На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и типы политических партий - общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли граждан. Порядок и этапы создания партий.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание

    Введение
    Глава 1. Понятие политической партии
    Глава 2. Порядок и этапы создания политической партии
    Заключение
    Список литературы

Введение

Вопрос о возможности создания политической партии, безусловно, является актуальным, так как политические партии являются важнейшей частью политической системы Российской Федерации. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом.

Надо отметить, что в политической истории России долгое время не признавался принцип многопартийности, а у власти с 1917 года по 1991 года фактически находилась одна партия- коммунистическая. Лишь в 90-е годы ХХ века, возродилась многопартийность. Право на объединение было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.

Право каждого на объединение, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений.

Но статья 30 Конституции Российской Федерации непосредственно не закрепила право граждан на объединение в политические партии. Однако, по её смыслу данное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется.

Формирование российских партий началось в 1989-90-ом годах, однако, отдельное правовое регулирование они получили только в середине 2001 года с принятием Федерального закона «О политических партиях» (далее по тексту работы - Закон о партиях Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001, N 29, ст. 2950.. В настоящее время в России существуют десятки политических партий. При этом в Федеральном собрании Российской Федерации представлены всего 4 партии. На практике создание новых партий в настоящее время затруднено. Специалисты считают, что это связано с завышенными требованиями к созданию политических партий в России.

Актуальность работе придает и то, что проблема правового статуса политических партий относится к наименее разработанным в юридической науке России, а именно в науке конституционного права Российской Федерации. Проблематика политических партий всегда широко разрабатывалась политологами, историками. С принятием Закона о партиях стал возможен пересмотр места группы норм, регулирующих статус политических партий в системе конституционного права Российской Федерации. Несмотря на указанные важные изменения правового регулирования политических партий в Российской Федерации, по-прежнему не существует достаточного количества научных работ, имеющих своей главной целью всестороннее изучение партий как правового явления, как института конституционного права. При этом определенный интерес по данной теме имеют работы таких исследователей как М.В. Баглай, А. Г. Головин, Л.Ю. Грудцына, В. А.Лебедев, В. В.Киреев и ряда других.

Исходя из актуальности, целью работы является изучение проблемы создания политической партии в Российской Федерации.

Цель определяет основные задачи работы:

-характеристика понятия политической партии;

-анализ порядка и этапов создания политической партии.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие политической партии

Анализ порядка создания политической партии можно начать с характеристики общих подходов к понятию «политическая партия». Надо отметить, что существуют различные политологические определения партии, которые применимы, прежде всего, в научном исследовании данного исследования. Например, в теории государства и права закреплено, что «политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан» Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2007. С.46..

От теоретических определений следует отличать те определения политической партии, которые закреплены действующим законодательством.

В конституциях различных государств отсутствует определение понятия "политическая партия". В них следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политические партии: "содействуют выражению мнений голосованием" (ст. 4 Конституции Франции); способствуют "выражению народной воли и организации политической власти" (ст. 47 Конституции Португалии); "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции); должны "демократическим путем содействовать определению национальной политики" (ст. 49 Конституции Италии).

Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. В зависимости от этого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные, реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политические партии.

Иногда их деятельность носит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношению друг к другу. А целом для современных политических партий характерны следующие черты: это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации; имеют органы управления и структурные образования; имеют устав и программу действий; чаще всего имеют фиксированное членство; отражают интересы определенного слоя людей.

В юридической науке неоднократно утверждалось и утверждается, что существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии. И это несмотря на то, что еще сравнительно недавно, в 1850 году, как отмечает Л.Ю. Грудцына «ни одна страна мира (за исключением США) не знала политических партий в современном значении этого термина»Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика, 2007. №10. С.5..

То есть формирование нормативного понятия «политическая партия» произошло лишь в ХХ веке, с принятием законодательства регулирующего создание партий и с закреплением в Конституциях зарубежных стран принципа многопартийности, идеологического многообразия.

Выделяя данные принципы С. А. Авакьян указывает, что это «такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед законом» Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 443..

Государство не может определять количество политических партий, их идеологическую направленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций. В России согласно Закону о партиях деятельность партий не должна противоречить требованиям законности, а их цели - основам конституционного строя, правам человека, национальной безопасности России Постатейный комментарий к Федеральному Закону "О политических партиях" / Под ред. С. Н. Бабурина, А. Ю. Малумова, А. А. Спиридонова. М., 2008. С.8.

Согласно Закону о политических партиях политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Таким образом политическая партия выступает как вид общественного объединения. При создании партии следует учесть общие требования, при которых партия может быть признана.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. Следует учесть, что с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года численность политической партии должна быть не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии. С 1 января 2012 года - численность партии должна быть не менее сорока тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Учитывая федеративное устройство России в настоящее время, особое значение имеет деятельность региональных отделений партии.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Надо отметить, что в настоящее время самой массовой и многочисленной политической партией в современной российской политической системе является "Единая Россия". Данная партия имеет региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации.

Таким образом, одним из основных требований к политической партии является ее численность (до 50000). Надо отметить, что в литературе данную норму называют ограничивающей право граждан на объединение Лапаева В.В. Законодательное требование к численности политической партии как ограничение конституционного права на объединение: критерии правомерности // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25.. Но Конституционный Суд РФ, призванный толковать Конституцию в целом неоднократно признавал норму о численности партии конституционной Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989..

Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории России. Это положение Закона было оспорено в Конституционном Суде РФ общественно-политической организацией "Балтийская республиканская партия", которая, будучи региональной организацией, полагала, что вправе сохранять свое наименование партии и просила Конституционный Суд признать соответствующее положение Закона противоречащим Конституции РФ. Конституционный суд признал данные требования соответствующими Конституции Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491..

Помимо названных политическая партия в целом должна отвечать требованиям закона, которые следует учесть при создании политической партии. Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.

В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина.

Политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия".

Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статья 9 Закона о партиях определяет, что запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Данные положения пытались оспорить представители политической организации «Православная партия России» которой не разрешили деятельность. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П пункт 3 статьи 9 признан не противоречащим Конституции РФ в части, не допускающей создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина" // "Собрание законодательства РФ. 20.12.2004, N 51, ст. 5260..

Также к требованиям относится то, что политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку.

Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются

По закону о партиях не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

М.В. Баглай отмечает, что данные ограничения не противоречат международному законодательству. Он пишет: «Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22) все же предусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма действующего Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре также ограничено такое право для прокуроров» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.,2007. С.247..

К признакам политической партии можно отнести и устройство данной партии. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

Требованиями к членству в партии является:

-Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

-Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

-Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

-Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.

-Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

-Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

-Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

-Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

-Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

-Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

Надо отметить, что важнейшим условием деятельности политической партии является ее государственная регистрация.

Политическая партия как самостоятельная организационно-правовая форма общественных объединений указана в Федеральном законе "Об общественных объединениях" Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930 при внесении в него изменений и дополнений 12 марта 2002 г., до этого партии считались разновидностью общественных организаций.

Выделение партий в особую организационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни.

В части создания и деятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партий от общественных организаций, по мнению Л.Ю. Грудцыной в следующем: в партии может быть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях возможно также и членство иных общественных объединений - юридических лиц; в партию входят лишь граждане Российской Федерации, в общественных организациях их уставами может допускаться членство иностранцев; партия является только федеральной организацией, в то время как общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях); партия должна быть обязательно зарегистрирована Федеральной регистрационной службой, а существование общественных организаций допускается и без юридической регистрации Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика, 2007. №10. С.6-7..

Таким образом, в целом политическая партия это общественное объединение российских граждан, отвечающее установленным в законе требованием и зарегистрированное в установленном порядке.

Глава 2. Порядок и этапы создания политической партии

политическая партия общество воля

Процесс создания политической партии включает закрепленный законом порядок и этапы, основным из которых является государственная регистрация политической партии. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Статья 11 Закона о партиях закрепляет два способа создания политической партии.

Первый способ это создание новой политической партии. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

При этом политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Второй способ -это создание в порядке преобразования. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании об и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.