На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Различие между властью и авторитетом. Роль политики в жизни общества. Политическая культура и система общества. Субъекты и объекты в политике. Политические ценности и нормы как важнейшие регулятивы политической деятельности. Политический статус личности.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
на тему «Основные элементы политической системы общества»
1. Понятие власти

Власть - это социопсихологическое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить последнего поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти.
Между насилием и властью есть разница: власти в противоположность насилию присуща несколько большая широта в пространстве и времени.
Существует различие между властью и авторитетом. Авторитет означает власть, опирающуюся на согласие, а власть -- это возможность навязывать свою волю другим.
В целом властное отношение можно представить через взаимоотношения господства и подчинения. Власть - это волевое отношение, способность заставить другого человека поступать определенным образом. Власть естественно присуща человеку. Властное отношение включает в себя субъект и. объект, их взаимовлияние, средства и процесс взаимодействия субъекта и объекта. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность, престижное образование и др. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным источником развития производства, власти и общества в целом.
В обществе возникает борьба за политическую власть и ее использование для проведения той или иной политики. Политическая власть может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию. Политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач. Лучше всего, если люди, имеющие политическую власть, пользуются авторитетом, и тогда население страны с готовностью подчинится их требованиям. Политическая власть распространяется на все общество, ее требования относятся к большим группам, проживающим в границах данного государства.
2. Роль политики в жизни общества

Термин «политика» возник в Древней Греции, где основной формой организации общественной жизни был «полис», т. е. город-государство. Государственные и общественные дела в нем именовались политикой.
Политика -- это отношения между большими социальными группами по поводу политической власти. К внутренним элементам политики относят:
политические организации, институты власти;
отношения между ними, основными среди которых выступают отношения властвования;
политическое сознание;
различные политические идеи.
В целом они выражаются в политической активности субъектов, протекающей на трех уровнях. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, профсоюзами, корпоративными объединениями. Макроуровень политики -- это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями (ООН, ЕС) и характером взаимоотношений между государствами.
Роль политики в жизни общества проявляется в ее функциях:
обеспечение общественного порядка;
разработка целей развития общества и мобилизация масс на их выполнение;
учет и согласование разнообразных интересов групп и слоев населения;
осуществление связей с зарубежными странами.
Можно выделить три группы компонентов, составляющих политику: 1) личностные (субъект, объект). Субъектами политики могут быть классы, партии, отдельные группы лиц и отдельные личности. Объект политики -- народные массы, люди; 2) субординационные (внутренняя и внешняя политика) принципы политики; 3) функциональные (выработка и реализация политических решений).
Категория «политическая жизнь» обозначает всю совокупность процессов, происходящих в обществе и государстве. Основу политической жизни составляет вопрос о политической власти, механизмах ее завоевания и использования. Для того чтобы активно участвовать в политической жизни, недостаточно одного желания, необходимы умения, компетентность и профессионализм.
В здоровом обществе люди осуществляют формы политического участия эпизодически, в основном в период избирательных кампаний. Политикой занимаются профессионалы, а население осуществляет над ними контроль, доверяя и проверяя их деятельность, ощущая свою сопричастность с властью, ее зависимость от народа. Таким образом, политика -- это борьба за завоевание, удержание и использование власти, за влияние на государственные дела. Политика определяет формы, задачи и содержание деятельности государства.
3. Субъекты и объекты в политике

Объект в политике -- та часть политической системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Субъект в политике -- источник целенаправленной политической деятельности. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике -- взаимозаменяемые: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но это взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты, и объекты -- люди -- носители социально-политических качеств.
Поэтому часто различают «субъект политики» (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и «политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта; преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два связанных между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо, знание об объекте) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).
Политические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов.
Политические отношения являются механизмом стабильности государственного строя.
Политические отношения имеют вертикальный (субординационный) и горизонтальный (координационный) характер.
Координационные политические отношения отражают взаимоотношения людей, для которых характерны равные отношения между собой как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровнях. Поскольку при тоталитарном политическом режиме горизонтальный уровень политических отношений не развивался, то становление координационных политических отношений в российском обществе и государстве осуществляется с трудом.
Субординационный уровень -- это уровень вертикальной упорядоченности. При нем существует подчиненность элементов системы, которая является следствием различного положения людей, их территориального, национального и других статусов. Каждый элемент вертикальных политических отношений, занимая свой уровень, оказывает воздействие на другой. Возникают политические отношения направляющего и подчиненного содержания, при которых обе стороны взаимосвязи имеют свои особенности, подвижные в пространстве и времени их взаимодействия. При нормальной субординации политические отношения не отрицают координационные связи, а основываются на них.
Политические отношения в политической жизни советского общества в основном фиксировались на уровне вертикальном, субординационном. Горизонтальный, координационный уровень политических отношений при монопольное вертикального не развивался. При вертикальном уровне политической системы общества субъекты политических отношений -- партийно-государственная номенклатура, аппарат исполнительной власти -- получали статус особенности, безгрешности, определения программ политической деятельности, механизмов ее осуществления, будущности общества. Выключение горизонтального уровня политических отношений при гипертрофии вертикального привело к отчуждению от политики социальных общностей масс, отдельных, личностей.
В демократической политической системе ее основная функция состоит в поддержании вертикальных и горизонтальных политических отношений. Это, позволит исключить из политического процесса принцип неравенства субъектов, придать закону общецивилизационным нормам морали приоритетность.
4. Политические нормы

Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma -- руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой сфере общественной деятельности, тоже есть своя мера, т. е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой «правила игры» в политике.
Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но, с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы -- конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.
Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть. Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний.
Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, прежде всего правовые и моральные. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и общеобязательны. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и обязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т. п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой.
Современный противоречивый мир, обремененный глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель поведения современного политика предписывает ему не только правовые (последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т. п.), но и моральные нормы (ответственности, честности, совести и пр.).
Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), созданными партиями, общественными организациями и т. п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т. д.).
5. Политический статус личности

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.
Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.
Политический статус (от лат. status -- состояние) -- это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).
Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).
Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного упра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.