На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Власть как ключевое понятие политической философии, ее исследование как социального явления. Основные функции власти и определение ее необходимости в обществе. Общие черты демократических государств, отличительные характеристики юридических законов.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Политика, свобода и демократия

Ключевое понятие политической философии - власть. Без неё немыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседства, рабочей бригады и т.п. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государственно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как правило, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей так или иначе подчинённым им людям и способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют несколько факторов - авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти - смерть (ослушнику, противнику).
Для понимания общественной жизни категория власти столь же важна, как понятие энергии для естествознания или «деньги» для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь блага в будущем. Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза прежде всего принудительная, карательная сторона власти, недостатки, практически неизбежные при ее осуществлении. Британский политик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Но «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть - самая постоянная и активная сила».
Чтобы понять необходимость власти, полезно разграничить её основные функции: а) предвидение таких событий, которые затронут общие интересы; б) планирование необходимых для большинства людей их действий; в) анализ проблемных ситуаций, в которые попадает общество и принятие решений, соответствующих общим нуждам; г) координация намерений и усилий разных групп населения, исполнителей всех рангов; д) выработка нужной системы (позитивных и негативных) санкций за общественно значимые поступки людей; контроль и оценка эффективности результатов общественных действий; е) гарантии общих прав и свобод всех подчинённых власти лиц; предупреждение и пресечение общественно опасных деяний отдельных лиц и групп; организованное раскрытие преступлений против личности и общества, обеспечение наказания преступников; ж) награждение лиц, внёсших наибольший вклад в общее дело.
В целом можно определить власть как организованное осуществление социального управления; деятельность, направленную на поддержание и повышение уровня функционирования общественной системы; оптимальное соотношение господства и подчинения внутри и вне социума. Конечное предназначение власти - регулировать групповые конфликты и обспечивать интеграцию общества. В этом смысле важно подчеркнуть ее взаимный характер: она связывает воедино субъект (носителей власти) и народ (её источник), которые зависят друг от друга. Правда, властные отношения всегда несимметричны, ибо в них преобладает субъект, которому обязан подчиняться объект. Без такого подчинения нет и власти как таковой. Но и субъект власти зависит от объекта, без которого некому будет исполнять решения и приказы. Практика социального управления знает разные степени, формы упомянутой асимметрии, с большим или меньшим креном в ту или иную сторону. Но все попытки уравнять субъект и объект власти носят утопический характер. Неподчинение объекта (народа, значительных его частей) субъекту власти означает мятеж, революцию и ведёт в конечном счёте к переделу власти, смене её субъекта. Или же, в крайнем случае, к подчинению социума чужой власти, а то и к его гибели.
Властные отношения возникают вместе с человеческим обществом в процессе антропогенеза. Прототипы общественной иерархии и властной организации видны в стаях животных, в особенности приматов (вспомним лекцию по этологии и социобиологии). Если у животных лидеры в стаях определяются возрастом (опытом) и физической силой, то среди людей к этим фактором добавляется их сознание. В идеале все члены коллектива понимают, что без единого планирования и координации их усилий совместная жизнь, а значит и выживание просто невозможны. Власть в принципе выражает общие, коллективные интересы. Она опирается, с одной стороны, на естественное неравенство людей (по возраст, полу, умственным и физическим способностям), а с другой, - на столь же естественное равенство их прав на жизнь, часть совместного продукта и прочих жизненных ресурсов. Поодиночке люди не могут существовать. Стабильность их физического существования и прогресс культуры невозможны без укрепления и укрупнения власти, разнообразия и совершенствования её механизмов. Любая критика тех или иных проявлений власти, злоупотреблений ею в конечном счете направлена на усовершенствование властных отношений, а вовсе не на их отмену. Даже представители анархизма (греч. anarchia - безвластие) выступают не против власти вообще, но стремятся отменить власть государства, заменить её на более свободную ассоциацию отдельных граждан и общин. Характерно, что анархизм был и остался не более чем утопией и на практике представил собой кратковременный и мелкомасштабный социальный эксперимент.
В первобытном и традиционном обществах власть осуществляется на догосударственном, потестарном (лат. potestas - власть) уровне. Имеется в виду, что осуществление власти тогда и там ещё не стало профессией; оно происходит параллельно с остальной жиз-нью людей - бытовой, трудовой, досуговой. Носители власти - главы семейств, старшины кровнородственных или территориальных общин, военные вожди, жрецы религиозных культов и т.п. фигуры общественных лидеров пока не отделены от остального общества, их полномочия и функции присвоены им коллективным волеизъявлением и в любой момент могут быть отобраны и перераспределены опять-таки коллективной волей их подопечных. Верховным носителем власти в принципе выступает весь народ. Лидеры занимаются социальным управлением что называется на общественных началах, в свободное от другого труда (охотника, земледельца, торговца и т.д.) время.
Образцом потестарной организации служат большие патриархальные семьи, объединяющие несколько малых (парных) семейств и ведущие совместное хозяйство. Например, в Курской губернии в конце XIX в. существовала так называемая «семья Софроничей». Три взрослых сына некоего крестьянина Софрона после его кончины не стали разъезжаться и делить свои земельные наделы, а повели хозяйство совместно. Их большая семья состояла из 42 работников, 8 малых семей и нескольких вдов. Они управлялись выборным всеми сородичами старшиной - средним, самым способным из трёх старших братьев. Он сам не занимался физическим трудом, а давал наряд остальным, проверял качество труда, вёл переговоры с внешними партнёрами их крестьянского хозяйства. Подобная социальная организация - разросшаяся и неразделённая многопоколенная семья именуется родом. Два рода и большее их количество образовывали племя. Основным принципом его организации была экзогамия - запрет на заключение браков внутри рода, расчет на браки между представителями разных родов этого же племени. Когда численность племени превышала ресурсы занимаемой им территории, часть соплеменников обрекалось на миграцию. На новых землях матрицировалась та же родоплеменная структура. Ведь потестарная, дополитическая организация общества невозможна для сколько-нибудь крупных масштабов территории и населения, для более эффективных технологий, нежели охотничье-собирательское хозяйство, максимум ручное земледелие или кочевое скотоводство (в этих последних случаях родоплеменные, т.е. кровнородственные типы социальной организации могли дополняться и заменяться территориально-соседскими). Однако обеспечить стабильный рост общества, его социально-экономический прогресс потестарная организация не в состоянии. Для этого её властные полномочия слишком слабы.
Когда общество цивилизуется и укрупняется в своих размерах неизбежен политогенез - зарождение органов политической власти, прежде всего государства. Промежуточные между родоплеменной и государственной стадиями формы властных отношений именуются вождеством (англ. chifdom). Оно предполагает прежде всего социальную стратификацию - разделение общества на неравноправные слои (страты); выделение некой социальной элиты - группы лиц, богатой и привилегированной по сравнению с рядовыми родичами или общинниками; появление дружин профессиональных воинов, дислоцированных в крепостях; наследование верховной власти родом или семьей вождя. Ход политогенеза обеспечивает наличие прибавочного продукта - результат труда должен устойчиво превышать затраты на него. Получающаяся прибыль идет на содержание вождей и дружины. Очень часто такую поддержку им даёт монополия на какой-то предмет торговли, выгодные торговые пути или же военные действия с их богатой добычей.
Соответственно, политика (от греч. polis - город-государство) в собственном смысле этого слова означает ту сферу человеческой деятельности, которая связана с приобретением государственной власти и распоряжением ею. Политическая партия - это группа людей, работающих над тем, чтобы получить коллективный доступ к государственному управлению (занять командные посты в государстве своими представителями) и дальше этой властью распоряжаться.
Разные теории появления государства подчеркивают отдельные причины завершения политогенеза. Среди них, во-первых, эколого-демографические концепции. Они объясняют появление государства естественным ростом численности населения в тех или иных благополучных социумах, необходимостью организовать жизнь и труд людей в условиях всё более прогрессивных технологий, крупного разделения труда (на земледелие / скотоводство, ремесло, торговлю и т.д.). Государство в этом случае расценивается как результат своего рода «общественного договора» или же социального компромисса разных групп людей, сознающих все выгоды такого объединения. В результате отлаженного разделения труда во много раз растёт его производительность, качество товаров и услуг; следовательно, заметно возрастает жизненный уровень большинства населения; повышается стабильность жизненного уклада, его способность противостоять природным катастрофам, внутри- и внешнеполитическим конфликтам. Так что в политогенезе надо отметить роль внешних вызовов социуму - отражение военной агрессии, спасение от природных бедствий. Всё это подталкивает людей к объединению в государство и ко взаимовыгодному сотрудничеству в его рамках.
Во-вторых, другой группой теоретиков политогенеза (прежде всего марксистами) подчёркивается роль насилия, внутреннего (элиты по отношению к остальному населению) или внешнего (захватчиков по отношению к побеждённому населению, покорение одного народа другим). В роли господствующего «класса» могут выступать разные группы - клановые, этнические, профессионально-корпоративные, конфессиональные. Государство с этой точки зрения воспринимается как победа кучки угнетателей над массой трудящихся. Политическая история превращается в перманентную борьбу классов, имеющей конечной целью периодические мятежи и революции, цель которых - передел власти внутри общества («кто был ничем, тот станет всем»).
Вероятно, процесс политогенеза шёл поэтапно, отличался совместным и вариативным действием разных предпосылок и причин - и внутренних, и внешних; как мирных, так и военных; одновременно и общекультурных, и сословно-классовых. Политогенез имел также многолинейный и обратимый характер. А возникавшее в тех или иных формах государство отражало не только общенародные, но и свои собственные (сословно-корпоративные) интересы, а также интересы экономически господствующих слоев общества, откуда рекрутировалось большинство государственных служащих. Композиция тех, других и третьих интересов и задач менялась, регулировалась самой политической жизнью тех или иных стран, в разные исторические эпохи по-разному.
Основные признаки государства:
а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровнородственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения;
б) публичная власть - набранный из профессиональных чиновников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства;
в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды;
г) кодифицированное (записанное и обнародованное) право - свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти.
Условный рубеж, на котором потестарная организация сменяется государственно-политической (и в дальнейшем, до сих пор от неё отличается), относится, как видно, к степени распределения свободы и принуждения между личностью и общественными институтами, с которыми она сотрудничает. Разница (пусть относительная) в том, кто принимает решения: сам человек (прежде всего глава общественной «ячейки» - семьи, хозяйства, хотя бы в составе народного собрания), или уже (в пределах своей компетенции) политические органы за него (налог, военная мобилизация, подсудность и т.д. общественные обязанности носят принудительный характер лишь внутри государства). Только что отмеченные остальные признаки государственности (его территория, аппарат власти, налоги, право и др.) в своей совокупности направлены как раз на то, что гарантировать принуждение всех граждан к безусловному исполнению утвержденных государством обязанностей. Вне государства человек вправе (если на то есть достаточно силы) отказаться от любой ответственности. Но зато ему тогда никто не гарантирует защиты его законных интересов.
Разбираемую ситуацию можно проиллюстрировать на примере такой страны, как средневековая Исландия. На этот первоначально необитаемый остров первопоселенцы-скандинавы бежали именно от государства, которое возникало в Швеции, Дании и Норвегии в IX в. Те, кто у себя на родине не пожелал подчиниться власти первых государей - конунгов или же потерпел поражение в борьбе за эту власть, переплывали море и обосновывались на семейных хуторах по исландскому побережью. Раз в сезон главы таких семейств с несколькими вооружёнными родичами съезжались на тинг - народное собрание, вече своей округи. Ежегодно проходил также общеисландский альтинг (теперь так называется исландский парламент). На тинге решались спорные вопросы, предъявлялись обвинения тем, кто совершил гражданские или уголовные преступления. Координаторами дискуссии выступали языческие жрецы - годи. В этой роли выступали наиболее опытные и авторитетные исландцы. На время тинга они превращались в «законоговорителей». Под влиянием спорящих сторон коллегия жрецов - годорд объявляла один из двух видов наказания - денежный штраф (вергольд) в пользу пострадавшей стороны или же объявление преступника вне закона. В последнем случае после окончания тинга преступника мог безнаказанно убить кто угодно. Как правило, это были истцы прошедших только что судебных процессов - родственники и сторонники пострадавшего, осуществлявшие кровную месть. Вне тинга годи никакой реальной власти, кроме морального авторитета, не имел; отсутствовали и органы исполнения решений веча. Драматические истории о том, как скрывались объявленные вне закона люди, а обиженная сторона стремилась им отомстить сам или же объявляла награды за их головы, описаны в исландских сагах. Таким образом сравнительно большая страна веками существовала без государства, почти всех его атрибутов (верховной власти, полиции, тюрем, налогов и т.д.). Оценивая исландский опыт, надо учесть, специфику природных условий этого острова (узкая полоска пригодной для жизни земли по побережью). К тому же, начиная с XIV в. исландская культура начала хиреть, попала под власть сначала Норвегии, а затем Дании; пока эта страна не образовала собственного государства (в 1944 г.), которое ныне процветает. Поэтому в большинстве других природных и исторических условий государство всё-таки возникает довольно рано, как вполне закономерная форма существования цивилизованного общества.
Структура государства включает в себя такие типичные элементы, как а) органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; б) вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; в) службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.).
Функции государства делятся на внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных).
Формы государственного устройства зависят от соотношения его политического центра и его же периферийных частей. С этой точки зрения государства делятся на: а) унитарные, территория которых делится на одинаковые по правам и обязанностям административные части, а конституцию и прочие законы вырабат и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.