На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Специфика политологии международных отношений, основные составляющие мирового политического процесса. Геополитический статус России и модели мирового порядка. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 23 -

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический

университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра гуманитарных наук

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Основы политических знаний»

Тема Мировая политика и международные отношения

Вариант 9

Выполнила студентка

Й курса заочного отделения

Специальности ЭиМ

№080502-51/09-109

Ананьева Ольга Валерьевна

Проверил: Скворцова А.А.

    Чебоксары 2010
    Оглавление

    Введение
    1. Мировой политический процесс.
    2. Геополитика. Геополитический статус России и модели мирового порядка.
    3. Внешняя политика, её функции, цели, средства реализации.
    Заключение
    Задания
    Список литературы

Введение

Как часть политической науки политология международных отношений имеют свою специфику. В качестве субъектов в сфере международных отношений выступают государства, взаимоотношения между которыми строятся на основе либо суверенитета, либо зависимости, подчинения и т.д. Важным составляющим предмета политологии международных отношений выступает международная политика, ее социальная природа, закономерности функционирования и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу - обеспечение и упрочение существующей в данной стране системы общественных отношений, но в ее решении каждое из направлений политики получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

Под международными отношениями может пониматься совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. Политология международных отношений исследует не только сущность международных политических отношений, но и исторические этапы их развития, а также их социальные типы и динамику в различных условиях. В том числе и перспективы развития международных политических отношений на рубеже II-III тысячелетий.

В политологию международных отношений входит и исследование влияния наднациональных институтов на элементы политической системы отдельных стран, а также роль государственных институтов в организации международной жизни.

Политология международных отношений изучает исторические типы международных объединений и их различные политические роли, а также место политических и неполитических (экономических, религиозных и других государственных и негосударственных (неправительственных) организаций (например, ООН как международный политический механизм особого типа, Европейский парламент и т.д.). В задачу политологии международных отношений входит исследование роли основных государственных группировок: военно-политических блоков, Движения неприсоединения и т.д., а также политических функций возникающих специфических объединений, таких как "Общий рынок", АСЕАН, транснациональные корпорации и т.д.

Важное место в политологии международных отношений занимает исследование негосударственных международных организаций, например, организационно-координирующей роли трех Интернационалов, а также идейно-политического статуса Социнтерна. Сюда же включаются различные виды международных профсоюзных, молодежных, экологических, женских и других организаций, а также взаимосвязь и соотношение политических статусов и функций "внутренних" и международных "наднациональных" институтов.

Политология международных отношений исследует политическую идеологию и совокупность теоретических идей, взглядов и представлений, отражающих механизмы властных отношений и социально-классовые интересы их агентов.

Особое место в политике международных отношений занимает специфика внешнеполитической деятельности национально-государственных и других институтов, а также отношения внешней политики и международного права, внешнеполитической стратегии партий, особенности политики международных организаций. Большое место в политологии международных отношений должно быть отведено исследованию характерных черт исторической эпохи, сущности и современного состояния мирового политического процесса, а также глобальных проблем и их роли в развитии международных отношений. В структуру политологии международных отношений входят анализ нового политического мышления и борьба за новый международный политический порядок, а также диалектика общечеловеческих и классовых интересов и целей в мировой политике.

Цель: Попытаться выделить особенности процессов в политике, характеризуемых участием различных социальных и возрастных групп населения, показать возможные способы и виды участия российских граждан в политике.

1. Мировой политический процесс

Мировой политический процесс- процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Политический процесс - одна из основных, базовых категорий политологии. Он протекает как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Мировым политическим процессом называется совокупная деятельность народов, государств, общественных движений и организаций.

Мировой политический процесс составляют следующие структурные элементы:

а) политически значимая деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) и других легитимных международных органов, организаций и учреждений;

б) политические акции институтов регионального и субрегионального характера, носящих межгосударственный, наднациональный характер, а также соответствующих общественных группировок и организаций;

в) внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых государств, располагающих для этого необходимыми атрибутами, материальными и иными средствами.

Последние годы характеризуются тем, что мир и в целом, и во всех своих составных частях непрерывно меняется. С одной стороны, как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются дезинтеграционные процессы, заметно увеличился разрыв в экономическом развитии многих стран. С другой стороны, на глобальный политический процесс оказывают возрастающее воздействие мощные интеграционные процессы в экономике: динамичное формирование единого мирового рынка, развитие мировых производительных сил, успехи научно-технической революции.

В мировом политическом процессе выражены реалии, которые структурно выглядят так:

- политически значимая деятельность ООН и других легитимных международных органов, организаций и учреждений;

- политические акции институтов регионального и субрегионального, т.е. межгосударственного, национального характера, а также соответствующих общественных группировок, объединений и союзов;

- внешнеполитическая деятельность суверенных государств, составляющая живую ткань мировой политики, международных отношений и связей.Весь мир расчленен сегодня на зоны политического влияния тех или иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии которых и формируется мировой политический процесс.

Доминантой международного политического процесса 1980--1990 годов является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена из жизни человечества.

Важным направлением международной безопасности является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50-х -- началу 60-х годов, когда международное сообщество стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141 государство). Ядро договора составили встречные обязательства государств, в соответствии с которыми государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, -- не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.

Контроль за выполнением обязательств государств был возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Несмотря на эффективность договора, за его пределами находятся две ядерные державы -- КНР и Франция, группа «околоядерных» стран -- ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно-технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах -- безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального:, эффективного функционирования человека как ценностного начала, ядра отношений

Все человечество оказалось в одной лодке, раскачивание которой одним из субъектов международных отношении к неминуемой катастрофе всех в ней находящихся. Уходят в прошлое в этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстанется с существованием последних империй, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты.

Все большее значение приобретает разрешение такого противоречия мирового I развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально-экономических и политических систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человечества как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию общественного развития, пришедший на смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.1

Необходимо подчеркнуть тот факт, имеющий особое звучание при рассмотрении его в экономическом аспекте, что современная мировая политика представляет собой не что инoe, как процесс управления международными отношениями, что делает ее особенно близкой по инструментарному приложению к мировой экономике.

Сложность и специфичность международных отношений как объекта социально-экономического управления обусловили включение рассмотрения данной проблемы в курсе политологии для экономистов.

Глобальные вызовы современной эпохи.

Мощные геополитические разломы конца XX века наложились на целый комплекс давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества, которые можно подразделять на четыре основные группы:

- проблемы преимущественно социально-политического характера: предотвращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов; строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности;

- проблемы преимущественно социально-экономического характера: преодоление слаборазвитое™ и связанных с нею нищеты и культурной отсталости; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана;

- социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы; по гармоничному развитию живой и неживой природы; по рациональному использованию естественного потенциала планет; по предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности;

- проблемы человека, включая человеческое измерение общественного прогресса: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности. По подсчетам ученых, для того чтобы граждане всех государств начали использовать столько энергоресурсов, как США, необходимо увеличить годовую добычу железа в 75 раз, свинца и меди -- в 100, олова -- в 250 раз. В недрах Земли таких запасов просто нет. Разведанные запасы угля сожгли бы всего через 18 лет. Вот почему индустриально развитые страны Запада приберегают на потом свои минеральные ресурсы, стремятся как можно больше и дешевле скупить их у других. В этом состоят их геополитические интересы.

Сценарий будущего развития зависит от того, сумеют ли страны и народы найти баланс планетарных интересов или же тяжесть решения глобальных проблем человечества ляжет на плечи стран-аутсайдеров, в том числе, возможно, и России. Выявление экономических аспектов политологии обуславливает необходимость различения существующей концептуальной базы политологии, фиксируемой как политические доктрины.

Поскольку основными направлениями политических исследований являются изучение изменяющихся механизмов политической власти, пересмотр концепции о функционировании двухпартийной системы и т.д., а взгляды на них могут сильно различаться, то становится понятным рассмотрения такой области знаний, как сравнительная политология.

Сравнительная политология включает в себя сравнительный анализ различных устройств политических систем государств мира, нацеленный на выявление концептуального направления развития и тенденций в общем мировом политическом процессе и определение степени совпадения частей -- государств и целого -- единой политической ситуации, что дает возможность контролировать ход развития политических взаимоотношений субъектов системы и прогнозировать исход различных политических и экономических явлений.

Решение проблемы сравнения как в экономике, так и в политике осуществляется посредством различения существенных моментов в содержании различных концепций. В связи с этим в курс политологии включено рассмотрение таких политических доктрин, как классический консерватизм и лейборизм, неоконсерватизм и неолиберализм, буржуазный реформизм, концепция народного капитализма, чикагская школа прагматизма и политического реализма, каждая из которых имеет свой социально-экономический аспект.

2. Геополитика. Геополитический статус России и модели мирового порядка

«Геополитика в современном мире представляет собой «краткий справочник властелина», учебник власти, в котором дается резюме того, что, следует учитывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений, - таких как заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и в итоге

Геополитика - это наука править»

Геополитика как наука начала складываться в начале XX века, хотя о геополитической мысли можно говорить со времен Конфуция, Платона, Аристотеля и других мыслителей.

Геополитика - это наука о зависимости политики государства, международных отношений, развития стран и народов от географического пространства.

Геополитика - это мировоззрение власти, наука о власти и для власти.

Происхождение геополитики, по сложившейся традиции, связывают с ее выделением из политической географии. В связи с этими многие теоретики дают генетическое определение геополитики, которое сводится к констатации различий между геополитикой и политической географией. Так, считают, что политическая география удовлетворяется статическим описанием государства, которое может включать изучение изменений в ходе его прошлого развития. Геополитика представляет собой дисциплину, взвешивая оценивающую конкретную ситуацию, в которой находится государство, она всегда нацелена на будущее. Политическая география, будучи преимущественно географией, делает акцент на географических явлениях, дает их политическую интерпретацию. Геополитика, будучи преимущественно политикой, наоборот, концентрирует свое внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию этих явлений.

Довольно распространенным является и органическое определение геополитики. Согласно такому подходу геополитика рассматривается в качестве науки о государстве как живом органе иногда говорят о государстве как надбиологическом организме.

Важным для понимания сущности рассматриваемой науки является ее инструментальное определение. С этой точки зрения геополитика понимается как инструмент, который используется при разработке внешней политики государства и позволяет географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент также весьма полезен при строении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов государства.

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей .

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России .

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский .

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас -только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал .

Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия .

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики.

Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах. Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы .

Формирование однополярного мира противостоит концепция многополярности. Она предполагает, что в современных условиях ни одно государство, каким бы мощным и влиятельным оно ни было, не в состоянии в одиночку управлять ситуацией даже в рамках одного региона, не говоря уже о мировых процессах. Для этого недостаточно ресурсов какой бы то ни было отдельной страны или группы стран. Для поддержания стабильности и урегулирования конфликтов необходимы коллективные усилия всего международного сообщества.
Конечно, США являются в настоящее время крупнейшей экономической и военной державой мира. Однако при этом они все же не в состоянии в одиночку обеспечивать как всеобщую, так и свою собственную безопасность в длительной перспективе. Сам характер таких глобальных вызовов, как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, наркоторговля и другие требует ответа в рамках многостороннего взаимодействия, тем более эффективного, чем более широкий круг государств оно охватывает. Именно на такой платформе можно находить эффективные пути урегулирования острейших международных ситуаций. Это подтверждает накопленный опыт (и положительный, и отрицательный) по решению таких сложных проблем, как положение в Афганистане и Ираке.
Таким образом, многополярное мироустройство является объективным требованием эпохи глобализации, которое не стоит отождествлять с примитивным антиамериканизмом и тем более с возвратом к конфронтации противостоящих коалиций. Суть концепции многополярности состоит именно в необходимости отвечать на глобальные вызовы объединенными усилиями различных центров (полюсов) мирового сообщества. Это призыв не к соперничеству, а к солидарности. Именно поэтому в концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается: «Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов». Российское руководство придерживается такого подхода, поскольку, по его мнению, именно в рамках многополярного мироустройства оно может в максимальной степени реализовать национальные интересы страны в сфере безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Однако такое мироустройство отвечает интересам и других государств, поскольку центральное место в нем отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности. Не случайно, председатель КНР Цзян Цзэминь, выступая в ООН на саммите тысячелетия, заявил: «Современный прогресс требует содействия установлению международной многополярности, которая отвечает интересам людей во всех странах, способствует миру во всем мире и безопасности».
В последнее время дискуссия о характере нового миропорядка еще более обострилась. Сторонники однополярной модели призывают признавать безусловное лидерство США в мировой политике и безоговорочно следовать в фарватере их внешнеполитического курса. При этом концепция многополярного мира, которая ранее воспринималась довольно безразлично, т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.