На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Истоки возникновения движения политизированного ислама. Экстремизм с исламских позиций, смыкание исламского экстремизма с международным терроризмом, незаконной торговлей оружием и наркобизнесом. Исторический опыт борьбы с экстремистской оппозицией.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


webkursovik.ru/
Размещено на webkursovik.ru/
15
Реферат: Комплексный анализ исламского экстремизма

На протяжении последних веков исламский мир подвергался воздействию значительных внутренних и внешних кризисных явлений. По сложившейся исторической традиции мусульманское общество в ответ на переживаемые кризисные периоды вырабатывало свою линию действий - возврат к первоосновам ислама.
В 70-80-е годы нашего века на исходе ХIV столетия со дня зарождения исламской религии обращение к исламским корням способствовало возникновению мощного динамичного и широко распространенного движения политизированного ислама, имеющего глобальное политическое, экономическое и военно-стратегическое значение. Процесс усиления политической активности ислама сопровождался идейной и политической дифференциацией среди мусульман и представляющих их политических сил. Появилось трудно определяемое, но реально существующее, понятие «исламский фактор», в рамках которого особое значение приобрели многообразные крайние формы проявления воинствующего ислама - от политического экстремизма до вооруженного насилия и терроризма.
Экстремизм с исламских позиций наблюдался в ходе антишахской революции в Иране, при захвате Большой мечети в Мекке и волнениях в Саудовской Аравии, антиправительственных мятежах в Сирии и Ираке, при покушении на египетского президента А. Садата, в беспорядках и столкновениях с правоохранительными органами в большинстве мусульманских стран. Почти во всех случаях вспышки исламского экстремизма создавали серьезную угрозу для национальной безопасности этих государств. Особую опасность представляет исламский экстремизм для региональной и международной безопасности. Практически все внутренние и региональные вооруженные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны в той или иной степени сопровождались всплесками исламского экстремизма. Сегодня становится ясно, что исламский экстремизм не только стимулирует масштабы и интенсивность вооруженного насилия, но и крайне затрудняет разблокирование конфликтов и их политическое урегулирование.
Другой особенностью современности стало смыкание исламского экстремизма с международным терроризмом, незаконной торговлей оружием и наркобизнесом. Такие названия и понятия, как «Исламский Джихад», «Хезболлах», экспорт исламской революции стали уже нарицательными именами. Захваты иностранных заложников, террористические акты за пределами мусульманского мира и попытки исламских экстремистских кругов приобрести оружие массового поражения в той или иной форме или виде стали хроническим и кошмарным наваждением для мировой общественности. В последнее десятилетие исламский экстремизм во все более возрастающих масштабах затрагивает интересы национальной безопасности и нашей страны.
Современный исламский экстремизм в воинствующей и пассивной формах представляет собой весьма сложное историческое социально-политическое явление, обладающее рядом характерных черт, таких как:
- широта распространения, почти везде, где есть сколь-нибудь значимые общины мусульман, независимо от их численности, политических ориентаций, экономических условий и культурных традиций, наблюдается волнообразный процесс усиления исламской политической активности. И хотя питательная среда и база исламского экстремизма - промежуточные социальные слои и группы населения, заметно, что этот процесс затрагивает и высшие слои общества, проявляясь в демонстративной приверженности к исламскому образу жизни;
- полицентризм и неоднородность, исламские политические движения не располагают единым руководящим или организационным центром, как правило, даже на уровне отдельных стран. Более того, имеет место соперничество, а нередко и противоборство между соперничающими исламскими экстремистскими структурами различных уровней;
- транснациональный характер, как правило, обращение к исламским корням является ответной реакцией на конкретный локальный кризис или кризисные явления в различной национальной среде. Однако, несмотря на всю очевидную специфику конкретных кризисов, они обладают явным сходством, а посему развивающиеся в их условиях исламские политические движения, не признающие национальных границ, могут быть классифицированы как транснациональный феномен;
- устойчивость, исламский экстремизм обладает поразительной жизнеспособностью в течение всей политической истории ислама, а точнее определенной исторической повторяемостью. Исламизм как бы окрашивает соответствующие кризисные социально-политические процессы и является своеобразной формой их исторической эволюции, обладая высоким потенциалом адаптации, легко приспосабливается к различным социально-политическим условиям.
Процесс исламского возрождения трактуется широко и по-разному: возрождение, пуританизм, фундаментализм, экстремизм, сектантство, фанатизм, исламизм и так далее. Безусловно, все эти термины как-то характеризуют рассматриваемый нами процесс. Это также свидетельствует о сложности и многогранности этого явления. А как сами последователи воинствующего ислама называют себя?
Исламский фундаментализм по-арабски звучит как «усулияисламия» и означает буквально исламские основы, корни и, по-видимому, ближе всего к данному явлению. Это явление подразумевает возврат к первоосновам веры, определение оснований исламской общины («исламской уммы») и исламской законодательной базы государственного правления («шаръийя аль-хукм») на основе шариата. Большинство фундаменталистов обычно называют себя «исламистами» или по-арабски «исламиюн». Власти же называют их, как правило, «фанатиками», «экстремистами», имея в виду исламских радикалов, склонных к использованию насилия. Исламисты считают себя «истинно верующими», отличающимися от остальных мусульман. Зачастую это отличие имеет агрессивную направленность и касается не только немусульман, но и мусульман. Иными словами, всех, кто не разделяет их убеждений, исламисты рассматривают в качестве законных объектов воздействия, которое может варьироваться в весьма широком диапазоне.
Проблема разработки понятийного аппарата такой категории, как исламский экстремизм, является актуальной для многих отечественных и зарубежных исследователей, как с точки зрения классификации современных идейно-политических течений в исламе, так и в плане поиска наиболее удачных определений для таких явлений, как экстремизм и терроризм. В специальной справочной литературе используемые в нашей работе базовые понятия трактуются следующим образом:
- «Экстремизм» - (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике);
- «Экстремист - человек, придерживающийся крайних мер и действий». В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на кажущуюся простоту дефиниции экстремизма, явление это крайне сложное. К примеру, в 30 из 55 томов Полного собрания сочинений В.И. Ленина так или иначе рассматриваются проблемы политического экстремизма и терроризма;
- «Экстремизм религиозный» - идеология и деятельность крайне фанатичных элементов в религиозных организациях». В качестве примера названы протестантские «ультра» в Ольстере (Сев.Ирландия) и «Братья-мусульмане» на Ближнем и Среднем Востоке;
- «Мусульманский экстремизм» - применение крайних методов в идеологии, политической и общественной практике ряда мусульманских организаций, выходящих, как правило, за рамки существующего в тех или иных странах законодательства и несущих угрозу общественной безопасности». Отмечается, что применение экстремистских методов в средние века практиковали исмаилиты-низариты и некоторые другие течения в исламе.
Экстремизм характерен для целого ряда мусульманских организаций, прежде всего составляющих правое крыло движения «Братья - мусульмане» и других близких к нему по своим воззрениям. Как указано в словаре по исламу, в идейном отношении мусульманский экстремизм нередко смыкается с фундаментализмом, на основе которого, как правило, базируются воззрения экстремистских организаций и общин.
«Мусульманский фундаментализм» - термин, заимствованный из христианства, которым обозначают совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в фундаментальные источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм современной жизни». Отражением мусульманского фундаментализма в политической практике является политика исламизации, проводимая рядом мусульманских государств. На неправительственном уровне мусульманский фундаментализм представлен многочисленными религиозно-политическими организациями, в основном близкими «Братьям-мусульманам» или связанными с исламским режимом в Иране. Для идеологии и политической практики многих фундаменталистских организаций характерен экстремистский подход вплоть до применения методов террора (правое крыло «Братьев-мусульман», некоторые шиитские организации и др.). Автор разделяет точку зрения о том, что современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма, а последний, в свою очередь, представляет одно из основных течений в сегодняшнем исламе. Поэтому в предлагаемом исследовании в качестве синонимов понятия исламский экстремизм будут использоваться такие термины, как исламизм и фундаментализм. Что же касается получившего в последние десятилетия распространение как в российской, так и зарубежной литературе термина исламский терроризм, то нам представляется, что здесь имеет место излишняя политизация отдельных, хотя и важных, сторон исламского экстремизма. Ведь не секрет, что исламский экстремизм нередко становится предметом недопонимания, заведомых искажений и спекуляций. Нашей задачей является достижение сбалансированного и взвешенного представления об исламском экстремизме. Комплексное историческое исследование исламского экстремизма создает базу для прогнозирования этого феномена в будущем. В методологическом плане исследование исламского экстремизма основано на ряде исходных положений:
- исламский экстремизм понимается как своеобразная реакция мусульманского общества на крупные социальные потрясения и кризисы, неоднократно повторявшиеся в политической истории ислама. Основными компонентами кризисной среды, оказывающими воздействие на глубину, интенсивность и распространенность исследуемого явления являются:
- проблема самосознания, кризис законности властей, обострение социальных противоречий, неспособность обеспечить суверенитет и безопасность государства, культурный кризис;
- проявления исламского экстремизма как реакции на социальный кризис или конфликт обладают рядом таких характерных черт, как:
а) авторитарные методы и харизматический характер руководства процессом трансформации общества в целях преодоления переживаемого кризиса;
б) радикальная идеология по принципу «рай - сегодня» базируется на апелляции к исходным ценностям ислама, черно-белом экстремистском делении мира, целей и методов его исправления;
в) личность экстремиста формируется под двойным воздействием кризисных явлений и фундаменталистских установок;
г) экстремистские движения и группировки обычно возглавляются харизматическими лидерами, а их политическое поведение реализуется в широком диапазоне от чисто духовной сферы до открытой вооруженной борьбы;
- большинство населения в мусульманских странах довольно скептически и настороженно воспринимает исламский экстремизм;
- реакция официальных властей на различные аспекты деятельности исламских экстремистов также отражает широкий спектр мер: от прямого и беспощадного репрессивного подавления до кооптации и сотрудничества с лидерами экстремистов. Важно отметить, что усиление или ослабление экстремизма в значительной мере, как показывает исторический опыт, зависит от политики местных властей, качества руководства исламской оппозиции и влияния внешних факторов. Сегодня руководство ряда стран довольно часто манипулирует этим явлением, решая сиюминутные задачи, забывая о так называемом «эффекте бумеранга».
Среди большинства ученых и специалистов усиление политической активности ислама получило однозначно негативную трактовку.. На большое и крайне неоднородное явление был навешен ярлык фанатизма, хотя, как показывает опыт, действительно экстремистами являются немногие. Однако справедливо и то, что это агрессивное меньшинство обладает огромным разрушительным потенциалом. И все же одномерное освещение этих проблем во многом обусловлено неожиданностью их появления, исламский фундаментализм не вписывался ни в западные, ни в марксистские схемы и концепции исторических и социальных процессов.
Исламский фундаментализм и его крайние экстремистские формы проявления - реальность, для постижения которой необходимо сочетание объективного анализа исламизма и условий, в которых он проявляется. Комплексное историческое исследование генезиса и эволюции исламского экстремизма как сложного социально-политического явления позволяет не только постичь природу и закономерность данного феномена в прошлом, но и создает теоретическую базу для прогнозирования острых вспышек исламизма в наши дни. Любые попытки предвосхитить или спрогнозировать развитие конфликтных ситуаций в районах традиционного распространения ислама осложнены многовариантностью развития обстановки и высокой вероятностью возникновения непредвиденных явлений и неожиданных событий. В этой связи оптимальной базой построения прогнозов может быть модель социального кризиса, обладающая набором кризисных параметров. Среди таких параметров особенно важны шесть: самосознание, законность властей, качество властей, культура, экономика и безопасность
Внутренние кризисные явления, сопровождающиеся непропорциональным распределением национального богатства, социальной несправедливостью, ошибками властей и их низкой компетентностью в сочетании с внешним воздействием со стороны высокоразвитых стран, образуют особую ситуацию хронической политической нестабильности на длительный период времени. Ввиду этого особое значение приобретает воинствующий ислам и собственно исламский экстремизм, воздействие которых на внутрикризисные процессы может привести к резким изменениям политической и стратегической обстановки в отдельных странах и регионах в целом. При этом важно ос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.