На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Направления реализации экономических и социальных реформ партией консерваторов, история кризиса в ее правительственной деятельности. История победы лейбористской партии на парламентских выборах. Причины поражения консервативной партии на выборах 1997 г.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

    Введение
    1. Реализация программ консервативной партии посредством политики правительства консерваторов в 90-е годы ХХ века
    1.1 Экономические преобразования
    1.2 Социальные реформы
    2. Кризис Консервативной партии
    3. Борьба за власть. Изменения в расстановке политических сил в мае 1997 г.
    3.1 Победа лейбористской партии на парламентских выборах
    3.2 Причины поражения консервативной партии на выборах 1997 г.
    Заключение
    Список литературы

Введение

Современная многопартийная система Великобритании явилась результатом промышленной революции, которая происходила в 18 - начале 19 в.в. и которая привела к появлению новых классов и выходу на политическую арену новых политических сил. Однако основными противоборствующими партиями на выборах в Парламент с 1924 г. являются консервативная и лейбористская, что позволяет утверждать, что в настоящее время в Великобритании существует двухпартийная система. Наименование "консерваторы" вошло в обиход ещё с 30-х гг. 19 в., но и название "тори" до сих пор широко употребляется для обозначения К. п. После парламентской реформы 1832 стали возникать местные организации консерваторов, которые в 1867 объединились в Национальный союз консервативных и конституционных ассоциаций. Большую роль в формировании консервативной партии сыграл Б. Дизраэли (лидер тори, затем консерваторов в 1846-81 и премьер-министр в 1868 и в 1874-80). С 70- 80-х гг. 19 в. на К. п., выражавшую первоначально интересы аристократов-лендлордов, стали ориентироваться также всё более широкие круги колониально-банковской и крупной промышленной буржуазии, отходившие от Либеральной партии. В период перехода Великобритании к империализму консервативной партии., продолжая защищать интересы земельной аристократии, стала вместе с тем превращаться в основную партию английского монополистического капитала. Значительную роль в разработке консервативной доктрины сыграл Дж. Чемберлен, выдвинувший идею создания имперского таможенного союза и введения протекционизма, что было связано с утратой Великобританией промышленной монополии и обострением конкуренции с другими государствами (в первую очередь с Германией).

В 1940 после полного краха политики умиротворения фашистской агрессии, проводившейся консервативным правительством Н. Чемберлена, коалиционное правительство (1940-45) возглавил У. Черчилль - лидер консерваторов в 1940-55. В 1951-64 консервативная партия непрерывно находилась у власти. С 1970 консерваторы снова у власти (премьер-министр Э. Хит (лидер К. п. с 1965). Деятельность консервативного правительства ознаменовалась усилением наступления монополий на жизненные интересы трудящихся и антипрофсоюзными мероприятиями, репрессиями против борцов за гражданские права в Северной Ирландии; в области внешней политики правительство Хита добилось присоединения страны к "Общему рынку" (1972), оно предприняло ряд шагов по сохранению военного, экономического и политического присутствия Великобритании в районе "к востоку от Суэца".

Цель курсовой работы: рассмотреть деятельность консервативной партии Великобритании, её развитие, программы реформирования экономики и социальной и политической сферы государства, взаимодействие с партией лейбористов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть основные направления реализации экономических и социальных программ партии консерваторов;

2. рассмотреть причины и Кризис Консервативной партии;

3. борьба за власть между "консерваторами" и "лейбористами".

1. Реализация программ консервативной партии посредством политики правительства консерваторов в 90-е годы ХХ века

1.1 Экономические преобразования

Став в ноябре 1990 г. премьер-министром, Дж. Мэйджор столкнулся с результатами политики, проводившейся им самим на посту канцлера Казначейства. Британская экономика вступила в первую фазу начинавшегося спада. Инфляция осенью 1990 г. составляла 9,7 %, безработица поднялась до 1,7 млн. чел.

Правительство начало свою деятельность с принятия мер, направленных на возвращение утраченного консерваторами доверия англичан в результате введения "подушного" налога: внесенный осенью 1991 г. в парламент, законопроект восстанавливал в несколько рационализированном виде старую систему, в которой налог увязывался не с собственностью, а с доходом. Этот шаг правительства выглядел как разрыв с политикой тэтчеризма и был весьма негативно встречен самой Тэтчер. По мнению же Мэйджора, именно отмена "подушного" налога расчистила консервативной партии дорогу к четвертой подряд победе на парламентских выборах.

В экономической сфере новое правительство демонстрировало преемственность. Продолжался начатый еще при М. Тэтчер процесс приватизации, охвативший такие важнейшие секторы экономики, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автобусные компании, угольная промышленность, электро- и водоснабжение Северной Ирландии. При этом намерение правительства приватизировать такую важнейшую (и древнейшую, ибо она была создана в 1635 г.) общественную службу, как почта, вызвало резко негативную реакцию со стороны населения (в том числе и рядовых членов правящей консервативной партии), в связи с чем от этих планов пришлось отказаться.

В сентябре 1992 г. было объявлено о немедленном закрытии 31 из 50 шахт (для сравнения: в 1955 г. их насчитывалось 850), что должно было повлечь за собой увольнение 30 тыс. человек, а в перспективе еще 50 тыс. человек. Процесс закрытия нерентабельных шахт прошел далеко не гладко, так как он осуществлялся с нарушением закона, чем не преминули воспользоваться оппозиция и профсоюзы. В результате правительство вынуждено было выплатить в общей сложности 1 млрд. ф. ст. компенсации (эти внушительные средства пошли на выплату выходных пособий уволенным шахтерам и на обновление оборудования). В течение 1994 г. все шахты были приватизированы.

Планы приватизации железнодорожного транспорта также встретили недовольство широкой общественности, что явилось причиной отсрочки внесения правительством соответствующего законодательства в парламент (это было сделано лишь к концу срока пребывания консерваторов у власти-- в 1996-97 гг.). В 1996 г. была приватизирована ядерная энергетика.

К концу 1992 г. британская экономика еще не вышла из состояния спада. Наблюдавшаяся высокая безработица, финансовый кризис, падение промышленного производства-- все это было далеко от показателей осени 1990 г., когда Мэйджор пришел к власти.

Правительство тори проводило политику поддержки и поощрения малого бизнеса. С этой целью было соответствующим образом изменено налоговое законодательство, облегчено кредитование, создана консультативная служба (для оказания квалифицированной помощи в области маркетинга, дизайна и пр.). Режим наибольшего благоприятствования для малого бизнеса был зафиксирован в так называемой "Хартии малого бизнеса".

Как и при Тэтчер, продолжалась распродажа муниципальных домов, а также политика "распыления собственности" -- продажа населению акций приватизируемых предприятий и фирм. К 1997 г. 10 млн. человек (22% взрослого населения) были акционерами.

Принимались меры для укрепления взаимодействия науки и бизнеса, в том числе с помощью создания Совета по науке и технологии, состоящего из видных ученых и бизнесменов и возглавляемого членом Кабинета. Задачей Совета стала разработка рекомендаций относительно приоритетных ассигнований в данной области, предоставление грантов на целевые инновационные проекты мелким фирмам, а также создание программ сотрудничества для крупных фирм (с помощью специально разработанной для этого системы "Линк"). Как член Европейского Союза Великобритания принимала активное участие в европейских научно-технических программах, в частности EUREKA (более 500 британских фирм к 1995 г.) и COST.

При Мэйджоре наблюдалась активизация региональной политики, что нашло свое выражение в пересмотре программы помощи "отсталым" районам страны (с целью стимулирования промышленного и научно-технического развития Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии).

1.2 Социальные реформы

Правительство продолжало экономические реформы, сделав при этом основной акцент на социальной сфере. С легкой руки видного деятеля консервативной партии Кеннета Кларка этот курс стали называть "Тэтчеризмом с человеческим лицом". В центре внимания Мэйджора оказалась работа общественных служб. По его инициативе в начале 1991 г. была подготовлена и опубликована серия документов, составивших так называемую "Хартию граждан", целью которой являлось повышение стандартов и качества общественных служб. Таких Хартий было подготовлено несколько десятков ("Хартия пациентов", "Хартия родителей", "Хартия потребителей" и пр.).

Особое внимание консерваторы уделили системе народного образования, социального страхования и здравоохранению. Правительство активно взялось за преобразования в области образования. Подготовленные им "белые книги" сильно изменили положение в данной сфере. Согласно первой из них делалась ставка на увеличение числа независимых государственных школ (названных "грантовыми"), которые выводились из подчинения муниципалитетам, находившимся в большинстве своем в руках лейбористов и либерал-демократов, и превращались в самоуправляющиеся. Эта мера преподносилась как "революция в обучении". Таким образом, в систему государственного образования внедрялись элементы рыночной экономики. Вторая "белая книга" провозгласила курс на развитие и совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров для производства и экономики. Политехнические учебные заведения были преобразованы в университеты (с соответствующими изменениями в системе присвоения дипломов), что положило конец давно утвердившемуся в Великобритании различию между университетами и другими высшими учебными заведениями. Был также сделан акцент на подготовке управленческих кадров и с этой целью открыты школы бизнеса при университетах. Следует отметить, что расширение количества "грантовых" школ было с недовольством встречено оппозицией, утверждавшей, что они нарушают принцип равных возможностей (в этих школах применялся селективный отбор) и ущемляют прерогативы местного самоуправления. Лейбористы обещали в случае прихода к власти вернуть положение в этой области в прежнее состояние. Что же касается решения правительства относительно политехнических учебных заведений, то оно было широко поддержано по всей стране. Со временем количество "грантовых" школ значительно увеличилось, а после того, как министр "теневого кабинета" X, Харман, а вслед за ней и новый лидер лейбористов Т. Блэр отправили своих детей учиться именно в такие школы, острота проблемы несколько спала.

В области образования консерваторами были приняты также и другие меры, в частности совершенствование системы тестов и экзаменов, повышение квалификации учительских кадров, улучшение состояния дошкольного воспитания и образования, а также увеличение числа мест в дошкольных учреждениях и пр. Вместе с тем, ужесточение требований к обучению не сопровождалось увеличением учительских зарплат, улучшением социальных условий. Ухудшилось состояние школ, расположенных в бедных районах, откуда начался отток преподавателей.

В области здравоохранения правительство поставило цель поднять уровень Национальной службы здравоохранения. В 1991 г. была опубликована "зеленая книга" "Здоровье нации" с изложением предлагаемых мер по снижению смертных случаев от наиболее серьезных заболеваний, после широкого обсуждения которых и были разработаны конкретные шаги правительства. "Хартия пациента" декларировала право равного доступа к медицинским услугам независимо от благосостояния пациента, право на замену лечащего врача, право на информацию о медицинских учреждениях и пр. Важным было провозглашение гарантий получения медицинской помощи в течение определенного срока (но при этом максимальный срок ожидания операции составлял два года). Медицинские учреждения также выводились из-под контроля со стороны местных властей. Им было дано право становиться независимыми учреждениями, получающими финансовую поддержку со стороны правительства и конкурирующими между собой за получение контрактов на обслуживание пациентов. К весне 1997 г. британские больницы превратились в своего рода тресты, при этом более 50 % врачей являлись совладельцами (fimdholders). Вместе с тем, сокращение числа учебных заведений для подготовки медсестер впоследствии неблагоприятно отразилось на положении дел в этой сфере.

Наряду с бесплатной действовала и платная медицина, но ее доля была невелика-- лишь 12 % британских граждан принимали участие в частном медицинском страховании. Примечательно, что сам Мэйджор, будучи в ранге министра финансов, предпочел в течение года дожидаться очереди на стоматологическую операцию, вместо того, чтобы обратиться к услугам частного врача. Подавляющее большинство населения страны предпочитало как в области здравоохранения, так и в области образования пользоваться услугами, предоставляемыми государственными службами.

Амбициозная программа в области здравоохранения потребовала увеличения финансовых ассигнований на НСЗ, составивших в 1996-97 году 34,9 млрд. ф. ст.

В целом действуя в русле тэтчеризма, отдавая приоритет частному над государственным, правительство Мэйджора все же внесло определенные новые элементы в сферу социальной политики, направленные на усиление роли государства. При этом главный упор был сделан не на увеличение ассигнований, а на повышение эффективности системы. Так, в частности, в 1993 г. началась реализация специальной программы "Заботясь о людях", целью которой, было предоставление наиболее полной информации о существующих услугах в социальной сфере со стороны попечительских служб с тем, чтобы расширить свободу выбора реципиента. Для того, чтобы способствовать притоку средств в благотворительные фонды и организации были расширены налоговые льготы для частных лиц и компаний на данные цели, выделены значительные средства органам власти на местах для финансирования попечительской деятельности (около 1 млрд. ф. ст. в 1994/95 гг.).

Несмотря на принятые меры по улучшению государственного пенсионного обслуживания и увеличению размеров пенсий, основной упор по-прежнему делался на участие в частных пенсионных фондах и поощрение личных сбережений. В области государственного страхования было несколько улучшено положение инвалидов, одиноких матерей, многодетных семей, а также наименее состоятельных пенсионеров, однако получаемые ими пособия были заметно ниже базовой государственной пенсии. Что касается пособий по безработице, то они продолжали выплачиваться по системе, утвердившейся еще в начале 80-х годов. К концу срока пребывания консерваторов у власти правительством Мэйджора был разработан новый вид пособий безработным -- "пособие ищущим работу", согласно которому вводилась проверка нуждаемости, а также более жесткие требования поиска новой работы. Государственные расходы на социальное страхование составляли самую большую расходную статью в бюджете.

Как и при Тэтчер, поощрялось частное домовладение, в том числе с помощью ряда мер по облегчению кредитования, направленных против массовых выселений людей из купленных в кредит домов, а также некоторых других. В 1996 г. уже 67 % населения имели собственные дома.

Сложным оставалось положение в той области, которую консерваторы традиционно называют "закон и порядок". Про шедшая в годы тэтчеризма школу борьбы с беспорядками, забастовками и бурными демонстрациями протеста против введения "подушного налога" полиция была к началу 90-х гораздо лучше подготовлена и экипирована, чем десятилетием ранее. Однако опросы общественного мнения показывали, что рядового гражданина интересовал не показ по телевидению едва ли не ежедневных сражений полиции с демонстрантами, а присутствие дружески настроенного полицейского на своей улице. Показатель доверия общества полиции неуклонно снижался. Кроме того, в начале 90-х вскрылась целая серия незаконных осуждений подозреваемых (наиболее нашумевшее среди них -- дело так называемой Бирмингемской шестерки), которые были отменены решением Апелляционного Суда. При Мэйджоре была создана первая за 10 лет Королевская комиссия для тщательной проверки системы уголовного наказания с тем, чтобы избежать подобных судебных ошибок в будущем.

Еще одной серьезной проблемой была переполненность британских тюрем: к осени 1993 г. в них содержалось 47 тысяч человек (на 12 тысяч больше расчетной вместимости). Это приводило как к восстаниям заключенных (например, весной 1990 г. в Манчестере -- самое долгое, 25 дней, и наиболее разрушительное восстание в британской тюрьме на протяжении всего XX века), так и к протестам со стороны Ассоциации тюремных надзирателей, даже пытавшихся в 1993 г. прибегнуть к забастовке, отказавшись принимать заключенных. Это явилось причиной решения правительства реформировать систему исполнения наказаний. Следует отметить, что частая смена консерваторами (как Тэтчер, так и Мэйджором) министров внутренних дел (за 5 лет сменилось 5 министров) отнюдь не способствовала улучшению положения в данной сфере.

В начале 1991 г. в духе философии "хартий" были предложены национальные стандарты для содержания заключенных, а также большая автономия для тюремного начальства. Управление над рядом исправительных учреждений передавалось в руки частных компаний, они же приглашались к участию в строительстве тюрем нового поколения. Летом 1992 г. было объявлено о расследовании деятельности руководства полиции, что явилось контрастом по сравнению с периодом пребывания у власти Тэтчер, когда полиция занимала привилегированное положение в британской административной иерархии. Правительство также объявило о кардинальном изменении в системе уголовного наказания: содержание под стражей теперь предусматривалось лишь в "достаточно серьезных случаях", все остальные правонарушения подлежали наказанию штрафами и другими подобного рода мерами. Однако недовольство магистратов, а также кампания, развязанная в прессе, впоследствии заставили правительство отказаться от столь радикального новшества. С приходом на пост министра внутренних дел М. Хауарда в 1994 г. был принят новый закон, регламентировавший деятельность полиции и магистративных судов и наделявший министерство большими правами в вопросах назначения и контроля за деятельностью полиции (что вызвало возражения не только международной комиссии юристов, но и бывших министров внутренних дел). Тем не менее, несмотря на все эти меры рост преступности в стране продолжался.

В годы правления правительства Мэйджора произошел позитивный сдвиг в ситуации вокруг Северной Ирландии. Была достигнута стратегическая договоренность с Дублином о неразжигании страстей в Ольстере и борьбе с терроризмом. В результате длительных переговоров с премьер-министром Ирландской Республики зимой 1995 г. был согласован проект соглашения о создании в Северной Ирландии полномочного парламента, который имел право определить ее статус. Прекращение Ирландской Республиканской Армией террористической деятельности в провинции способствовало установлению временного перемирия. Однако уже в феврале 1996 г. неудовлетворенная ходом переговоров ИРА вернулась к прежней политике, что серьезно осложнило ситуацию в Ольстере.

2. Кризис Консервативной партии

История консервативная партии Великобритании, насчитывает более 130 лет, переживает глубочайший кризис, какого не было за последние два десятилетия.

Несмотря на достижения правительства Мэйджора, правящая консервативная партия оказалась в 90-е гг. в состоянии все углублявшегося раскола. Главной причиной такого положения дел являлась политика правительства в ЕС, в частности, протаскивание через парламент Маастрихтского договора в противовес требованиям со стороны "евроскептиков" решить вопрос ратификации на общенациональном референдуме. Премьеру пришлось проявить немало гибкости в политической игре, чтобы не допустить проведения референдума о целесообразности присоединения к политическому и валютно-финансовому союзу.

Масла в огонь разгоравшейся вокруг договора борьбы подлил так называемый "Черный сентябрь" ("евроскептики" окрестили его "Белым сентябрем") -- бегство Великобритании из Европейского механизма обменных курсов 16 сентября 1992 г. Поставленное перед выбором-- либо повышать процентные ставки, чтобы они могли конкурировать с Германией, "либо девальвировать фунт стерлингов-- правительство поначалу выбрало первый путь. Мэйджор настаивал, что как член Европейского механизма Великобритания должна исключить из лексикона экономической политики сам термин "поворот на 180 градусов" (чего требовали от правительства "евроскептики"). В попытке предотвратить падение фунта стерлингов ниже уровня, установленного механизмом обменных курсов, Банк Англии был вынужден продать около 16 млрд. ф. ст. из золотовалютного резерва, а также повысить процентные ставки до 12, а затем до 15 %, чего находившаяся в состоянии спада британская экономика не могла выдержать. Истощение британских валютных резервов, реальная угроза девальвации заставили

правительство принять трудное решение, и уже к концу дня 16 сентября канцлер Казначейства Н. Лэмонт объявил о выходе Великобритании из Европейского механизма обменных курсов. Этот шаг со всей отчетливостью продемонстрировал, что политика правительства потерпела сокрушительный провал.

Как "евроскептики", так и оппозиция не преминули воспользоваться ситуацией, обвинив Мэйджора в готовности сохранить членство в механизме даже путем банкротства страны. "Черный сентябрь" сыграл свою роковую роль, нарушив баланс сил в правительстве (не в пользу премьера) и развязав руки "евроскептикам" в парламенте, усилившим свои нападки на Мэйджора. Их борьбу против правительства возглавила баронесса Тэтчер. Объединив вокруг себя противников Мэйджора, она выступила против "федералистской утопии", против ратификации Маастрихта и за референдум. По существу она объявила своему преемнику настоящую войну в партии. Баронессу удавалось "умиротворить" лишь во время ежегодных конференций консерваторов, парламентских выборов (когда она вынуждена была усиленно агитировать за Мэйджора), а также опасных для правительства ситуаций, связанных с голосованием в парламенте по вотуму доверия.

Острота внутрипартийных разногласий по вопросу ратификации достигла такой степени, что в октябре 1992 г. Мэйджор даже пригрозил "евроскептикам", что не остановится перед роспуском парламента и проведением досрочных выборов в случае, если они не оставят попыток провалить Маастрихт. Положение для премьер-министра и лидера партии усугублялось тем, что в лагере "евроскептиков" оказалась часть членов Кабинета-- такие фигуры, как министр финансов Н, Лэмонт, министры М. Хауард, П. Лилли, М. Портилло, выступавшие за пересмотр Маастрихтсткого договора. В палате общин "евроскептики" группировались вокруг и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.