На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Процесс формирования наций в различных исторических и социально-политических условиях. Процесс формирования украинской и белорусской наций. Тенденции имперского унитаризма и национальная политика большевиков. Нациестроительство в СССР и России.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат на тему
Нациестроительство

Содержание

1. Формирование нации.
2. Нациестроительство в СССР и России.
Список литературы
1. Формирование наций

Рассмотрим процесс формирования наций в различных исторических и социально-политических условиях. В основе многих современных наций, как уже говорилось выше, лежит территориальная общность, объединившая в своем составе несколько этнических групп. Однако это далеко не единственный способ нациестроительства. Формирование наций может происходить и внутри полиэтнических государств как следствие дискриминации по этническому и религиозному признаку. Так, в частности, шло формирование наций в Австро-Венгерской и Оттоманской империях. В этих государствах одна этническая группа была политически доминирующей, а остальные рассматривались как подчиненные. По отношению к ним (чехи, словаки, украинцы в Австро-Венгрии, болгары, сербы и др. в Оттоманской империи) осуществлялись различные дискриминационные меры -- преследовались языки и культура, ограничивалось или не допускалось вовсе участие в политической жизни, колониальному грабежу подвергались территории, на которых проживали эти этнические общности, имели место религиозные притеснения и т.д.
Осознание своего неравноправия порождает у дискриминируемых общностей интересы, отличные от интересов страны, в состав которой они вошли по тем или иным причинам. Это не может не привести дискриминируемый этнос (этносы) к борьбе за свои права, в ходе которой и происходит формирование нации. Большое влияние на процесс формирования наций в обществах, где еще сохраняются сильные пережитки родоплеменного деления, может оказывать трайбализм (трибализм) - межплеменная рознь, стремление некоторых племен к отделению, обособлению. Трайбализм -- серьезное препятствие на пути этнической и национальной консолидации, создания единой государственности, а, следовательно, и формирования нации. В этом смысле полезно сослаться на опыт бывших колониальных государств, для которых одной из серьезнейших проблем является трайбализм, как неразвитое состояние государственной нации, фрагментация населения по племенному и территориальному признакам и доминирование локального сознания над общегражданским, приоритет локальных интересов над государственными. Незрелость наций в этих государствах ведет к многочисленным проблемам, в том числе и к кровопролитным межэтническим столкновениям, к угрозе самому существованию государств. Подобное явление имеет место в некоторых государствах Средней Азии, возникших в результате распада СССР.
Сложным и неоднозначным был процесс формирования наций на территории нашей страны. К моменту крушения царской России на ее территории еще не сложилось единой общероссийской нации, хотя такой процесс, безусловно, шел. Россия никогда не была чисто русским государством. К февралю 1917 г. многие народы (мерь, весь, мещера, десятки других финно-угорских племен, некоторые народы Сибири) находились в составе России уже несколько столетий, органично вошли в состав русской нации, которая постепенно приобретала характер российской. Совместная жизнедеятельность в рамках единого государства неизбежно вела к образованию единой нации по западноевропейскому типу. Но для России характерна и имперская модель образования наций. В частности, по такому пути шло формирование украинской и белорусской наций. Как известно, украинцы и белорусы вместе с русскими составляли некогда единый древнерусский народ и государство (Киевская Русь). Формирование их в качестве самостоятельных народов началось после татаро-монгольского нашествия в составе Польши и Великого Литовского княжества. Процесс этот завершился в основном в конце XV -- начале XVI в. Возвращение украинцев и белорусов в состав Российского государства началось в середине XVII в. и не было единовременным актом. Вначале в состав Московского государства вошла Левобережная Украина. Правобережная Украина и Белоруссия еще долгое время продолжали находиться в составе Речи Посполитой. Частью Российского государства они стали в XVIII в. в результате разделов Польши, но и после этого продолжали испытывать сильное влияние польской культуры и католицизма. Разность исторических судеб, культурные и религиозные отличия, естественно, тормозили процесс внутренней консолидации трех славянских этносов, осознание ими своего национального единства, положили начало формированию самостоятельных этносоциальных общностей в рамках единого государства.
Процесс формирования украинской и белорусской наций особенно ускорился в XIX веке как ответная реакция на дискриминационную полигику самодержавия. Белорусы и украинцы не рассматривались царизмом как самостоятельные этносы, их считали этнографическими группами русского народа. В 1839 г. в Белоруссии было ликвидировано униатство, в котором состояло до 75 % белорусов, в 1840 г. запрещено само название Белоруссия. Жестокие репрессии обрушились на белорусскую интеллигенцию после польского восстания 1863--1864 гг., в котором принимала участие значительная часть западных белорусов.
Не менее откровенно прослеживались тенденции имперского унитаризма и по отношению к украинскому народу. Отмена украинского самоуправления, передел ее территории по губернскому признаку, массовые высылки запорожских казаков на Северный Кавказ после волнений в Сечи в связи с ее ликвидацией, преследование униатской церкви в западных районах Украины, борьба с украинским языком, книгопечатанием и культурой - все это не могло не привести к росту противостояния.
По мере того как в Украине и Белоруссии усиливалась политика русификации, набирали силу и национальные движения. Возникают Кирилло-Мефодиевское братство, общество "Просвита", Союз освобождения Украины, белорусская "Народная Громада" и др. Первоначально их требования не выходили за рамки автономии в составе Российского государства, однако с падением самодержавия быстро радикализовались, что привело к провозглашению независимости украинского (декабрь 1917) и белорусского (март 1918) государств.
Национальная политика большевиков дала мощный импульс формированию наций-этносов на территории бывшей императорской России. В отличие от своих политических противников, выступавших за "единую и неделимую Россию", они с самого начала заявили о том, что гарантируют народам России право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Национальная доктрина большевиков, нашедшая поддержку у национальных движений, сводилась к двум основным постулатам: признание этнической группы, обладающей определенными характеристиками (см. определение И. Сталина), в качестве основы нации и признание условием существования и развития нации наличия у нее собственной государственности. Этническая группа, в интересах которой создавалось государство, объявлялась "коренной нацией", остальные, живущие на этой территории, считались некоренным населением.
К середине 20-х годов эта доктрина начинает приобретать реальные очертания. Вслед за признанием самостоятельности Украины и Белоруссии создаются советские республики в Азербайджане, Армении, Грузии. Возникает новый этап этнотерриториальных образований внутри созданных государств -- автономные республики. В результате появляется своеобразная иерархия этнонациональных образований. Этнические группы, отличающиеся более высоким уровнем модернизации, получают статус социалистических наций, более мелкие и менее модернизированные -- социалистических народностей.
В соответствии с этнонациональной иерархией выстраивается и иерархия национальной государственности. Социалистические нации получают право иметь свои национальные государства с разным уровнем полномочий (союзные и автономные республики), социалистические народности - различные формы автономии.
Создание этнонациональных образований происходило на территориях, где проживали представители различных этносов. В силу этого в состав новых государственных образований во многих случаях были включены территории с преобладающим иноэтническим населением. Все это со временем не могло не породить конфликтные ситуации, которые особенно остро проявились в пери и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.