На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Характеристика политической культуры как специфического качества социального субъекта: сущность, структура, функции и типология. Описание основных этапов политической социализации личности как процесса усвоения культурных ценностей; ее результаты.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Министерство образования РФ
Волжский - инженерно педагогический институт
Социально-экономический институт. Кафедра "философии"
Контрольная работа
по политологии на тему: Политическая культура
Выполнила: студентка I курса СЭИ
гр. ФЗ-07-1 Норкина Е.Ю.
Проверил: Унылов А.В.

Н.Новгород 2008 г

План

Введение

1. понятие политической культуры

2. структура, функции и типы политической культуры

2.1 Структура политической культуры

2.2 Функции политической культуры

2.3 Типы политической культуры

3. политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Заключение

Список литературы

Введение

Изучение политического сознания вплотную подводит нас к более широкой проблеме - политической культуре. Эта категория обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороной. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.

Политическая культура - часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явления, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.

В своем реферате я хочу отобразить два вопроса. Первый вопрос - это сама политическая культура - ее структура, функции и типы. Второй вопрос - это политическая социализация - ее сущность, этапы и факторы

1. Понятие политической культуры

"Законы воспитания должны быть

различны для каждого вида правления:

в монархиях их предметы будят честь,

в республиках - добродетель, в деспотиях - страх".

Ш.Монтескье

политическая культура - постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.

Сам термин "политическая культура" ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение". политический культура социализация личность

Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию - чувство связи, противодействия, вовлечения и т.д. в отношении политических объектов;

в) оценочную ориентацию - суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

Из приведенного выше можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структуры, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные функции); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что "раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т.д.". Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества.

Вот одно из развернутых определений, данных в литературе: "Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Оно включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальный действиях".

В этом определении схвачены главные стороны политической культуры. На базе этого определения представляется возможным развернуть анализ интересующей нас категории.

2. Структура, функции и типология политической культуры

2.1 Структура политической культуры

В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.

Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, политические ориентации.

Исследование ориентации на политическую систему в целом начал американский политолог Алмонд, который выделил ориентации на структуры "входа" в политическую систему и "выхода" из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.

Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У.Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.

Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:

а) оценки индивида государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них - ориентация относительно режима;

б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них - ориентации относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них - ориентации относительно "выхода".

Второй тип включает ориентации относительно "других" в политической системе:

а) политической идентификации - ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;

б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее - плохое";

в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы - о "правилах игры".

В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:

а) политическую компетентность - оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;

б) политическую действенность - представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.

В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представлена в таблице.

Содержание и структура политических ориентаций

Ориентация
Операциональное определение
Политическая идентификация
Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко.
Политическая вера
Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д.
Ориентации относительно режима
Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима.
"Правила игры"
Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам.
Политическая действенность
Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений.
Политическая компетентность
Частота голосований и других типов политической активности; знание о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике.
Input=Output-ориентация
Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность "входов" и "выходов" политической системы.

Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, неоднократно уточнялось и дополнялось многочисленными исследователями данного феномена.

Структура политических ориентаций была представлена нами выше. Рассмотрим такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.

Политический стереотип - это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются:

1) персонификация события (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);

2) сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);

3) иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);

4) устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющееся ситуации).

Политический миф - это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.

Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:

1) полиморфность - один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;

2) ограниченность - миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;

3) отвлеченность - миф не соотносится с эмпирической действительностью;

4) фундаментальность веры - миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;

5) статичность - миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.

Политический символ - это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Если исходить из концепции Т.Парсона, согласно которой "культура - это упорядоченная система символов", то можно сказать, что политическая культура - это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т.п.). Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией - он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства.

2.2 Функции политической культуры

Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

1) идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;

2) ориентации, объясняя смысл политических явлений;

3) адаптации и социализации - через приобщение к навыкам политического поведения;

4) интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;

5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

Весь комплекс элементов политической культуры - представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другие - исторически сформировалась как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации - главный критерий культурности политической жизни общества.

Политическая культура определяет и предписывает нормы поведе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.