На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Объективный и субъективный подходы к феномену политической культуры, ее ценности, установки и нормы. Сущность, типы и модели политической социализации. Мотивы вовлеченности индивидуума в политику. Виды терроризма и роль абсентеизма в современном обществе.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
РЕФЕРАТ
Политическая культура и поведение

1. Политическая культура

Термин «политическая культура» появился в XVIII в., хотя теория сформировалась позже -- в 50-60-е гг. XX в. Существует множество определений и подходов к этому феномену, но общепризнано, что политическая культура является частью общей культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, специфический способ человеческой деятельности вырабатывается в ходе исторического развития, влияет на способ осуществления власти и, в свою очередь, зависит от политических преобразований. Через политическую культуру осуществляется присоединение личности к политической системе и политической деятельности.
В политологии можно выделить два подхода, в рамках которых идет дискуссия о политической культуре. Оба определяют ее через понятие «ценности», но понимают по-разному.
Первый -- объективный -- подход осуществляется в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс), когда ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие в обществе и в малых группах. Ценности объективны и исследуются в той мере, в какой поддерживают нормальное функционирование системы. Сторонник этой позиции Д. Истон выработал представление о политической культуре как совокупности лишь тех верований и представлений, которые явно определяют политические действия.
Второй -- субъективный, психологический подход (Г. Алмонд и С. Верба) -- рассматривает политическую культуру как систему политических ориентации и убеждений, присущих той или иной личности. Эти ориентации (ценности) могут не разделяться большинством членов этого общества, даже противодействовать функционированию режима. Главное -- они есть в индивидуальных сознаниях. На путях синтеза этих подходов -- «объективистского» анализа системы ценностей и анализа личных ценностей -- лежит дальнейшее изучение политической культуры.
Заслуга сторонников политико-культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его заботами, интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т. д. В рамках этого подхода удалось соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т. д.
Политическое сознание и политическое поведение -- элементы структуры политической культуры. В ней можно выделить следующие компоненты.
Ценности. Они придают смысл поступкам субъекта политического действия, выступают как мотивационный базис политической культуры. Их разрушение способствует деградации культуры, регулирующей поведение людей, толкает их на поиск иных ценностей. Для определения характера политической культуры важную роль играют:
ь во-первых, ценности порядка, ориентирующие на поддержание стабильности социальной системы, и ценности развития, ориентирующие на изменения;
ь во-вторых, ценности равенства, обеспечивающие равные условия или возможности для всех, и ценности свободы, снимающие ограничения с деятельности личности.
В реальной политической культуре преобладает тот или иной вид ценностей. Для России сложился сдвиг в сторону ценностей изменения и равенства, хотя события последнего времени говорят о тенденции сдвига в сторону порядка и равенства в глазах значительной части общества.
Дополнительную окраску ценностям придают характерные для той или иной социальной группы типичные представления: о политической системе и ее институтах, о политическом режиме, механизме власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о своем месте в политической жизни и т. д.
Установки. Они способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка -- это отношение субъекта к политическим явлениям (например, стремление к получению политических знаний" или негативное к этому отношение; установка на активное или пассивное участие в политической деятельности);
Поведенческий аспект. Включает образцы или стереотипы политического поведения. Поскольку на готовность субъекта к типу политического действия влияют политические ориентации, постольку выделяют три доминирующих типа поведения: политическое отчуждение, политически пассивное, политически активное.
Нормы политической культуры. Отражают укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. Через нормы осуществляются регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация и т. д. В политике ведущая роль принадлежит не нормам-обычаям, а нормам-предписаниям, специально установленным для регулирования политических отношений, например программам партий, регламентам деятельности органов власти. Видом норм являются политические символы (эмблемы политических партий, гербы, гимны государств), которые выполняют объединяющую и мобилизующую роль.
При изучении политической культуры в качестве источников информации используются опросы, интервью, контент-анализ документов (от выступлений государственных деятелей до детских рассказов), передачи телевидения, литература, рок-музыка, юмор, слухи, анекдоты, кино и т. д.
Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, нации, региона и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие типа политической культуры.
Для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:
ь патриархальная политическая культура -- отсутствие интереса к политической жизни;
ь подданническая политическая культура -- сильная ориентация на политическую систему, сочетающаяся со слабым участием граждан в ее функционировании;
ь активистская политическая культура -- ориентация на политическую систему и активное участие в ней.
На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.
Развивая указанную типологию, В. Розенбаум (США) выделяет: фрагментированные и интегрированные типы политической культуры, между которыми находятся различные модели и промежуточные типы.
Фрагментированная политическая культура характеризуется отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Этой культуре свойственны идеологическая непримиримость и бескомпромиссность между конфликтующими группами, нежелание выработать общепринятые правила политической игры.
Интегрированная политическая культура отличается сравнительно высокой степенью согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма.
Типы политической культуры сменяются не сразу. Переходные периоды характеризуются многообразием политических ориентации, частой сменой политических предпочтений, вспышками экстремизма с использованием крайних форм (забастовки, голодовки, митинги). В это период меняются социальные нормы, регулирующие поведение. Это свойственно и российской политической культуре.
Если для США, стран Западной Европы характерно наличие единых базовых ценностей либерализма и демократии, плюрализма в организации власти, законопослушания, патриотизма, низкой политической активности, то для России характерны особенности, обусловленные доминантой коллективизма, удаленностью власти от граждан, низким уровнем самоорганизации и самоуправления граждан.
Внедрение коммунистической идеологии, отказ от рыночной регуляции сформировали и выдвинули на первый план в современной российской политической культуре такие ценности, как приоритет общественного над индивидуальной свободой, ведущая роль государства в регулировании общественных процессов, тяга к персонализации власти, поиски харизматического лидера, недопонимание роли представительных органов, слабое уважение законов государства, склонность к радикализму, несанкционированным формам протеста. Подобные нормы и ценности мешают утверждению демократических форм власти и способствуют появлению крайне правых и крайне левых политических движений (фашистских, националистических).
Политическая культура выполняет в обществе определенные функций:
идентификация -- реализация потребности человека в понимании групповой принадлежности;
ориентация -- объяснение смысла политических явлений;
адаптация и социализация -- освоение навыков поведения для реализации своих прав;
интеграция -- сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп;
коммуникация -- взаимодействие субъектов и институтов на основе символов, стереотипов.
Для политической культуры общества характерны фрагментарность, наличие субкультур. Речь идет об особенностях политической культуры отдельных общественных групп (по социальным, этническим, демографическим, ролевым и другим признакам) в их отношении к государству, власти, политическим партиям, которые обусловлены различным положением этих групп в обществе. Наиболее важное значение имеет субкультура элит, лидеров с точки зрения их умения выражать общенациональные интересы, связанные с прогрессивным, демократическим вектором развития общества.
В современных условиях России точнее говорить не о переходе к демократической политической культуре, а о формировании демократической субкультуры, рядом с другими все еще влиятельными субкультурами -- национал-консервативной и коммунистической.
2. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Политическая социализация -- это усвоение культурных Ценностей, политических ориентации, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивидуумы и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации являются приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).
Прямая социализация -- это непосредственное приобретение политических знаний и установок.
Косвенная социализация -- это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).
Политическая социализация личности складывается из нескольких этапов.
Этап политизации. В раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций.
Этап персонализации. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
Этап идеализации. Важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Институциональный этап. Характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. К примеру, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как власть, свобода, права человека), нежели мышление 11-летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.
Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает существенного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или тот, на кого направлена социализация; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.).
Американский политолог Р. М. Мерельман выделяет четыре модели политической социализации.
Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники. Эта модель характерна для англо-американской культуры.
Гегемонистская модель. Характеризуется формированием у молодежи враждебного отношения к любой социальной и политической системе, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации. Такая модель свойственна странам не западной цивилизации.
Плюралистическая модель. Целью социализации является формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокой гражданской активности. В результате граждане становятся приверженными определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов. Подобная модель присуща континентально-европейской культуре.
Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы. Эта модель относится к закрытым (авторитарным) политическим системам.
В каждой политической системе социализация имеет свои особенности. Так, в США создана разветвленная система политической социализации. Этот процесс начинается с ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияет семья: она знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями, в ней формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации личности в США гораздо больше, нежели в Западной Европе. Влияние отцов на формирующиеся политические взгляды детей больше, чем матерей. Однако в случае расхождения политических пристрастий родителей дети чаще занимают позицию матери.
Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть: -- «полицейский», «президент», «генерал», «начальник» и т. д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой -- гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т. д.). По мере перехода к следующей ступени образования социализация усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представление об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях.
Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана «устранить» элементы правового нигилизма и экстремизма из политического сознания. В дальнейшем учащиеся получают знания, влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной политологии, философии, социологии, истории. Результатом такой социализации является американизированный, патриотично настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.
В Западной Европе проблемы политической социализации со всей остротой встали в странах, переходивших от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Так, в послевоенной Германии зарождающаяся демократия долгое время оставалась нестабильной в силу неукорененности в массовом сознании демократических ценностей. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью реставрации авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по модернизации системы ценностей немцев. С этой целью была разработана специальная программа, которая предусматривала реформу среднего и высшего образования (увольнение значительной части преподавателей, переподготовку оставшихся, выпуск новых учебных пособий и т. п.), а также массовое издание литературы, пропагандирующей демократические ценности. Однако проведенные через несколько лет социологические опросы показали низкую результативность предпринятых мер по «перековке» немецкой политической культуры. Сдвиги в политической культуре западных немцев в сторону демократических ориентации обозначились лишь в конце 1960-х -- начале 1970-х гг. Экономический кризис середины 70-х, один из наиболее тяжелых в истории ФРГ, не смог подорвать легитимность социальной и политической системы, что свидетельствовало об упрочении представлений о демократии в западногерманской политической культуре. В современной Германии продолжает действовать мощная и эффективная система политической социализации.
В Испании кризис социализации возник после падения франкистского режима. Большинство испанцев из-за своей аполитичности имели смутные представления о государственном устройстве, не интересовались политикой и даже не читали газет. Семья и сверстники в силу своей аполитичности не могли выступать в качестве агентур социализации. Преодоление подобного наследия, так же как и в Германии, оказалось сложным и длительным.
В современной России, когда в результате смены политического режима была ликвидирована прежняя система политической социализации, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встали сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация, какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп, какие из них могут заменить дискредитированные прежние?
Другой серьезной проблемой политической социализации в России стало отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формировать новые институты социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после ликвидации старых.
3. Политическое поведение и участие

[Политическое поведение -- это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие -- это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработка политических решений. К политическому участию можно отнести: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.
Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш.
Выделяются два основных типа политического участия: ортодоксальное и неортодоксальное.
К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.
К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований и направленные против политической системы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.