На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Анализ последствий реализации либеральной идеи в украинской экономике. Либерализация цен и свобода выбора экономической деятельности. Идеологические предпосылки модернизации существующей социально-экономической системы. Издержки становления демократии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Содержание
    Введение
      1. Либеральная идея и модернизация экономики Украины
      1.1 О реализации либеральной идеи в украинской экономике
      1.2 Эволюция либеральной идеи
      1.3 Демократия и либерализм
      Вывод
      Источники

Введение

В работе проанализированы последствия реализации либеральной идеи в украинской экономике, рассмотрена эволюция либерализма и образования двух его течений, исследованы идеологические предпосылки модернизации существующей социально-экономической системы как необходимого целеустремленного процесса обеспечения успешного выживания страны в долгосрочной перспективе.

В настоящее время, в результате почти двадцатилетнего периода социально-экономических реформ, наша страна оказалась перед очередным историческим выбором. Вследствие незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ, усугубленных глобальным экономическим кризисом, в обществе сложилась крайне неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные общественные противоречия не урегулированы и продолжают нарастать, в том числе и в латентной форме.

Способы разрешения этих противоречий, сознательные или стихийные, во многом зависят от их осознания и научного осмысления, а также от практических действий реформирующих кругов.

В данной работе проблемы модернизации существующей социально-экономической системы рассматриваются как необходимый целенаправленный процесс обеспечения конкурентоспособности и успешного выживания страны в долгосрочной перспективе. Под модернизацией понимается не только экономическая составляющая, но и социальная, включающая историческую перспективу и степень личной свободы работника.

По мнению В.М. Гейца, идеологической основой такой модернизации должны стать либерально-демократические преобразования, которые были только задекларированы в начале реформ, а на самом деле оказались консервативными. Мы попытаемся ответить на сложный вопрос о том, почему так произошло.

1. Либеральная идея и модернизация экономики Украины

1.1 О реализации либеральной идеи в украинской экономике

Сегодня каждому непредубежденному наблюдателю наглядно видно, каким образом некритически заимствованная и реализованная на практике либеральная идея повлияла на реальное положение дел в экономике нашей страны.

Сама по себе либеральная идея подкупает своей заманчивой простотой. Именно кажущаяся простота ее основных постулатов, а также зримые экономические успехи начала 90-х годов в развитых странах, где господствовала неолиберальная идеология, стали существенной причиной ее некритического заимствования.

Считалось, что либерализация цен и свобода выбора экономической деятельности должны были сбалансировать рынки за счет установления равновесия между спросом и предложением. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг - приватизация, которая должна была сориентировать действия предпринимателей на производство тех товаров, на которые существовал большой неудовлетворенный спрос, а значит - и на более прибыльное инвестирование частного капитала. Со временем это должно было повлечь за собой структурные изменения в промышленности и привести объемы производства товаров в соответствие с рыночным спросом.

И наконец, макроэкономическая стабилизация как часть общей политики должна была установить жесткие бюджетные ограничения для правительства и центрального банка в части увеличения денежной массы, что в итоге привело бы к ужесточению финансовой дисциплины для предприятий. Строгие бюджетные ограничения и свободные цены должны были заставить частные фирмы изменить структуру своих инвестиций и производства для удовлетворения нужд потребителя, что, в свою очередь, способствовало бы эффективному распределению ресурсов.

По мнению реформаторов, открытость экономики должна была облегчить для рынков установление равновесных цен, а также содействовать интеграции отечественных предприятий в международное конкурентное пространство.

Сегодня результаты реализации либеральной политики в Украине можно считать малоутешительными. Наиболее важная проблема реформирования национальной экономики на принципах либерализма заключается в том, что рыночные механизмы не привели к изменениям в ее структуре, необходимым для удовлетворения рыночного спроса. Наоборот, в украинской экономике произошли колоссальные структурные перекосы. Промышленный спад стал повсеместным, а не структурным. Падение ВВП достигло 62% от уровня 1990 г. Это намного больше, чем в России, и тем более - в странах Центральной и Восточной Европы.

Новые стимулы, порожденные либерализацией, не высвободили конкурентные силы. Вместо этого появились обратные тенденции: усиление монополизма и нерегулируемая открытость экономики. Вхождение в мировое рыночное хозяйство обнаружило неприспособленность подавляющей части отечественных предприятий к международной конкуренции - ни организационно, ни технологически. Номенклатура и качество, а также ценовые параметры не соответствовали мировым стандартам. В особенно тяжелом положении оказались небольшие города и сельские населенные пункты, лишенные прежней экономической базы - градообразующих предприятий. Произошел крах сложившейся системы расселения, который стал беспрецедентным в мировой истории. Конкурентоспособность отечественной промышленности была уничтожена, а шансы на ее реконструкцию оказались призрачными. Структура украинской экономики не соответствует потребностям внутреннего рынка. Узким оказался не только потребительский, но и инвестиционный спрос. Украинцы остаются одной из самых бедных наций в Европе.

Кроме того, либеральный курс преобразований породил такие проблемы, как хроническая инфляция, неразвитость внутреннего кредитного рынка, утечка за рубеж рабочей силы и капиталов, масштабная коррупция, явная и скрытая безработица, падение уровня жизни значительной части населения, упадок морали, колоссальное социальное расслоение, непрерывное сокращение населения страны.

Материализация либеральной идеи в Украине - это разновидность той модели капитализма, которая сложилась в нашем государстве. Она лишена позитивного исторического качества, характерного для западных моделей капитализма, - способности к быстрому качественному развитию производительных сил. Чтобы понять фундаментальный порок украинской модели капитализма, необходимо вспомнить источники ее происхождения, ее материальную и духовную основы. Своим происхождением эта модель обязана процессу приватизации государственной собственности, которая захватывалась практически за бесценок, а не создавалась в результате собственного накопления владельцев.

Украинский капитализм - в отличие от своего старшего собрата в других развитых странах - стадию свободной конкуренции не проходил и сразу сложился как капитализм преимущественно немногих крупных концернов в каждой из ключевых отраслей промышленности, тогда как малый и средний бизнес занимает в национальной экономике непропорционально узкий сектор.

Такая модель, для которой характерно господство нескольких крупных компаний, контролирующих рынок, делящих его между собой и устанавливающих на нем цены, на языке экономической теории называется "капитализм олигополии", а в нашей постсоветской терминологии - "олигархический капитализм".

Комментируя итоги развития украинской экономики, Всемирный банк отмечал: "Недавний экономический рост в Украине базировался на недиверсифицированном, сильном росте экспорта в секторах экономики, контролируемых финансово-промышленными группами, которые оперируют с помощью неформальных отношений и специальных привилегий".

При таком хозяйственном строе устанавливаются неравномерные неконкурентные цены, то есть цены, по своему уровню значительно превосходящие конкурентные, сложившиеся как результат действия рыночных сил. Их повышение не обусловлено увеличением спроса или ростом издержек, а является результатом экономических решений, принятых руководством фирм.

Типичным примером в этом отношении служит формирование цен на бензин и на продукты питания на внутреннем рынке, являющееся результатом олигопольного ценообразования в сфере производства и продажи продуктов, на которые существует стабильный внутренний спрос. В других отраслях сложилась похожая ситуация.

Таким образом, олигопольная структура экономики выступает не только фактором роста цен (следовательно, и инфляции), но и причиной торможения инвестиционного и потребительского спроса, а в итоге - замедления экономического роста.

Олигополия превратилась в главный тормоз инновационного развития и качественного преобразования экономики. Получение олигопольной структурой высокой прибыли не порождает у нее заинтересованности в модернизации своего производственного аппарата, в развитии новых технологий и производств.

Сложившаяся отраслевая структура национальной экономики, с ее перекосом в сторону сырьевых отраслей и чрезмерной зависимостью от конъюнктуры внешних рынков, - это не только "достояние" советского периода, но и следствие резкого сокращения спроса на металлы и продукцию химической промышленности на внутреннем рынке. Отечественный капитал за почти два десятилетия своего существования немного сделал для создания новых отраслей. Можно назвать только мобильную телефонную связь и крупные розничные торговые сети. Да и эти новые секторы экономики созданы, главным образом, при помощи иностранного капитала, который заинтересован в продвижении своих товаров (телефонов и потребительского импорта) на украинском рынке.

Негативные тенденции в отраслевой структуре национальной экономики обусловлены также более низким уровнем прибыли в отраслях внутреннего рынка, тогда как в экспортных отраслях рентабельность в 2-3 раза выше среднего уровня в целом по промышленности.

Пока будет сохраняться колоссальная дифференциация отраслевых норм прибыли, не изменится и сложившаяся структура экономики. Поэтому необходимо выравнивание отраслевой рентабельности. Однако сам по себе рыночный механизм не сможет вывести экономику из этого структурного перекоса. В данном случае расчет на внутренние силы рынка является иллюзорным в силу его олигопольной структуры.

Поэтому сегодня задача как раз и заключается в исправлении тех структурных перекосов, которые обусловлены несовершенством рынка. Это аксиома современной экономической теории. Но для ее решения необходима новая модель экономики, в связи с чем возникают вопросы:

какая модель необходима для украинской экономики?

каким критериям она должна отвечать?

почему либеральная модель, имеющая так много сторонников в том виде, в каком она нашла свое воплощение в украинской экономике, нуждается в модернизации?

что собой представляет либеральная идея с точки зрения содержания? Попытаемся продолжить дискуссию по этому поводу.

1.2 Эволюция либеральной идеи

Исторический опыт социально-экономических преобразований показывает, что их успех и результативность зависят от определенной идеологической доктрины, выражающей интересы значительной части общества.

В ней должны быть представлены основные мировоззренческие ценностные установки, которые разделяют большинство граждан. Именно тогда, когда существуют определенные общие интересы граждан, может существовать определенная идеология. В тех же случаях, когда идеология навязывается сверху, в угоду интересам определенных социальных сил, она превращается в ложные формы общественного сознания, не отражающие реальную действительность адекватно.

Всякого рода суждения о "деидеологизации" всех форм социально-экономической жизни есть не что иное, как свидетельство исторической исчерпанности тех ценностей, которые существовали в обществе. Такие процессы демонстрировали смену идеологических парадигм: отказ от догм и ценностей советской идеологии и замену ее новой либеральной, хотя преподносилось это как "деидеологизация" общественной жизни. На самом же деле эти процессы свидетельствовали об исторической исчерпанности ложных форм общественного сознания.

Начало таким формам общественного сознания было положено революционными событиями 1917 г., когда, в соответствии с установившейся отечественной традицией, была заимствована не реально существовавшая более развитая социально-экономическая система, а научная концепция, построенная всего лишь на прогнозе относительно будущего развитых капиталистических стран. Эта концепция стала теоретическим основанием для выработки идеологической доктрины о новом обществе, именуемом "социализм".

Эксперимент, потребовавший колоссальных усилий и огромных человеческих жертв, потерпел неудачу, а сама идеологическая концепция оказалась ложной, что было подтверждено всем ходом исторического развития.

Крах социалистических ценностей и идеалов отнюдь не означал, что общество стало жить без определенной идеологии. В обществе, как и в природе, не бывает пустоты. На месте рухнувших ценностей и идеалов социализма появились новые, отражающие противоречивые интересы тех социальных групп, которые встали во главе экономических преобразований, воплощавшихся в жизнь в начале 90-х годов. Все сферы социальной жизни (экономика, образование, культура и др.) начали испытывать влияние новой идеологии, ставшей "концентрированным выражением" определенной политики возникших объединений, движений, партий.

Так случилось, что по времени смена социально-экономического строя и основных идеологических доктрин на постсоветском пространстве совпала с господством либеральной идеи. Крах коммунистической идеи еще больше укрепил в сознании миллионов людей представление о триумфе либерализма в мире. Известный американский философ Ф. Фукуяма рассуждал о "всемирной либеральной революции", охватывающей все новые и новые страны и трансформирующей их в соответствии с "универсальной моделью развития", а также об отсутствии идеологических "жизнеспособных альтернатив". По мнению Ф. Фукуямы, "победу одержала не столько либеральная практика, сколько либеральная идея".

Если говорить о социально-философской характеристике понятия "либеральная идея", то в этой связи возникают, по крайней мере, два вопроса:

что такое идея по своему определению?

почему глобальный капитализм, со всеми своими признаками, должен считаться "победой либерализма"?

Отвечая на первый вопрос, следует вспомнить, что, по определению Гегеля, идея - это "единство идеального и реального", "конечного и бесконечного", "утверждения и отрицания", то есть "возможность, которая в себе самой имеет свою действительность", поэтому она есть "процесс". Если находиться в рамках такого определения и попытаться ответить на второй вопрос (почему либеральная идея наиболее полно развернула себя в тех формах глобального капитализма, которые существуют поныне?), то необходимо отметить, что по существу современный либерализм стал идеологией и практикой современного капитализма. Другими словами, современный капитализм является предметным воплощением либеральной идеи и "концом истории", по мнению Ф. Фукуямы. В современном капитализме, в его явлениях и фактах, либеральная идея не только воплотилась, не только растворилась, но и исчерпала себя. Тем самым она не способна и не готова критиковать капиталистическую действительность.

Было время, когда либерализм выступал движущей силой революционных преобразований, происходивших в системе капиталистического хозяйства в XVIII-XIX вв. Речь идет о либерализме, в центре которого находится понятие "собственность". Именно этим понятием, по выражению Л. фон Мизеса, определяется суть либерализма.

В историческом контексте либерализм возник в ходе борьбы буржуазии с земельной аристократией, крестьянством, монархической властью и охлократией. Уже тогда возникли ранние формы либеральной идеи (главным образом, связанные с "суверенностью личности", "естественными правами человека", "незыблемостью права частной собственности"), которые создавали нравственные, правовые и другие условия, способствовавшие становлению капитализма. В свою очередь, развитие капитализма благоприятствовало распространению и упрочению либерализма.

Когда борьба буржуазии со старым режимом за выравнивание своих возможностей заканчивается ее победой, тогда против господства буржуазии необходимы социальные противовесы. Если же их не будет, то, по мнению А, Смита, о "всеобщих идеалах" свободы и равенства можно забыть. В "Исследовании о природе и причинах богатства народов" А. Смит отмечает, что не надо доверять торговцам и купцам, они всегда обманут общество; но можно создать такую взаимную балансировку противоречивых интересов, чтобы их сумма работала на нужды общества, а не эгоистического классаs. Мимо этой великой и сугубо либеральной мысли поклонники либерализма и демократии проскальзывают. Необходимо определить, каким образом социальные группы, выражающие разные интересы, могут так друг друга контролировать, что ни одна из них не сможет полностью реализовать свой эгоистический интерес. В заключении к 11 главе упомянутого исследования А. Смит призывает общество к бдительности в отношении класса купцов и промышленников, всегда склонного "вводить общество в заблуждение и даже угнетать его".

Вот это и есть, по А. Смиту, нормальное правовое государство, нормальная рыночная экономика, которая работает на общество, а не на отдельные коррумпированные олигархические кланы. Следовательно, уже А. Смит ставит вопрос об ограничении нравственного принципа "laissez-faire" и рассматривает его всего лишь как один из возможных типов экономического порядка.

Но в стране, где доминирует сырьевой сектор, двигаться к правовому государству возможно только при условии, что действует логика "взаимного сдерживания". Сырьевой ресурс легко контролируем узкой властной группой, которая фактически оказывается монополистом власти и контроля над финансовыми потоками. Тут гораздо труднее создать систему балансировки. Этот вопрос, опять же, политически очень конкретен. Можем ли мы в таких условиях, как бы благоприятны они ни были, создать эф и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.