На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Обоснование политической партии. Политическая социализация граждан. Партия как субъект политического процесса и институт общества. Институционализация политических партий. Партийные системы. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Тема реферата: Обоснования и классификация политических партий
Предмет: Политология

Содержание

Введение
1. Обоснование политической партии и ее функции.
2. Классификация политических партий
3. Институционализация политических партий
4. Партийные системы
5. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России
Список литературы
1 . Обоснование политической партии и ее функции

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова paгs - часть. Политические партии и представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.
Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основных черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в отношении средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от других общественных объединении, политические партии нацелены на борьбу за завоевание и использование власти.
Политическим партиям присуща организационная структура, закрепленная в уставных документах, членство, внутрипартийные отношения, партийно-политическое лидерство, наличие программных и уставных документов, в которых закрепляются идейно-политические и организационные основы партии.
В качестве субъекта политического процесса партия выполняет определенные функции:
1) Aгpeгиpoвание социальных интересов: одна из главных задач политической партии состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов граждан, социальных групп в их совокупный политический интерес. Деятельность партии направлена на выявление, обоснование и формирование интересов тех граждан, социальных групп и слоев населения, которые составляют социальную базу партии.
2) Артикуляция, представительство социальных интересов. Между политическими партиями и их социальной основой существ ют отношения представительства. В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе общества тех со-циальных групп, слоев, классов, интересы которых она выражает. В принципе этот идеал реализуется на практике как устойчивая тенденция. Однако в реальной жизни связи социальных групп, слоев и классов с какой-либо партией не однозначны. Часто политическая партия не получает поддержки социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно пpимыкать к партиям, которые не только не представляют их интересы, но выступают против них. Партия может представлять интересы небольшой части крупной гpyппы. Она может претендовать на одновременное представительство различных групп или социальных слоев.
Современные политические партии, как правило, пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов обществ, а не как представителей меньшинства. Только их реальное политическое поведение позволяет определить является ли эта претензия обоснованной или же она служит для маскировки истинных намерений партии.
3) Политическая социализация граждан, социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о развитии, уточнении политической доктрины, разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительными и другими общественными организациями и движениями, участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан.
4) Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся I)обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционнo-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного насилия и т. д.); В условиях реальной демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти.
5) Подготовка и про ведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение ~ них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью.
Для европейских стран характерен следующий тип политической карьеры политика: первоначально участие в работе молодежной организации той партии, взгляды которой он разделяет.
Партия как субъект политического процесса и институт общества затем выдвижение кандидатом партии на выборах в местные органы власти, победа на выборах в парламент страны, в будущем он может рассчитывать получить назначение в состав правительства. В США в силу сложившейся традиции назначения на высокие политические посты зачастую получают люди, которые до того профессионально политикой не занимались, но проявили себя в других сферах деятельности - в бизнесе, науке, юриспруденции. По окончании срока полномочий большинство из них возвращаются к прежним занятиям и продолжают работать в кампаниях, банках, университетах.
Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства.
6) Формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы.
Для парламентской фракции характерна, как правило, дисциплина, обязывающая депутатов-членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из фракции и партии, потерей возможности стать депутатом на следующих выборах.
Члены фракции обладают относительной самостоятельностью по отношению к партии. Своеобразный мандат на такую позицию они получают от избирателей. Поэтому члены фракции учитывают не только платформу партии, но и наказы избирателей, а также интересы социальных групп - спонсоров, которые внесли основной вклад в субсидирование их избирательной кампании.
7) Разработка принципов и Форм отношений с другими политическими партиями.
8) Для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы
Таким образом, партия обеспечивает связь населения с государственными структурами, осуществляет институционализацию политического поведения граждан, заменяет стихийные формы общественно-политической активности упорядоченными, находящимися под контролем организованными действиями.
На основе вышеизложенного можно дать такое определение:
Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
2. Классификация политических партий

В становлении партии как политического института, отношении к этому институту государства политологами выделяется три основных стадии:
1) стадия противодействия, противоборства, подавления и
борьбы с партиями - период существования абсолютистских государств вплоть до конца XVIII в., который характеризовался устойчивой оппозицией государства к любой политической группировке;
2) стадия игнорирования партий - с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в., государства обеспечивали Формальные условия для политической инициативы, не нарушающей общественного правопорядка. Политические партии на этапе свободной рыночной конкуренции во многом представляли собой элитарные, замкнутые политические группировки экономически преобладающих социальных слоев. Они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.
С конца 70-х годов XIX в. в ведущих западных странах происходит преобразование традиционных «элитарных» группировок в партии «массового типа». На формирование таких партии значительно повлияло введение всеобщего избирательного права.
Партии предпринимателей в целях завоевания поддержки широких слоев избирателей вынуждены были пересмотреть многие принципы своей деятельности, выдвинуть лозунги защиты демократии, общих интересов нации и всеобщего блага и т. п.
Расширялась социальная база партий трудящихся, Например, германская социал-демократическая партия, созданная в 1875 Г., быстро прогрессировала. В начале ХХ в. ее ряды превысили миллион членов;
З) стадия признания и легализации партий (закрепление правового статуса партий) - период развития современных демократических государств, в которых партии окончательно превратились в посредников между гражданским обществом и государством.
В Конституциях государств статьи о партиях появились лишь в ХХ в. Исторически процесс Формирования партий начался в новое время, с утверждением буржуазных общественных отношений.
Первые политические партии появились в конце XVI в. в Голландии в период, последовавший за буржуазной революцией, и были связаны с борьбой за власть между республиканцами и оранжистами. В период английской буржуазной революции в середине XVII в. оформление политических партий сопровождалось борьбой умеренных (О. Кромвель) и левеллеров (Лильберн). Эти политические группировки имели программные документы, позволявшие рассматривать их в качестве политических партий.
Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции конца ХVIП в., в которой активно участвовали монархисты, жирондисты, якобинцы, эберисты, положившие начало политической терминологии нового времени - левые, правые, центр. Часть политических организаций Франции конца ХVПI в. выходила за рамки буржуазной идеологии и отстаивала утопические коммунистические идеи.
В США первые политические партии появились как фракции Конгресса (федералисты и республиканцы) в конце XVIII - нач. XIX вв. К 30-м годам XIX В., в США формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического регулирования - перераспределения власти в пользу то одной, то другой группировки господствующего класса. Тем самым с самого возникновения ведущих политических партий США были заложены высокий уровень партийной конкуренции и ориентация партий на массового избирателя. Правящие партии США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии, имеющие богатый опыт политической борьбы.
Существует много критериев классификации политических партий.
С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.
В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя
Существует также типология, разделяющая партии на:
- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменением которых меняется и политика партии;
- мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде.
По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:
- легальные, деятельность которых узаконена государством.
Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;
- нелегальные, деятельность которых запрещена законом. По типу организационной структуры выделяются;
массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит пpoфессиональным политикам;
кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осу-ществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.
По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические и тоталитарные.
Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.
Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все классы и слои общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.
Типология партий представляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действительности партия может иметь xapaктерныe черты различных типов организации. Она может быть одновременно массовой, харизматической и идеологической, либо кадровой, прагматической и т. д.).
Институционализация политических партий

Процесс институционализации партий способствовал повышению их роли и значения в политической системе общества. Институционализация политических партий определяется как «процесс, С помощью которого эти организации и про исходящие в них процессы приобретают ценность и стабильность». В качестве основных средств
Партия как субъект политического процесса и институт общества 137 институционализации деятельности политических партий выступают, прежде всего, нормативно-правовые акты, начиная от конституций развитых стран и кончая решениями местных административных органов. В большинстве государств институционализация политических партий проходила в различных формах, например, в рамках конституционного законодательства (ФРГ, Италия, Франция, Греция, Португалия, Испания, Никарагуа, Бразилия и др.), законов о финансировании деятельности партий (Австрия, Швеция, Финляндия, Япония и др.), избирательного законодательства (США, Мексика и др.), судебного решения (в США обретение партиями своего статуса произошло с помощью решений Верховного суда) и др.
Среди основных направлений процесса институционализации функционирования партий можно выделить следующие: регламентацию их структуры и внутриорганизационной деятельности, закрепление функций политических партий, фиксацию их основных целей и задач, регулирование процесса отбора и прохождения партийных кандидатов, установление порядка (процедуры) участия партий в избирательных кампаниях, регулирование финансовых аспектов деятельности политических партий и др.
С точки зрения регулирования процесса создания партий, страны можно разделить на три группы.
К первой относятся те страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основе свободы объединений. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В современных условиях государств, следующих либеральным традициям прошлого века, становится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобритания и Новая Зеландия.
Во вторую группу входят страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе. Организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов (программы, устава, сведений о правлении). К таким государствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.
Третью группу составляют страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация политических партий. Пол-номочиями регистрации политических партий здесь наделяются различные государственные органы - Министерство внутренних дел (Испания, Италия, Франция), Министерство ЮСТИЦИИ (Бельгия, Нидерланды), государственные секретари штатов (штат Миссури в США).
Во многих странах партии регистрируются органами, создаваемыми для проведения выборов (Индия, Мексика, Швеция). В ряде стран регистрация партий возложена на судебные органы - на представителя Верховного Суда (Португалия), на Высший избирательный суд (Бразилия).
В большинстве стран (за исключением Никарагуа) предварительного разрешения со стороны государства на создание партий не требуется, вместе с тем, для официальной легализации они должны отвечать четко зафиксированным формальным и ма и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.