На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Идейно-политические установки, ориентации, принципы политических сил мира Запада. Либеральные идеи и ценности. Проблемы политического плюрализма. Принципы теории плюралистической демократии. Доктрины технократии и конвергенции. Идеология новых левых.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Политическая мысль Запада в ХХ веке
План
    Введение
      1. Основные принципы теории плюралистической демократии
      2. Доктрины технократии и конвергенции
      3. Идеология "новых левых"
      Заключение
      Литература

Введение

Философские, мировоззренческие аспекты политического мира Запада воплощаются в идеологических или идейно-политических установках, ориентациях, принципах соответствующих политических сил. Поскольку инфраструктуру современного мира составляют гражданское общество, правовое государство, социальный, политический, конфессиональный и другие формы плюрализма, то естественно, что происходит более или менее глубокое размежевание социально-политических сил по их интересам, потребностям, симпатиям, приоритетам и т.д. Такое размежевание, как правило, выражается в существовании целого ряда идейно-политических течений и направлений, отличающихся друг от друга по трактовке роли в политическом процессе отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов, их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, по тому, какое место и роль отводятся ими основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям), предлагаемым ими программам и средствам решения стоящих перед обществом проблем и др.

1. Основные принципы теории плюралистической демократии

Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика.

Как идеология либерализм - это система принципов, ценностей, установок, императивов, норм, призванных отображать и регламентировать жизнедеятельность капиталистического общества.

Основная особенность либеральной идеологии заключается в ее открытости и динамизме, способности чутко реагировать на объективные изменения в общественной жизни, генерировать новые идеи и подходы, модифицироваться, подстраиваясь под требования времени.

Люди, в соответствии с либерализмом, рождаются свободными и равными. Каждый индивид имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и счастье: "... Все люди созданы равными, - провозглашается в "Декларации независимости США", - и все они наделены своим творцом очевидными (природными и неотчуждаемыми) правами, к которым принадлежат жизни, свобода и стремление к счастью".

Основой, гарантом указанных прав является частная собственность. Настоящая свобода, полноценная счастливая жизнь возможны лишь при условии, что плоды деятельности человека не могут быть отобраны у него, а такую неотчуждаемость обеспечивает именно частная собственность. Таким образом, экономическая свобода является для либералов основой политической и гражданской свобод. Частная собственность гарантирует свободу индивидуальной инициативы, предпринимательства. Свободно действующие индивиды вступают в деловые связи как равноправные, равноценные производители. Возникают свободный рынок и свободная конкуренция. Задача государства видится в том, чтобы обеспечивать эти природные права и взаимоотношения между индивидами, предотвращая их деформацию. Либеральное государство - это государство, которое не вмешивается в дела индивидов, если их деятельность не ущемляет права и инициативу других. Это своеобразный арбитр, который не позволяет нарушать правила игры. Отсюда вытекает еще один фундаментальный принцип либерализма - плюрализм во всех сферах общественной жизни. Равное право на существование и самореализацию, свободное проявление своих интересов и их удовлетворение имеют любые субъекты экономической, социальной, политической, культурной, религиозной, этнической жизни. Сфера частных интересов в либерально организованном обществе признается базовой и прерогативной. Все политические институции являются производными от гражданского общества, существуют для обеспечения его нормального стабильного функционирования. Отсюда знаменитый образ государства как "ночного сторожа", беспристрастного охранника порядка и покоя. Соответственно, вся политическая система приобретала открытость и плюралистичность, превращаясь в арену свободной игры политических сил. Либерализму принадлежит заслуга разработки и воплощения в практику принципов конституционализма, парламентаризма и правового государства. Гарантом жизнедеятельности правового государства провозглашался принцип распределения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Однако невзирая на всю внешнюю привлекательность либеральных идей и ценностей, многие из них со временем оказались нежизнеспособными, превратились в свою противоположность. Так, например, невмешательство государства в экономическую жизнь привело к засилью монополий; ничем не ограниченная рыночная стихия вызывала деформации в социальной сфере, делая невозможной гармонию интересов и справедливость их удовлетворения, абсолютизированная демократия переросла в "бунт масс" (X. Ортега-и-Гасет), охлократию, открыла путь политической демагогии, экстремизму и тому подобному; крайний индивидуализм нанес ощутимый удар традиционным духовным ценностям, народным обычаям, общечеловеческим моральным нормам.

С середины XX в. либерализм начал резко терять свои позиции в политической и духовной жизни. В политическом дискурсе приобрела широкое распространение тема "смерти либерализма", а один из ведущих американских социологов Р. Нисбет заявил, что место либерализма "на мусорнике истории".

Адепты либеральной идеи начали лихорадочно искать пути выхода из кризиса и нашли их в существенной трансформации исходных основ либеральной идеологии, которая привела к сближению с консерватизмом и социал-демократизмом. В зависимости от того, какие исходные тезисы либерализма поддавались трансформации, возникла определенная его разновидность. В настоящее время существует целый спектр таких модификаций, каждую из которых лишь с определенной условностью можно отнести к либерализму. Имеют место попытки преодолеть кризис изнутри, средствами самого либерализма, путем усиления аргументации и совершенствования его принципов (например, "институционный либерализм" Ж. Варо, который предлагает соединить "поликратию" с правовым государством, подчинить государственную власть праву: "государства тем меньше, чем больше права"). [1, с.421-422]

Непереоценим вклад западной политологии в исследование плюралистического характера политического процесса. Основателем концепции политического плюрализма считают американца Дж. Медисона, который впервые заговорил о нем в 1787г.

Основная функция плюрализма - легитимизация разнообразия, направленная на утверждение свободы всех социальных и политических групп проявлять и защищать свои законные интересы.

Политический плюрализм западная наука толкует не просто как принцип, а и как определенный механизм осуществления власти в государстве. Поэтому он предусматривает и процесс легитимизации различных интересов, и механизм регулирования конфликтов между этими интересами, стабилизации социального организма, возможность доступа к государственной власти всех заинтересованных групп независимо от социальной значимости и силы.

Проблемой политического плюрализма в разное время занимались А. Бентли, представители чикагской школы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл), школа плюралистического индустриализма (К. Керр, Дж. Данлор, Ф. Хабрисон, Ч. Маерс и др.), последователи идей Дж. Милля (Р. Нисберг, В. Паккард) и др.

Своеобразным ответвлением теории плюралистического общества, связанным с изучением отдельных групп давления в границах политического процесса, стала концепция "кооперативного государства" и корпоративизма вообще (Г. Кремндаль, Ж. Лембрух). Особенно популярна она в Англии. В соответствии с ней - в государстве, основанном на "либеральном корпоративизме", присущи специфические корпоративные институты. К ним относятся представители заинтересованных групп, правительство, которые несут делегированную ответственность за его деятельность.

Вообще политический плюрализм в современном обществе является основой для достижения таких демократических ценностей как свобода, равенство, справедливость. Появившись и развиваясь в контексте идеалов буржуазно-демократических революций, он непосредственно связан с парламентской демократией, общим выборным правом, деятельностью профсоюзов. В современных условиях плюрализм означает развитие широчайших возможностей участия граждан в управлении обществом, в одобрении политических решений при участии союзов, партий, движений и гражданских инициатив. Именно это дает основание отождествлять плюралистическое общество с гуманистическим, демократическим. Это не означает, что плюралистическая система является идеальной. В современном либерально-демократическом обществе существуют и партикуляризм, и отчужденность от власти, и аномия, и суррогаты коллективизма, что дает основание для резкой критики плюрализма. Однако большинство в политике, науке, массовом сознании ориентируется на плюрализм как на фактор демократии, связывает развитие политической системы с усовершенствованием его форм для невозможности возникновения диспропорций. [2, с.99-100]

2. Доктрины технократии и конвергенции

Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему.

охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали "успехи" либерализма после Великой Французской революции 1789 г.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно меняться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом. Правда, защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции, а, следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала.

Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма - уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность - радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать "третий" (в отличие от предлагаемого либерализмом и социализмом) путь общественного развития наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, "реформаторский" консерватизм и другие типы идеологии. [3, с.292]

Реальное сосуществование и постоянное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием "дискурс". С содержательной точки зрения оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанциирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований и прочих своих элементов. Причем как в мировом или, предположим, региональном масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны могут складываться: самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных межгосударственным и мировым политическим процессам.

Реалии XX - начала XXI в. существенно повлияли на характер идеологического взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах. Если вторая половина XIX столетия, проходив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.