Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в XIX веке. Юридический позитивизм. Социологические концепции государства и права. Спенсер Г.: Право - основа законодательства. Позитивистское политико-правовые теории Р. Иеринга.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25

Работа на тему:

Позитивистские политико-правовые теории

2006

Содержание

    Введение 3
    1. Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в 19 веке 5
      § 1.1. Юридический позитивизм 5
      § 1.2. Социологические концепции государства и права 7
      § 1.3. Спенсер Г.: «Право - основа законодательства» 9
    2. Позитивистское политико-правовые теории Р.Иеринга 11
    3. Учение Дж. Остина о праве 17
    Заключение 24
    Список литературы 26

Введение

История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существен-ная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпо-сылка его дальнейшего развития.

Уже в свете взаимосвя-зей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегод-ня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозиро-вания, становится все яснее, что без истории невозможны также научная прогностика, футурология в области со-временных юридических,- политологических и других со-циальных наук.

Познавательный и прогностический потен-циал истории политической и правовой мысли весьма зна-чим и в плане научной разработки глобальных проблем современности.

Заметное повышение общего интереса к истории и к историческим исследованиям в современных условиях обусловлено рядом факторов, в том числе - ускорением историчес-кого развития, углублением преобразований, активным участием в политическом процессе широких слоев насе-ления на всех континентах планеты, бурным развитием интегративных процессов, настоятельной необходимостью повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного право-порядка.

Выбор тех или иных путей социального и политичес-кого развития, целеустремленная борьба за будущее се-годня более осознанно и активно, чем когда-либо раньше, связаны с новым- переосмыслением истории, с новыми трак-товками и оценками политических и правовых идей и со-бытий прошлого. Историческая ретроспектива во все большей мере становится необходимым моментом для выявле-ния, выработки и обоснования соответствующих концепций и представлений о современности и перспективах ее развития. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 58

Всемирный характер исторического процесса еще никогда не проявлялся столь отчетливо, непосредственно и властно, как в современную эпоху. Это обстоятельство существенным образом сказывается и на всем современ-ном интересе к историческому прошлому, к духовному опыту предшествующих эпох и поколений, его смыслу и значению для современности и будущего.

В принципе также обстоит дело и в сфере политико-правовой мысли.

Представители различных теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики своих противников и т. д. История политико-правовых идей ши-роко используется в многочисленных современных интер-претациях проблем прав и свобод человека, правового го-сударства и т. д.

К авторитету и идеям древних и новых классиков, политической и правовой мысли апеллируют многие современные концепции социального, политичес-кого и правового развития.

1. Золотой век политической и правовой мысли Западной Европы в 19 веке

Общественно-политическая жизнь конца XVIII-XIX вв. находилась под влиянием Великой французской революции. Господствующей была буржуазная идеология либерализма, социальную базу которой составляли предприниматели, часть чиновничества, лица свободных профессий, профессу-ра.

У либерализма оказалось много противников: консерва-торы, социалисты, анархисты. Не все они были против частной собственности, но все считали источником зла - государст-во и буржуазное законодательство.

В описываемый период сложились два течения в теории позитивизма, которые кратко изложены в данной работе.

§ 1.1. Юридический позитивизм

Буржуазные революции в европейских странах привели к преобразованию правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношении. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от пред-ставления о существовании рядом с позитивным правом естествен-ного права, требующего его воплощения в законодательстве, - есть юридический позитивизм. Произошло отождествление права с законом.

Отождествление права с законом преследовало идеологические и практические цели: защитить позитивное право от критики. Коль скоро позитивное право есть право существующего гражданского общества, то эти законы критиковать нельзя, их надо выполнять. Всё вернулось на круги своя!

Позитивисты изначально отрицали иное право кроме позитив-ного. История политических и правовых учений: Краткий курс лекций. Автор - Мачин И.Ф, Издательство - Юрайт-Издат Год издания - 2004 С. 55

В их поле зрения - не обычай, а закон, установленный влас-тью, происхождение и обоснование закона - не дело правоведе-ния. Одним из первых в разработке теории юридического позити-визма был англичанин Джон Остин. Свои идеи он из-ложил в. Дж. Остин считал, что термин «право» используется в самых различных случаях, что мешает точному определению предмета юриспруденции. И поэтому он выделяет юриспруденцию в чистом виде, как науку о праве. Он имеет дело с законами или правом в собственном смысле этого слова, не рассматривая, плохи они или хороши. В таком понимании приказ власти обязателен для выполнения. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика. Естественное право есть только предположение и если его принимать, то оно несет анархию. Тогда как позитивное право - гармонию, безопасность, создает прочный правопорядок.

Немецкий юрист Карл Бергбом считал, что сущность любого права состоит в том, что оно действует. Он рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное. И источник права - в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда Бергбом дела-ет вывод о верховенстве закона.

«Отказом от оценочных суждений» юридический позитивизм выводил за пределы правоведения не только всю критику права, но и проблему его совершенствования. Вся теория юридического по-зитивизма основана применительно к правовому государству. К то-му же проблематично обеспечить законность правотворческой дея-тельности государства, если само оно сила, творящее право.

Юридический позитивизм отвергает права чело-века вместе с теорией естественного права. Че-ловек признавался лишь физическим лицом. На началах юридического позитивизма строились концепции либе-ральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии.

Характерным представителем этого направления был француз-ский юрист: Адемар Эсмен. История политических и правовых учений: Краткий курс лекций. Автор - Мачин И.Ф, Издательство - Юрайт-Издат Год издания - 2004 С. 61

Главным в его учении бы-ло обоснование условий функционирования парламентского прав-ления - наличие двух партий. Эсмен был против провозглашения права на материальное обеспечение, образование, труд, поскольку считал достаточным наличие индивидуальных прав для развития способностей человека. Он полагал, что депутат не зависит от из-бирателей и неподотчетен им, так как формирует общую волю, а не округа.

Избирательное право предоставить следует только «способ-ным», поэтому он был против избирательных прав для женщин, выступал за ценз оседлости и имущества и высокий возрастной ценз.

Таким образом, юридический позитивизм - это правовая обо-лочка капиталистических отношений. В теоретическом плане он был основой формально-догматической юриспруденции с ее де-тальной разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных отношений, точ-ности определения юридических ситуаций и процедур.

§ 1.2. Социологические концепции государства и права

Перед мыслителями конца XIX в. стояли вопросы, рожденные гражданским обществом: противоречия и конфликты, соотношения общества и государства, социальные процессы. Велся поиск внешних по отношению к государству и праву обстоятельств, которыми можно было обосновать правовое государство. На помощь была призвана социология.

Первым, кто сделал попытку применить идеи со-циализма к учению о государстве и праве, был не-мецкий юрист Рудольф фон Аурих Иеринг. Считая недостаточной «юриспруденцию понятий», формальный подход к праву, Иеринг в работе «Цель в праве» стремился дать современным ему праву и государству со-циологическое обоснование. Центральное понятие его теории - интерес, выраженный в праве. Он полагал, что право есть систе-ма социальных целей, гарантируемых принуждением, под кото-рым понималась государственная власть.

Отход от формального определения права и попытки раскрыть его общественное содер-жание связаны с апологией гражданского общества, основу кото-рого составляет частная собственность. Поэтому частная собст-венность вытекает из природы человека, а деньги есть апостол ра-венства, «когда речь заходит о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия».

В мире, по Иерингу, все подчинено причине. И причиной дей-ствий людей являются цели. Достижение цели обеспечи-вается правом. Все члены гражданского общества солидарны в сво-их интересах и преследуют общие цели. А право, следовательно, выражает «всеобщий интерес».

В работе «Борьба за право» он утверждает, что право не всегда выражало интересы общества, а развивалось стихийно и мирно. История политических и правовых учений / под общ. Ред. Академии РАН, д. ю. н. проф. Нерсесянса, -4-е изд. Перераб. И доп. - М.,изд. НОРМА, 2003. С. 182

Напротив, оно развивалось в крова-вой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в пра-ве своих интересов. Но борьба меняет свой характер. После утверждения в праве равенства, частной собственности и др. зада-ча государства - обеспечивать и поддерживать твердый порядок то есть существующее право. Поэтому тезис о кровавом пути пра-ва - это речь о прошлом.

Поскольку человек не всегда готов бороться за ущемление не-значительного интереса, то Иеринг призывал к «здравому правово-му чувству» как мотиву борьбы: «в борьбе обретешь ты праве свое».

Для охраны интересов необходимо государство - общество которое принуждает. Выражая интересы германской буржуазии, поддерживая политику «железа и крови» Бисмарка, Иеринг утверж-дал, что каждому государству свойственно стремление расширить свои границы. В этом интерес государства, он должен ограничи-ваться законом, то есть разумной политикой власти.

У теории Иеринга, а она получила название «юриспруденция ин-тересов», много слабых мест. Если право тождественно охраняемо-му интересу, то сохранится ли право, если интерес утрачен? Где ме-ра законности, если государство связано «разумностью политики» государя?

§ 1.3. Спенсер Г.: «Право - основа законодательства»

Значительное внимание государству и праву уде-лял в своей социологической концепции попу-лярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное, - своеобразный гимн домонополистической эпохе.

Спенсер рассматривал общество как сложный организм, разви-вающийся по законам эволюции. История политических и правовых учений / под общ. Ред. Академии РАН, д. ю. н. проф. Нерсесянса, -4-е изд. Перераб. И доп. - М.,изд. НОРМА, 2003. С. 205

Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязан-ной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную транс-формацию.

Общество, взаимодействуя с окружающей средой, испытывает ее влияние и как результат складывается государство. Первона-чально основная обязанность государства - защита от внутренних и внешних врагов.

Воинственный тип постепенно перерастает в промышленный, основанный на взаимодействии с природой. Государство - общество промышленного типа, осно-ванное на равенстве, свободных договорах и частной инициативе.

Его задача - осуществить отрицательное регулирование и это справедливо. Если до промышленного типа индивид служил обществу, то здесь общест-во служит целям человека и в этом его главное отличие. Таким образом, промышленный тип отождествляет-ся с капиталистическим обществом. Но Спенсер не идеализирует капитализм, а утверждает, что это еще переходное состоя-ние, «хотя рабочий и имеет право заклю-чать по своему усмотрению договор, но это лишь смена одного рабства другим».

Спенсер утверждал, что не государст-во - творец права (Бентам), не законода-тельство - источник права, а право есть основа законодательства, так как оно вы-водится из принципа равной свободы. Пе-речень индивидуальных прав составляет традиционный набор либерализма: безопасность, свобода передви-жения, совести, речи, печати, право собственности, частной предпринимательской деятельности. Но земля принадлежит обществу у ее надо национализировать.

Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: ос-новное условие достижения высшего общественного состояния есть прекращение войн; милитаризм поддерживает созданные для него учреждения, уничтожает возможность возникновения пере-мен, направленных на установление справедливых законов; посто-янный мир ведет к социальному улучшению.

В ходе эволюции, совершенствования людей и отношений про-мышленный тип будет развиваться к более высокому типу общест-ва. В итоге сложится «Союз всех высших представителей цивилиза-ций», он завершит развитие человечества, а личные желания будут совпадать с интересами общества.

Взгляды Спенсера оказали заметное влияние на развитие соци-ологии и политической науки, особенно в англосаксонских странах, где он был одним из самых читаемых философов.

Рассмотрим учения позитивизма ярких представителей каждого направления.

2. Позитивистское политико-правовые теории Р.Иеринга

Одной из самых заметных фигур европейской юриспруден-ции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность при-несли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852-1865), «Цель в праве» (1877-1883) и «Борьба за право» (1872). История политических и правовых учений / под общ. Ред. Академии РАН, д. ю. н. проф. Нерсесянса, -4-е изд. Перераб. И доп. - М.,изд. НОРМА, 2003. С. 711

Однозначную характеристику творчества Иеринга дать труд-но, ибо оно неоднородно. Различают, в частности, два периода его творческой деятельности на поприще политико-юридиче-ской теории. История политических и правовых учений / под общ. Ред. Академии РАН, д. ю. н. проф. Нерсесянса, -4-е изд. Перераб. И доп. - М.,изд. НОРМА, 2003. С. 721

Первый - примерно до середины 50-х гг. XIX в. В это время он придерживался установок «юриспруденции поня-тий», полагавшей главным своим делом выведение конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. Сторонники данного на-правления в науке права считали, что «понятия продуктивны, они комбинируются и производят на свет новые понятия». С таким направлением в правоведении Иеринг порывает.

Второй период эволюции его взглядов начи-нается с середины 50-х гг. XIX столетия. Иеринг приступает к разработке «юриспруденции интересов». Теперь он вдохновляет-ся той мыслью, что культ логического для юриста-теоретика неуместен, поскольку правоведение не математика, и в нем приоритет должен принадлежать не логике. Не собственно ло-гика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Иеринг все больше обра-щает внимание не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитари-стские моменты.

Первое место в применяемой им методологии познания права и государства он теперь отводит описанию, классифика-ции и анализу фактов. По сравнению с изучением эмпириче-ского материала оперирование философскими конструкциями начинает играть у него вспомогательную роль. Эмпирический материал рассматривается Иерингом как в историческом, так и в структурно-функциональном измерении. Уподобляя право организму, Иеринг придает ему «все качества продукта приро-ды: единство во множестве, индивидуальность, рост из себя и т. д.». Рост или развитие права из самого себя как раз и тре-бует исторического подхода к нему.

Необходимость именно та-кого подхода обосновывается и показывается в «Духе римского права». Кроме того, он отмечает: «Каждый организм может подвергнуться двойному исследованию: анатомическому и фи-зиологическому, первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к другу, т. е. его структуру, вто-рое - его функции. Мы намерены подвергнуть право обоим этим исследованиям».

Реализуя подобное намерение, Иеринг делает особый упор на раскрытии функций права, поскольку он считает, что в лю-бых организмах функции являются носителями их целей. Орга-низм права в данном отношении не исключение. В свою оче-редь, цели Иеринг приписывает значение правообразующего фактора, правосозидающей силы. Об этом иеринговский труд «Цель в праве».

Здесь, во втором главном сочинении. Иеринга, гораздо под-робнее, нежели в «Духе римского права», рассматриваются ис-токи и общее понятие права. Отправной пункт рассуждений та-ков: «Цель есть творец всего права». Телеологическая трактовка права, естест-венно, приводит Иеринга к постановке вопроса о субъекте целеполагания, или - что одно и то же - о создателе права. Не из вакуума же и не на пустом месте появляется оно.

Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объе-диненных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а, действуя для себя, тем са-мым действует и для других». Однако демиургом права у Иерин-га выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, вопло-щающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппара-том государства, в конечном счете, и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство - единственный источник права». История политических и правовых учений / под общ. Ред. Академии РАН, д. ю. н. проф. Нерсесянса, -4-е изд. Перераб. И доп. - М., изд. НОРМА, 2003. С. 734

Само право характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего - со стороны содержания. Им являются интере-сы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими-словами - инте-ресы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии - их защите, гарантирова-нии государством. Право есть защищенный государством инте-рес. Встречается у Иеринга и несколько иная формулировка то-го, что образует содержание права: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечивае-мых внешним принуждением, т. е. государственной властью». Приведенные иеринговские формулировки представляют собой критику волевой теории права, задававшей тон в немецком правоведении первой половины XIX в.

Взятое со стороны своей формы, право характеризуется Ие-рингом в качестве суммы норм, общеобязательных правил по-ведения. Тут он не оригинален и не претендует на то, чтобы быть таковым: «Ходячее определение права гласит: право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм, и такое определение, по-моему, вполне правильно». Принудительность, сообщаемая государством общеобязатель-ному правилу поведения, служит для Ие-ринга главным, решающим признаком того, что, в сущности, есть право и что к нему не относится. Получается, что природа права не присуща изнутри ему самому, а привносится в него государством: «критерий права заключается в принуждении». Иеринг не устает повторять тезис об органичности государст-венного принуждения праву и благодетельности этого принуж-дения. Право оказывается обязанным государству не только сво-им происхождением, но еще и способом существования.

Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретиче-ского разграничения права и закона. Сплошь и рядом он счита-ет их явлениями равноп и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.