Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма. Научный социализм - теория реального гуманизма. Социализм - живое творчество самих масс. К многообразию путей включения личных интересов в строительство социализма. Кооперация и социализм.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Ленинская концепция социализма.
Пришло время восстановления под-линного, гуманистического содержания ленинской кон-цепции социализма. Восстановления и в теории, и на практике. Одно без другого невозможно.
Как показывает опыт перестройки, легче признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши тео-ретические представления о нем. С трудом приходим мы к самокритичному признанию, что усваивали ленин-ские идеи далеко не адекватным образом, преимуще-ственно в духе сталинских «Краткого курса» и «Воп-росов ленинизма». Но углубление перестройки все чет-че обнажает ложность сформированных ранее стерео-типов. Необходим «творческий подход к теории и прак-тике социализма, их развитие на путях конструктив-ного осмысления исторического опыта XX века, насле-дия Маркса, Энгельса, Ленина, освобожденного от дог-матического толкования».
Борьба идет не только между взглядами разных людей, но и в сознании каждого из нас. Она публична и в то же время интимна. Это внутренняя, духовная и душевная работа каждого по преодолению привычных, но чуждых жизни догм. Это активное преодоление ук-репленных в нас рефлексов интеллектуального само-отчуждения, обретение личной свободы творчески мыс-лить и действовать по законам истины и нравственно-сти.
Три вопроса возникают при вдумчивом подходе к теме «Ленинская концепция социализма»:
1. Какое место занимают идеи гуманизма во взгля-дах В. И. Ленина на социализм и пути его созидания?
2. Как применить ленинский анализ диалектики переходных форм общества к определению характера и тенденций современной перестройки?
3. Какие основные уроки следуют из ленинских идей для осуществления перестройки сегодня?
4. Рассмотрению этих вопросов мы и уделим основ-ное внимание при раскрытии данной темы.
Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма
Взгляды В. И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в со-ответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые воп-росы, выдвигавшиеся жизнью перед партией больше-виков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В. И. Лени-на сформулирован ряд принципиально новых идей, оз-начающих «коренную перемену всей точки зрения на-шей на социализм» Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 376.
Конечно, если бы Ленин продолжал жить и рабо-тать дальше, он внес бы еще не одну перемену в свои и наши представления о социализме. Его концепция по самой своей природе была и осталась принципиаль-но открытой новым подходам и решениям, отвечаю-щим новым запросам жизни. Поэтому верное к ней отношение, соответствующее ее собственным принци-пам, состоит в том, чтобы выделить в ней глубинное содержание, которое может служить стратегическим ориентиром при анализе проблем современного этапа истории. Такое глубинное содержание, подлинное ее основание и составляют идеи гуманизма.
Гуманизм в широком смысле - воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность и самоцель об-щественного прогресса, отстаиваю-щее его право на свободу и всестороннее развитие от посягательств со стороны церкви, государства и других общественных институтов. Как идейное течение гуманизм оформился еще в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.), когда под мощными ударами гуманистиче-ского движения католическая церковь лишилась моно-полии на духовный мир человека. Однако духовное самоосвобождение немногих сопровождалось полити-ческим закабалением большинства со стороны фео-дальных государств, трансформировавшихся в абсо-лютистские монархии. Дальнейшее развитие гуманиз-ма выразилось прежде всего в идеях европейских и американских просветителей, идейно подготовивших буржуазные революции XVII - первой половины XIX в., благодаря которым за человеком был закреп-лен новый круг прав - политических, предоставив-ших каждому гражданину возможность влиять на фор-мирование государственных органов и запрещающих государству вмешиваться в частную жизнь граждан. Но и этот прогресс сопровождался новыми утрата-ми. В экономической сфере жизни буржуазного обще-ства человек оказался отчужден не только от средств труда и его результатов, но и от самого труда как че-ловеческой деятельности, а в итоге -- от самого себя как деятельного существа, от других людей, разъеди-няемых конкуренцией, от родовой человеческой сущ-ности. Продвижение к свободе в духовной и политиче-ской сферах сопровождалось, следовательно, отчуж-дением и самоотчуждением человека в экономической жизни. А это с неизбежностью вызывало новые дефор-мации свободы и в социальной, политической, духов-ной сферах его жизнедеятельности.

Научный социализм - теория реального гуманизма

Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социа-лизма и коммунизма как общества реального гума-низма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с кре-стьянством и другими слоями трудящихся, обеспечива-ется комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы обще-ственной жизни: экономическую - экспроприация ча-стной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; со-циальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ас-социации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудя-щихся (первоначально в виде диктатуры пролетариа-та), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.

Совокупность этих преобразований не самоцель, а средство для достижения главной цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм экс-плуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потреб-ности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. «...Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4 С. 447. - фундаментальный принцип реального гума-низма, сформулированный основоположниками мар-ксизма в «Манифесте Коммунистической партии».

В каких формах, через какие этапы будет совер-шаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю ре-ального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждаю-щий всеобщность труда и равенство заработной пла-ты, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой фор-ме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего поли-тических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии го-сударство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объ-ективных, так и субъективных проявлений частной соб-ственности, всестороннее присвоение человеком своей человеческой сущности, включая духовное ее содержа-ние. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании от-чуждения и потому представляющий собой непосред-ственное самоутверждение человека как высшей цен-ности и самоцели развития Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 113 - 127..

Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельно-сти. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая сту-пень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, осно-ванная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превраще-нии их коллективной, общественной производительно-сти в их общественное достояние» Там же. Т. 46. Ч. 1. С. 101, то есть комму-низм.

Уже в ранних своих произведениях В. И. Ленин выступает как последовательный марксист, глубоко и творчески воспринявший все основные положения на-учного социализма, гуманистическое его содержание. Исходным стал для Ленина фундаментальный вывод марксизма о всемирно-исторической миссии пролета-риата как единственного в истории класса, который призван осуществить революцию не для того, чтобы закрепить свое господство и стать новым господствую-щим классом, а для того, чтобы упразднить все классы и тем самым освободить от эксплуатации и угнетения все трудящееся человечество, создать новое, бесклас-совое общество. Следовательно, классовый интерес пролетариата есть неэгоистический, а общий интерес всего угнетенного и страдающего человечества. Этот научно обоснованный гуманизм марксизма Владимир Ильич впитал с юношеских лет и остался верен ему до конца жизни.

Конкретным выражением социалистического гума-низма служат принципы социальной свободы, равен-ства, справедливости, всестороннего развития личности. Объективную предпосылку их реализации состав-ляет, как писал Ленин в проекте Программы РСДРП (1902 г.), «социальная революция, т. е. уничтожение частной собственности на средства производства, пере-ход их в общественную собственность и замена капи-талистического производства товаров социалистиче-ской организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостоя-ния и свободного всестороннего развития всех его чле-нов» Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 6. С. 204.

Здесь отчетливо выражена гуманистическая направленность предстоящей социалис -

тической революции. Условием свободного развития всех служит освобождение каждого от эксплуатации, достигаемое установлением общественной собственности на средства произ -

водства. Ленин разделял и реалистический вывод Маркса, что социализм как первая, низ -

шая фаза коммунизма еще не обеспечивает подлинной социальной справедливости и ра - венства: распределение по труду означает применение одинакового масштаба к неодина -

ковым людям, вследствие чего различия в бо-гатстве здесь останутся, и различия несправедливые.

Социализм - живое творчество самих масс

Возникновение социализма, его дальнейшее развитие есть процесс самостоятельного творчества десятков и сотен миллионов людей, кото-рые руководствуются не придуманными для них тео-риями, а своими собственными интересами. «Живое творчество масс - вот основной - фактор новой обще-ственности... - говорил; В. И. Ленин в 10-й из тех дней, которые потрясли мир. - Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократиче-ский автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 204. . В глубоком пони-мании народной природы социализма и в самоотвер-женной борьбе за свободное ее раскрытие и заключен подлинный ленинский гуманизм.

«Широкое, поистине массовое создание возможно-сти проявлять предприимчивость, соревнование, сме-лый почин является только теперь...- писал Ленин через два месяца после Октября. - Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и при-том работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 35. С. 196.. «Великим почином» назвал он первые коммунистические субботники. Но эти ростки нового, социалистического и коммунистического отно-шения к труду могли развиваться лишь при наличии таких условий, как гласность, учет и контроль резуль-татов, их сравнимость, а главное - обеспечение раз-нообразия как ручательства жизненности нового, пре-сечения всякого шаблонизирования и единообразия, идущих сверху.

В. И.. Ленин пристально вглядывался в жизнь, в революционный опыт масс в поисках тех «кирпичи-ков», из которых начинает складываться социализм. Верный принципам научности, он подвергал критиче-скому анализу сам этот опыт - как недооценку, так и переоценку его «социалистичности», проявлявшиеся порой и в массах, и среди теоретиков.

Через полгода после Октября, в условиях «пере-дышки», достигнутой благодаря Брестскому миру, В. И. Ленин работал над статьей «Очередные задачи Советской власти». В это время в стране развертыва-лась «кавалерийская атака» на капитал - национали-зация промышленных предприятий, экспроприация ка-питалистов. Но революционер Ленин не подхлестывает эту атаку, а сдерживает темпы наступления. Почему? Да потому, что национализация далеко не тождест-венна реальному обобществлению производства, а до-пустить значительный ее отрыв от экономической ре-альности опасно.

В настоящих условиях, подчеркивал Ленин, глав-ная трудность - «осуществить строжайший и повсеме-стный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обоб-ществить производство на деле» Там же. Т. 36. С. 171.. В этих словах сжа-то выражена концепция реального социализма, выра-ботанная к весне 1918 г. Продолжая мысль о роли уче-та и контроля, сформулированную еще в «Государстве и революции», Ленин использует ее для ответа на са-мый важный, практически вставший вопрос: что зна-чит обобществить производство на деле? Но, разуме-ется, не просто использует ее как готовую, а детали-зирует на новом жизненном материале.

В сфере самого производства обобществление озна-чает повседневный учет и контроль со стороны рабо-чих на всех предприятиях - национализированных и частных. «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблю-дай строжайшую дисциплину в труде» Там же. Т. 36. С. 174 - эти простые требования должны проводиться в жизнь и массой трудящихся, и Советской властью, ее законами и ме-тодами. Для повышения производительности труда следует использовать все, что есть научного и про-грессивного у буржуазии (например, в системе Тейло-ра), и энергично использовать новые возможности, от-крываемые социализмом, прежде всего организовать соревнование между рабочими, предприятиями, ком-мунами. По отношению же к сохраняющейся буржуа-зии Ленин считает необходимым заменить разовые контрибуции постоянным и правильно взимаемым по-имущественным и подоходным налогом. Пройдет не-много времени, и, анализируя новый опыт, он будет говорить уже о переходе от рабочего контроля к рабо-чему управлению промышленностью, при активном участии профессиональных союзов как школы воспи-тания масс, под контролем Советов как органов вла-сти. Встанет вопрос и об общегосударственном плане развития народного хозяйства, первым образцом кото-рого явится план ГОЭЛРО.

В сфере распределения продуктов обобществление означает создание сети потребительных обществ, коо-перативов. В первоначальном варианте статьи «Оче-редные задачи Советской власти» Ленин отмечает, что в условиях пролетарского государства в корне меня-ется положение кооперативов, и делает вывод исклю-чительной значимости: «Кооператив, если он охваты-вает все общество, в котором социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социа-лизм» Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 36. С. 174.. Идея единого, общегосударственного потреби-тельского кооператива и даже единых территориаль-ных кооперативов встретила сопротивление со сторо-ны самих кооператоров (буржуазных и рабочих) и на-шла компромиссное выражение в декрете, утвержден-ном в апреле 1918 г. По мнению Ленина, одним из критериев работы Советов теперь становится степень охвата населения сетью потребительских кооперати-вов.

Наконец, общим условием свободного творчества масс в период перехода от капитализма к социализму является «железная рука» диктатуры пролетариата: прочные формы повседневной дисциплины, беспрекос-ловное повиновение масс единой воле руководителей трудового процесса. Это, однако, не исключает, а пред-полагает «митинговый демократизм» масс вне рабоче-го времени, дальнейшее развитие Советов как высшей формы демократизма с целью поголовного привлече-ния бедноты к практическому участию в управлении. Ленин подчеркивает: «Чем решительнее мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за дик-татуру отдельных лиц для определенных про-цессов работы, в определенные моменты чисто исполнительских функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неус-танно сорную траву бюрократизма» Там же. Т. 36. С. 206..

Таким образом, уже на начальном этапе револю-ции В. И. Ленин разрабатывал концепцию строитель-ства социализма как живого творчества самих масс, которое постепенно, в течение сравнительно длитель-ного периода вытесняет капиталистические уклады жизни социалистическим. Вождь ориентировал пар-тию, Советскую власть на постепенный переход к но-вому общественному строю.

Но при этом Ленин способствовал утверждению од-нопартийной политической системы, стремившейся подчинить себе многоукладную экономику огромной страны. РКП (б) оказалась одна против всех полити-ческих партий и течений России. Начавшееся с весны 1918 г. их контрнаступление сорвало политику мирного постепенного строительства социализма. Гражданская война и интервенция стран Антанты на два с лишним года ввергли страну в новую военную драму и стоили народам России новых сотен тысяч жертв. В этой об-становке партия и государство стали проводить поли-тику «военного коммунизма», основу которой состав-ляли внеэкономические, военно-административные ме-тоды принуждения всех граждан к труду и нищенски уравнительное распределение среди городского населения продуктов, отбираемых у крестьян путем про-довольственной разверстки, силою рабочих продотря-дов и деревенских комитетов бедноты. В целом, согласно ленинской оценке, это была хотя и вынужден-ная, но глубоко ошибочная политика, противоречив-шая «тому, что мы раньше писали о переходе от капи-тализма к социализму...» Там же. Т. 44. С. 157. . К весне 1921 г. она по-ставила Советскую власть перед самым глубоким по-литическим кризисом - кризисом союза рабочих и крестьян.

Осознав нависшую опасность, X съезд партии в марте 1921 г. принял по инициативе Ленина новую эко-номическую политику. Она означала, с одной стороны, возвращение к старой, осторожной и осмотрительной политике первого периода революции, а с другой -- качественно новый подход к построению социализма в стране с преобладанием мелких производителей. По-следующая история показала, что нэп имел стратеги-ческое значение для строительства социализма в на-шей стране. Но его возможности были искажены и свернуты проводившейся Сталиным политикой насаж-дения административно-командной системы управле-ния.

В условиях современной перестройки партия вновь обратилась к творческому потенциалу нэпа, использу-ет политическое и методологическое богатство его идей. Остановимся на одном из важнейших вопросов социалистического строительства, получавшем эффек-тивное решение на путях нэпа.

К многообразию путей включения личных интересов в строительство социализма.

Речь идет об эволюции взглядов В.И. Ленина от унификации к многообразию путей включения интересов трудящихся в процессы социалистического строительства. Нака-нуне Октября в книге «Государство и революция» Ле-нин писал о социалистическом обществе как об одной фабрике с равенством труда и равенством оплаты Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 157.. В 1921 г., преодолевая негативный опыт «военного коммунизма», он выдвигает в центр внимания проб-лему новых, разнообразных форм соединения личных интересов трудящихся, прежде всего крестьян, с об-щими задачами социалистического строительства, ре-шаемыми пролетарским государством.

Во-первых, он безошибочно определил важнейшие составляющие этих интересов: избавиться от продраз-верстки, которая делала повышение эффективности крестьянского труда бессмысленным, особенно в мир-ное время, и иметь возможность в обмен на продо-вольствие получать в городе промышленные товары. Следующая задача гораздо сложнее: найти способы удовлетворения этих интересов. Это должны быть простые и понятные каждому крестьянину способы, взятые из повседневной жизни, а не придуманные тео-ретиками. Ленин предложил именно такие способы: 1) вместо продразверстки - твердый, заранее объяв-ленный - продовольственный налог за использование земли (примерно вдвое меньше разверстки); 2) вме-сто централизованного распределения продуктов - свободный товарообмен и продуктообмен; 3) свобод-ное производство товаров мелкой и кустарной про-мышленностью. Это означало полный демонтаж эко-номики «военного коммунизма», восстановление товар-но-денежных отношений, элементов мелкобуржуазного и государственно - капиталистического производства.

Предпринятые меры обеспечили восстановление и укрепление союза рабочих и крестьян. По мере осуще-ствления нэпа выдвигалась новая задача - задача перехода крестьян, кустарей, других слоев мелкой бур-жуазии к новым, социалистическим порядкам. Как ре-шать эту задачу, в какие реальные; не в кабинетах при-думанные объединения вовлекать их, чтобы «всякий мелкий крестьянин» мог практически участвовать в по-строении социализма? Напряженно размышляя о пер-спективах социализма, Ленин в своих последних ста-тьях нашел принципиально новое решение этой истори-ческой задачи: необходимо соединить нэповский прин-цип свободной торговли с кооперативным принципом, который в условиях Сове и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.