На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность и стуктура политического процесса. Понятие политического процесса и его формы. Структура и виды. Режимы протекания. Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


79
Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

Кафедра политологии

ДИПЛОМНАЯ работа

студента
на тему: «Особенности политического процесса в России на современном этапе»

Руководитель: доктор исторических наук, профессор
Рецензент:____________________
____________________
«допустить к защите»
заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор «___»_______________20 __г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА 1 Сущность и структура политического процесса 8 стр.
§1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр.
§1-2 Структура и виды политического процесса 12 стр.
§1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр.
ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в
современной России в переходный период от
тоталитаризма к демократии 27стр.

§2-1 Характеристика политического участия в
современной России 29 стр.
§2-2 Политическое поведение различных социальных и
возрастных групп в России на современном этапе 42 стр.
§2-3 Особенности политического экстремизма
в современной России 58 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76 стр.
ВВЕДЕНИЕ

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило нас к выбору темы об особенностях политического процесса в России на современном этапе.
Актуальность темы:
Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно0политическим вопросам самодержавец принимает лично.
В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.
В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.
Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.
Анализ изученной литературы:
Нами были исследованы различные источники по избранной теме:
- периодическая (центральная) печать: «Общая газета», «Московские новости», «Русский порядок», «Эра России», «Штурмовик», «Я - русский»;
- журналы: «Политические исследования», «Социологические исследования», «Социально-политический журнал», «Коммерсантъ-Власть»;
- работы политических деятелей: Б. Ельцина «Исповедь на заданную тему», Е. Гайдара «Дни поражений и побед», А. Подберезкина, Г. Явлинского;
- книги ученых-публицистов: А.П. Бутенко, В.С. Бондарева, Ф.М. Бурлацкого;
- материалы сессии Академии Политических Наук.
На основе изученного материала мы пришли к следующим выводам:
1. Все авторы сходятся во мнении, что политический процесс реально существует в современной России, о чем свидетельствует взаимодействие политических субъектов и институтов.
2. Авторы либерального направления (Е. Гайдар, Г. Явлинский, Б. Ельцин), в целом одобряют ту форму, в какой политической процесс протекает в России, этого же мнения придерживается «Российская газета».
Вместе с тем, Г.А. Явлинский оценивает работу основных политических институтов достаточно критично. Это видно по заголовкам его выступлений: «Ложь и насилие в российской политике», «Мы выбрали президента, чье историческое время давно кончилось», «Правительство лжет», «Борис Ельцин может развалить Россию»11 Явлинский Г.А. О российской политике. Выступления и статьи. - М., 1999..
А.И. Подберезкин, один из лидеров оппозиции, абсолютно критичен по отношению ко всему происходящему в российской политике. В своей книге «Русский путь: Сделай шаг!» он пишет: «Осознать себя русским, вернуть достоинство, избавиться от страха - вот те задачи, которые необходимо решить сегодня, чтобы спасти нацию, ее будущее».22 Подберезкин А.П. Русский путь: Сделай шаг! - М., 1998. - с.11.
3. Все авторы дают свою оценку российским политическим процессам. Во многом, эта оценка зависит от идеологических предпочтений каждого из авторов монографий, однако, сжатого, компактного, системного взгляда на политический процесс в современной России, выделении его специфических черт и особенностей мы не обнаружили.
На наш взгляд, это объясняется тем, что политики уверены, что людям все равно, как идет политический процесс, в чем его особенности. «Главное - полный кошелек, а остальное …» - примерно так рассуждают наши соотечественники. Политологи, не получая заказа от действующих политиков, также не спешат составлять характеристики особенностей политического процесса сжатого вида.
Отсюда следует, что, опираясь на все вышесказанное, необходимо выработать компактную структуру обозначения некоторых особенностей политического процесса в России на современном этапе.
Данное исследование актуально, на наш взгляд, не только в научно-теоретическом аспекте, но и в сфере практических интересов граждан: замечая выделенные специфические черты, люди будут более ясно представлять себе ход политического процесса, всю политическую жизнь государства в целом. Исходя из этого, мы обозначаем цель и задачи исследования.
Цель: Попытаться выделить особенности процессов в политике, характеризуемых участием различных социальных и возрастных групп населения, показать возможные способы и виды участия российских граждан в политике.
Задачи:
1. Дать теоретическое представление о политическом процессе в целом.
2. Представить виды и степень участия россиян в политической жизни.
3. Проследить динамику политического поведения различных социальных групп России.
4. Охарактеризовать политический экстремизм РФ с точки зрения системного подхода.
Хронологические рамки исследования:
В своей работе мы анализируем временной отрезок Новейшей истории России с 1991 г. до наших дней. Именно в этот период в России появляется институт демократических выборов, провозглашается свобода слова и выражения своих политических взглядов, право на забастовки и митинги протеста. И особенности политического процесса формируются и проявляются именно в эти хронологические рамки.
Практическая значимость работы:
Практическая значимость работы проявляется в важности и актуальности выводов, полученных в результате анализа проблем. Данные выводы об особенностях политического процесса, его специфических чертах, относящихся к непосредственному участию граждан в политике, возможно использовать в дальнейших исследованиях политических тенденций и динамики развития политической жизни России, практической работе политологов.
Информационная база работы (источники):
При подготовке работы использовалась обширная литературная баз. В нее входят периодические издания (газеты, журналы), освещающие политическую жизнь России; мемуары политических деятелей, выражающие субъективные точки зрения на происходящее в стране; материалы сессии Академии Политических Наук России; художественная литература документальной направленности; учебные пособия по политологии.
Объект исследования:
Объектом является политический процесс вцелом.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются особенности и специфические черты российского политического процесса.

Глава 1. Сущность и структура политического процесса

§ 1 Понятие « политический процесс» и его формы.

Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает:

динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие «объект» по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная );

совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Понятие «процесс» широко используется во всех общественных науках: в экономической теории истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление. многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. конечно, политическая сфера общества не исключение. более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. другими словами они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.
В самом широком смысле процессы есть формы политической активности общества. исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политических проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной разработанности политических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.
Политический процесс- одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки.
Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).
В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии и намерениями лидеров или программ партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.
Раскрывая содержание политически через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.
Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он раскрывает в основном две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего, это- различные способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов в различных видах артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах, членстве в политических партиях), а так же формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.
В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.
С содержательной точки зрения реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за этапами и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц. Причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. По этому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно находятся на периферии политической жизни.
Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемыми субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс-это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле- деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».
§2 Структура и виды политического процесса

1. Общие и частные политические процессы
Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но И содержанием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политических процессов Однако сразу отметим, что эти две группы процессов нередко связаны между собой. Более того, частные политические процессы могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания общего политического процесса.
Итак, что понимается под общим политическим процессом? Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.
Частные политические процессы - это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по управлению обществом). Эти процессы также отражают различные пути презентации различными политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличные шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализацш * управленческих решений. Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.
Как уже было отмечено, данные две группы политических процессов имеют свои закономерности развития, свои механизмы, формы, цели. Рассмотрим вначале общий политический процесс.
2. Общий политически процесс и тенденции его развития.
В совокупности протекающих в обществе политических процессов исследователи выделяют форму которая отражает движение политической системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Речь идет о процессе политического развития государства. Сразу отметим, что общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.
Общий политический процесс протекает в трех известных формах : эволюция, революция, кризис Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменение политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, 8 политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), в структурах политической власти и т.д.
Постепенность перемен, как характерная черта эволюции общественной системы, предполагает, что в отдельные периоды общий политический процесс протекает в формах, которые не выводят политическую систему за рамки сложившихся отношений между институтами политической власти и гражданами. Речь идет о простом воспроизводстве правящими властными структурами сложившихся отношений между властвующей элитой страны той страны, с одной стороны, и электоратом, политическими партиями общественными движениями, органами местного самоуправления и т.д. - с другой. В этих условиях все попытки политических нововведений отступают на второй план в сравнении с установившимися традициями и преемственностью в политической жизни.
Однако в рамках эволюционной формы общий политический процесс часто выражается в качественных и количественных изменениях политической системы. Эти перемены отражают развитие политической системы. Как правило, речь идет о том, что политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене методы организации политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных групп население используются новые и более гибкие стратегии и технологии властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.
Сущность революционной формы развития общего политического процесса „означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующие форм собственности". (Политологический словарь М,: Луч, 1994. Ч. П. С. 105.) Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит резкое разрушение всех политических органов.
Политическая революция, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей.
Наконец третьим состоянием (формой) общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель - потеря властными структурами контроля Над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат б области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя однако это драматические периоды в судьбах общества.
Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего политического процесса меняются тенденции. В частности, с уверенностью можно сказать, что политическая революция все более становится угасающей закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как форма общего политического процесса в современном мире становится все более редким явлением, имеет свои причины.
Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни - нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования насилия для достижения политических целей. Внутри стран и в международной жизни происходит демократизация политических институтов. В рамках общего политического процесса все шире применяются механизм согласование интересов различных социальных слоев общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. В этом отношении примечателен, например, такой факт из практики ООН: на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи данной организации с помощью консенсуса единогласно было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии - уже 70%.
Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом смену ее состояний. Другими словами, речь идет о смене форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима (тоталитаризм, авторитаризм демократия).
В отличие от общего политического процесса, который отражает движение политической системы общества в целом и проявляется в смене состояний, частые политические процессы (как это следует из их названия) касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего политического процесса своей структурой характеристиками, типологией, этапами развития. Рассмотрим эти их отличительные черты более подробно.
3. Частные политические процессы: структура и характеристики
Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Информация об этих четырех составляющих процесса дает достаточно точное представление о нем. Изложим их суть.
Конкретная причина возникновения частного политического процесса. Заметим, что начало, F движение данного процесса предопределяются появлением проблемы или противоречия, требующего своего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы сравнительно небольшой группы людей либо интересы широкой общественности. Например, недовольство существующей в стране системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по ее изменению. Кризисное состояний общества инициирует процессы достижения политической и экономической стабильности.
Объект частного политического процесса. Речь идет о той конкретной политической проблеме, по поводу которой развивается политический процесс. Эго могут быть самые разнообразные проблемы:
1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов;
2) создание новых политических институтов, партий, организаций, движений, блоков и т.д.;
3) реорганизация властных структур, изменения в системе разделения властей, создание нового кабинета министров;
4) поддержка существующей политической власти, организация мер по ее легитимации;
Субъект частного политического процесса другими слова, кем инициирован политический процесс Это может быть какой-либо орган в системе политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже один человек. Необходимо знать статус этих субъектов, цели, которые они ставят ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.
Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает только в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической социальной, духовной, культурной и т.д.). Так происходит в том случае, если эти сферы своими силами и средствами не могут разрешить возникшие проблемы (противоречия), тогда проблемы, например, и экономических превращаются в политические. Соответственно начинается развитие политического процесса.
Цель частного политического процесса. Это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Точное знание цели позволяет оценить реальность ее достижения взвесив ресурсы, которыми для ее достижения располагают участники процесса.
Названные четыре основные составляющие частного политического процесса дают о нем самое общее представление. Для более полного и комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик о количестве и составе участников, о социально-политических условиях, в которых данный процесс протекает, о форме протекания. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Состав количество участников частного процесса. От состава участников политического процесса (их политической ориентации, целей которые они ставят, способов достижения этих целей) зависит немало Можно назвать множество видов частных политических процессов в зависимости от состава участников Например, политические процессы с участием различных общественно-политических институтов организаций и даже государств. В них могут участвовать целые политические партии, но есть ] политические процессы, субъектом которых являются отдельные граждане.
По количеству участников частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран, например процессы, связанные с движением за запрещение производства ядерного оружия Они также могут иметь сравнительно небольшое число участников в рамках региона? района и дажб отдельной области (города).
Социально-политические условия, в которых протекает частный политический процесс. От этого обстоятельства во многом зависит конечный результат, то есть будет, достигнута поставленная цель или нет.
Форма протекания частного политического процесса. Это может быть сотрудничество осуществляющих политический процесс сил, но может быть и борьба. Политические процессы могут отражать противостояние политических лидеров. Частые политические процессы принимают и такие формы, как бойкот (отказ от отношений с организациями, государственными структурами, от выполнения каких-либо функций) и провокация ("вбрасывание компромата"). Провокации политическая оппозиция использует для дискредитации государственных структур, партий, политических лидеров.
Прежде чем перейти к характеристике этапов частного политического процесса, подчеркнем следующее: для того чтобы глубоко понять тот или иной частный политический процесс, надо знать, какие силы владеют политической властью и как они ее используют.
4. Этапы развития частного политического процесса
Все частные политические процессы, несмотря на их исключительное многообразие, проходят 9 своем развитии через три этапа. Как уже было отмечено, каждый частный политический процесс начинается с появления противоречия(проблемы) и реакции на нее заинтересованных политических сил, организаций граждан. На этом первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей политической проблемы, уточняя их позиции, возможности, а также вырабатываются пути данной политической проблемы.
Второй этап - это мобилизация сил, поддерживающих путь, намеченный для решения возникшей проблемы. Иногда ситуация не исчерпывается одним вариантов решения. В таком случае организуется мобилизация сил в поддержку различных вариантов решения политической проблемы.
Процесс считается завершенным, если он проходит через третий этап, то есть этап рассмотрения политическими структурами вариантов решения политической проблемы и принятия, соответствующих мер по ее реализации.
5. Типология частных политических процессов
В многообразии частных политических процессов выделяют различные группы и виды. Известно немало критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация политических процессов Отметим наиболее известные из них.
Масштабность частного политического процесса. В соответствии с этим критерием частные политические процессы можно отнести к двум большим группам - базовые процессы и локальные. Первые предполагают включение широких слоев населения в отношения с государственной властью. Это широкомасштабные процессы, касающиеся принятия властными структурами политических решений, а та< же связанные с законотворчеством. Локальные политические процессы отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование и функционирование политических партий, движений, блоков и т.д.
Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первый тип политических процессов хорошо изучен. Они развиваются в стабильной политической среде, для которой характерны устойчивые механизмы принятия политических решений и отработанные формы политической мобилизации граждан. Стабильностью характеризуются политические процессы, протекающие в обществе с высоким уровнем правовых норм и политической культуры. Такие процессы развиваются в политических режимах, имеющих высокий уровень легитимности политической власти, и их отличает ровное бесконфликтное течение. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус. Нестабильные политические процессы возникают и развиваются в условиях кризисного состояния политической власти, политической системы в целом. Такие процессы могут отражать конфликт интересов различных групп или даже слоев населения.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких масс в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. в этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий), групп давления)) и т.д., развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
В то же время и базовые, и периферические политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированность своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру явленый (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов и центров власти, а так же на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например электоральный процесс формируется в связи и избирательными циклами, и потому политическая активность населения развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждение их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как правило, пик такой активности приходиться на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими рутинизируется.
Циклы государственного управления может задавать деятельность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя исторические задачи, рубежи пятилеток, обуславливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня- в период реформации общественных отношений- решающее влияние на ритмы функционирования государственных учреждений; способы политического участия населения оказывают уже не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских стран, менявшие как институциональные структуры управления, так и условия включения населения в политическую жизнь.
В конечном счете все частные политические процессы объединены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.
Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки общеколлективных целей политического развития (политической воли общества). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государственных институтов зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны поддерживать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают интересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия, и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.
Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса.
Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.
Далее выделяется этап принятия политических решений, в которых и концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля.
Третий этап политического процесса - реализация политических решений, воплощения волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.
С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.
Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а так же функционально отработанными механизмами приятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.
Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.
В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий, политические процессы так же в значительной мере носят объективированный относительно базовых основ характер. Степень этой объективации зависит и от ряда социальных факторов, в том числе от уровня развития демократии, политической культуры масс, социально-классовой структуры населения, существующих традиций.
Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.
Внутренне ему присущи переплетения и взаимосвязи революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.
По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по сравнению с прошлым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, концессии, группы поддержки и давления, творческие союзы. Характерны диалектически противоречивые тенденции развития: преемственность и новизна, необратимость и незавершенность, поступательность и неповторимость, направленность и непредсказуемость, стабильность и изменчивость.
Одновременно на политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений, складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств.
Развитие процесса демонстрирует все возрастающую роль политики в качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элементов политики- политическая власть.
§3 Режимы протекания политического процесса.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый - это режим функционирования, не выводящей политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.
Второй режим протекания политических процессов - это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволят адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.
И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений) имеет негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.
Таким образом, мы рассмотрели понятие и структуру политического процесса, выделили режимы его протекания. Политический процесс- сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы и режимы протекания. Анализ процессов в политике- сложное и неоднозначное дело, требующее от исследователя полифоничности своих взглядов, толерантности и, самое главное, готовности к политическому согласию, консенсусу.
Иначе, анализ процессов может перейти к субъективной оценке с точки зрения «левых» или «правых». А этого профессиональный политолог должен избегать.
Глава 2. Особенности политического процесса в современной России
в переходный период от тоталитаризма к демократии
к демократии.

На политическом пространстве современной России развивается множество политических процессов. Для нас наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.
Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.
Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы правления в СССР заключалась в руководящей роли КПСС. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством.
Современный политический процесс в россии высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1)11 Конституция РФ, 1993 г., является республикой. Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее единственным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.
Вместе с тем, российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная респубиканская форма государственного правления, отвечающая всем основным критериям.
Тоже самое можно сказать о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства - одна из них. В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их - 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.
Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.
Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа в государстве, устремленного к демократии.
§1 Характеристика политического участия.

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так, многие последователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической мысли настаивают на необходимости практически стопроцентного участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности при социализме «прямого, обеспеченного законами <…> участия всех граждан в управлении государством»11 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 106-107.. Некоторые теоретики т.н. новых левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности участия граждан в «символической» политике (т.е. голосовании) и требуют обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В значительной мере подобного рода идеи представлены и в современных теориях партисипаторной демократии.
В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки зрения полагают, что «единственными средствами участия, доступными для граждан, являются голосование на выборах и дискуссии». Еще более пятидесяти лет назад американский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и действиях
Проблема участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского общества.
Как показали результаты исследований последних лет, так и результаты лично мною проведенного исследования11 Исследование было проведено автором в апреле 2002 года. Выборочная совокупность составила 300 человек., население в большинстве своем не потеряло вкуса и интереса к политике.
На фоне сравнительно высокого вербального интереса к политике явным диссонансом выглядит уровень непосредственной вовлеченности населения в реальный политический процесс. То есть реальное состояние политического участия населения сегодня характеризуется явным противоречием между достаточно высоким уровнем эмоциональной включенности и очень низким уровнем инструментальной активности, не считая периодов участия граждан в разного рода выборных компаниях.
Что побуждает человека к политическому участию? Этот вопрос давно интересует политологов. Именно политическая практика, реальные политические процессы поставили на повестку дня проблему овладения психологическими знаниями о человеке. Все ведущие политические партии заинтересованы в надежных средствах воздействия на поведение граждан. Постоянной заботой политиков является мотивация участия граждан в официальной политике.
Политическое участие населения во многом определяется его политической активностью и информированностью. Так, на вопрос «имеет ли место политическая жизнь в вашем городе (районе)?» 45 % опрошенных респондентов ответили, что «да, имеет, в виде предвыборной агитации», 13 % опрошенных считают, что политическая жизнь вообще не имеет места. И лишь 9 % считают, что у нас постоянно действуют политические партии и общественные организации. Аналогичный процент респондентов полагает, что политическая жизнь имеет место в виде политических скандалов (например, по поводу коррупции, злоупотреблений или «грязных» избирательных технологий).
На сегодняшинй день данное убеждение среди населения имеет весомую основу. Так как недовольство большинства населения вплотную подошло к пределам, за которыми обычно начинается паралич структур власти. Может поэтому сегодня стоит остро проблема абсентеизма. Для большей части населения характерно безразличное, равнодушное отношение к политике, к критической жизни вообще, характерно уклонение от участия в ней.
По данным опроса лишь только 6 % из числа опрошенных респондентов лично принимают участие в политической деятельности. Соответственно 94 % респондентов не принимают участие в политической деятельности вообще. Во многом это объясняется тем, что в делах страны ничего не зависит от простого народа, народ потерял веру в себя и в свои силы, народ просто устал. Происходящая сейчас утрата или резкое снижение самоуважения и осознание своей идентичности ставит человека на грань психологической катастрофы, информационного и эмоционального стресса. В результате можно прогнозировать у одних групп людей апатию, у других, напротив, бурную, во многом неосознаваемую и трудно предсказуемую активность, направленную на улучшение своего положения. Провокатором этих состояний выступает разрыв в психологическом состоянии и ощущение прошлого и настоящего. Если в прошлом психологически ведущей чертой была определенность, уверенность в завтрашнем дне, то теперь она для многих утрачена.
В ходе исследования также был задан вопрос: «Проявляете ли вы инициативу в организации политических (предвыборных) мероприятий (сбор подписей в пользу кандидатов и политических блоков, объединений)?». Постоянно занимаются такой деятельностью лишь 1 % из числа опрошенных респондентов, 3 % занимаются от случая к случаю, 5 % занимаются в период избирательных кампаний. Как правило, политической деятельностью занимается та часть населения, которая имеет непосредственное отношение к политике. Но, несмотря на свой малочисленный состав, для нее характерен значительный интерес к политике и большая информированность в этой сфере.
А 89 % опрошенных респондентов не занимаются такой деятельностью вообще. Данную часть населения можно охарактеризовать как пассивных граждан, которая отрицательно или нейтрально относится к личному участию в политических отношениях. В то же время они бывают хорошо политически информированы, что объясняется высоким уровнем их их общего образования.
В принципе, в приливах и отливах политической активности, равно как в некоторой отстраненности большинства граждан от политики нет ничего экстраординарного.
Более того, рационально-активистская модель политического участия вовсе не предполагает участия всех, всегда в одинаковых формах. Согласно признанным авторитетам в этой области Алмонда и Веберу, она предполагает комбинацию «сбалансированной политической культуры, в которой политическая активность или вовлеченность в политику и рациональность уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к локальным ценностям»11 Петухов В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции // Власть. № 1. 1999. С. 49.
Подобная ситуация характерна для любого стабильного, демократически организованного общества, правда, при наличии ряда сопутствующих условий. Во-первых, наличие публичной сферы, в которой власть порождается, присваивается и распределяется на основе соперничества и конкуренции различных субъектов и где собственно формируется общественное мнение. Во-вторых, функционирование отлаженных постоянно действующих механизмов общения власти и общества. Всем очевидно, что подобные механизмы в России пока не сложились. Поскольку в России преобладает подданическая политическая культура, для которой характерна ориентация большинства на пассивное отношение к политической системе, на общее признание особого авторитета руководства. Носитель подобного типа политической культуры инстинктивно или сознательно отстраняется от участия в политической жизни, так как не готов к этому и силу незнания и непонимания или неприятия механизмов и принципов функционирования политической системы.
Среди политологов, особенно на Западе, достаточно широкое распространение получила точка зрения о том, что одним из очень важных, хотя и косвенных индикаторов степени вовлеченности в политику является готовность населения принимать участие в разного рода протестных акциях.
Учитывая, что сегодня почти 70 % населения страны испытывает серьезные затруднения материального характера, следовало бы ожидать наличие высокого уровня протестного потенциала. Результаты же исследований свидетельствуют о противоположном.
58 % опрошенных респондентов придерживаются позиции нейтралитета, ни в каких акциях принимать участия они не собираются. И лишь только 16 % респондентов будут принимать участие в подписании писем и петиций, 11 % опрошенных собираются обратиться в СМИ. Все прочие формы и каналы политического участия не достигают и 7 %. И дело здесь не только в апатии населения, а скорее всего в «национальном характере» россиян, их великом терпении, дело в «русской душе».
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что политическое участие, активность, информированность населения сегодня находится не на должном уровне. Сегодня характерно преобладание пассивного политического участия над активным. Наиболее остро стоит проблема политической активности личности, от которой все больше зависит и сама политика, и судьба демократических процессов.
Согласно общепринятому мнению, ключевым фактором, влияющим на характер и направленность политического участия, является уровень политической культуры общества, выражаемый, в свою очередь, принятием и освоением демократических ценностей и институтов. Тое есть предполагается, что чем выше значимость в общественном сознании демократических ценностей и свобод, тем выше и уровень политического участия граждан. И напротив, низкая оценка значимости демократических прав и свобод способна вызывать у значительной доли населения апатию и отчуждение от политической сферы.
В России за последние десять лет традиционными формами политического участия граждан стали: политический протест, выражающийся в забастовках и пикетах; участие граждан в работе политических и общественных партий и организаций; участие населения в выборах в органы власти. Рассмотрим эти три формы подробнее.
Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. В начале 90-х гг. XX в. в нашей стране выделялись забастовки шахтеров, требующих повышения заработной платы. Их требования были властью выполнены. Постепенно акции политического протеста становились все более распространенными. Бастовали врачи, учителя, добиваясь повышения заработной платы, улучшения условий труда.
Коммунистическая партия, запрещенная осенью 1991 г., но потом вновь разрешенная, получила возможность законченного демонстрирования своего несогласия с линией государства. Первого мая КПРФ выводило на улицы тысячи своих сторонников, требовавших смены курса в сторону социализма.
Вообще, необходимо отметить тот факт, что в России протестное участие носит выраженный неконвенциональный характер, т.е. действия, не соответствующие законным и традиционным нормам режима. Захваты зданий, забастовки, несанкционированные митинги и демонстрации, применение физической силы по отношению к политическим противникам. Так было во время первомайской демонстрации 1993 г. и осенью того же года, когда сторонники Парламента РФ захватывали здание телецентра «Останкино».
Вместе с тем, как показывает опыт проведения подобных акций в странах Западной Европы и США, они могут иметь конвенциональный характер, соответствуя юридическим нормам. Так, демонстрации и пикеты часто осуществляются для защиты гражданских и социальных прав населения, закрепленных законодательно. Чаще всего участники таких акций протестуют против нарушения неких договоренностей (закрепленных в виде законов, формальных и неформальных норм) со стороны органов власти или других политических субъектов. Они не выступают за кардинальные преобразования политической системы, а призывают лишь к корректировке проводимого политического курса. Поэтому в странах стабильной демократии уровень протестной активности населения, часто конвенциональной по своей сути, может рассматриваться как один из показателей зрелости гражданского общества.
В качестве одной из форм политического протеста может рассматриваться электоральный абсентеизм, точнее, абсентеизм, связанный с определенной протестной мотивацией неучастия в выборах (недоверие или неудовлетворенность правилами игры, неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений, недоверие основным политическим силам). Как показывают результаты социологических опросов, мотивация значительной части российских избирателей, не участвующих в парламентских выборах, носит протестный характер. Весьма удачной попыткой выявления анатомии причин электорального абсентеизма является вопросник, разработанный Р. Роузом и использованный после декабрьских выборов 1995 г. в России. В качестве протестной мотивации могут рассматриваться следующие предложенные им варианты ответов: нет партии, соответствующей моим интересам, не доверяю политикам, нечестные выборы, результаты будут подделаны, «Дума не имеет власти», выборы бесполезны.
Другой формой протестного поведения на выборах является голосование за определенных политических лидеров или политические силы либо голосование против всех. Такое голосование может являться выражением недоверия (протеста) не только к проводимому политическому курсу, но и ко всему политическому режиму в целом и его отдельным институтам (например, политическим партиям). Яркий пример такого голосования - например, значительная поддержка ЛДПР на выборах 1993 г. Вместе с тем, при выявлении протестного характера голосования особое значение имеет позитивная или негативная мотивация электорального выбора.
К сожалению, очень многие соотечественники не осознают тот факт, что их неучастие в выборах как раз и ведет к фальсификации результатов. Как известно, невиданные бюллетени для голосования заполняются в угоду определенным политическим силам.
Известно, что не все субъекты политического процесса ведут себя протестно. Многие граждане, участвуя в политике, не выражают никакого протеста. Не все граждане довольны проводимым политическим курсом, нормами политической жизни и т.д. Однако, далеко не все недовольные выражают намерение принять участие в протестных акциях и еще меньше граждан участвует в политике, совершая протестные действия.
Для того, чтобы различить степень недовольства, готовности принять участие в протестных акциях и действительный уровень протестной активности в науке существуют понятия «протестная активность» и «протестный потенциал». Под протестной активностью понимают охват (вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и его динамику. Под протестным потенциалом понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях, при определенных условиях (например, «если бы рабочие моего завода вышли на улицу с требованием отставки правительства, я, возможно, принял бы участие в демонстрации»; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности).
Отметим, что данные статистики и результаты опросов свидетельствуют о том, что россияне демонстрируют низкий уровень участия в протестных акциях и более низкую степень готовности принять в них участие. Кроме того, все массовые формы протестной активности пользуются в России меньшей популярностью, чем на Западе, - это касается бойкотов, митингов, демонстраций и неофициальных забастовок. Они, в основном, приурочиваются к красным дням календаря. Несмотря на резкое ухудшение социального статуса жителей и рост протестного потенциала после кризиса августа 1998 г., уровень их участия в протестных акциях остался стабильным: согласно социологическим наблюдениям последних лет, во всероссийских акциях протеста обычно участвует около 7-9 % взрослого населения, при этом особых всплесков, вязанных с ухудшением социально-экономической ситуации не наблюдается.
Социологические опросы, проведенные российскими исследователями, также демонстрируют значительную корреляцию между уровнем вовлеченности в конвенциональные активные формы политического участия и условно «неконвенциональные». Значимым фактором являются также невысокая способность российской системы политического представительства интегрировать интересы отдельных групп (следствием этого является, например, протестное голосование на выборах), а также национальные особенности политической культуры, наличие и своеобразие политических субкультур (в частности, в России, например, наблюдается значительная зависимость между принадлежностью к коммунистической субкультуре и протестной активностью). В целом, можно предположить, что особенности российской политической культуры обусловливают несколько иное функциональное значение протестной активности, способствуя перераспределению протестной активности в сторону активизации протестного потенциала в электоральном поведении. Другими словами, особенностью политического протеста в России является то, что он выражается в повышении протестной активности на выборах, а не в традиционных акциях и формах: бойкотах, митингах, демонстрациях, забастовках.
Рассмотрим теперь другую форму политического участия - работу граждан в политических партиях, группах интересов.
В России сегодня активность населения в партийной работе очень низкая. Считаем, что это характерно для посттоталитарного режима, когда люди, на подсознательном уровне, хотят как можно меньше контактировать со всем, что ассоциируется у них с Государством.
Отметим, что в начале XX в. политическая активность россиян была столь высокой, что даже вошла в фольклор: известна поговорка «Где собираются трое русских, возникают четыре политических партии».
В настоящее время в партийной деятельности участвуют, в основном, те, кто хочет реализовать свои политические или властные амбиции.
В России все основные политические силы имеют свои политические партии почти во всех крупных городах страны. Люди сотрудничают с ними, в основном, наиболее активно в период избирательной кампании, когда происходит активизация всего политического спектра страны. В основном, сотрудничество происходит на общественных началах, но иногда партии привлекают наемных специалистов и просто граждан для выполнения специальных заданий: сбора подписей, агитации, распространения слухов о своей партии (хороших) и о конкурентных (лживых и негативных).
Распространение в России получают и группы интересов. Это, как известно, организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основное отличие от партий лежит не только в организационной структуре. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу, в отличие от политических партий, прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.
На современное развитие групп интересов в России наложили большой отпечаток проблемы социально-политической трансформации и политические традиции. Речь идет, в первую очередь, о том, что гражданское общество переживает лишь стадию своего становления: интересы отдельных групп лишь определяются, организационные формы их выражения только начинают складываться. На деятельность заинтересованных групп, существующих сегодня в России, накладывают свой отпечаток традиции групп интересов советского периода, составивших жесткую систему корпоративно организованного представительства. Неразвитость демократических принципов конкуренции и формирования органов власти, несовершенство институциональных условий существенно ограничивает возможности развития «современных» групп интересов.
К особенностям отечественных групп интересов можно отнести то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия на аппарат государственной власти, нежели на общественное мнение.
Наиболее массовой формой политического участия в России является, как известно, участие населения в выборах. Исследователи неоднозначно оценивают сложившуюся ситуацию. Е.Г. Морозова, например, пишет, что часто постановка вопроса об укладывающихся в определенное число формул голосования встречает у отечественных исследователей скептическое отношение. Одни утверждают о непредсказуемости российского электората и неспособности каких бы то ни было теоретических моделей и формул объяснить электоральный выбор в России. Другие утверждают, что результаты выборов прогнозируемы, ибо прямо зависят от финансовой поддержки кандидатов, степени умений принятых ими профессионалов по избирательным технологиям, доступа к СМИ.
И все же, при всей неоднозначности и видимой противоречивости российского политического голосования, накопленная электоральная статистика, данные опросов граждан, дают возможность говорить о появлении некоторых тенденций в электоральном поведении населения. Так, Г.В. Голосов на основе анализа результатов региональных выборов пришел к заключению, что три теории электорального поведения, разработанные в западных демократиях, «работают» и в российских условиях: наиболее эффективным оказывается «социально-психологический подход», далее следует теория «экономического голосования», и, наконец, «социологически и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.