На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Политический уклад общества и особенности информационно-коммуникативного взаимодействия; нормативно-правовая база. Роль и значение коммуникации для государственного управления, ее последствия исполнение должного действия, принятие предлагаемого тезиса.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года
Работу выполнила:
Студентка II года обучения ФГУ
Каслина А.В.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Купряшин Г.Л.
Москва, 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Роль и значение коммуникации для государственного управления
Глава 2. Нормативно-правовая база
Глава 3. Анализ примера коммуникации
Вывод
Библиография
Приложение 1. Вступительное слово Президента РФ
на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, 23 июля 2008 года
Приложение 2. Пресс-релиз, опубликованный на официальном сайте Президента РФ, 23 июля 2008 года, 13.30
Приложение 3. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года
Введение
Задача работы - выявление характерных коммуникативных установок нынешней государственной власти через анализ примера коммуникации конкретного решения, касающегося внутренней политики государства.
О понятии коммуникации, и ее месте в государственном управлении будет подробно изложено в первой главе работы. Во введении важно подчеркнуть, что цель коммуникации - влияние. Коммуникация власти с обществом - дополнительная возможность и инструмент для государства воздействовать на граждан. Критерий успешной коммуникации - наступление коммуникативного последствия - исполнение должного действия или принятие предлагаемого тезиса (согласие).
Коммуникация проявляет отношение между ее субъектом и объектом, и пример позволяет выявить модель взаимодействия власти и общества.
Предмет анализа - выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, выбран в силу следующих причин:
1) актуальность задачи для государства в целом;
2) объективная необходимость широкой коммуникации данного решения для его реализации.
Период рассмотрения ограничен тремя месяцами со дня ключевой коммуникации (выступление Президента). Данный период достаточен, чтобы оценить эффективность коммуникации: с 23 июля 2008 года - дата проведение заседания (ключевая коммуникация) по 5 ноября 2008 года - дата обращения Президента к Федеральному собранию, где фиксируется новая редакция коммуникации после этапа ее распространения в предшествующие месяцы.
Для анализа выбраны печатные СМИ, так как они являются базовым каналом коммуникации между властью и обществом, чьи материалы доступны для детального анализа. Интернет- издания не смотря на то, что законодательно не относятся к СМИ, будут рассматриваться, так как по сути своей таковыми являются.
Настоящая работа состоит из трех содержательных глав.
Глава первая посвящена определению понятия коммуникация и её роли в государственном управлении. Вторая содержит описание нормативно-правовой базы по выбранной теме. Третья - анализ конкретной коммуникации и ответ на поставленный в центр работы вопрос: каковы характерные коммуникативные установки нынешней власти, какова примененная модель взаимодействия власти и общества.
В завершении введения, необходимо определить ряд терминов, которые будут использоваться в тексте работы. Понятие коммуникации, как указано выше, будет подробно раскрыто в первой главе и будет использоваться в двух значениях: широком, как явление и более узком как синоним слов «речь», «публичное выступление». Коммуникатор - автор, субъект коммуникации. Его синонимы: оратор, выступающий. Адресат (коммуникации) - получатель информации, тот человек или люди, к которым обращена коммуникация. Синоним - аудитория, слушатели.
Глава 1. Роль и значение коммуникации для государственного управления

Прежде чем углубляться в анализ конкретного примера, необходимо более подробно рассмотреть понятие «коммуникация», её роль в государственном управлении.
Термин «коммуникация» имеет латинское происхождение (лат. сcommunication «делаю общим, связываю») и получил широкое распространение в начале ХХ века.
На сегодняшний день он имеет, по крайней мере, три интерпретации: а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него Социология коммуникации, М., стр. 4.
Последняя из перечисленных интерпретаций уже в начале ХХ века приобрела свое специфичное, видовое название - «политическая коммуникация». Возникновение этого нового, более узкого понятия возможно отнести к высказыванию Ф. Ратцеля о том, что “передача информации в политическом отношении является самой важной из всех коммуникационных услуг” Ratzel, 1903, Цитата по Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия: 18. Социология и политология, 1999, № 4. стр. 57. Под коммуникацией понимается весь процесс создания, отправления, получения и обработки сообщений, оказывающих существенное воздействие на успешность реализации государственных решений. «Термин “политическая коммуникация” должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами” Гончаров М.Ю., Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире, М., 1991, стр. 55.
Ключевым фактором, определяющим и отличающим политическую коммуникацию от любой иной, является коммуникатор - политические институты или действующие от их имени лица. Другим “…главным фактором, определяющим сущность и особенность термина “политическая коммуникация”, представляется функциональное назначение распространяемой информации. Эта информация, обслуживающая политические структуры и воздействующая на принятие политических решений” Там же, стр. 55 -56.
В “Политологическом словаре” приводится определение, подчеркивающее именно функциональную сторону явления: “Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов” Политологический словарь, М., 1994, стр. 183. Аналогичная трактовка дается и в словаре-справочнике “Зарубежная политология” Зарубежная политология, М., 1998, стр. 197.
Более развернутое определение, представлено в двухтомной “Политической энциклопедии”, где под политической коммуникацией понимается “обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами”, который “может протекать на формальном (например, в средствах массовой информации) и неформальном (“закулисные” переговоры) уровнях”.
Значительное внимание различными авторами, изучающими данный вопрос, уделяется массовой политической коммуникации, которая в современном мире “все больше превращается из подчиненного элемента политики в ее творца” и, “являясь важным источником политической социализации, …способствует овладению политическими знаниями, установками, ценностями и формами политического участия” В.В. Латынов, Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Науч.-ред. совет: Пред. совета Г.Ю. Семигин. М., 1999, стр. 172 -173.
Понятие “коммуникация” своим превращением из узкоспециального термина, употреблявшегося преимущественно в языке техников, связистов и военных, в термин общенаучный, во многом обязано основоположнику кибернетики Н. Винеру. В 1948 году Н. Винер определил данную область междисциплинарных исследований как “науку об управлении и коммуникации” Wiener, 1948; русский перевод: Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине, М., 1983. Ученый основывался на гипотезе, что все явления окружающего мира могут быть объяснены с точки зрения информационного обмена, циркулирования информации. Для определения коммуникации в её связи с социально-политическими проблемами принципиально важное значение имеет другая работа Н. Винера “Человеческое использование человеческих существ” Wiener, 1950; русский перевод: Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001, где коммуникация трактуется, как ключевая ценность информационного общества, в котором “действенно жить - это значит жить, располагая правильной информацией” Там же, стр. 14. В обществе “человек коммуникационный” (Homo communicants) ориентируется в большей мере на внешние события, а не на свои внутренние чувства, живет за счет поступающей из вне информации, сбор и анализ которой становится для него жизненно необходимым. Закономерно, что в подобном обществе средства коммуникации приобретают особое значение как основной инструмент, позволяющий человеку реагировать на происходящие в окружающем мире изменения.
Роль и значимость коммуникации в современном государственном управлении сложно переоценить.
«Информационно-коммуникативные связи являют собой ту соединительную ткань, которая интегрирует в единое целое все уровни и компоненты макросоциального управления, укрепляя антиэнтропийные свойства государства, придавая ему способность к самоорганизации и саморазвитию. При этом степень интенсивности информационного обмена и коммуникативных связей самым существенным образом влияют на характер деятельности и организацию государственного управления, расширение или сужение полномочий объектов, способность управленческой системы к преодолению своих критических состояний, а так же и на другие его свойства и качества. Все это позволяет толковать информационно-коммуникативные связи и как важнейшую предпосылку (ресурс) функционирования системы государственного управлении, и важнейшую функцию и одновременно - результат активности государства на информационном рынке» Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Учебник. Государственное управление, М., 1997, стр. 56.
«По сути, самое управление - это ни что иное, как осуществление целенаправленных коммуникационных контактов людей, обменивающихся и потребляющих определенную информацию» Там же, стр. 56.
К. Дойч назвал политическую коммуникацию “нервной системой государственного управления”, считая политические сообщения фактором, обусловливающим политическое поведение Дойч К., Нервы управления, М., 1993. По мнению Ж.-М. Коттрэ, роль коммуникации в политической жизни общества сопоставима со значением кровообращения для организма человека Cottеret, J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris, 1973.? р. 112.
Резюмируя, акцентируем, что цель коммуникации - влияние. Коммуникация власти с обществом - дополнительная возможность и инструмент для государства воздействовать на граждан. Критерием успешной коммуникации является наступление коммуникативного последствия - исполнение должного, задуманного действия или принятие предлагаемого тезиса (согласие).
Насколько грамотно власть коммуницирует свои решения, «пытается оказывать то или иное влияние на общественные отношения и сознание граждан» Там же, p. 57. добиваясь их принятия, поддержки и реализации, во многом определяется выбором модели (способа) коммуникации.
Конкретные виды и типологии коммуникаций будут рассмотрены в третьей главе на примере анализа конкретного выступления представителя исполнительной власти.
Для анализа будет применен наиболее распространенный метод изучения - системный подход, как метод более иных отражающий специфику политической коммуникации.
Глава 2. Нормативно-правовая база

Настоящая глава содержит характеристику законодательной трактовки роли и функции коммуникационной работы государственных служащих. Ключевыми нормативными документами являются Конституция страны, ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79 и ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58.
Основной закон, Конституция, в нескольких местах фиксирует значимую роль коммуникации между властью и обществом. Базовая необходимость подобной коммуникации заложена в основах конституционного строя России, где постулируется демократический характер государственного устройства Действующая Конституция РФ, статья 1, глава 1.. Эта норма детализирована в пункте 3 статьи 15, указывающая наиболее важный предмет коммуникации - принимаемые законы. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» Там же. . Это требование законодателя базируется на одном из основных прав граждан демократической страны - праве участвовать в управлении делами государства Там же, статья 32, глава 2.
Таким образом, процесс коммуникации власти и общества является основополагающим процессом взаимодействия власти и граждан. Однако, сам процесс коммуникации по поводу государственных решений в нормативных актах четко не регламентирован. Федеральный закон № 58 не содержит норм, касающихся процесса коммуникации.
В федеральном законе № 79 в статье 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» оговаривается важнейший принцип коммуникации для государственных служащих - не допускать «публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности».
Закон закрепляет через должностные инструкции предмет и область коммуникации для государственных служащих и фиксирует иерархию возможных высказываний. Важно отметить, что приведенная выше норма четко направлена против возможного искажения информации через несанкционированные трактовки.
В теории коммуникации неоднозначность и многообразие трактовок или комментариев признается одним из самых распространенных «шумов» коммуникации, т.е. видом коммуникативной ошибки. Фактически закон фиксирует один из вариантов борьбы с этой ошибкой - запрет на множественные источники коммуникации.
Отсутствие законодательно оформленных норм и процедур коммуникации государственных решений предоставляет достаточную свободу действия представителям власти и позволяет им придерживаться той коммуникативной стратегии, которую они считают верной в каждый отдельный момент времени.
Глава 3. Анализ примера коммуникации

Настоящая глава содержит анализ конкретного примера политической коммуникации - выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. (См. Приложение 1. Вступительное слово на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров). Причины выбора данного случая описаны во введении.
Анализ текста коммуникации будет проведен с точки зрения его ключевых характеристик: кто говорит (коммуникатор), что говорит (тезис, ключевая мысль), кому говорит (заявляемая аудитория), как говорит (набор аргументов и мыслей, раскрывающих тезис). Ответы на перечисленные вопросы позволяют определить тип политической коммуникации и ее соответствие политической задаче.
Отвечая на первый вопрос (кто?), необходимо отметить высочайший статус коммуникатора, и, следовательно, важность содержания данной коммуникации. Исходя из функций Президента, зафиксированных в пункте 3 статьи 80 Конституции, в его компетенции находятся определение и, следовательно, высказывания основных направлений внутренней и внешней политики государства. Отсутствие второстепенных коммуникаторов, которыми могли бы быть участники соответствующего совещания - должностные лица и представители структур Минэкономразвития, Минобразования, подчеркивает значимость озвучиваемого тезиса. Выбор фигуры коммуникатора акцентирует и суть речи - определение глобальных приоритетов и, как следствие, постановка цели или задачи для общества и соответствующих государственных структур.
Именно эта задача отражена в базовом тезисе речи: «Необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И как инструмент для этого - формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров».
По своей структуре и содержанию речь носит прикладной характер и типична для текста технического задания, выдаваемого начальником своим подчиненным. Речь состоит из двух смысловых частей. Первая содержит характеристику проблемы и ее происхождение. Вторая - формулировку задачи и ее детальное, прикладное описание: анализ альтернатив и их оценка, определение ресурсов, перечень составляющих и сопутствующих задач, требования к качеству решения, назначение ответственных.
Начинается речь указанием на взаимосвязь озвучиваемой проблемы с уже выбранным внутриполитическим курсом («Поставленные планы стратегического развития») тем самым дается отсылка к ранее данным распоряжениям. Новая задача получает место в контексте текущей деятельности.
Акцент речи, со всей очевидностью, смещен в прикладную сторону описания требований к действиям. С точки зрения технического задания неоговоренными остаются лишь сроки реализации. Полностью отсутствует мотивация аудитории: зачем и почему им следует исполнять данную задачу. Сама задача и проблема вовсе не обосновываются.
Описанная структура речи позволяет достаточно однозначно определить тип коммуникации и ее цель.
Для простоты атрибуции речи из обилия классификаций речей необходимо использовать два: по типу коммуникативного последствия (что оратор хочет от аудитории) и по предмету обсуждения (что именно оратор обсуждает с аудиторией).
Классификация выступлений по типу коммуникативного последствия позволяет определить степень давления коммуникатора на своего адресата. (Таблица 1)
Таблица 1
Тип речи
Коммуникативное последствие
Степень давления оратора на аудиторию
Информационная речь
От аудитории не требуется действий, только усвоение информации
Низкая
Убеждающая речь
От аудитории ожидаются действия, но сценарий жестко не определен.
Средняя
Агитационная речь
От аудитории ожидаются действия по предложенному оратором сценарию
Высокая
Классификация по предмету обсуждения так же выявляет характер отношений между коммуникатором и адресатом, определяет статусное соотношение между ними. (Таблица 2)
Таблица 2
и т.д.................


Тип речи
Предмет речи
Пример
Ценностная речь
Ценности, критерии оценки, авторитеты, образцы, цели и т.п.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Судительная речь
События и ситуации - их оценка и интерпретация
«Есть ли жизнь на Марсе»
«Кому на Руси жить хорошо»
«Кто виноват»

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.