На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Политическая социализация и ориентация. Процесс функционирования политической системы. Формирование и развитие индивидуальных политических ориентаций. Приобретение молодыми людьми политического опыта. Политическая социализация молодежи в России.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Политология. Добавлен: . Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Содержание
Введение
Политическая социализация и ориентация
Политическая социализация молодежи в России
Политическая ориентация молодежи в России
Заключение
Список литературы
Введение
Человек - существо социальное. Молодежь - социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Но ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется социализацией.
Каким образом индивиды усваивают установки, верования и ценности, в соответствии с которыми они воспринимают политические объекты? Как им удается играть политические роли (избирателя, члена группы интересов, активиста радикальной партии, политтехнолога или законодателя)? Иными словами, в результате каких процессов индивиды овладевают образцами политического поведения?
Все эти вопросы связаны с проблемой, именуемой в современной политологии как проблема политической социализации и ориентации.
Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность обусловлена рядом объективных факторов. Социально-экономическое и политическое положение различных социальных групп в современной России не является статичным. Социально-политическое положение молодежи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества и регулируется многочисленными институтами. С помощью политики молодежь решает задачи, стоящие перед ней. Политика - это инструмент для обеспечения наших интересов сегодня и в будущем. Поэтому мы, т.е. молодежь, должны больше интересоваться политикой.
Трансформация российского общества определила качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации важнейших аспектов деятельности по социализации и адаптации молодежи. Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов [текст]/ Р. Рахимова//Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С 60 Решение данной проблемы невозможно без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов (социально-экономических, политических, духовно-нравственных и др.), оказывающих воздействие на ценностные ориентации современной молодежи. Среда обитания молодежи с ее стихийными, неписанными требованиями и принципами, с одной стороны, способствует адаптации к динамичным общественным условиям, независимости от родителей. С другой стороны, зачастую оказывает губительное влияние на подрастающее поколение, ломает, гипертрофирует Гипертрофировать - чрезмерно увеличить, преувеличить. взгляды и принципы формирующейся личности, сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать не нее положительное воздействие (например, родителей, педагогов).
За годы становления рыночной экономики в России в динамике ценностных ориентаций и процессах адаптации молодежи проявился ряд противоречивых тенденций. Рахимова, Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов [текст]/ Р. Рахимова//Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С 60 Как показывают социологические исследования, часть молодежи считает, что появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. В то же время многие недооценивают значение профессионализма, а ценность труда для них имеет в большей мере «инструментальный» Там же, с 60 характер. В новых экономических условиях происходит переоценка нравственных ценностей, что вызывает необратимые потери в духовном развитии молодежи. Там же, с 60 Анализ положения подрастающего поколения в России позволяет констатировать: наряду с тенденцией углубления деформаций в ценностных ориентациях, проявляющихся в общей социальной апатии, бездуховности, падении престижа честного труда, росте потребительских настроений в изменившейся социальной ситуации, у молодых развивается стремление выработать в себе и принять такие жизненные установки, которые позволили бы им найти свое место в жизни.
Задачами настоящего реферата являются:
· дать толкование терминам «социализация» и «ориентация»;
· изучить процесс формирования политической социализации и ориентации;
· рассмотреть политическую социализацию и ориентацию молодежи именно в России;
· сделать выводы по реферату.
Политическая социализация и ориентация
Термин «социализация» многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает. История данного термина в разных источниках предстает в разных вариациях.
Социализация (от лат. socialis -- общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 (электронная версия)
Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности. Понять сам процесс социализации можно при условии анализа целостной природы человека.
В современной политологии существуют различные подходы к определению понятия «политическая социализация». Одни ученые определяют ее как овладение политически релевантными релевантный - < англ. relevant существенный < фр. relever повышать, поднимать < лат. relevвre поднимать. 1. спец. Важный, существенный. 2. лингв. Способный служить для различения языковых единиц. образцами социального поведения, соответствующими социальными ориентациями индивида, которые воплощаются в различных политических ролях. Другие специалисты дают более обширные толкования. В «Международной энциклопедии социальных наук» Ф. Гринштейн предложил следующее определение: под политической социализацией следует понимать «всякое обучение - формальное и неформальное, обдуманное и незапланированное - на любой стадии жизненного цикла, включая не только эксплицитно выраженное политическое обучение, но также и неполитическое обучение, влияющее на политическое поведение. Например, усвоение, политически релевантных социальных установок или приобретение политически релевантных персональных характеристик».
Итак, существование различных определений политической социализации подчеркивает разнообразные аспекты как самого понятия, так и стоящих за ним реальных процессов: одни определения характеризуют процесс функционирования политической системы во времени и пространстве, другие акцентируют внимание на формировании и развитии индивидуальных политических ориентаций.
В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры, СМИ, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализаторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Бороноев, А. О. Основы социологии и политологии [текст]: учеб. пособие/ Под ред. А. О. Бороноева, М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2001. - 408с. С 117
Социализация это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, с вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий. Исследования процесса первичной социализации показали, что на тип личности влияют состав семьи (полная или с одним родителем), характер взаимоотношений внутри нее, ценностные ориентации членов семьи и ожидания по отношению к ребенку.
По мере взросления возрастает значение групп сверстников и друзей, их роль в социализации человека определяется, прежде всего, тем, что в отличие от родителей они занимают равное, по отношению к нему положение. Именно в кругу ровесников человек приобретает опыт взаимодействия с себе равными. В юношеском возрасте, когда личность еще не обладает самостоятельным социальным статусом, добровольное вхождение в различные молодежные ассоциации помогает обрести идентичность.
Однако ни семья, ни сверстники не могут обеспечить полную адаптацию ребенка к многообразным формам социальной жизни. Поэтому значительную часть функций по первичной социализации берут на себя детские дошкольные учреждения и школа. Последняя дает не только систематическое образование, но и готовит индивида к жизни в обществе. В школе дети осваивают не только ролевые ожидания, но и ролевые требования, модели поведения во вторичных коллективах. Взаимоотношения с учителями и администрацией школы, в отличие от отношений с родителями и сверстниками, носят формальный характер.
Высшие и средние специальные учебные заведения готовят индивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль, как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации. Чем сложнее осваиваемая роль, тем дольше продолжается процесс обучения. В высших и средних учебных заведениях осваивается специфический язык, необходимый для выполнения роли, к которой готовится студент. Наряду со специальными знаниями студенты должны усвоить кодекс профессиональной этики
Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.
Другими институтам социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.
В современной психологии большинство исследовательских подходов к анализу политической социализации имеет описательный характер, направленный на измерение типа и уровня политических ориентаций. Специалисты, критикующие такие подходы, предлагают перенести акценты на вопрос: каким образом политические ориентации усваиваются индивидом, разрабатывая специальные модели научного анализа?
Модель аккумуляции исходит из предложения о том, что приобретение знаний о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне логической связи между информацией и психологическими установками, при отсутствии последовательности в самом процессе обучения и каких-либо ограничений, свойственных детям на различных этапах возрастного развития.
Альтернативная модель основана на суждении, согласно которому способность ребенка вырабатывать определенные виды политических ориентаций ограничивается стадиями его когнитивного Когнитивный - нем. kognitiv, фр. cognitif < лат. cфgnфscere понимать, сознавать. психол. Связанный с сознанием, с мышлением. развития.
Можно провести также различие между прямой и косвенной политической социализацией. Под последней подразумевается усвоение не политических, но соотносящихся с политикой аспектов поведения; сюда входят характеристики личности и ориентации в отношении различных ролей и их взаимодействий, в частности ориентации на авторитарные фигуры. Напротив, опыт прямого обучения представляется явно политическим по своему содержанию.
Одной из форм косвенного обучения принято считать межличностный обмен, в рамках которого формируются ясно выраженные предпочтения, например установка на авторитет. В процессе такого обмена усвоенные образцы других социальных ролей трансформируются в политические роли. Развившиеся в семье, школе, детских коллективах и молодежных ассоциациях, а также в ходе обучения будущей профессии ориентации трансформируются в индивидуальные ожидания, в соответствии с которыми должен вести себя авторитетный лидер в определенной политической системе. Одновременно с этим индивид усваивает правила организации и участия.
Другим видом косвенной политической социализации является распространение (часто спонтанное) ценностей, имеющих общий социальный и общекультурный характер, на политическую систему. Так, заниженное чувство личной ответственности трансформируется в неспособность оценить степень эффективности политических действий.
Существует немало непосредственных способов политической социализации. Главный из них - имитация политических ориентаций и поведения других индивидов, например заимствованная ребенком от родителей идентификация себя с определенной политической партией. Заимствование женой политических предпочтений мужа относится к той же категории.
Второй тип прямого обучения - предвосхищающая социализация. В такого рода процессе индивиды усваивают политические ориентации, поведенческие роли, соответствующие тем будущим ролям, которые они желают исполнять на политической арене. На западе студенты университетов и колледжей, отдающие предпочтение определенным политическим партиям и мечтающие о дальнейшей партийной карьере, могут приобрести начальный опыт политической деятельности в соответствующих молодежных партийных клубах.
Третий тип непосредственной социализации - целенаправленное воздействие системы образования, а также семьи, церкви или социальных групп на формирование определенных политических установок. Чтение в учебных заведениях США специальных курсов по проблемам демократии, американской истории и американского правительства, воспитание школьников и студентов в духе и преданности партийным вождям в СССР и коммунистическом Китае, салютование национальному флагу, пение национального гимна относятся к числу наиболее распространенных воспитательных действий такого типа.
Четвертый тип непосредственного политического образования - целеустремленное или случайное приобретение молодыми людьми политического опыта. Политическая кампания, инциденты с представителями государства - полицейским, парламентарием, судьей на процессе, страховым агентом, служащим благотворительного фонда, работником метро и т.д. - воздействуют на политические ориентации индивида по отношению к режиму, его представителям и ко всему политическому обществу. Непосредственный политический опыт формирует ожидания, ориентации, будущее поведение в соответствии с запланированными ролями.
Какие структуры, образцы, типы поведения наиболее важны в формировании и трансформации политических ориентаций? Ответ на этот вопрос невозможен без привлечения конкретных выводов ученых, представляющих различные направления гуманитарных наук. И все же создание гомогенной Гомогенный - однородный по своему составу или происхождению; противоп. гетерогенный. научной концепции политической социализации является делом отдаленного будущего. Взаимодействие различных субкультур и традиций внутри различных обществ, находящихся на различных ступенях развития, не позволяет создать какой-либо единой картины. В частности, роль семьи в политической социализации может варьироваться от одного класса к другому. Исследования показывают, что дети из рабочих семей, где родители не проявляют интереса к политике, воспринимают школу как главный источник политической информации. Отношения внутри семьи также могут способствовать созданию различных образов к политике у ребенка (доминирование отца, матриархальный комплекс и т.д.). Например, американский политолог К. Лангтон обнаружил, что мальчики из семей, где нет отца, демонстрируя авторитарное поведение, одновременно проявляют меньший интерес к политике по сравнению с детьми, в семьях которых отношения между отцом и матерью уравновешены. Сочетание пониженного интереса к политике и авторитарного стиля поведения характерно и для рабочих семей, и для семей среднего класса, в которых доминирует мать. Ачкасов, В. А. Политология [текст]: учебник / В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов; под ред. В. А. Ачкасова. - М.: Высшее образование, 2007. - 692с. С 387
Дети приобретают от родителей определенные базовые ориентации, в частности чувство принадлежности к определенному политическому сообществу. Эти базовые ориентации имеют по большей части эмоциональный характер. Они могут усиливаться или ослабевать в процессе школьного обучения. Непосредственный политический опыт, средства массовой информации, вторичные группы могут способствовать стабилизации или, наоборот, полному изменению первоначальных политических установок. Интересно отметить, что у детей представители различных видов власти вообще вызывают благоприятные впечатления потому, что они ассоциируются с авторитетом отца. Вообще влияние отцовского авторитета способствует формированию у детей положительного образа гражданских властей. Зарождающееся в семье ощущение принадлежности к политическому сообществу постепенно в процессе школьного обучения выстраивается в систему когнитивных (уже основанных на элементарных знаниях) ориентаций. В дальнейшем непосредственный политический опыт, общение в различных организациях и социальных группах способствуют в совокупности более осознанному восприятию политических ролей и их носителей. У детей из низших социальных слоев имеются тенденция более доверительного отношения к власти и ее представителям и гораздо меньшая склонность к политическому цинизму. У взрослых представителей наблюдается обратная тенденция, тогда как взрослые из зажиточных слоев, напротив, демонстрируют более доверительное отношение к правительству. Некоторые исследования показали, однако, что дети из обездоленных семей менее доверяют правительству, чем их сверстники из более обеспеченных общественных слоев.
Семейное влияние на политические предпочтения и партийные идентификации увеличивается в случае, если между родителями существует устойчивое согласие в оценках проводимой той или иной партией политики. Это влияние закрепляется и тогда, когда члены семьи доверительно относятся друг к другу и когда для них характерен общий стиль жизни. Общение со сверстниками может снизить это влияние. Если дети из бедных семей восстают против родительского сверхконтроля, одной из форм протеста служит отвержение традиционной для семьи партийной идентификации. Такой тенденции не наблюдается среди детей, принадлежащих к высшим классам.
В то время как одни исследователи считают семью наиболее важным инструментом социализации, другие полагают, что для формирования партийной приверженности более важна школа. Опросы, проведенные в США среди учащихся начальных школ и старшеклассников, показали, что дети и подростки из низких статусных групп и те, кто обладает более слабым интеллектом, независимо от социального положения, рассматривают учителей как наиболее важный источник собственной социализации.
Проводя различия между гражданским образованием, информирующий детей о природе политических институтов, процессах и правилах игры, и политической индоктринацией, Индоктринация (англ. indokrination от лат. in -- внутрь и doktrina -- учение, теория, доктрина).1) введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной. 2) Целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания. стремящейся приобщить индивида к определенной идеологии, партии или режиму, специалисты подчеркивают, что гражданское образование обладает большим воздействием на детей из низших статусных групп. Однако исследование, проведенное во французской провинции, показало, что там, где материалы формального школьного курса расходятся с семейными ориентациями и другими видами внешкольного политического опыта, попытки социализации оказываются неэффективными. Социализации американских подростков способствует сам ритуал, соблюдаемый в школах, - салютование национальному флагу, пение национального гимна, празднование национальных исторических дат и т.д. Изучение ориентаций старшеклассников и студентов младших курсов также показывает высокую степень совпадения мнений учащихся и учителей, особенно в тех учебных заведениях, в которых широко представлены общепринятые политические взгляды и предпочтения. На основе ориентаций студентов старших курсов американских университетов был сделан вывод о том, что элементы гражданского образования, преподаваемые в высшей школе, оказывают меньшее воздействие на их политические знания и суждения, не уменьшая, но и не увеличивая политического цинизма или гражданской терпимости. В целом же такое образование усиливает социализацию, полученную из других источников.
Школьно окружение и внешкольная деятельность также способствуют развитию таких ценностей, как участие, соревновательность, творческая целеустремленность, соблюдение установленных правил игры и т.д.
Итак, политическая социализация - это постоянный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни не только потому, что поведенческие ориентации и роли индивида в политической системе могут изменяться, но и по целому ряду других причин. Социализация ребенка связана с усвоением многих ценностей, таких как признание легитимности Легитимный - (спец.) признаваемый законом, соответствующий закону. существующей политической системы, подчинение законам и установленным правилам политического поведения и т.д. В результате он приучается к определенным ориентациям, относящимся к сфере гражданского поведения, например, к участию в выборах. Однако устойчиво следовать данным ориентациям дети могут только став взрослыми. Уплата налогов, общение с правительственными чиновниками, судебные тяжбы, активное участие в партийной деятельности - все эти действия совершаются только достигшими зрелости индивидами. Выполнение многих политических ролей вообще возможно только после получения специальной квалификации. Множество факторов влияют на формирование самих политических ориентаций. Без специальных исследований полный их учет, естественно, невозможен. Обычно фиксируются только образовательный уровень, направленность специализированных занятий, социальное положение, степень компетентности, другие свойства, способствующие активному участию в политике.
На основании такого рода фиксаций выделяются наиболее существенные типы политической социализации:
· гармонический, отражающий упорядоченное взаимодействие индивида с институтами власти;
· гегемонистский, указывающий на отсутствие у индивида терпимости к чужим мнениям, нормам и политическим ценностям;
· плюралистический, свидетельствующий о стремлении к равноправию и способности приспосабливаться к изменяющемуся политическому окружению;
· конфликтный, возникающий в атмосфере постоянной партийной борьбы и стимулирующий пристрастность, проистекающую из групповой замкнутости.
Конечно, определенные формы участия, например демонстрации, открытое гражданское неповиновение и т.д., свойственны индивидам, не имеющим возможности другими способами заставить власти прислушаться к своим мнениям. Но они также свидетельствуют об определенном уровне политической социализации и могут быть усвоены только в процессе общения с участниками радикальных групп, просмотра телепрограмм, чтения соответствующего рода политической литературы.
Некоторые специалисты выделяют различные типы изменений, возникающих именно в результате социализации, происходящей в зрелом возрасте. Сюда относятся, например, переключение ориентаций индивида от усвоения политических ценностей и ролей в процессе обучения активному поведению; стремление к синтетическому анализу и избирательному подходу к различным политическим ориентациям; преодоление идеализированного отношения к политической системе в целом или отдельным институтам власти и их представителям и др. Увеличивающаяся ясность понимания конфликтного характера многих политических требований способствует и стремлению научится преодолевать конфликты, в том числе в процессе активного личного участия в политике. Политология [текст]: учеб/под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М.:Высшее образование, 2007. - 692 с. С 391.
Политическая социализация выступает как сложный, внутренне противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, представляет собой интериоризацию требований политической системы, т. е. усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей. С другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.