Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации. Поведение политического режима внутри общества. Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Политические учения современности: консерватизм, либерализм, реформизм и коммунизм.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Вариант 10.

Проверил П.М. Орехов
Выполнил Чувашова М.В.
Специальность 0608-ЭКУ
Группа 21
Шифр 0605203
ИЖЕВСК 2008
Содержание

1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего
2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики
3. Политические учения современности
4. Терминология
5. Контрольный тест
Список литературы
1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего

Различные аспекты динамики развития современного мира нашли свое отражение на территории самого крупного государства в мире. Россия, став на путь демократических преобразований в конце XX столетия, открыла для себя новые возможности взаимодействия с внешним миром и его преобразования.
Российские транснациональные компании сегодня являются неотъемлемой частью мирового бизнеса, в ряде отраслей играя ключевую роль (природные ресурсы, металлургия, лесная промышленность, вооружения). Российские неправительственные организации все активнее ведут сотрудничество с коллегами из зарубежных стран. Пророссийские организации есть во многих странах - Польше, Украине, Турции, Франции, Германии, Италии и др. Субъекты федерации получили возможность реализовывать проекты регионального масштаба с привлечением иностранных спонсоров. Наконец, представители федеральных органов власти имеют возможность осуществлять международное сотрудничество без идеологических клише, руководствуясь национальными интересами.
Однако вместе с тем, современный мир выявил и ряд негативных моментов, напрямую затрагивающих Российское государство. Всеобщий тренд демократизации, о котором шла речь выше, оказал и продолжает оказывать влияние и на нашу страну. В начале 90-х годов XX века вместо одного мир получил сразу 15 новых независимых государств. Этот же сложный процесс, истоки которого, как уже было указано ранее, лежат в праве народов на самоопределение, выявил важную и крайне опасную тенденцию, способную существенно изменить геополитическое положение Российского государства в мире. Речь идет об опасности расчленения России под влиянием ряда как внешних, так и внутренних негативных факторов.
Россия расположена в самой непосредственной близости от мощных «центров силы» современного мира (Китай, Европа, Индия). Эти узловые точки современного мироустройства по ряду параметров (экономическому, демографическому, политическому) опережают Россию, а, следовательно, для страны действительно возникает реальная опасность быть разорванной более динамичными и активными полюсами, расположенными по ее периметру. С другой стороны, новое обострение «чеченского синдрома» также способно дестабилизировать сложившиеся федеративные отношения внутри России. Поэтому значимость задачи по выстраиванию новой административно-управленческой модели федерации параллельно с созданием экономических стимулов для внутренней миграции населения на Восток трудно переоценить. Нельзя забывать, что потеря Дальнего Востока означает, помимо прочего, еще и потерю больших запасов природных ресурсов, составляющих, как будет отмечено ниже, основу конкурентных преимуществ России в современном мире.
Проблемы повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации в последнее время все чаще становятся предметом обсуждения ученых и специалистов. Весомый вклад в разработку проблемы внесли, например, ученые ИМЭМО РАН.
Главным конкурентным преимуществом России на современном этапе являются ее природные ресурсы, о чем свидетельствуют данные экспортной статистики: сырье и продукты его первичной обработки составляют до 80% стоимости экспорта. Россия располагает большой долей мировых запасов природных энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа, и является страной активно экспортирующей природное сырье.
Как следует из докладов экспертов РАН, роль природного газа и нефти сохранится в мировой экономике, что делает положение России на рынках энергоресурсов достаточно устойчивым. Скажем, как прогнозируют эксперты, к 2010 году уровень потребления природного газа с нынешних 360 млрд.куб.м. повысится до 425 млрд.куб.м., примерно треть от этой цифры - 150 млрд.куб.м. сможет экспортировать Россия. Что же касается нефти, то доля России в мировых неразведанных запасах может составлять от одной трети до половины. Разведанность европейской части и Западной Сибири составляет менее 70%, а Восточной Сибири и Дальнего Востока соответственно 8% и 1%. Ситуация на нефтяном рынке России исследована недостаточно, поэтому прогнозы имеют достаточно условный характер. Тем не менее, предполагается, что уровень добычи нефти останется в районе 280-350 млн. тонн к 2010 году, хотя некоторые эксперты предполагают, что данный уровень будет составлять от 410 до 510 млн. тонн.
Высокая обеспеченность страны дефицитными сырьевыми, особенно энергетическими, ресурсами вносит вклад в национальную конкурентоспособность, поскольку создает условия сырьевой и энергетической безопасности и обеспечивает экспортные возможности страны.
К отличительным чертам внешнеполитической деятельности России следует отнести сбалансированность, что обусловлено геополитическим положением страны, как одной из крупнейших держав, а также последовательным и конструктивным курсом в международных отношениях.
Современная внешняя политика России направлена на формирование многополюсной системы мироустройства, основанной на примате международного права; на укрепление существующих международных институтов; на продолжение линии на развитие отношений с Западом на неконфронтационной основе, исходя из своих национальных интересов; на создание системы безопасности и международного сотрудничества; на всестороннее развитие отношений со странами СНГ, поддержку соотечественников за рубежом и т.д. Другой акцент внешней политики России последнего времени - линия на диверсификацию международных связей России. Определение региональные приоритетов сотрудничества является крайне значимой функцией российской внешней политики.
Российское государство остается влиятельным фактором мировой политики. Такое положение основано на объективных конкурентных преимуществах страны, ее положении в крупнейших международных организациях, богатой истории и отсутствии конфронтации с ведущими мировыми державами.
В настоящее время появилась реальная возможность для проведения самостоятельной и последовательной внешней политики, отвечающей национальным интересам страны и при этом понимаемой и уважаемой другими странами.
Россия обладает сегодня всеми возможностями для того, чтобы участвовать в создании нового миропорядка. Необходимо обеспечить возможности влияния России на развитие международных отношений, в рамках которого неизбежно широкомасштабное сотрудничество с основными международными структурами и всеми теми странами, которые сегодня формируют основные параметры будущего мира.
2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики

Анализ политического поведения режима предполагает уяснение вопроса о взаимосвязи его внутренней и внешней политики. Внешнеполитический ресурс в различных ситуациях может рассматриваться и как усиливающий, и как ослабляющий внутренние позиции режима. Внешняя политика нередко позволяет судить о природе политического режима с большей точностью, нежели попытки увидеть сдвиги в позициях руководства авторитарной системы, предпринимаемые, например, на основе анализа передовых статей центральных газет. Наоборот, крепость внутренних оснований режима, несомненно, позволяет ему укрепить международный авторитет и возможности проводить более результативную внешнюю политику. Каковы могут быть взаимосвязи в политическом поведении режима внутри общества и на международной арене?
Во-первых, типична ситуация, когда внутренне слабеющий режим ищет укрепления собственных позиций за счет участия в международных конфликтах и войнах. Иногда такое участие заканчивается для режима относительно благополучно. В целом же это ситуация, в которой режиму явно недостает чувства реальности, когда он явно рискует, ввязываясь в конфликты, требующие дополнительной и существенной затраты сил. Можно привести, по меньшей мере, два примера, иллюстрирующих данную ситуацию. Первый пример - Иран в начале 1980-х годов, когда пришедший к власти фундаменталистский режим аятоллы Р. Хомейни вместо продолжения начатой шахом модернизации и в целях отвлечения общества от стоящих перед ним социальноэкономических проблем начал длительную и кровопролитную войну с более сильным режимом С.Хуссейна. Результаты - разрушение экономики Ирана, многочисленная потеря людских и материальных ресурсов и необходимость в первой половине 1990-х гг. решать все те же проблемы, но в гораздо более тяжелых условиях.
Второй пример - российские режимы, прежде всего, царские (хотя отчасти и коммунистические), следовали той же "логике" - "вдруг повезет!". Как справедливо писал А. Амальрик, есть мощный фактор, "противоборствующий всякой мирной перестройке и одинаково негативный для всех слоев общества: это крайняя изоляция, в которую режим поставил общество и сам себя. Это не только изоляция режима от общества и всех слоев общества друг от друга, но прежде всего крайняя изоляция страны от остального мира. Она порождает у всех - начиная от бюрократической элиты и кончая самыми низшими слоями - довольно сюрреальную картину мира и своего положения в нем". "Царский режим, - пишет Амальрик далее, - по-видимому, просуществовал бы довольно долго и, возможно, претерпел бы какуюто мирную модернизацию, если бы правящая верхушка не оценивала общее положение и свои силы явно фантастически и не проводила бы внешнеэкспансионисткой политики, вызвавшей перенапряжение... не начни правительство Николая II войны с Японией, не было бы революции 1905-1907 годов, не начни оно войны с Германией, не было бы революции 1917 года" (58). Чрезмерная вовлеченность посткоммунистической России в международные конфликты в СНГ чревата повторением подмеченного Амальриком цикла.
Во-вторых, слабеющий, но способный трезво оценить собственные силы, режим может избрать тактику большей изоляции от международной политики. Характерный пример из недавнего прошлого - выбор китайского руководства, о намерениях которого в конце 60-х годов тот же Амальрик писал, как о явно промилитаристских. К середине 90-х гг. хорошо видны плоды этой политики - относительная умеренность в международных делах, связанных, главным образом, с поисками инвестиций и других форм международной поддержки рыночно-ориентированных реформ, и мучительные попытки разрешить имеющиеся внутри страны социально-экономические противоречия.
Наконец, существует ряд вариантов внешнеполитического поведения внутренне стабильного режима: экспансия, умеренная международная активность, изоляционизм. Различные варианты внешнеполитической деятельности мы можем наблюдать на примере развития Соединенных Штатов, знавших периоды и изоляции, и глубокой вовлеченности в международные конфликты, и грубого вмешательства во внутренние дела других государств.
Взаимосвязи внутренней и внешней политики режима могут выявляться и в зависимости от степени демократичности его внутреннего устройства. Существует, например, довольно устойчивый, но едва ли подтверждающийся дополнительными исследованиями, стереотип: в природе авторитаризма - внешняя экспансия и подавление; в природе демократии - стремление к сотрудничеству и урегулированию международных конфликтов правовым и переговорным путем. Проблема выглядит значительно сложнее, чем представлено в этой схеме. Даже если внутриполитическая природа авторитарной и демократической систем глубоко противоположна (это так), было бы опрометчивым исходя из этого строить стратегию и тем более тактику внешнеполитической деятельности. Международная политика подчиняется подчас совершенно иным закономерностям, нежели политика внутренняя. На внешнеполитическое поведение режима поэтому оказывает влияние целый ряд факторов: внутренняя ситуация и степень внутриполитической стабильности; ближайшее окружение, его стабильность и настрой государств-соседей; ядерный фактор; прочность мирохозяйственных связей; степень соблюдения прав человека; влиятельность идей демократического и ненасильственного разрешения международных споров и многое другое. В разной ситуации и в различной степени эти факторы могут как усиливать, так и охлаждать милитаристские настроения режима.
3. Политические учения современности

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.
Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.
Различают три уровня функционирования политической идеологии:
1) концептуально-теоретический (теории и учения);
2) программно-политический (программы, манифесты);
3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.
Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.
К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.)
Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений. Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, несмотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признания частной собственности основой личной свободы человека, требования невмешательства государства в сферу экономики, выражения приверженности законности, политическому плюрализму, демократии.
В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Первое, по традиции, делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э. Бёрк и де Мёстр). Второе направление - либертаризм - выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик). Третье направление - неоконсерватизм - сложилось относительно недавно, во второй половине 1970-х гг. Оно несет на себе отпечаток сближения с либерализмом (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл).
Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.
Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьезным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм.
Либерализм - идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и многие другие известные филосо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.