На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Анализ концепций взаимоотношений личности и государства: идеи Платона, Аристотеля, Дж. Милля, К. Ясперса. Личность как объект и субъект политики. Мотивация политического поведения личности и формы политического участия. Типы политической социализации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему '' ПОЛИТИКА И ЛИЧНОСТЬ»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Концепции взаимоотношений личности и государства
2 Личность как объект и субъект политики
3 Политическое поведение личности Условия политической социализации личности
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ

В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей Человек является не только объектом но и субъектом политики ее творцом и исполнителем когда вовлекается в политико-властные отношения в процесс принятия решений и управления Социальные группы слои классы массовые движения партии общественные организации государственные структуры несомненно играют важную роль в политике являются ее субъектами однако сами эти группы и организации также состоят из личностей
Именно взаимодействие личностей их интересов, в конечном счете определяет содержание политического процесса Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест
Учения по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству место человека в политической жизни появляются уже в древности
1. Концепции взаимоотношений личности и государства
Концепцию государства, которая называется патерналистской, разработал Конфуций. Государство по мысли Конфуция представляет собой большую патриархальную семью в которой вся власть принадлежит правителю-отцу Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество и младших - простой люд Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим которые в свою очередь призваны заботиться о благе народа В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином субъектом политики а лишь ее объектом исполнителем воли старших
В политической концепции Платона обосновывается тоталитарная трактовка личности Теоретически обосновывая идеальное государство Платон подчеркивает безусловное верховенство государства над индивидуумом Руководимое мудрым монархом царем или аристократией - небольшим социальным слоем наиболее разумных и благородных людей государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм регламентировать всю жизнедеятельность человека строго соблюдать исполнение им законов и норм общества следить за правильностью мыслей и верований человека По Платону выходит что в земной жизни человек словно марионетка, покорен и управляем божественными законами.
Противоположны взгляды Аристотеля считавшего человека существом политическим и по своей природе, и в силу его естественной потребности жить в обществе Аристотель считал что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан в отличие от семьи где существует подчинение детей отцу рабов - господину.
Существуют и иные концепции в основе которых лежит уверенность во властной суверенности личности убежденность что ее самореализация - не в государстве не в жертвовании ради власти Ведь назначение государства - гарантировать свободу личности Приоритет и решающая роль в обществе принадлежит человеку Люди-граждане сильнее государства - такую позицию занимали еще стоики в Древней Греции Философ Эпиктет считал что тиран властвует только над теми кто боится его дорожит материальными благами - имуществом здоровьем жизнью - больше нежели свободой и разумом Тирана поддерживает не столько полиция и тюрьмы сколько неспособность людей быть верными себе под воздействием внешнего давления
Исходя из диалектики двух типов власти - естественной иррациональной стихийной, базирующейся на грубой силе, и государственной - разумной организующей и упорядоченной возвышающей общество над биологичностью человека, философ Макиавелли считал что укрепление государства и его власти воплощающей все разумное в человеке является важным фактором и для укрепления государства и его власти все средства хороши.
Идеи о суверенности личности по отношению к государству развили мыслители Нового времени. Государство власть призваны обеспечить состояние вполне соответствующее природе человека а отсюда требуется усовершенствование политической структуры общества. Проблема состоит в том отмечал Жан-Жак Руссо чтобы найти форму общества защищающего жизнь и имущество каждого и в котором каждый объединившись со всеми остается сам себе хозяином
Ценность государства говорил Джон Стюарт Милль английский философ определяется ценностью его граждан Добродетель государства состоит в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными Государство должно с одной стороны способствовать всеобщему духовному развитию общества а с другой - организовать уже существующее моральное и интеллектуальное богатство Единственное правление которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это то правление в котором участвуют все люди; любое участие даже малейшая общественная функция полезно; участие должно быть увеличено настолько насколько позволяет общество Именно такова философия гражданского общества и политической свободы Она исходит из того что подчиненность индивидов государству власти есть средство ограничения негативной свободы и всемерного развития свободы политической Разумная власть направлена на реализацию разумных сторон человеческой природы
Тем не менее, личную свободу в той или иной форме ограничивают свойственные государству порядок и организация
Философ Карл Ясперс отмечал что абсолютной политической как и любой иной социальной свободы, быть не может Политическая свобода человека начинается тогда когда вступают в действие принятые в государстве законы
Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности общества и государства В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти первичного и главного субъекта политики Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное «от рождения», равенство всех людей а также неотчуждаемые права человека такие, как право на жизнь свободу собственность Классики либерализма считали что государство создается на основе общего согласия консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека Источником власти выступает индивид а государство - результат договора соглашения свободных людей Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции которыми его наделяют граждане Продолжатели либеральных идей - неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства его отказ от социальных функций возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике но всюду где возможно Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма равенства К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение Возникло понятие «социального государства» способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека социальном обеспечении трудоустройстве охране здоровья и тд Государство должно вмешиваться в экономическую социальную сферу чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан снижать имущественное неравенство разрешать социально-классовые конфликты поддерживать слабых Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага поддержания и улучшения качества жизни людей
В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма Политика была ориентирована не на конкретных людей а на трудящихся рабочий класс а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения До сих пор часть населения нашей страны особенно старшее поколение все еще воспринимает президента как главу семьи как “батьку” который может не только пожурить поругать но и помочь а себя - как маленького покорного властям человека
В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством как условия нормального функционирования социума Сам же человек - пассивный объект управления он должен подчиняться повиноваться элите из-за ее большей компетентности Ряд политологов (Р.Даль В.Корнхаузер Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности провозглашая принцип: “политика для политиков”
2. Личность как субъект и объект политики

В решении проблемы «личность - политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни в политической деятельности в управлении государством Большинство политических доктрин исходят из интересов человека его свободы, как приоритетной ценности Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе в ходе которого реализуются творческие возможности личности воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы Все развитие общества начиная с экономики и кончая духовной сферой направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие Зависит ли экономика от человека? Конечно От того какое место занимает человек в производстве от того как он ведет себя на производстве от его трудовой активности добросовестности заинтересованности в труде и тп Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни быта условий труда В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости образованности инициативы человека Усиление внимания к личности социальным ее качествам общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования воспитания культуры морали
Понятие «личность» выражая социальную сущность человека существует в неразрывной связи с понятием «общество» Личность - это человек воплощающий конкретно-исторические общественные отношения оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения которое он занимает в обществе
Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму то есть общности отождествлять себя со своей нацией социальным слоем группой политической партией объединением Зачастую человек приобщается к политике чтобы стать именно частью социальной общности Это избавляет от одиночества дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений субъектом власти определить социальный статус личности
Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам совокупность ее социальных функций а также ее оценка и самооценка те понимание человеком своей социальной значимости Социальный статус личности характеризуется по экономическим профессиональным и другим признакам
Статус тесно связан с политической ролью личности Политическая роль - динамичная сторона статуса его функция определенное поведение Каждый человек не только занимает место в социальной политической структуре общества но и выполняет соответствующие этому месту функции Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя депутата члена политической партии общественно-политической организации участника митинга демонстрации и тп
Таким образом мерой политики движущим началом политической активности нации класса политической партии, политического движения и тп является именно личность ее интересы ценностные ориентации и цели
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный
Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные этнические демографические и другие группы.
Институциональный включает государство политические партии профессиональные союзы политические движения группы интересов и тп
Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный охватывающий социальные институты предназначенные для решения преимущественно неполитических задач хотя в действительности оказывающие заметное а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь учебные заведения корпорации спортивные ассоциации добровольные общества и тп
В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики Во-первых субъекты ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии политические движения и тп) Во-вторых субъекты движимые заботой о реализации своих непосредственных местных повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия своей политической роли В-третьих субъекты - подданные понимающие свою политическую роль и назначение но не видящие возможности выйти за их пределы самостоятельно воздействовать на политическую жизнь
Быть субъектом политики те ее сознательным проводником можно лишь в условиях демократического общества где господствуют политические права и свободы имеет место полнота и достоверность информации гласность возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни
Тоталитарные и авторитарные режимы в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного творческого участия личности в политике Здесь личность выступает не субъектом а лишь объектом политики те исполнителем чужой воли При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации шествия различного рода политические акции) которое, однако осуществляется формально на добровольной а по существу на принудительной основе Советское время богато примерами такого рода
Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима но лишь постольку поскольку она обязана соблюдать конституцию законы распоряжения правительства нормы общежития и другие предписания обеспечивающие нормальную цивилизованную жизнь общества
В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике тк она существенно влияет на жизнь каждого человека и падение доверия к ее официальным представителям постоянно прибегающим ко лжи и обману народа не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ
В связи с этим возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому кто творит политику принимает в ней активное и осознанное участие Политология считает основным субъектом политики социальную группу интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности В этом плане личность оказывается вторичным производным и служебным субъектом политики не столько субъектом совокупности общественных отношений сколько непосредственным субъектом политической практики
Не профессиональный политик а «средний» человек становится субъектом политики если он знает каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп чем обусловлены противоречия между ними каковы пути решения этих противоречий какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения Но и этого недостаточно Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе знать какое она хочет и может занять место в этой игре Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики
Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность) так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь) Личность может определенное время жить вне политики но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности но и самим личным интересам личность обязательно включается в политическую деятельность
Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:
1) мотивацией в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;
2) наличием социальных условий в которых эти способности и амбиции могут реализоваться
Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам
В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:
а) социального статуса личности (классовая принадлежность профессия место в профессиональной и социальной иерархии степень жизненной зрелости);
б) связи его собственных интересов с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.