые годы, думающая часть общества ставила вопросы: как должна развиваться Россия? По пути запада или по своему особому пути. То есть именно тогда в 30-ые годы возникло противостояние западников и славянофилов. Которое у нас имеет место еще и сейчас.
П. Я. Чаадаев.
Он стоит у истоков западничества и так же его «Философические письма».
В письмах он отметил величество страны, но живет она убого, он говорит, что это потому что она выбрала восточную ветвь христианства в виде православия и тем самым поставила себя на обочину европейской цивилизации. Выход в том, чтобы взять за образец западную модель и идти полностью по западному пути.
В 40-ые годы формируется ветвь западничества среди русской интеллигенции.
Сторонники западничества были последователями либерализма.
Либерализм не был никогда не был в России влиятельным политическим движением:
Причины:
-Не было развитого среднего класса (доля среднего класса около 20%).
-Российская ментальность (это ментальность общинная, коллективистская) - Плохо уживается принцип индивидуальной свободы).
-Политическим идеалом либералов является республика или конституционная монархия или республика, а в России прижились другие идеалы (абсолютная монархия).
Реформы Александра II 60-х. годов. Вызвали всплеск либеральных идей (как бы подстегнули развитие либерализма).
Либерализм разделился на 2 ветви:
-Классический.
-Социологизированный.
Б. Н. Чичерин.
Был представителем классического либерализма.
Основные идеи Чичерина:
-сторонник правового государства (основанного на законе)
-так же сторонник конституционной монархии.
-противник теории естественного права (все права даются человеку государством).
Формируется понятие этатизм - очень сильное преувеличение роли государства в политической жизни, даже у либералов.
-государство не должно вмешиваться в социальные отношения (поддержка нуждающихся дело частное, а не государственное).
-государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства.
П.И. Новгородцев.
Представитель социалогизированного либерализма.
Его взгляды:
- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).
-Высказал идею не только правового, но и социального государства (говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).
-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (профсоюзы).
Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.
Русский консерватизм в 19 веке, делят на:
1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).
У Н. Карамзина:
-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).
-противник освобождения крестьян.
-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.
-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).
Cергей Уваров (граф).
Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.
Народность - сакральная связь монарха и его подчиненных).
Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.
(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).
Он выделяет 2 основных этапа народоправства:
1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.
2) Вторичное (парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.
Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.
2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).
В 40-е годы - А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:
-римское (идея подчинения, повиновение, веры).
-протестанское (идея свободы).
-православное (идея любви).
Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.
Программа славянофилов:
-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.
-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).
-восстановление земских соборов (совещательных).
Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.
Его учение «Культурно-исторические типы»
Его идеи:
-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами (т. к. Россия не может идти по пути Запада).
Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.
Владимир Соловьев.
Религиозная философия: (вера, надежда, любовь).
Вера выражена в священстве (католицизм).
Надежда (царство => власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).
Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).
Идея Соловьева заключается в том, что Россия всегда стояла между западом и востоком и теперь она должна стать инициатором создания единой религии. Соловьёв сторонник -экуменизма (единая религия).
Что касается политической модели, то Россия должна оставаться монархией (ибо она воплощение идеи царства).
Последователи Соловьёва: П. Флоренский. Бердяев.
Последователи радищевской мысли: Чернышевский, Белинский.
-ярко выраженный пафос (разрушителен).
-призыв к народному восстанию.
Но четкого проекта основного государства, которое должно быть после восстания у них не было.
Пропагандистское движение: Лавров.
Анархическое направление: М. Бакунин.
Заговорческое направление: Ткачёв.
Появляется социал - демократическое движение:
-меньшевизм
-большевизм
Особенность русской политической мысли:
1) Этатизм (преувеличение роли государства в жизни общества).
2) Позднее отделение политических идей от религиозных и нравственных.
3) Тяготение к крайним направлениям, наиболее выражено: консерватизм и радикализм (умеренно слабые).
4) Политические теории не имели достаточного социально-экономического обоснования.
Тема №5. Политическая власть
1) Власть как категория (трактовки власти).
2) Механизм осуществления политической власти.
3) Легитимность политической власти.
Вопрос 1.
Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти.
Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода:
1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми).
В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти:
-теологическая (власть это Божественная сила)
-биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах).
-бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других) , поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный.
-психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения.
Называют они несколько мотивов подчинения:
-страх наказания.
-привычка.
-интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду)
-убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный).
-мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги).
Л. Дюги.
Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны.
Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера.
Власть это способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю, вопреки воли другого индивида. Иначе способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы последний сделал то, чего бы он никогда не стал бы делать по доброй воли. Способность навязать объекту то или иное поведение, те или иные действия. В рамках социологического подхода можно выделить несколько трактовок власти.
-структурно-функцианалистская трактовка (принадлежит Т. Патсенсу)
(Власть сама по себе ничто. Она не материальна. Она носит символический характер, как деньги в экономике, так и власть в политике. Место человека в политической системе определяется объемом власти, которым он располагает. Сама по себе власть ничто, а ценности её определяются тем, что за неё можно получить. Сила власти так же может возрастать и убывать, как курс национальной валюты).
По мнению Т. Патсенса (выдающийся американский социолог) главные две функции власти:
-она предписывает субъектом исполнять обязанности налагаемые обществом(то есть такая регулятивная функция)
-мобилизующая. (Власть мобилизует ресурсы общества для достижения общих целей).
В рамках социологического подхода можно выделить:
-конфликтолгическую трактовку власти.
(Власть трактуется как отношение господства и подчинения основанный на экономическом неравенстве. Собствееность на средство производство дает буржуазии в капиталистическом обществе, возможность подчинять себе экономически-зависимые массы и соответственно обеспечивать политическое господство. То есть власть является проявлением прежде всего экономического неравенства в конфликтологической трактовки.
-дуалистическая концепция власти (принадлежит М. Дюверже).
(Смысл в том, что он называет 2 элемента власти: это материальное принуждение, и убеждение. Власть состоит из 2 элементов. Надо обеспечить веру со стороны подчиняющихся в том, что их подчинение законно, оправдано и похвально. Материальным принуждением этого не сделаешь. Всякая власть это отношение двух сторон. Власть двоякое отношение (в нём есть элемент принуждения и элемент убеждения). Вот если исчезает убеждение, то это уже не власть, а отношение господства, а господства всегда отношение основанное на насилии. А власть может обойтись без насилия если она может талантливо применять способность убеждать подчиненных в том, что они действуют оправданно. В том что власть справедлива и законна и её надо уважать).
Вопрос 2.
ВЛАСТЬ. (источники власти: сила, богатство, знание, авторитет, закон, организация, харизма(исключительный дар) ).
Для победы на президентских выборах надо тратить все больше и больше.
(субъекты власти: государство, политические элиты, политические лидеры, партии, общественные организации)
(объекты власти: индивиды, социальные группы(большая или меньшая классов) , но и в целом население государства - это тоже объект применения власти).
(основание власти: социальное основание(это те социальные группы, которые составляют опору данной власти) , административные основания (то есть государственные партийный аппараты с помощью которого осуществляется данная власть) , культурно-информационные основания (это система образовательных, культурных учреждений, СМИ, которые аккумулируют собственно духовный, идейный потенциал власти) , юридические основания (это нормы, законы, конституция) , экономические основания (деньги, ВВП, золотой запас).
(ресурсы власти: это конкретные средства с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей (экономические ресурсы - это основные виды ресурсов для любой власти, социальные ресурсы-это способность власти менять социальный статус человека, группы или класса).
(силовые ресурсы: это средства насилия и принуждения, оружие, а так же соответствующие государственные институты выполняющие функцию принуждения, такие как: армия, полиция, служба безопасности, исправительные учреждения(тюрьмы). Это всё есть силовые ресурсы власти)
(культурно-информационные ресурсы: это сами научные знания, сами идеи, духовные ценности, которые производят СМИ и система культурно-образовательных учреждений. Самый значимый ресурс. Его надо ставить на 1 место).
(демографические ресурсы: это население страны).
Виды власти разделяются по основным сферам общественной деятельности:
-власть экономическая.
-власть духовная.
-власть культурная.
-политическая власть.
-религиозная власть.
Политическая власть отличается от других видов власти набором нескольких определенных признаков:
-использование всего многообразия ресурсов (характерно только для политической власти).
-легальность или законность применения силы, только политическая власть применяет силу на основе закона.
-верховенство или суверенитет политической власти (то есть обязательность решений её для всех индивидов, масс, институтов, в пределах данной территории).
-публичность
-моноцентричность (означает наличие единого центра принятия решений, то есть те или иные законы политического характера, те или иные решения, определение политического курса исходит из одного центра, со стороны высших органов государства: законодательных, исполнительных. В то время, как допустим у экономической власти множество центров принятия решения, а для политической власти характерен один центр принятия свободных решений).
Оппозиционные партии могут высказывать противоположные точки зрения, формулировать альтернативный политический курс, но в какой мере его воспримет господствующая партия или власть это уже предел конкретной политической ситуации типа режима и т. д. А центр принятия решения все таки один. Оппозиция не может заменить господствующие политические партии.
М. Дюверже.
Называет 3 исторические формы политической власти:
-анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства).
-индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением).
-институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ).
Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения).
Вопрос 3.
Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую.
Макс Вебер.
Выделяет несколько типологий власти:
-традиционная.
-харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя).
-рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий).
Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается.
Д. Истон.
Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти):
-идеология.
-политический режим.
-политическое лидерство.
Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти:
-власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть).
-структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение).
Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью).
Легитимация-это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности.
Делигитимация-процесс потери власти своей легитимности.
Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима).
В качестве индикаторов степени легитимности власти:
- уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти).
-наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти).
-наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия).
-результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии).
Причины делигитимации(потери власти) :
-противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов).
-противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться.
-неэффективность государственного аппарата, коррумпированность.
-раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок).
У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.
Тема №6. Политические системы

Вопрос1.
Система - совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью.
Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относится к характеристике биологических организмов. Затем принципы системной теории распространяются на социологию (Парценсон). На экономику (В. Леонтьев). Возникает теория политических систем (основоположник Д. Истон).
Д. Истон.
Основоположник «Теории политических систем».
Его книга: «Политические системы».
Его идеи:
-он определил политическую систему, как ряд взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности.
-всякая политическая система имеет способность к реагированию и саморегулированию, что предохраняет её от разрушения.
-всякая политическая система подвижна, динамична, но при этом она поддерживает себя, т. е. сохраняет характерные черты отражающие её облик.
-политическая система устойчива при сохранении баланса между входящей и исходящей информации.
Входящая информация: требования разного рода.
Выходящая информация воздействует на входящую информацию по обратной связи и все повторяется вновь.
Требование - это выражение мнения о правомерности или неправомерности распределения ценностей.
Требования бывают 3 категорий:
-требования относительно благ и услуг.
-требование касающиеся регулирования поведения.
-требования касающиеся коммуникации и информации.
Демократический режим нормально относится к требованиям. Другие формы отрицают.
Поддержка системы бывает:
-материальная (аккуратной уплаты налогов).
-нематериальная (законопослушание, высокая явка на выборы, почтительное отношение к официальным лицам.
Политическая система - это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, формы взаимодействий и взаимоотношений между ними в которых реализуется политическая власть.
Политическая система - это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование власти и связей гражда и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.