На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Политическая система общества

Политическая система общества - совокупность государственных, общественных и партийных органов, которые участвуют в политической жизни общества, то есть имеют отношение к власти или ее распределению.
Структурные элементы политической системы общества могут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно выделить:
1. Собственно политические органы и организации. К этой группе относятся государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъектов является непосредственная связь с политикой и политической жизнью. Их существование в значительной степени оправдано именно политическими целями.
Государство участвует в политической жизни естественным образом; в определенном смысле это главный и даже наиболее влиятельный субъект политической жизни, поскольку именно государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, и отвечает за соблюдение этих правил; кроме того, именно за государством, в конечном счете, остается последнее слово при изменении этих правил. Так, например, противостояние советскому строю могло продолжаться очень долго и, в конечном счете, не привести ни к какому результату, если бы в руководстве страны не оказалось людей, разделявших демократические взгляды.
Что касается политических партий, то они являются собственно политическими участниками в несколько ином смысле. Политические партии и движения создаются определенными группами внутри общества для достижения собственно политических целей, например, для влияния на государство или для достижения представителями данных групп власти (что, в конечном счете, также имеет целью изменение политики государства).
К несобственно политическим органам и организациям можно отнести объединения, которые возникают не по политическим, а по экономическим или каким-то иным причинам: разного рода экономические и культурные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств, прочие объединения меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное участие в политической жизни.
Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же народности в других странах и т.д. Однако достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством. По крайней мере, подобные объединения должны быть признаны государством, которое вполне может оказывать им поддержку. С другой стороны, данные организации могут стремиться к принятию законов, которые благоприятствовали бы их деятельности. А это уже непосредственно политическая цель.
Понятно, что между собственно и несобственно политическими участниками политической жизни достаточно трудно провести четкую границу. Кроме того, несобственно политические субъекты могут различаться на основании степени влияния на политическую сферу (например, общество филателистов будет гораздо менее заинтересовано в политической деятельности, чем профсоюзное объединение). Однако такую разницу все же установить можно, и заключается она в том, какие цели - политические или неполитические - для объединения являются первичными.
Государство и политика

Государство является важнейшим субъектом политической жизни. Как уже указывалось, именно государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение этих правил, и именно за государством, в конечном счете, остается последнее слово при изменении этих правил.
Почему же государство следует считать важнейшим субъектом политической жизни? Здесь можно привести несколько качеств любого государства, которые могут служить обоснованием для подобного утверждения.
1. Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества. Конечно, при разных политических строях роль конкретного гражданина может быть разной; многое зависит и от индивидуальных качеств человека, который может быть как политически активным, так и безразличным к жизни государства.
Однако это не означает, что он не имеет отношения к государству. Такая принадлежность устанавливается с момента рождения и обычно по факту рождения, поскольку гражданство до сих пор не утратило своей важности. В то же время участие в политических партиях и движениях в той или иной степени добровольно (даже если оно вынуждено). Например, в СССР существовала лишь одна политическая партия, которая фактически была единственным носителем власти, а потому членство в ней было необходимо не только сторонникам коммунистической идеологии, но и людям, которые чувствовали в себе желание и силы заниматься управленческой работой. Кстати, именно по этой причине многих сторонников демократического пути развития в нашей стране, которые когда-то были членами КПСС, бессмысленно обвинять в предательстве коммунистической идеологии: по большому счету, сами коммунисты создали все предпосылки для того, чтобы в их рядах появились так называемые «предатели». У талантливых людей, способных разумно руководить и желающих работать, во времена СССР не было иного выхода, кроме вступления в партию.
2. Любой человек участвует в жизни государства как политической организации. Даже политическая пассивность, которая проявляется, например, в неучастии в выборах, также оказывается формой участия в политической жизни, поскольку подобное безответственное поведение может способствовать тому, что к власти придут либо нечестные люди, либо диктатор, а это непосредственно скажется на жизни конкретного человека. Другими словами, если в жизни партии или политического движения человек может не участвовать, то в государственной жизни он будет принимать участие неизбежно, даже не думая об этом.
3.Государство обладает суверенитетом, то есть полной независимостью от других политических образований, как внутри государства, так и за его пределами. Это означает, что государство обладает абсолютным верховенством по отношению ко всем гражданам, а также по отношению к тем политическим и неполитическим объединениям, которые гражданами создаются. Кроме того, решения, принимаемые государством, не зависят от мнения других государств. Разумеется, в международной политике существуют мощные средства, при помощи которых одни государства могут влиять на другие, однако это не отменяет того факта, что государство имеет абсолютную свободу в принятии решения (другими словами, влиянию других государств оно подчиняется добровольно).
Естественно, политика государства и все принимаемые властью конкретные решения в значительной степени зависят от тех людей, которые находятся у власти. Однако это не означает, что в большинстве случаев власть была передана этим людям с санкции общества (например, они получили ее в результате выборов). А это означает, что конкретные люди, стоящие у власти, действуют не от своего лица, а от лица государства, а их решения приобретают силу государственного решения.
Кроме того, любой человек, приходящий к власти (например, Президент), вынужден действовать в соответствии с теми нормами, которые были установлены до него, а, следовательно, уже являются государственными. Он может с санкции общества изменить их, но для этого он должен использовать опять-таки установленные государством правилам. Другими словами, любой человек, обладающий властью, является таким же гражданином, как и все остальные люди; отличие же его состоит в том, что он имеет право выполнять определенные функции, принимать решения и т.д., то есть делать то, что не позволено другим. Следовательно, государство всегда «шире», чем воля отдельных людей.
Наконец, граждане обычно обладают определенными, в том числе и политическими, средствами, которые позволяют им оказывать влияние на те решения, которые принимает государство. Как правило, такие средства предусмотрены государством; это может быть свобода слова, благодаря которой можно открыто высказывать свое мнение о власти и ее конкретных проявлениях, референдумы, которые могут инициироваться обычными гражданами, митинги, забастовки, обращения в суд и т.д. Если государство не предусматривает таких средств, то у гражданина остается единственное, самое радикальное средство - неподчинение государству. Это также указывает на тот факт, что государственные решения, в конечном счете, принимаются на уровне государства, а не конкретными людьми.
В отличие от государства, прочие субъекты политической жизни суверенитетом не обладают. Проявляется это в том, что они вынуждены действовать по правилам, которые устанавливаются государством, и не вправе самостоятельно устанавливать такие правила (хотя и могут оказывать влияние на их изменение).
4. Государство является собственником ресурсов и средств производства. Этот признак также универсальный, хотя и реализуется по-разному. Так, например, при социализме государство является монополистом, то есть единственным собственником ресурсов и средств производства, тогда как при иных государственных устройствах право государства
на собственность ограничено за счет существования других форм собственности. Примером в этом случае может служить история России: в эпоху СССР все ресурсы и средства производства принадлежали государству, в настоящее время происходит постепенный переход к более гибкой системе собственности, допускающей, например, собственность на средства производства, землю и т.д.
5. В отличие от других субъектов политической сферы, государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование, как в политической, так и в других (экономической, социальной, культурной и т.д.) сферах. Средствами контроля и регулирования являются разного рода законодательные акты, которые издаются соответствующими органами.
Кроме того, государственные органы осуществляют не только издание таких правовых актов, но и контроль за их выполнением. В данном случае используются такие средства, как наказание (в виде разного рода санкций, штрафов, уголовной ответственности и т.д.) и поощрение.
6. В отличие от других субъектов политической сферы, государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а, следовательно, помогать государству, достигать стоящих перед ним целей. В данном случае мы имеем в виду такие органы, как милиция, прокуратура, суд, которые от лица государства осуществляют контроль за общественной жизнью, экономической деятельностью и т.д. Ни один из других субъектов политической сферы такими органами не располагает.
Указанные признаки отличают государство от других субъектов политической жизни.
Однако переоценивать его роль в жизни общества не следует. И действительно, что означает утверждение, что государство является наиболее важным субъектом политической жизни? Это очень общее утверждение, в которое можно вкладывать самые разные смыслы. По крайней мере, если мы обратимся к реальным фактам, то мы не сможем найти однозначного ответа на этот вопрос. Влияние государства на политическую жизнь в тоталитарном обществе качественно отличается от того влияния, которое оно оказывает на общество в рамках демократии.
Кроме того, государство не следует целиком сводить к политическим целям. Парадоксальным образом, государство, будучи важнейшим субъектом политической жизни, не может быть признано только политическим образованием. Помимо собственно политических, государство выполняет также множество других функций. Например, оно устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции, в большей или меньшей степени отвечает за экономическую стабильность, за распределение денег в стране и т.д. Понятно, что все эти функции также имеют политические аспекты, однако совершенно очевидно, что эти функции не являются собственно политическими.
Как субъект политической жизни государство отличается от политических партий и движений своей сложной структурой. В России составными частями государства являются институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство, а также аналогичные институты местной власти. На этом примере хорошо видно, что государство имеет сложную внутреннюю структуру. Одни составные части существуют на одном уровне (например, Государственная Дума и Совет Федерации, которые не подчиняются друг другу); они либо выполняют разные функции, как законодательная и исполнительная власть, либо участвуют в одном и том же процессе на его различных этапах. В последнем случае мы имеем в виду, например, участие Государственной Думы, Совета Федерации и Президента в законодательной деятельности: как известно, закон должен быть сначала утвержден в Государственной Думе, затем он утверждается Советом Федерации и лишь после этого подписывается Президентом.
Если обратиться к государственному устройству других государств, картина принципиально не изменится. Конечно, не во всех странах избирают президента, не везде есть парламент и т.д. Однако в любом случае государство будет иметь более или менее сложную структуру, существенно превосходящую по своей сложности структуру политических партий и движений (которые, впрочем, тоже могут строиться как «маленькие государства»).
Формы государственного правления

Государство представляет собой особую сущность, то есть обладает целым рядом признаков, которые можно обнаружить в любом конкретном государстве. Однако между государствами существуют и различия. Однако из таких различий заключается в том, каким образом, то есть посредством совокупности каких средств и способов, реализуется государственная власть. Форма государственного правления - один из элементов, в которых эти средства и способы проявляются.
Форма государственного правления - организация государственной власти, которая включает в себя порядок формирования, структуру и статус высших органов государственной власти, и порядок взаимодействия между ними.
Различают монархическую и республиканскую формы правления. Каждая из этих форм имеет свои разновидности, существовавшие на определенном этапе исторического развития. Выделение разновидностей на этом основании совершенно обоснованно, поскольку политику и формы государственного правления нельзя рассматривать отдельно от таких важных факторов, как, например, экономические и культурные. Что касается экономики, то очень важным моментом с этой точки зрения является форма собственности, поскольку обладание собственностью (ресурсами, средствами производства) влечет за собой либо обладание властью, либо стремление ее достичь для сохранения своих богатств.
При монархической форме правления вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека - монарха. Такое лицо не избирается, а получает власть по наследству (по праву рождения). На основании структурных особенностей и связи с разными историческими этапами развития общества различают следующие разновидности монархической формы правления:
В условиях рабовладельческой монархии вся полнота власти, то есть законодательная, исполнительная и судебная власть, безраздельно сосредоточены в руках одного человека. Основной разновидностью рабовладельческой монархии является восточная деспотия - форма правления, существовавшая в Вавилоне, Египте, Индии, а также в некоторых других государствах Древнего Востока. Характерной чертой восточных деспотий является совмещение в лице одного человека (монарха) как светской, так и религиозной власти. Например, в Древнем Египте во время войн фараон становился главнокомандующим и обожествлялся (его считали сыном бога Ра).
Культ монарха в восточной деспотии активно поддерживался, в основном за счет жрецов и развитого бюрократического аппарата.
Кроме того, монарх в деспотии осуществлял не только политическое, но и хозяйственное управление страной. Сам он являлся крупным собственником: в его распоряжении находились угодья, рабы, здания.
Власть монарха в восточной деспотии являлась безграничной лишь формально. Фактически на государственное правление оказывали очень большое влияние интересы военных, бюрократии и жрецов, а также состоятельных собственников и крупных торговцев (в зависимости от конкретной конфигурации). Значительная роль данных групп внутри общества находила выражение в том, что периодически в результате дворцовых переворотов монарх свергался, а на его место ставился другой человек, готовый проводить политику, которая устраивала бы данные группы.
Другой (более развитой) формой монархического правления была римская монархия. Она пришла на смену Римской республике. Ее основной чертой (по крайней мере, на первых этапах) было сосуществование монархических и республиканских государственных институтов. Однако впоследствии римская монархия приобрела более выраженный централизованный характер, отчасти сопоставимый с восточными деспотиями. Поддержка римской монархии осуществлялась армией.
Феодальная монархия - это форма государственного правления, которая существовала в условиях феодального общества. Сам принцип устройства этого общества накладывал отпечаток на данную форму государственного правления, а потому феодальная монархия была выделена в отдельную разновидность.
Конечно, на разных этапах развития феодального общества формы правления отличались друг от друга. Иначе выражаясь, феодальная монархия на протяжении своей истории претерпевала достаточно заметные изменения. Однако это не означает, что она может быть выделена как самостоятельная форма правления, поскольку для феодальной монархии характерен ряд признаков, которые являются общими для всех ее разновидностей.
Рассмотрим разновидности феодальной монархии.
Для раннефеодальной монархии была характерна достаточно слабая королевская власть. Это означает, что в руках монарха была сосредоточена не вся власть; фактически раннефеодальные государства состояли из множества относительно самостоятельных княжеств и герцогств, а крупные феодалы в незначительной степени зависели от власти короля. В истории европейских государств можно найти много примеров, когда крупные феодалы отказывались признавать власть короля и всячески стремились ограничить ее.
Кроме того, в раннефеодальной монархии основным принципом организации и управления общественной жизнью был институт вассалитета. Его специфической чертой является строгая иерархичность. Так, например, рыцари в европейских странах, находившиеся на низшей ступени иерархии, были в непосредственном подчинении у знати, принадлежавшей к среднему слою, то есть были ее вассалами; знать среднего слоя - в непосредственном подчинении у короля. При этом важно, что вассал подчинялся только своему сеньору - при совершенной независимости от сеньора своего сеньора.
Сословно-представительная монархия, которая пришла на смену раннефеодальной монархии и существовала в европейских странах в XIII - XIV веках, отличалась гораздо более сильной концентрацией власти в руках монарха. Если на ранних этапах развития феодализма власть в непосредственном подчинении у монарха находилась только высшая знать, с опорой на которую во многом и осуществлялось правление, то в период существования сословно-представительной монархии компетенция верховного правителя заметно увеличилась, и правление осуществлялось уже с учетом интересов дворянства всех уровней, а также зажиточного городского населения и духовенства.
Характерной чертой сословно-представительной монархии является наличие представительного органа (например, русских земских соборов, английского парламента, польского вольного сейма и т.д.), который обладал значительными полномочиями и даже в значительной степени ограничивал власть короля (царя). Такой представительный орган формировался из дворянства, духовенства и городского населения.
Абсолютная монархия - форма правления, которая установилась в феодальных государствах в период их упадка и пришла на смену сословно-представительной монархии. При абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках одного лица - монарха; ранее влиятельные представительные органы практически лишаются возможности воздействия на политическую жизнь государства и превращаются в формальные организации. Для абсолютной монархии не характерно разделение властей: и законодательная, и исполнительная, и судебная власть оказываются у монарха, который имеет право единолично решать все связанные с ними вопросы и таким образом оказывается обладающим абсолютной властью в рамках данного государства (на основании чего данную разновидность монархии и называют абсолютной).
В период зарождения и расцвета капитализма монархия также претерпевает определенные изменения и приобретает формы, которых она не имела ранее. Разновидность монархии, возникающей в период формирования капиталистических отношений, получила название конституционной монархии. Конституционная монархия возникает в результате постепенного приспособления абсолютной монархии к зарождающимся капиталистическим отношениям и интересам буржуазии. В то же время при данной форме правления буржуазия не приобретает абсолютного господства, а сама капиталистическая монархия, в конечном счете, представляет собой результат компромисса между дворянством, которое не желает отказываться от своих преимуществ, и буржуазии, которая стремится защитить свои интересы.
Выделяют две основные разновидности конституционной монархии: парламентскую и смешанную (дуалистическую). При парламентской монархии власть монарха существенно ограничивается, особенно в сфере законодательной и исполнительной власти. Основным органом, который осуществляет функции в указанных сферах, является парламент и глава государства, назначаемый выборным путем.
Выборная система в этом случае выглядит следующим образом. В процессе выборов избирается парламент, партия, получившая большинство голосов (или несколько таких партий), формируют правительство, а лидер партии, обладающий большинством мест в парламенте, автоматически становится главой государства. Важно, что монарх в парламентской монархии практически не способен оказывать влияния на политическую и прочую деятельность парламента и правительства, поскольку парламент является конечной властной инстанцией, а правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Законодательная деятельность при этом осуществляется парламентом, который создает и принимает законы; роль монарха сводится в основном к их утверждению. Фактически монарх не принимает сколько-нибудь заметного участия в процессе принятия законов, так как его утверждение закона - во многом формальная процедура, и монарх редко не утверждает принятые парламентом законы.
Таким образом, при парламентской монархии достигается независимость исполнительной и законодательной власти от монарха.
Парламентская монархия существует в таких развитых странах, как Великобритания, Швеция, Голландия, Дания и др.
При смешанной (дуалистической) монархии правительство, наоборот, формируется не парламентом, а монархом, и фактически не зависит от парламента.
Данная форма правления получила название дуалистической в силу того, что в государстве существует два независимых органа. Первый из них - правительство - защищает интересы монарха и крупных феодалов, тогда как второй - парламент - стоит на стороне буржуазии. Другими словами, данная форма правления позволяет уравновесить государственную систему и сохранять баланс между указанными двумя классами.
В настоящее время дуалистическая монархия имеет очень слабое распространение. Однако в качестве примера можно привести форму правления кайзеровской Германии, которая просуществовала с 1871 по 1918 гг.
Республиканская форма правления характеризуется тем, что носителем политической власти являются государственные выборные органы, а, в конечном счете - народ, который эти органы «назначает» в процессе выборов.
Точно так же, как и монархическая форма правления, республика существовала на всех этапах развития человечества. На этом основании обычно и принято строить классификацию ее разновидностей.
Рабовладельческая республика имеет две основные разновидности: аристократическую и демократическую. Демократическая рабовладельческая республика сформировалась в Афинском государстве. Для нее было характерно участие в выборах государственных органов всех свободных граждан; такого права не имели только рабы. Другими словами, в выборах мог участвовать любой гражданин государства независимо от того, был ли он рабовладельцем или нет. Конечно, демократичность Афинского государства была в большей степени юридической, чем фактической, поскольку помимо рабов в общественной жизни не могли принимать участия бывшие рабы (например, вольноотпущенники), лица моложе 20 лет, а также женщины.
Основным органом Афинского государства, который обладал наибольшей властью, было Народное собрание. Сферой его деятельности были в основном вопросы, связанные с принятием законодательства, хотя ему было также дано право заключать международные договоры, решать вопросы, связанные с государственными преступлениями и т.д. Исполнительная власть находилась в руках Совета пятисот, который избирался каждый год и занимался распределением государственных денег, контролем за исполнением принятых Народным собранием законов и за деятельностью должностных лиц. Кроме того, Совет пятисот осуществлял подготовку законов, которые затем принимались или отклонялись Народным собранием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.