На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность и структура политической власти, ее ресурсы и процесс. Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти. Свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности. Теории реляционной интерпретации власти.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


31
РЕФЕРАТ
По предмету «Политология»
Тема: «Сущность политической власти, её легитимность»
Выполнила:
студентка группы ____
Полякова
Барнаул 2009
Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Политическая власть: сущность и структура
2. Ресурсы, процесс и виды власти
3. Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, партии, формируются политические идеи и теории. Политика - особая сфера деятельности. Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike - искусство управления государством. Политика представляет собой участие в делах государства, в определении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти.
Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определённым подходом к её анализу.
Политическая власть - это тонкое искусство государственного управления. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации - это главные составные элементы разветвлённого и крепко спаенного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.
Задача государственной власти заключается в том, чтобы на путях самостоятельного убеждения и стратегической целеустремлённости обеспечить воспитание в народе законопослушания. Власть, подчиняясь принципам правопорядка, должна уметь усматривать стратегические политические и социально-экономические цели и компетентно творить право и порядок, связуя себя с правосознанием народа, с возвышением мотивации деловитости и духовности своего народа.
1. Политическая власть: сущность и структура

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).
Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причём не, только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т.д.), но естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порождённое половыми различиями).
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трёх исторических формах власти:
1) анонимная власть, «распылённая» среди членов примитивного общества;
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
3) институализированная власть, опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определённые функции.
Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвёртой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, - в системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.
Первые дни исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвёртая, надгосударственная, являются собственно политической властью. Исторически понятие «власть» (от греч. cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отражённая в формуле «политическая власть».
Структура власти
Множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.
Атрибутивно - субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (от лат. attribio - придаю, наделяю; необходимое, неотъемлемое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет». В эту концепцию входят потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные концепции власти.
Потенциально - волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю.
Инструментально-силовые концепции власти свойственны прежде всего англо-американской политологической школе. Здесь власть отождествляется со средствами её реализации. Истоки этой традиции восходят к политической философии Т. Гоббса, который понимал власть прежде всего как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия.
В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти. Системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает её как «способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств», направленных на реализацию её коллективных целей. В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти:
1) истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы;
2) рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п.;
3) определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы.
Среди представителей системного подхода есть теоретики, трактующие власть как средство социального общения, которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.
Структурно-функциональные концепции власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть -- это свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционные (от англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект. Выделяют три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:
1. Теория «сопротивления» - исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление её объекта, то есть разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.
2. Теория «обмена ресурсами» - ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает потребность в ресурсах у тех, кто их лишён. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишён, в обмен на желаемое поведение.
3. Теория «раздела зон влияния» - при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности.
К реляционным концепциям некоторые исследователи относят бихевиористские (поведенческие) концепции власти.
Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией ». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть -- это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учёт спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.
К классу реляционных концепций власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье. М. Фуко уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения. Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществлённым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П. Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений).
Все приведённые трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. В современной политологической литературе выделяют, как минимум, три аспекта власти:
директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;
функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;
3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть, так или иначе, реализуется через общение, через определённый «язык», который понятен всем сторонам общественного отношения власти.
По приведённым суждениям о власти, можно сделать вывод, что власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру, увязать в единое целое различные характеристики. Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех её компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования. Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти.
Субъект власти
Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, социальная общность.
Для возникновения властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, субъект должен быть компетентным, уметь использовать ресурсы, должен знать состояние и настроение подчинённых, обладать авторитетом. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, то есть служит средством достижения других целей.
Субъект политической власти имеет сложный, многоуровневый характер. Первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду). В нём предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются санкции, которые влечёт за собой выполнение или невыполнение команды. От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта -- второго важнейшего элемента власти.
Объект власти
Власть всегда двухстороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. У объекта всегда есть пусть крайний, но всё, же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств (потребностей, сознания, культуры) объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
2. Ресурсы, процесс и виды власти

Ресурсы власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».
Такое понимание ресурсов достаточно объединено и не позволяет дифференцировать различные элементы власти: её субъект, объект, средства. Поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например, его привычку подчиняться, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.
Поэтому для изучения власти и её структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, А. Этциони делит их на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко используется классификация её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные и принудительные (силовые).
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.
Культурно-информационные ресурсы -- знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX-- начале XXI веков знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация.
Контроль над знаниями и информацией прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Однако тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчётливо.
Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества - высших ценностей. Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов. Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек -- создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений -- будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек -- не только ресурс власти, но и её субъект и объект.
Процесс властвования
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования («лица власти»).
1. Побуждение объекта к определённым, угодным субъекту действиям.
2. Обеспечение бездействия подвластных, в блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские политологи Р. Бахрах и М.С. Баратц, назвавшие его «вторым лицом власти». Реальное проявление в обществе этого свойства политической власти состоит в её способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определённые темы и тем самым предотвращать их адекватное осознание в массовом сознании и реальное развёртывание соответствующих политических конфликтов.
В странах командного социализма такими, запретными темами были, прежде всего, право коммунистических партий на руководство обществом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию. В ФРГ 50-х - 60-х годов блокированной властями политической темой явилось, например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, достигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и менеджерами под прикрытием популярного лозунга «больше роста -- больше энергии», позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках энергии.
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и другими.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти -- системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политическ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.