На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Политология как система знаний о политике, основные этапы ее развития. Концепции и признаки власти, ее ресурсы и легитимность. Типы государства в современном обществе, теории политической элиты и культуры. Демократия и причины возникновения конфликтов.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Лекция № 1
Тема: Политология как система знаний о политике
Развитие политологии как науки осуществлялось в 3 этапа:
1. Религиозно-мифологический.
Основной тезис - божественное происхождение верховной власти в государстве. Длился с начала древнего мира и до античности.
2. Философско-этический - 5 - 6 в н. э. - до сер. ХХ в. Характерно - обоснование верховной власти политическими структурами общества с точки зрения логики морали.
3. Современный - сер. ХХ века - до наших дней.
Политология среди других наук (тесно связана):
Философия;
История;
География;
Антропология;
Социология.
Смежные с политологией науки:
Полит-социология;
Полит-философия;
Полит-география и др.
Предмет политологии:
1. Наука о политике;
2. Наука о государстве;
3. Наука о власти.
Политология - это наука о политике во всех ее проявлениях и ее взаимоотношениях с обществом и личностью.
Признаки политики:
1. Инклюзивность - способность проникать в другие сферы общества.
2. Функционирование в виде управляющих и тех кем управляют.
3. Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступках.
4. Способность служить обществу.
Политика по Максу Веберу:
Политика это деятельность по управлению государством.
В английском языке 2 понятия:
policy - это результат деятельности правящих и других государственных структур;
politics - процесс связанный с завоеванием и реализацией власти (направленная деятельность политических партий).
Методы политологии (3 группы):
I. Общенаучные методы - анализ и синтез, абстракция, индукция и дедукция и др.
II. Эмпирические (получение информации политических фактах - статистический анализ, анализ документов, анкетирование).
III. Собственно-политологические методы:
1. Социологический метод - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.
В своих крайних проявлениях этот метод представлен в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
2. Бихевиоралистский метод - пришел на смену институциональному Особое развитие он получил в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов - Н. С.).
Конституирующие начала бихевиоралистского метода:
1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;
2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;
3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
3. Нормативно-ценностный метод - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
4. Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой...
5. Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
6. Антропологический метод - противоположен во многом социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). Этот метод исходит из трех важных принципов:
- постоянство фундаментально родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного, изначально обладающего свободой;
- универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправиевсех людей;
- неотъемлемость естественных прав человека, их приоритетность по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.
7. Психологический метод - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации. Он исходит из того, что острые аффективные переживания человека не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение. На основе психоанализа возможно объединение различных типов политического поведения и, в частности, авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти к преодолению чувства собственной неполноценности, различного рода комплексов, внутренней напряженности.
8. Социально-психологический метод аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
9. Критико-диалектический метод особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются этим методом и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему леволиберальная и социалистическая мысль.
10. Сравнительный метод широко распространен в современной политологии, в ней выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д. - Н. С.). Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
Функции политологии:
1. Познавательная:
a. Теоретический анализ политических идей;
b. Построение теорий политических явлений;
c. Создание собственной методологии.
2. Практические (инструментальные):
a. Нормативная (создание нормативов политической деятельности, политических процедур);
b. Планирование политических действий и процессов.
3. Прогностическая;
4. Организационная.
Политика и мораль:
Общее:
- представляют организационные, регулятивные и контрольные сферы общества.
Различия:
Мораль
Политика
a. Не имеет вещественных форм регулирования; нет центров управления;
b. Вездесуща, распространяется на политику, ограничивает ее;
c. Основные категории - "Добро" и "Зло".
a. Регулируется с помощью исполнительной власти, аппарата управления;
b. Влияет на мораль, создает политическую ситуацию, оправдывает действия
c. Основные категории "Полезно", "Вредно".
Нормы развития общества предполагают баланс между политикой и моралью; нельзя абсолютизировать мораль в политике - это вызывает иллюзию оторванности от мира. Но в политике есть моральный минимум.
Политическая власть:
a. Суть власти:
Власть - это определенные отношения, которые предполагают наличие субъекта и объекта власти, а также волевое отношение субъекта к объектам, которое состоит в побуждении объекта к действиям по желанию субъекта; т. е. общие характеристики власти:
1) Воля (принуждение, господство);
2) Субъект и объект (асимметрические отношения).
b. Субъекты власти:
Субъекты власти
Уровень
Первичные (индивиды)
микро-
Вторичные (политические организации)
мезо-
Высшего уровня (классы, народы, государственные структуры)
макро-
Максимально высокого уровня (международные организации)
мега-
Концепции власти:
1. Теологическая - согласно ей власть это способность достичь поставленных целей.
2. Бихевиоралистская - власть это особый тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.
3. Психологическая - согласно данной концепции власть это бессознательная установка на господствующих и подчиняющихся.
4. Системная - понятие власти от системных качеств, которые проявляются в отношениях частей и целого.
5. Релецеонистская - власть, как отношение субъекта и объекта.
Признаки власти:
1. Легальность (открытое применение в масштабах государства);
2. Суверенность (независимость и верховенство);
3. Публичность;
4. Моноцентричность (наличие единого центра принятия решений).
Структура власти:
1. По уровням функционирования:
a. Макрополитическую (высшие инстанции; внутренняя и внешняя политика);
b. Власть среднего уровня (бюрократический аппарат, муниципальная власть);
c. Микроуровень (самоуправление).
2. По организационному принципу власть разбивается на:
a. Институциализованные государственные структуры и политические партии;
b. Не институциализованные (власть общественных движений).
3. По количеству центров власть разбивается на:
a. Единоличную;
b. Олигархичную;
c. Полиархичную.
4. По типу правления власть делится на:
a. Монархическая;
b. Республика.
5. По политическому режиму власть делится на:
a. Демократическую;
b. Авторитарную;
c. Тоталитарную.
Ресурсы власти:
Ресурсы власти - это средства, применение которых обеспечивает влияние субъекта на объект.
І. Типология (Эд. Циони):
- утилитарные (материальное и социальное благо);
- принудительные (армия, силовые структуры, суды, тюрьмы);
- нормативные (средства влияния на внутренний мир личности
ІІ. Типология:
- экономические (материальные финансовые средства, средства производства, земля, природные богатства и др.)
- социальные (способность изменять социальный статус);
- культурно-информативные (знания, информация, СМИ, ВУЗы);
- силовые;
- демографические (использование человека).
Легитимность власти
Легитимность ("legitimus" - законный) - позитивная оценка, принятие населением власти.
Макс Вебер выделил три типа легитимности:
- традиционная;
- легально-рациональная;
- харизматическая (иррациональная; личные качества, которые он сумел навязать).
Современные виды легитимности
- Национально-патриотическая;
- Культурно-религиозная.
Лекция № 2
Тема: Государство в современном обществе
Признаки государства (начали возникать в 1648 г с момента заключения Вестфальского договора).
1. Территория;
2. Народ;
3. Суверенитет.
Суверенитет - это верховная власть, которою государство осуществляет независимо на своей территории и во внешнеполитической деятельности.
Дополнительные признаки государства:
1. Монопольное право на издание законов;
2. Монопольное право на сбор налогов;
3. Монопольное право на легальное насилие.
Важное значение, как признака государства является признание образования данного государства другими государствами.
Формы правления государством:
1. Монархия;
2. Республика.
Монархия делится на абсолютную и ограниченную (конституционная, частный случай).
Республика - 4 вида:
1. Президентская;
2. Президентско-парламентская;
3. Парламентская;
4. Парламентско-президентская.
Президентская республика - президент является главой государства, главой исполнительной власти (правительство, кабинет министров) или назначает главу исполнительной власти - премьер-министра. (Пример: США).
Президент не может распускать парламент может устранить президента согласно закону (Также право вето).
Президентско-парламентская - президент является главой власти, не является главой исполнительной власти; он предлагает кандидатуру главы исполнительной власти. Президент при определенных условиях может распустить парламент. Существует процесс наложения вето президента
Парламентско-президентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, а президент утверждает.
Парламентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, утверждения президента не требуется. Президент есть просто представителем (при кризисах права президента увеличиваются). (Пример: Германия, Италия, Израиль).
Процедура формирования правительства, отличающие качество республики.
Форма правления - это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов.
Формы государственного устройства - это административно-териториальное устройство, части которого не имеют признаков государственности, или имеют часть из них, но не обладают суверенитетом.
Две формы государственного устройства:
1. Унитарная - централизованная (когда органы местного управления реальной власти не имеют, а регионы руководятся центром, путем назначения своих представителей) и децентрализованная (когда регионы могут иметь законодательные органы власти и решать большой спектр проблем);
2. Федеративная - регионы имеют определенные признаки государства (например, правительство, законодательные органы, конституцию, но не имеют суверенитет).
Конфедерация не является формой государственного устройства, а есть союз независимых государств. (Примеры конфедераций - ЕС, а Швейцария - федерация).
Политические режимы:
- это методы (совокупность методов) реализации и формирования государственной власти; взаимодействие между государством обществом.
Существуют 3 вида политических режимов:
- тоталитарный (Северная Корея);
- авторитарный;
- демократический.
Отличия тоталитарного и авторитарного режимов:
1. При тоталитаризме государство контролирует все деятельности общества, а при авторитаризме преимущественно политические.
2. Наличие при тоталитаризме стержневой государственной идеологии, а при авторитаризме идеология может или отсутствовать или носить декоративный характер (поздний СССР).
3. Активное политическое поведение граждан при тоталитаризме и пассивное при авторитаризме.
Считается, что авторитаризм это переходной режим от тоталитаризма к демократии.
Авторитарный режим является промежуточным.
Функции государства:
- внутренние:
1. законотворческая;
2. экономическая (регулятор или государственный предприниматель);
3. социальная - организация социальной жизни;
4. обеспечение правопорядка;
5. защита существующего политического и общественного строя от внутренних деструктивных сил;
6. культурно-воспитательная.
- внешние:
1. обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;
2. сотрудничество с другими государствами;
3. участие в решении глобальных проблем.
Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом (прежде всего конституцией), подчиненное воле суверенного народа и призванное сохранять индивидуальную свободу и другие права личности.
Принципы государства:
1. Первичность и верховенство права.
2. Соответствие закона праву.
3. Формальное равенство.
4. Суверенность.
5. Разделение власти.
6. Выборность и ротация власти (в СССР ротации не было, а выборы были).
Местное самоуправление (МСУ) -
- это управление территориальной общностью людей (избираемых ими организациями управления).
Существует проблема соотношения государственного территориального управления и МСУ. Объект одна и та же территория, но цели разные (защита общегосударственных интересов и защита интересов граждан данной территории).
Взаимоотношения государства и МСУ регулируют коммунальные законы и европейская хартия местного самоуправления 1985 г.
Основные задачи МСУ:
1. Решение социальных проблем (образование, охрана здоровья, обеспечение общественной безопасности);
2. Охрана окружающей среды;
3. Обеспечение развития территории и ее хозяйства (система коммунальных служб, предприятий, транспорта и инфраст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.